Обобщение опыта работы учителя математики МОУ СОШ №2 Назаровой. Л.Н. "Самостоятельная работа учащихся как одно из средств повышения качества образования для адаптации выпускников в современном мире."

Автор: Назарова Любовь Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Константиновск Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение опыта работы учителя математики МОУ СОШ №2 Назаровой. Л.Н. "Самостоятельная работа учащихся как одно из средств повышения качества образования для адаптации выпускников в современном мире."
Дата публикации: 16.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Обобщение опыта работы учителя математики МОУ СОШ №2

Назаровой. Л.Н.

«Самостоятельная работа учащихся как одно из средств повышения

качества образования для адаптации выпускников в современном мире.»
Есть такое определение: «Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и теми, кто их не имеет». Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а, главное, по специфике мыслительной деятельности обучающиеся сильно отличаются друг от друга . Учителя, и я в том числе, пытались преодолеть эти различия, организуя дифференциацию внутри одного класса. При этом затрачивался огромный труд учителя, а результаты были недостаточны. Как же дать возможность школьникам сотрудничать и общаться на уроках. Ведь нередко проходят дни, недели, в течение которых многие ученики ходят в школу только слушать или смотреть на доску , списывая написанное не задумываясь ни на секунду. Анализируя такие ситуации в классе, привожу детям в качестве довода пример, как мне кажется, достаточно яркий по своей образности: можно ли , глядя как виртуозно играет музыкант на инструменте, очень долго глядя, так же сыграть самому? Нет! И еще много раз нет! Но вот появилось большое желание научиться играть: и тут любой найдет средства научиться – он найдет и самоучитель, и с большим желание будет перенимать опыт учителя, если у него будет такая возможность. Да ,я думаю, и собственные усилия, собственный труд , иногда до изнеможения , приведут к долгожданному результату. Чего действительно не хватает современным школьникам – так это мотивации обучения. Многие из них на вопрос : «Зачем вы идете утром в школу?» не могут дать четко ответ . Сейчас большинство из них сыты, одеты и довольны жизнью, а будущее – оно так призрачно. За многие годы работы в школе я перепробовала очень большое количество самых разнообразных форм, методов, приемов для реализации возникающих противоречий : какие – то из них меня устраивали на определенных этапах работы, какие – то оказались не моими, какие – то не принесли на мой взгляд должного эффекта. Методом проб и ошибок пришла к мнению, что одним из средств повышения качества образования для адаптации выпускников в современном мире является самостоятельная работа учащихся. Главная задача современного урока – не передача готовых знаний учителя учащимся (хотя и это не менее важно), а развитие у учащихся умения мыслить, сравнивать, рассуждать, просеивать информацию, принимать осмысленные решения. Но я, как учитель, маяком в своей работе всегда считала получение качественных знаний учащимися. Ведь «Знания – это то, что остается после полного забывания». Как сделать так, чтобы в головах детей осталось как можно больше из того, что изучили, закрепили, повторили на уроке? Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, увидела, что выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно – техническая. Б.П.Есипов (60 г.г) обосновал роль, место , задачи самостоятельной работы в учебном процессе. Роль самостоятельной работы школьников возрастает
в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Второе направление берет свое начало в трудах Я.А.Коменского. Содержанием его является разработка организационно – практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще недостаточно раскрыта. На протяжении многих лет своей работы я стараюсь совершенствовать виды самостоятельных работ , которые повысят реальную активность учащихся на всех этапах урока математики. Например, Устные самостоятельные работы на 2 варианта дают возможность ученику почти на каждом уроке отвечать хотя бы на один вопрос, чем сокращает дефицит времени общения учителя с учащимся. Они развивают у учащихся чувство ответственности, самостоятельности на уроках. Проводятся такие самостоятельные работы с различными целями: получение информации о знаниях учащихся, подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения теоретического материала предыдущих уроков – формул, правил, теорем; проверка уровня развития навыков и умений применять теоретические знания при решении упражнений и задач, навыков построения графиков, знания характеристических свойств фигур, навыков обобщения изученного материала как теоретического так и практического, подготовка учащихся к контрольной работе, выработка навыков предупреждения ошибок, развитие навыков математической речи и самоконтроля. Оправданы непродолжительные работы( 5 – 10 минут), чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление, создать рабочий настрой. Если открывается 1 вариант, то уч – ся отвечают формулировки или , наоборот, проговаривают формулы. Если открыты оба варианта, то идет работа на соотнесение формулы и формулировки правила. Проводятся самостоятельные работы всех видов( в зависимости от цели) : обучающие, подготовительные, контролирующие, проблемные, конкурсные, шифрованные. Например. Передо мной как учителем , классным руководителем средней и старшей школы, всегда возникает вопрос: Возможна ли стабильность в получении знаний на протяжении всего обучения в школе? Причин много и субъективных и объективных, но одной из серьезнейших , на мой взгляд, является отсутствие у детей общих учебных умений, в том числе и устойчивых навыков самостоятельной работы. Поэтому начинаю учить их учиться. В индивидуальных беседах, на уроках, на классных часах советую как выполнять домашнюю работу, планировать свою деятельность , знакомлю с приемами рационального повторения учебного материала, учу как оценивать свою работу, осуществлять
самопроверку и самоконтроль, объясняю, где пригодятся эти знания, как работать над задачей.(Слайд с высказыванием Пойя) Не секрет, что причинами низкого уровня усвоения у отдельных учащихся являются  Пропуск занятий по уважительной и безуважительной причины;  Несформированность навыков учебной работы;  Пробелы в знаниях  Хроническая неуспеваемость по большинству предметов. Выяснив причины, начинаю коррекционную работу. Для индивидуальной работы с учащимися использую различного рода карточки, индивидуальные занятия. Пример одной из карточек – подсказок представлен вашему вниманию. Если же большинство ребят допустили ошибки в выполнении какого – то задания, то самое эффективное – использование КСО – коллективных способов обучения, когда усвоившие материал дети – «учителя», а остальные – «учащиеся». При анализе общей структуры темы заранее определяю для себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования обще - учебных умений, задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах). КСО – это такая форма общения, когда ученики и учителя взаимодействуют в сменных парах и микрогруппах, обучая друг друга. Именно такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей школьников, предоставляя каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом- «учителем». Более того, учащиеся имеют возможность вернуться к непонятному еще раз, поменяв «учителя» и выслушать объяснение еще раз из других уст. Согласитесь, традиционный урок такой роскоши предложить не может. Данную форму работы удобно использовать для введения нового материала, для отработки различных навыков и умений и для систематизации знаний. Обычно организация такого занятия происходит следующим образом: Учитель заранее отбирает материал необходимый для отработки навыков и умений, распределяет его на карточках различного цвета /4-6 вариантов/. Каждый ученик получает свой вариант карточки. На этом этапе каждый ученик становится «специалистом» по теме. Затем все учащиеся разбиваются на пары так, чтобы можно было объяснить материал своей карточки и выслушать объяснение решения другого. Обязательное условие: в паре у каждого ученика цвет карточки не совпадает с цветом карточки у его соседа. Сделав отметку о работе пары в соответствующей таблице, каждый выполняет следующее задание и т.д. На занятии в парах сменного состава каждый ученик работает в три этапа: 1. Слушает объяснение консультанта 2. Применяет полученные знания
3. Объясняет этот материал другому. А хорошо известно, что для высокого уровня усвоения материала ученик должен уметь его правильно излагать. Заключением такого урока может стать индивидуальная самостоятельная проверочная работа. Можно упорядочить хаотический процесс выбора «учителя». Для этого вначале урока надо выдать учащимся не только карточки с заданием, но и маршрутные листы, где будет заранее определен каждый этап обмена информацией. Не обязательно готовить отдельные карточки, достаточно необходимый материал разместить на интерактивной доске или, если это теория, распределить по вариантам в учебнике. Такого рода занятия можно проводить, начиная с 6 класса. Они одинаково успешно проходят как в сильных классах, так и в слабых классах. Да и у учителя появляется возможность для того, чтобы уделить внимание самым слабым и самым сильным. Работа в парах сменного состава предполагает диалог- а это самая эффективная форма общения. Именно поэтому, коррекционная работа, проведенная в такой форме достигает своих максимальных результатов. Оказание помощи в обучении и усвоении каждой темы заключается не только в восполнении пробелов знаний, но и в создании условий учебы без отставания:  Ежедневный всеохватывающий контроль.  Самоконтроль.  Право на лучшую оценку.  Привычка к самостоятельному преодолению трудностей.  Жизнь с начала ( с ситуации успеха, с отличной отметки).  Обилие оценок.  Развитие речи. Хорошие знания учащихся – это мечта каждого учителя, который работает на конечный результат. А таковым для учителя математики являются итоговые экзамены в 9 и 11 классах. За годы работы у меня сложилась своя система подготовки к этим испытаниям. Подготовка к экзаменам начинается с 5 класса, в связи с введение тестовой контрольной работы в 9 классе. Обязательно провожу анкетирование детей с целью изучения их математических способностей и востребованности математики, как предмета необходимого для дальнейшего обучения. Тестовая самостоятельная работа – это активный метод обучения. Как показывает практика, это способствует развитию навыка работы с тестами, приобретению умения оптимально распределять время на выполнение заданий различной степени сложности, самооценке знаний по различным темам . Регулярное использование тестовых самостоятельных работ обеспечивает тщательную подготовку учащихся к урокам и более быстрое освоение обще – учебных умений и навыков. Объем школьной программы по математике так велик, что дети теряются в нем. Поэтому вижу задачу свою как учителя, в том, чтобы научить школьника умению систематизировать знания, применяя алгоритмы и методы решения математических задач. «10 полезных советов » - это еще одна попытка научить детей учиться математики, которая поможет им при подготовке к итоговому контролю. Систематизация материала по сквозным линиям идет через непрерывное
интенсивное повторение, строится по принципу цикличности: ведется учет и предупреждение индивидуальных ошибок учащихся, составляются устные упражнения на основе допущенных ошибок, увеличивается объем устной работы на уроке в целях повышения уровня вычислительной культуры и навыков распознания формул, теорем, типов задач по методам их решения, регулярно проводятся мини- и экспресс – тесты с целью адаптации учащихся к работе подобного рода и получение обратной связи на промежуточных этапах повторения. Всего два года тому назад, проводя семинар для молодых специалистов по обобщению опыта работы, я говорила о своем желании освоения новой технологией : компьютеризации обучения. Ведь многие годы доска, мел и тряпка были неизменными знакомыми атрибутами для каждого. А вот что такое интерактивная доска? Еще знает не каждый. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумался бы над вопросом «как сделать урок ярким?»Безусловно компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Появилась возможность распланировать уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. Информационно – коммуникационные технологии в обучении позволяют также приобретать учащимся и учителю навыки самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, осуществлять индивидуализированное, опережающее обучение, развивать творческие и профессиональные способности учащихся, способствуют развитию их компетенций. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать и делать выводы. В нашей школе стало достаточно технических средств ,и у учителя появилась возможность значительно оптимизировать учебный процесс. Всем известно, что все новое привлекает, большинство старшеклассников владеют компьютером и могут создавать с его помощью прекрасные творческие работы( презентации) , используя самые различные программы. У меня появилась идея направить ученическую энергию в полезное русло, предоставив ребятам возможность создавать такие работы по конкретным учебным темам. Ценность работы в том, что она проводится в системе и имеет реальные результаты. Развивая творческий потенциал, формируя заинтересованность в глубоком изучении конкретной темы, ученикам было предложено готовить презентации к урокам геометрии. Как обычно давались списки тем для докладов, либо принципиальные направления, по которым можно сделать доклад. Все делалось строго добровольно, разрешалось готовить одну презентацию группой из двух – трех человек. Собран своеобразный банк ученических презентаций по почти всем темам «Геометрия 10 – 11». Формируется аналогичный банк по «Геометрии 7 – 9». К презентации предъявлялись определенные требования как в плане оформительском, так и содержательном, но приветствовались все творческие находки в представлении материала. Подводя итог, необходимо сказать о результативности представленного опыта работы. В 2006 – 2007 учебном году была одним из трех участников
Константиновского района по проведению муниципального экзамена в виде теста в 9 классе. Результаты представлены в таблице. Класс Итоги года Кол-во Уч-ся «5» «4» «3» «2» Уровень обученности Качество знаний 9 «Б» Годовая 24 4 7 13 - 100% 46% Экзамен 21 6 5 10 - 100% 52% Через два года учащиеся уже 11 класса, среди которых были и дети из этого класса на тестировании набирают средний балл 49,5 при 100% успеваемости. 65% выпускников этого класса связали свою учебу с профессиями, имеющими отношение к математике. Мои ученики являются обязательными участникам школьных, районных олимпиад по математике. Крюков Вячеслав был участником и областной олимпиады по математики, получив в качестве поощрения за работу приглашение в лагерь для одаренных детей во время летних каникул. Много лет подряд мои ученики с большим удовольствием принимают участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру», только в прошлом учебном году 22 моих ученика были участниками, занимая на уровне области достойные места:… В данной таблице представлены результаты работы по классам за последние 3 года. Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика – главный путь воспитания самостоятельности. Презентация прилагается.