"Спортивные игры"

Автор: Доршакова Надежда Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение "Средняя школа №4 с.Яжелбицы"
Населённый пункт: Новгородская область Валдайский район д.Копейник
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Спортивные игры"
Дата публикации: 17.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №4 с.Яжелбицы



«Утверждаю» Директор МАОУ СШ №4 ___________(Авдышо Н.В.)
Программа

дополнительного образования
«Спортивные игры» Разработана для учащихся 10-15 лет. Срок реализации 2 года. Разработала: Доршакова Надежда Юрьевна, учитель физической культуры муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы №4 с. Яжелбицы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Ухудшение состояния здоровья детей, всё большее увеличение учебной нагрузки, неблагоприятные социальные и экологические условия, рост социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствуют о насущной необходимости применения доступных основной массе школьников внеурочных форм организации физкультурно-спортивной деятельности, создания у детей устойчивой мотивации к систематическим занятиям спортом.
Актуальность.
Одним из самых эффективных путей познания ребёнком окружающего мира, источником положительных эмоций являются различные игры ─ национальные, спортивные, любые подвижные. Игры вызывают активизацию мыслительной деятельности школьников, способствуют расширению их кругозора, совершенствованию всех психических процессов, развитию физических способностей, стимулируют естественное развитие организма детей. Кроме того, они воспитывают важные для любого человека качества, связанные с умением общаться и взаимодействовать в коллективе, отвечать за свой личный вклад в результат коллективной деятельности. Систематические занятия физическими упражнениями в виде различных подвижных и спортивных игр, осуществляемых в кружках и секциях для школьников, не только формируют у них необходимый фонд двигательных умений и навыков, но и создают необходимые условия для укрепления здоровья, повышения устойчивости к учебным нагрузкам, создают базу для дальнейших занятий игровыми видами спорта. Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол, волейбол, футбол, гандбол, настольный теннис. Технические приемы, тактические действия и собственно игры таят в себе большие возможности для формирова ния жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Футбол считается видом спорта для мальчиков, но с выходом женского футбола на международную арену даёт основание привлекать к занятиям футболом и в равной степени девочек. При проведении занятий по футболу с девочками следует учитывать физиологические и психологические особенности женского организма. Ежегодно проводится Всероссийские соревнования «Мини-футбол — в школу». Возникла потребность участия кроме мальчиков и девочек в данном виде спорта. Данная программа разработана для реализации в среднем звене. Темы и разделы выбраны с учётом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа рассчитана на детей 10-15 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных, районных и областных соревнованиях. Программа «Спортивные игры» является подготовительной базой знаний, умений и навыков для программ дополнительного образования учащихся: «Баскетбол», «Волейбол», «Русская лапта», «Настольный теннис». Отличительной особенностью является то, что данная программа предполагает знакомство сразу с несколькими видами спорта. В дальнейшем ребёнок может сделать осознанный выбор понравившегося вида спорта и продолжить заниматься целенаправленно. Работа кружка предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

1 год обучения

Цель:
содействие всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися спортивными играми, укрепление здоровья через спортивную деятельность.
Задачи:
 Познакомить учащихся с играми, включающими основные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, метания), элементарные игровые умения (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия.  Углублять и расширять знания, умения и навыки, полученные на уроках физической культуры.  Содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию учащихся.  Прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.  Воспитывать и развивать организаторские навыки у учащихся.  Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.
Методы обучения:
объяснение, показ, игровой метод, повторное выполнение упражнений, метод круговой тренировки.
Ожидаемый результат
Учащиеся должны знать игры – их условия и правила – и использовать их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; овладеть основами техники различных игровых видов спорта; уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий; бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию. Участие в школьных и городских соревнованиях по спортивным играм.
2 год обучения

Цель:
от «азбуки мяча» перейти к изучению основ техники игровых видов спорта.
Задачи:
 Расширить знания, умения и навыки, направленные на овладение основами техники различных игровых видов.  Формировать игровое мышление в процессе школьников в практических упражнениях игрового характера, подвижных и спортивных играх.  Развивать физические качества учащихся.  Познакомить с историей появления спортивных игр.
Методы обучения:
объяснение, показ, игровой метод, повторное выполнение упражнений, метод круговой тренировки, расчленённое и целостное выполнение движений.
Ожидаемый результат.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны: - повысить уровень своей физической подготовленности; - знать игры – их условия и правила – и использовать их в свободное время; - приобрести навыки и умения по изучаемым видам спорта; - уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
-использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; - уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей; - уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; - у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию.
Организация работы.
Срок реализации программы – 2 года. Возраст воспитанников – 10-15 лет. Количество обучающихся в группах до 20 человек. Занятия проходят 2 часа в неделю, 72 часа за год.
Методы и формы контроля:
 Самостоятельные занятия (текущие);  Контрольные игры и соревнования;  Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью (тесты);  Зачёт.
Учебно-тематический план.
1 год обучения
тема

