"Роль семьи в нравственном воспитании детей"

Автор: Плохотник Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад " Черемушки"
Населённый пункт: с. Преображенка Искитимский район Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в нравственном воспитании детей"
Дата публикации: 17.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Роль семьи в нравственном воспитании детей. Тяжелые социальные и экономические деформации, которые мы испытываем на себе, не могли не повлиять, не отразиться и на наших детях. Воспитание ребенка, формирование его личности с первых лет жизни неразрывно связано, как известно, со спецификой общества, той среды, в которой он растет. И для наших детей это прежде всего семейная среда и общественная- детский сад. Недаром единодушно сейчас стоят на повестке дня демократизация, гуманизация дошкольного воспитания, резкое повышение внимания к ребенку, его личности. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему всем миром: детский сад, семья, общество. Вновь подчеркну: формирование основ личности ребенка- это прежде всего воспитание нравственных качеств- отношение к людям, к их деятельности, к явлениям общественной жизни, к природе, наконец, индивидуальность самого ребенка. При этом важно, чтобы нормы этики, социально одобряемые образцы поведения в духе идеалов нашего общества; честность, порядочность, не будем же мы терять их, ссылаясь на явления деформации, находили отклик в каждом ребенке, чтобы мы, взрослые, поддерживали, (но не навязывали) развивали в ребенке веру в собственные силы. И поэтому взаимоотношения между детским садом и семьей должны быть очень тесными, взаимно- ответственными. Конечно, ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга, но помощниками в воспитании наших детей они обязаны быть. Ведь каждая семья не похожа ни на какую другую и каждая живет по своим неписаным законам. Сколько семей - столько и особенностей ее уклада, свойственных только ей одной: здесь и
образ жизни, и стиль внутрисемейных отношений, установки на труд и воспитание, материальные блага и духовные ценности и многое другое. Все это не может не сказаться на ребенке, на его особенностях воспитания. Поэтому роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Для ребенка семья - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учиться любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок учиться умению жить среди людей. Вот почему воспитание ребенка и организация его жизни начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания нравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат.
А от семейного микроклимата - весь эффект воспитания ребенка.
Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Матери, как воспитательницы и созидательницы семейного очага. От нее во многом зависит создания в доме атмосферы уюта, теплоты, заботливости, взаимопонимания, культурного содержания жизни семьи. И отца, как семьянина, гражданина, воспитателя собственных детей. Отношения « мать- отец» - величайший пример для ребенка в постижении им нравственных критериев. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко «впитывает» все , что видит и слышит вокруг «заражается» настроением взрослых. Каких эмоциональных впечатлений он получает больше – положительных или отрицательных? Какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность,
приветливость, спокойный тон, юмор, взвинченность, зависть, мелочность, хмурые лица – такие впитывает и в себя. Поэтому нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда поучаем детей, внушаем им понятия о добре и зле, объясняем, требуем. Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту. В воспитании участвует все- наши дела, мысли, чувства, суждения, самокритичность, интересы, вкусы, потребности- вообще вся атмосфера семьи, который « дышит» ребенок. И если дети наблюдают в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, стремление к материальным выгодам, вместо моральных приобретений, то их воспитание неизбежно ставится под угрозу. Задумывался ли кто-нибудь, как живется ребенку с нами? Вряд ли! Жалобы взрослых: трудно, тяжело. Капризный, непослушный, болезненный, подвижный, порезал, поломал. Поток недовольств, сплошные огорчения, тревоги, бессилие. А каково ему с нами? Передать все мысли и чувства дети не могут, не умеют еще, но все видно в их глазах. Внимательно и бережно всматривайтесь в глаза своих детей, да и почаще. Каждый ребенок уникален. Ребенок рождается совершенным, не совершенным делаем его мы. Главное сейчас для нас научиться жить вместе с ребятами, испытывая от этого радость и удовольствие, научиться понимать друг друга, жалеть, сострадать, помогать. Только тогда мы будем жить, стремясь сделать из себя ЧЕЛОВЕКА.