"Методическая разработка учебно-тренировочного занятия в секции баскетбол с использованием технологии группового обучения"

Автор: Рожко Юлиана Альбертовна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Юность"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методическая разработка учебно-тренировочного занятия в секции баскетбол с использованием технологии группового обучения"
Дата публикации: 17.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка учебно-тренировочного занятия

в секции баскетбол

с использованием технологии группового обучения

Пояснительная записка.
Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности учащиеся делятся на группы для решения конкретных игровых задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др. Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на тренировке. Это работа учащихся в динамических парах, тройках или микро группах при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок выявить степень усвоения материала всей группы, при этом учащийся может побывать в различных игровых амплуа, что само создает благоприятную обстановку на тренировке. Так же учащиеся самостоятельно «наигрывают» задания после тренерского контроля за правильностью исполнением упражнения, что является самопроверкой. Учащиеся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку. 1
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, с моей точки зрения, групповая технология в условиях тренировочного процесса является наиболее приемлемой: во-первых, потому, что в условиях секционной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебно-тренировочный процесс; во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, коммуникабельность, чувство локтя и ответственности за товарища. Групповая форма обучения решает три основные задачи: 1. Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственным решением игровой ситуации. 2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами. 3. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. В условиях группового обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые учащиеся. В ходе группового обучения, решаются следующие задачи: - развитие познавательной активности учащихся на тренировке; - включение каждого спортсмена в постоянную учебно-тренировочную работу; - развитие игровой речи занимающихся; - привитие интереса к решению тактических задач; - создание психологического комфорта на занятии. Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся разных уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять спортсмены, способные успешно заниматься самостоятельной работой. 2
Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между спортсменами. В ходе работы приветствуется совместное обсуждение хода и результаты выполнения упражнения между членами группы, постоянное обращение друг к другу за советом. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. Наряду с помощью тренера каждый получает помощь и со стороны сильных учащихся-лидеров в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий спортсмен получает при этом не меньшую помощь, чем спортсмен слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему партнеру по команде. Оценкой деятельности каждого учащегося в группе будет выполнение каждым технического действия (пас, заслон, поворот, бросок и т.д.), ведущего к реализованным атакам всей группой.
Тема занятия
: «Пик-н-ролл» против личной защиты с подстраховкой. Количество учащихся: 12 человек. Место проведения: спортивный зал. Оснащение: баскетбольные мячи, спортивные манишки. Продолжительность занятия: 2 часа.
Цель:
обучение тактическому приему игры в баскетбол в нападении - «Пик-н-ролл».
Задачи:
Учебная: 1. Продолжать учить взаимодействие в нападении « Пик-н-ролл» с последующим подключением 3-го игрока. Воспитательные: 3
1. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с партнерами через применение метода групповой работы. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать технические приемы и способы для выполнения игровых задач, оценивать правильность своего выбора и качество его исполнения. 3. Быть готовым брать на себя обязательства по отношению к партнерам по команде. 4. Нести ответственность за результат коллективного труда. Развивающие: 1. Развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность. 2. Содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы. 3. Стимулировать развитие ответственности, самостоятельности, волевых и нравственных качеств занимающихся. 4. Помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений игры в баскетбол. 5. Расширение двигательного опыта за счет овладения новыми двигательными действиями. 6. Способствование формированию коммуникативной компетентности, позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия. Используемые методы и технологии: групповая работа, организация самостоятельной работы, проблемный метод. Для организации групповой работы спортсмены делятся на четыре группы, состав групп определяется педагогом, с учетом пожеланий учащихся. В каждой группе должны быть игроки с разными игровыми амплуа: «командир» - «разыгрывающий», «генератор идей» - форвард, «снайпер» - атакующий защитник. 4

Инструктаж для спортсменов по организации групповой работы
Уважаемые учащиеся! При организации групповой работы на занятиях обратите внимание на следующие моменты: 1. Не всегда деление на группы проводится по желанию учащихся, на это у тренера могут быть веские причины. 2. Все члены группы имеют равные права. 3. Между членами группы распределяются обязанности, выполнение которых обязательно. Обязанности распределяются с учётом способностей, возможностей и желания членов группы. 4. При групповой работе проявляйте уважение к чужому мнению, воздержитесь от грубых критических замечаний, умейте аргументировать свою точку зрения. Помните, что критика должна быть конструктивной: если вы отклоняете чьё-либо предложение, выдвигайте взамен своё. 5. Решение в группе принимается большинством, меньшинство должно подчиниться. 6. Каждый член группы несёт ответственность за результат групповой работы, поэтому должен принимать в ней активное участие. 7. Общение в группе проводится при помощи жестикуляции и короткой баскетбольной терминологии, не превращая обсуждение в перебранку на площадке и не мешая работе других групп. 8. При работе в группе не допускаются разговоры на отвлечённые темы. 9. Помните, что цель групповой работы – обмен игрового опыта между группами, а не просто отработка определённой схемы взаимодействия, поэтому не допускается продолжать работу внутри группы в то время, когда другие группы уже демонстрируют результаты своей работы. 10.Оценка работы других групп должна быть объективной. 11.Во время групповой работы можно обращаться за помощью к тренеру. 5

Основные этапы работы:
1 этап: Разбор схемы организации взаимодействия игроков нападения «Пик-н- ролл» с подключением 3-го игрока против личной защиты с подстраховкой. 2 этап: Опробование схемы нападения на кольцо с анализом возможных вариантов окончания атаки в зависимости от противодействий защиты. 3 этап: Отработка схемы нападения с поэтапным усложнением: - без защитников; - с пассивными защитниками (использующими только сопровождение, не отбирающими мяч); - с активной и вариативной защитой (защитники работают агрессивно в мяч, могут, предугадывая движение нападения опережать соперника). Обсуждение действий игроков внутри группы с критическими замечаниями к принятым решениям. 4 этап: Применение схемы нападения в соревновательной деятельности – на счет. Каждая группа должна сыграть против каждой группы «в круг» по 3 подхода. 5 этап: Подведение итогов соревнований между группами с обсуждением успешности или не успешности взаимодействия внутри тройки игроков. Рефлексия.
Критерии оценивания соревновательной деятельности между группами
1. Количество реализованных атак группой. 2. Владение техническими навыками игры в баскетбол. Игроки свободно владеют дриблингом, выбранными способами броска, передачами. 3. Наличие собственной оценки игровой ситуации и умения принять решения в зависимости от действий защиты. 6
4. Соблюдение правил игры в баскетбол, отсутствие технических потерь мяча.
Образец проведения рефлексии
1. Занятие понравилось \ не понравилось 2. Было скучно \ интересно 3. Тема для меня полезна \ бесполезна 4. Узнал(а) много нового \ информация мне была известна, не узнал(а) ничего нового 5. Чувствовал себя на занятии комфортно \ некомфортно 6. Во время занятия смог себя проявить \ не смог себя проявить 7. Работал на занятии активно \ был пассивен 8. Считаю групповую работу эффективной \ мало эффективной формой организации занятия. 9. Доволен \ не доволен оценкой своей работы со стороны тренера, членов команды.
Этапы работы
№ п\п Этап Врем я Деятельность учащихся Деятельность педагога Результат 1. Организацион ный 20 Выполняют разминку. Делятся на группы, распределяют обязанности, получают задание. Проводит перекличку; Объявляет тему, цели и задачи занятия. Распределяет спортсменов по группам. Проводит инструктаж по работе в группах. Объясняет задание. Введение в ход занятия, формирование мотивации. 2. Этап тактильного опробования 15 Опробование схемы нападения на Координирует работу Формирование навыка движения в заданной 7
кольцо с анализом возможных вариантов окончания атаки в зависимости от противодействи й защиты. игровой комбинации 3. Основной этап 30 Отработка схемы нападения с поэтапным усложнением со стороны защиты. Обсуждение действий игроков внутри группы с критическими замечаниями к принятым решениям нападающих. Оказывает консультационну ю помощь. Подготовка к соревновательно й деятельности 4. Презентация результатов совместной деятельности 20 Применение схемы нападения в соревновательн ой деятельности – на счет. Наблюдает Слаженные действия игроков в организации позиционного нападения внутри группы 5. Подведение итогов, рефлексия 5 Высказывают своё мнение по поводу наиболее успешных игровых решений внутри групп соперников. Высказывают своё мнение по поводу организации Определяет победителя по количеству реализованных атак. Мотивирует учащихся к оценке занятия и полученных знаний. Оценка работы групп. Объективная оценка организации учебного процесса и своего участия в нём. 8
занятия
Список литературы

1.
Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных спортивных школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, авторы-составители: Ю.М. Портнов, В.Г. Башкирова, В.Г. Луничкин, М.И. Духовный, А.Б. Мацак, С.В. Чернов, А.Б. Саблин, 2004г.
2.
Баскетбол: теория и методика обучения: учебное пособие/ Д.И Нестеровский, М., ИЦ «Академия, 2007».
3.
Баскетбол: научно-методический вестник: Выпуск 13 /Сост. Б.Е. Лосин, Е.Р. Яхонтов, СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2012 – 94с.
4.
Джено Ауриемма. Комбинирование нападения с центровым игроком в верхней позиции и треугольного нападения. – Высшая школа тренеров по баскетболу Университет Лесгафта, 2010г.
5.
Ли Роуз. Баскетбол чемпионов: основы. – М.: Человек, 2014г. – 272с.
6.
Марков К.К. Руководство тренер-педагог и психолог. Иркутск, 2009г.
7.
Управление конфликтами в баскетболе. Григорьев М.П., Дмитриев Ф.Б. Статья. - М: 2012г. 9