Количество часов

всего

теория

практика
футбол 16 1 15 волейбол 12 1 11 баскетбол 16 1 15 русская лапта 15 2 13 настольный теннис 8 1 7 Контрольные игры и соревнования. Тестирование. 5 5
Итого:

72

6

65
2 год обучения
тема

Количество часов

всего

теория

практика
футбол 12 1 11 русская лапта 13 1 12 волейбол 11 1 10 настольный теннис 11 1 10 гандбол 11 1 10 баскетбол 14 1 13
Итого:

72

6

66


Содержание программы

Культурно-исторические основы
. История зарождения спортивных игр.
Знания о физической подготовке
. Общие представления о физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приемы организующих команд. Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерения силы, быстроты, гибкости и координации. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общие представления). Правила самостоятельного освоения физических упражнений. Правила организации и проведения подвижных, спортивных игр и простейших соревнований.
Способы деятельности с общеразвивающей направленностью.
Составление комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и самостоятельное их выполнение. Изменение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения). Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.
Способы самоконтроля
. Приемы определения самочувствия.
Жизненно-важные двигательные навыки и умения.
Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием.
Практическая часть программы

1 год обучения

Футбол:
остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками и обводка стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы, удар ногой, с разбега, по неподвижному и котящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м на расстояние до 7-8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м на расстояние 7-8 м) мишень; ведение мяча между предметами и обводка предметов.
Баскетбол:
специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («Змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; учебная игра.
Волейбол:
специальные движения - подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища; передача сверху двумя руками вперед-вверх, прием мяча снизу двумя руками; передача двумя руками сверху, нижняя прямая подача.
Русская лапта:
стойка игрока, техника ударов битой по мячу, перебежки, осаливание, самоосаливание, переосаливание; ловля и передача мяча в парах; выбор биты, удары битой по мячу сверху; двусторонняя игра.
Настольный теннис
: правильная хватка ракетки, техника перемещений, тренировка упражнений с мячом и ракеткой; тренировка ударов «накат» справа и слева; изучение подач; свободная игра.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
2 год обучения

Футбол:
техника передвижений; удары по мячу головой, ногой; остановка и ведение мяча; обманные движения; отбор мяча; вбрасывание мяча из-за боковой линии; техника игры вратаря; тактика нападения и защиты; индивидуальные действия с мячом; техника игры вратаря; групповые действия; командные игры.
Русская лапта:
основы техники игры: стойка игрока, техника ударов битой по мячу, осаливание, самоосаливание и переосаливание; ловля и передача мяча; выбор биты; двусторонняя игра; комплексные упражнения, комбинации; командные игры и соревнования.
Волейбол:
перемещения и стойки; передача мяча двумя руками, передача на точность, встречная передача; действия без мяча и с мячом; подачи мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху; приемы мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками; техника защиты; групповые и командные действия игроков; приём подач; контрольные игры и соревнования.
Настольный теннис:
правильная хватка ракетки; техника перемещений; подачи; удары «накат» справа и слева; сочетание ударов; тренировка упражнений с мячом и ракеткой; свободная игра; игра на счёт; соревнования.
Гандбол (ручной мяч):
спортивная одежда и обувь; стойки, перемещения, остановки; ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении; ведение мяча и бросок; отбор и выбивание мяча; блокирование мяча; игра вратаря; соревнования.
Баскетбол:
техника передвижения, нападения, владения мячом; броски мяча: штрафной бросок, бросок с трёхочковой зоны; ведение мяча; обманные движения; обводка соперника; групповые действия; взаимодействие игроков с заслонами; контрольные игры и соревнования; зачёт. Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Общепедагогические принципы
Определяя стратегию и содержание деятельности, стиль взаимодействия всех участников реализации программы, необходимо руководствоваться следующими педагогическими принципами здоровьесберегающей педагогики: 
Принцип сознательности и активности
— нацеливает на форми рование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера. 
Принцип активности
— предполагает в учащихся высокую сте пень самостоятельности, инициативы и творчества. 
Принцип наглядности
— обязывает строить процесс обучения и воспитания с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности
проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовитель ных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. 
Принцип повторения умений и навыков
является одним из важ нейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий. 
Принцип доступности и индивидуализации
имеет свои особеннос ти в оздоровительной направленности здоровьесберегающих обра зовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных спо собностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствова ния умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. 
Принцип непрерывности
выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно свя зан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Со четание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность. 
Принцип цикличности
заключается в повторяющейся последова тельности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения. 
Принцип всестороннего и гармонического развития личности
содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всесто роннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка. 
Принцип оздоровительной направленности
решает задачи укрепле ния здоровья ребенка в процессе обучения. 
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению
школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников. 
Принцип активного обучения,
заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии). 
Принцип формирования ответственности
у учащихся за свое здоро вье и здоровье окружающих людей. 
Принцип связи теории с практикой
— призывает настойчиво при учать учащихся применять свои знания по формированию, сохране нию и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Универсальными компетенциями
учащихся на этапе среднего общего образования являются:  умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами
освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами
освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:  характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;  находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;  планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;  анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;  видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;  оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;  управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;  технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами
освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:  планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;  излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;  представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
 измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;  бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;  организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;  характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;  взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;  в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;  подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;  находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;  выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;  выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;  применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Методическое обеспечение программы.

1. Методические рекомендации по структуре занятий:
Вводная часть: различные виды ходьбы и бега, подскоков, прыжков, корригирующие упражнения. Основная часть: ОРУ, упражнения с мячом, элементы спортивных игр, п/и, эстафеты с мячом. Заключительная часть: м/п игра, ходьба, релаксация. (Занятия проводятся в спортивном зале, в теплое время года на спортивной площадке). Методы, применяемые в процессе обучения игре, удобнее рас сматривать применительно к каждому этапу обучения. Первый этап — ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение. Личный показ учитель дополняет демонстрацией наглядных пособий: видеозаписей, схем, макетов площадки и т. д. Показ необ ходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения. Второй этап — изучение приема в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного под бора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему или тактическому действию и посиль ны для учащихся. При разучивании простых приемов и действий их выполняют в целом'. При разучивании сложных по структуре приемов и действий (атакующий удар) их разделяют на составные части, выделяя ос новное звено. По возможности, надо быстрее подвести учащихся к выполнению приема в целом. На этой стадии обучения используются методы управления (ко манды, распоряжение, зрительные и слуховые сигналы, зритель ные ориентиры, технические средства и т.д.),
двигательной нагляд ности (непосредственная помощь учителя, применение вспомога тельного оборудования), информации (сила удара по мячу, точность попадания, световая или звуковая индикация). Третий этап — изучение приема или действия в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приема (действия), игровой и соревновательный методы, сопряженный метод, круговая тренировка. Повторный метод на этом этапе является основным. Только мно гократное повторение обеспечивает становление и закрепление уме ний и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) выпол нения приема (действия), включая выполнение его на фоне утом ления. Сопряженный и игровой методы позволяют одновременно решать задачи по совершенствованию техники и развитию специальных физических качеств, а также технико-тактической подго товки и комплексной, игровой. Четвертый этап предполагает закрепление приема (действия) в игре. Здесь используется метод анализа выполнения движений (графические, условно-кодированные, магнитофонные, видео), специальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игро вой и соревновательный методы. Изучение каждого приема пред полагает обязательное закрепление его в условиях подготовительных и учебных игр. Высшим уровнем закрепления навыка явля ется соревнование. От простых заданий по технике и тактике от дельным игрокам до сложных установок в плане взаимодействия в группах и в составе команды — таков путь в формировании технико- тактического мастерства.

Литература для учителя:
1. И.М.Коротков «Подвижные игры для детей» 1987г. 2. В.Валентинов «150 весёлых игр» 2002г. 3. В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий «Упражнения и игры с мячами» 2004г. 4. О.В.Белоножкина «Спортивно-оздоровительные мероприятия» 2005г. 5. И.М.Бутин, А.Д.Викулов «Развитие физических способностей детей» 2002г. 6. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №5 (2003г.), №4 (2005г.), №2 (2006г.).
Литература для учащихся:
1. В.Валентинов «150 весёлых игр» 2002г. 2. Н.Г.Павлов «300+1» (игры для детей) 2003г. 3. В.И.Дмитриев, А.З. Вашакидзе «Мини-футбол» (правила игры в вопросах и ответах) 2004г.