"Программа работы арт-педагога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Автор: Бессонова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МКДОУ БГО ЦРР детский сад №19
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область Программ
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Программа работы арт-педагога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Дата публикации: 17.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МКДОУ БГО ЦРР – детский сад №19

Рабочая программа

"Арт-терапия в работе с детьми c ОВЗ"
(Возраст: 3 - 6 лет) Автор - составитель Бессонова Т.В. Борисоглебск 2016

Пояснительная записка
В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребёнка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арттерапия (метод коррекции и развития посредством художественного творчества). Кроме того, одна из задач ФГОС ДОУ нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование искусства в процессе социализации детей с нарушениями в развитии. На важную роль искусства в работе с детьми с ОВЗ указывали психологи и врачи Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко.
Направленность программы:
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
Цели программы:
- формирование психологического здоровья детей; - психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста; - привлечь детей к активной продуктивной деятельности способствующей формированию всех психических процессов.
Основные задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений; - обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей; - развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения; - учить ребенка выражать свою любовь; - вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; - корректировать нежелательные черты характера и поведения; - обучать ребенка рефлексивным умениям; - формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Участники программы:
дети 3-7 лет
Режим занятий:
2 раз в неделю (15-20 минут в зависимости от возраста воспитанников).
Ожидаемые результаты:
 позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов, успешная социализация;
 развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;  снижение эмоциональной тревожности;  повышение самооценки;  развитие коммуникативных навыков;  развитие самосознания;  улучшение детско-родительских отношений;  закрепление положительных поведенческих реакций.
Данная цель реализуется через ряд задач
сформированных и отражённых в трех основных разделах программы: 1.
«Я и мой мир»
- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек; - раскрыть в ребёнке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи. 2.
«Эмоции и чувства»
- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания; - знакомить ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для проявления собственных чувств и переживаний, и для понимания эмоционального состояния другого. 3.
«Социальные навыки»
- обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми; - формировать коммуникативные навыки; - учить устанавливать и поддерживать контакты, решать конфликтные ситуации в общении.
Блок 1. «Я и мой мир»
Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку с ОВЗ для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Уверенность в себе связана с осознанием человеком своих внешних и внутренних особенностей, поэтому в важно формировать у ребенка достаточно точные представления о своей внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей — детей и взрослых. Например, в процессе изобразительной деятельности ребенок может нарисовать свой собственный портрет или портрет своей семьи.
Блок 2. Эмоции и чувства
Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии. Педагогу в работе с детьми с ОВЗ важно специально знакомить их со своеобразным эмоциональным букварем, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, столь необходимого в общении. Радость и грусть, гнев и обида — обо всем этом и о многом другом могут
рассказать позы, жесты, мимика. Педагогу нужно донести до ребёнка умение пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей. Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями. Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир детей, осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит развить внутренний мир каждого ребенка, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами.
Блок 3. Социальные навыки
Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в социальной среде? Необходимо отметить, что представленная на основе трех разделов структура программы рассматривается как примерная и носит рекомендательный характер, т. е. задает только основу планирования педагогического процесса. При более подробном знакомстве с программой можно заметить, что обозначенные три раздела тесно связаны между собой и их содержание постоянно перекликается. Поэтому педагог вправе варьировать программное содержание и его последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры.
Общие принципы и содержание программы

Содержание программы
ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми.
Принципы содержания программы:
1.
Системность:
в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация). 2.
Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях ДОУ и в

семье:
для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка. 3. Это реализуется через беседы со своим ребёнком на конкретно предложенные педагогом темы; через родительские встречи содержательного характера, связанные с тематикой программы, на которых обсуждаются достижения детей; через индивидуальные беседы педагога с родителями, если возникают проблемные ситуации в воспитании или в семье; через совместную деятельность детей, родителей и педагога по темам программы; через проведение тренингов. 4.
Комфортность:
создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённость. 5.
Личностно ориентированное взаимодействие:
создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
6.
Вариативность:
создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности. Планируется проведение двух занятий в неделю с детьми в первой половине дня. Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия арт-терапии включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии.
Структура занятия

Этапы работы

Комментарий

Эмоциональный настрой
– воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение, снимает эмоционального возбуждения.
Упражнения на развитие мелкой

моторики
Позволяет активизировать психомоторную активность
Элементы зрительной гимнастики
Снятие напряжения и укрепление зрительно- двигательных мышц
Основная часть
Совместная деятельность педагога и ребёнка
Рефлексия
Подведение итога
Содержание программного материала

Краткое описание направлений.

Изотерапия
– одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе не только с взрослыми, но и с маленькими детьми.
Цветотерапия
– метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
Сказкотерапия
- психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по-разному. Например, специалист-психолог предлагает клиенту обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие методы сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации.
Музыкотерапия
– одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии консультируемый получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Песочная терапия
— один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что
повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Игротерапия
— вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
План

Содержание

Название темы

Цели

Краткое описание направлений

«Я и мой мир» -
Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, анализу групповых ситуаций, проблем отдельных участников. Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя.
«Эмоции и

чувства» -
Создание у ребёнка взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки. Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир детей, осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами. Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что, несомненно, облегчит процесс воспитания.
«Социальные

навыки» -
Формирование значимых социальных норм взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений. Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения.

Список литературы:
1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2003г. 2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г. 3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь», 2006 г. 4. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г. 5. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М.: Когито - Центр, 2007. 6. Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г. 7. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г. 8. Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г. 9. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», Спб, «Речь», 2008г. 10. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», Речь, Спб, 2007 г. 11. Сакович Н.А. «Технология игры в песок – Игры на мосту», Спб, «Речь», 2008г. 12. Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия», Спб, «Питер», 2001г.