"Театрализованная игра, как средство развития речи для детей с О.Н.Р".

Автор: Пеганова Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ№2 " Детский сад№2"
Населённый пункт: г.о.Октябрьск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализованная игра, как средство развития речи для детей с О.Н.Р".
Дата публикации: 18.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: Театрализованная игра, как средство развития речи

для детей с О.Н.Р.
Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) коммуникативная функция речи часть бывает нарушена, что обусловлено неустойчивостью внимания, плохой памятью, трудностями при ориентировке в пространстве, недостаточным развитием познавательной деятельности, нечёткой дифференцированностью словаря, нарушением грамматического строя речи, наличием трудностей усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточностью фонетико-фонематического восприятия, незрелостью эмоционально-волевой сферы, наконец, критичностью к своему дефекту (стесняются общаться, боятся насмешек). Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют робость, скованность, быструю утомляемость, детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Ведь играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, и этому способствует театрализованная игра, которая оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Как показывают практические наблюдения, участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из
жизни людей, животных, растений. Исходя из психического развития детей, все театрализованные действия я строила на материале сказок. Тематика театрализованных игр разнообразна, исходя из лексических тем, например: игрушки, посуда, мебель, животные, растения и т.д. У детей с ОНР бедная мимика, не выразительные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому на первом этапе даём игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, пантомимы. Практический материал для театрализованных игр я распределяла так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр. Это является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм. В своей работе я использовала:
1.Игровые упражнения по развитию мимики
«Съем кислый лимон» (дети морщатся) «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови) «Встретили знакомую девочку» (улыбаются) «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза) «Обиделись» (опускают уголки губ) «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым)
2.Игровые упражнения по развитию пантомимики
«Завяли, как травка» «Полетели, как птицы» «Идёт медведь по лесу» «Крадётся волк за зайцем» «Идут пингвины» «Скачут лошадки»
Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика, движения приобретают большую уверенность. На втором этапе своей работы переходила к театрализованным играм. Заранее учила стихи, потешки, тексты в зависимости какой звук учит логопед. Старалась подбирать речевой материал насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей, по упражняться в ситуативной речи, активизировать словарь. Далее, когда дети овладели умением отвечать на вопросы, пояснять, я стала использовать настольные и пальчиковые игры («Лиса и журавль», «Репка», «Колобок», «Маша и медведь и др.») На следующим этапе перешла к более сложному виду: кукольному театру. Он даёт детям возможность самостоятельно выполнять различные движения, ориентироваться в пространстве, активизировать речь в ходе более сложных диалогов. И, продолжая работу, по закреплению навыков связной речи, я разыгрывала с детьми спектакли по знакомым произведениям. Эти представления проходили в музыкальном зале. Показываем мы наши «спектакли» на утренниках, досугах. Результаты от театрализованных игр будут ещё выше, если дети сделают персонажей своими руками. Дети с ОНР могут инсценировать лишь хорошо известные им сказки, рассказы, стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие сценки. В своей работе мы инсценируем разные по жанру литературные тексты и инсценируем их в разных видах театра. Так один и тот же текст дети инсценируют с куклами, в настольном, пальчиковом театре, показывают как спектакль. Я использовала в своей работе любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивлённо, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развивается мелодико-
интонационная выразительность, плавность речи. При организации игр используется фланелиграф (особенно на начальных этапах). Картинки иллюстрируют рассказ, сказку. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются «входят в образ», овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. Воспитатель остаётся активным её участником. Своими пояснениями он направляет внимание на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании. Немалое значение придаём оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. Последнее особенно важны для детей с ОНР, у которых слабо развито воображение: они помогают «входить в образ». К оформлению игр привлекаем родителей, Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям, и педагогам. Но нельзя рассматривать театрализованную деятельность детей только как развлечение. В театрализованных играх осуществляется познавательное развитие детей, так как они способствуют расширению и углублению представлений об отношениях между людьми, совершенствуется внимание, память, мышление, а в силу того, что театрализованная игра носит коллективный характер, она способствует формированию навыков общения, коллективизма, взаимопомощи. Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основы их черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т.д. Эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребёнка, способствуют его нравственному и эстетическому воспитанию. У детей формируется личностные качества – выдержка,, дисциплинированность, целеустремлённость; нравственные – смелость, честность доброжелательность и т.д.
В созданной в нашей группе зоне театрализованной деятельности есть, всё необходимое для побуждения детей к самостоятельному художественному творчеству (куклы, декорации, реквизит). В свой работе я использовала личностно-ориентированный подход к детям, который упирается на особенности нервной системы, темперамента, и индивидуальные возможности каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, влияют на его развитие. Это необходимо учитывать, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью. Думаю, что театрализованная деятельность совместно с другими формами деятельности ребёнка способна решить эти задачи. Таким образом после проделанной мною работы я пришла к выводу, что: 1.Театрализованная игра – эффективное средство развитие личности ребёнка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи. 2.Формирует у детей коммуникативные способности, чувство ответственности за выполнение порученной роли в общем спектакле. 3.Развивает творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей.