"Оказание экстренной психологической помощи детям - жертвам сексуального насилия в рамках детского телефона доверия"

Автор: Рахметова Абмира Аскарбековна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГСКУ АО "ОСРЦ ДН "ИСТОК"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Оказание экстренной психологической помощи детям - жертвам сексуального насилия в рамках детского телефона доверия"
Дата публикации: 31.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Оказание экстренной психологической помощи детям – жертвам

сексуального насилия в рамках детского телефона доверия
На сегодняшний день ни одна государственная или негосударственная структура не обладает точной информацией о количестве детей, подвергшихся сексуальному насилию. Сексуальное насилие в отношении детей – это явление, чаще всего, скрытое. Когда речь идет о каком-либо насилии, а тем более о сексуальном, то дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения. Ребенок, попавший в трудную ситуацию, полностью зависит от помощи взрослого. Для того, чтобы помочь ему и вовремя выявить факт насилия, а возможно и предотвратить его, рядом всегда должен находиться внимательный и заботливый взрослый. Однако в реальности так происходит не всегда… Важность экстренной психологической помощи в ситуации сексуального насилия над ребенком однозначна. Тем более такая помощь важна в ситуации, когда ребенку в реальной его жизни не к кому обратиться. Что делать? Где искать помощи, когда вокруг «враждебный мир»? В подобных и во многих других ситуациях обращение за помощью на детский телефон доверия – это единственный шанс не остаться один на один со своей бедой. В настоящее время ребенок, подвергшийся сексуальному или другому виду насилия, имеет возможность получить экстренную психологическую помощь, обратившись на детский телефон доверия. Данный вид помощи эффективен в кризисных ситуациях, когда обратившийся находится в состоянии эмоционального стресса после насилия. В таком состоянии не только ребенок, но и взрослый порой не знает, что делать и как помочь себе. Задача психолога ДТД стабилизировать эмоциональное состояние обратившегося, предложить пути решения из сложившейся ситуации, дать при необходимости рекомендации. Однако прежде чем начать работу по стабилизации эмоционального состояния психологу необходимо убедить
ребенка найти безопасное место, где ему ничего не будет угрожать, и он сможет рассказать о произошедшем. Посредством активного слушания психолог узнает о проблеме, с которой обратился ребенок. Специалист уточняет ожидания ребенка от беседы с ним. Проясняет, как он может помочь ему, а чего сделать не сможет. В процессе всего диалога с ребенком психолог создает доверительное отношение, заботится о нем, оказывает эмоциональную поддержку. Во время беседы ребенку дается понять, что его вины в случившемся нет. Любой мог оказаться в подобной ситуации. Подобные утверждения постепенно снижают чувства стыда, вины, бессилия у жертвы сексуального насилия. Психолог может столкнуться с тем, что ребенок, обратившийся на ДТД, с одной стороны, просит помощи, но с другой, – сопротивляется ей. И такая реакция нормальна в сложившейся ситуации. Консультанту ДТД необходимо набраться терпения и понимания, ведь дети при возникновении опасных ситуаций часто прячутся, отрицают, что проблема существует, отказываются говорить на больную и страшную тему. И в телефонном обращении ребенок может часто молчать, на задаваемые вопросы отвечать молчанием, всхлипами, так как ему очень больно. Из практики консультантов ДТД стало заметно, что темп речи детей, ставших жертвами насилия, медленный. На первый взгляд даже складывается впечатление, что обращение ребенка без эмоций. В разговоре присутствуют длинные паузы, голос тихий, иногда это сам шепот. В процессе консультирования ребенок может заплакать, так как естественно испытывает сильное напряжение и страх. У него может дрожать голос, возникают заикание, запинки в речи. Психологу не нужно спешить с выводами, не стоит задавать наводящие вопросы, лучше всего использовать открытые вопросы, соответствующие когнитивному уровню развития ребенка. Уместны будут следующие вопросы: «Что с тобой произошло?», «Я слышу, что ты встревожен…С чем это связано?», «Расскажи о своей семье?» и вопросы – уточнения: «Что именно
тебя тревожит?», «Что именно тебя пугает?», «Чего именно ты боишься?» и т.п. В диалоге необходимо избегать вопроса «Почему?», так как он часто ассоциируется у ребенка с обвинением. Если ребенок не понимает вопроса, то перефразировать его и сделать доступным его пониманию. После полученного ответа лучше обобщить то, что сказал ребенок, таким образом психолог ненавязчиво подтолкнет ребенка продолжить обсуждение, расширить свой ответ. При возможности можно уточнить шаги, которые были сделаны для решения проблемы, отказаться от поступков, которые были бесполезными или, хуже того, разрушительными. Вместе с ребенком необходимо попытаться найти внутренние или внешние ресурсы, которые смогут помочь ребенку восстановить позитивное отношение к окружающей действительности и укрепить чувство собственной значимости. Вне зависимости от полученного результата в процессе консультирования ребенка стоит предупредить, что он может обратиться к психологу на ДТД в любое время и, здесь он всегда найдет необходимую ему поддержку и понимание. Если ребенок в процессе консультирования согласился сообщить о своем имени и адресе для оказания ему медицинской, правовой помощи, то полученную информацию необходимо передать в соответствующие службы и организации (ближайшее медицинское учреждение, районный отдел полиции, ПДН, органы опеки и др.) для дальнейших оперативных действий. Оказание экстренной помощи ребенку, ставшему жертвой сексуального насилия, в рамках детского телефона доверия – непростая задача, так как в работе ДТД есть некоторые ограничения: - односторонняя связь, то есть во время звонка не исключается вероятность того, что в любой момент связь может прерваться по желанию абонента или вопреки его желанию (например, кто-то помешал из находящихся рядом, отобрали телефон, закончился заряд батареи телефона, плохая связь и др.) - анонимность.
С одной стороны, анонимность – это большое преимущество ДТД, так как ребенок может рассказать о своей беде, не боясь, что об «этом» узнают против его воли. Именно анонимность обращения, возможно, и позволяет ему рассказать в данный момент о случившемся и попросить «необходимой ему» помощи: поддержки, совета, информации и т.д. Но с другой стороны, анонимность – это огромная помеха в оказании комплекса необходимых мер помощи в сложившейся ситуации. Если ребенок в силу своих личных причин и мотивов обращения не раскрыл своих персональных данных, то оказание дальнейшей помощи ему практически невозможно. Психолог ДТД, столкнувшийся с ситуацией, когда ребенок – желает оставаться анонимным, несмотря на все приложенные усилия, чувствует себя бессильным в этой ситуации. Как ему помочь, как защитить его от подобного в будущем? - такие вопросы возникают у консультанта ДТД, если ребенок скрывает свои контактные данные или не успевает сообщить о них. Сама по себе проблема сексуального насилия в отношении детей, хоть и не новая, но недостаточно изученная в нашей стране, и любой специалист испытывает растерянность и неприятные эмоции, когда ребенок рассказывает о случившейся трагедии. Реакция взрослого, можно сказать, сходна с реакцией ребенка, ставшего жертвой насилия: «Ну почему такое произошло с ребенком?» Несмотря на сложность ситуации, оказать всю возможную помощь ребенку просто необходимо. Консультант ДТД должен в любой момент быть готовым к принятию звонка от ребенка о случившемся насилии и максимально, на сколько это возможно, оказать необходимую эмоциональную, психологическую, информационную поддержку и помощь ребенку. Возможно, в данный момент жизни психолог в ситуации сексуального насилия для ребенка является «единственным лучиком света в его темном царстве».
Список использованной литературы

1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. «Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь». – 2-е изд.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010. 2. Детский телефон доверия как механизм раннего выявления детского и семейного неблагополучия: Сборник выступлений участников конференции. – М: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2014. 3. Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика: Сборник материалов. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Изд-во «Смысл», 2007.- 312с. – ( Ребенок группы риска: технология оказания помощи).