"Интеграция вербальных и невербальных средств коммуникации на уроках английского языка как условие творческого развития личности школьника"

Автор: Эделева Ольга Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Школа № 56
Населённый пункт: г. Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция вербальных и невербальных средств коммуникации на уроках английского языка как условие творческого развития личности школьника"
Дата публикации: 19.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интеграция вербальных и невербальных средств коммуникации на уроках

английского языка как условие творческого развития личности школьника
Эделева О. М.,учитель английского языка, МБОУ Школа № 56 г. Уфа Республика Башкортостан Решающим фактором развития детского ума является создание условий, способствующих формированию творческих и познавательных способностей у обучающихся, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Это является главной целью введения ФГОС ООО второго поколения. Ответственность за создание творческой обстановки на уроке и воплощение творческих замыслов целиком и полностью ложится на плечи учителя. ФГОС ООО второго поколения является инструментом модернизации образования и опирается на педагогические концепции и в первую очередь, на модель личностно - ориентированного образования, на гуманистические традиции педагогики, уважение к внутреннему миру ученика и его свободному развитию как личности. (Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, Ф.К. Савина, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) [1]. Содержание и технологии современного образования ориентируются на развитие ключевых компетенций школьника и направлено на подготовку к жизни в современных условиях на основе системно – деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро и макросоциума. Интеграция при обучении английскому языку направлена, в конечном счете, на обеспечение согласованного усвоения всех основных элементов содержания образования - предметного, деятельностного, творческого и личностного опыта [2]. В процессе интеграции взаимосвязанного материала двух или нескольких предметных областей (например, иностранного языка и художественного творчества, иностранного языка и краеведения и т. д.) происходит приобщение обучающихся к единым общечеловеческим ценностям, оптимизирует процесс саморазвития учащихся сообразно их индивидуальной природе и потребностям. Целью нашей педагогической работы стало создание условий для организации учебно-воспитательного процесса обучения английскому языку на базе интеграции, которая содействует творческому развитию личности школьника. Эффективность коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию: взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи и, в том числе, изобразительное искусство
(Азбука молчания) [3,4]. По своей функции невербальный язык эквивалентен вербальному. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных. Включение в процесс обучения интеграции вербальных и невербальных средств коммуникации позволит приблизить обучающихся к полноценному коммуникативному акту[4,5]. С этой целью в учебный процесс необходимо включить лингвострановедческую информацию, видео и фото материалы, репродукции произведений художников, выполнение творческих работ и проектов, например: «Открытка», «Времена года», рисунков по изучению и запоминанию новых слов. Это создаёт условия, которые побуждают учащихся к активности и самовыражению, ведь восприятие живой ситуативной речи при использовании невербальных средств коммуникации способствует развитию у них речевой реакции и творческих навыков [6]. Цель нашей работы определила следующие задачи: применять в процессе обучения методы интеграции вербальных и невербальных средств коммуникации, которые помогут развивать у обучающихся способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить; формировать знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни; развивать способность к саморазвитию и творчеству. Основной идеей нашей педагогической концепции является обязательное создание условий для развития и саморазвития не только коммуникативных умений, но и для развития творческих навыков. Актуальность нашего опыта работы состоит во внедрении в практику инновационных технологий, которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций [7]. Для реализации проекта выполнено: определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики; подготовка опытно-экспериментальной базы в условиях интеграции вербальных и невербальных средств обучения; создание педагогической модели, способствующей развитию творчества в контексте интеграции вербального и невербального языка на основе внеклассных мероприятий. Проведен сравнительный анализ уровней творческого развития школьников, создана система проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Осуществляется реализация проекта, обобщение и оформление результатов, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций. Проект интеграции вербального и невербального языка внедряется в жизнь по пяти основным направлениям: внеклассные мероприятия; мероприятия, проводимые РМО учителей английского языка и учителей изобразительного искусства; мероприятия, проводимые Башкирским республиканским обществом изобразительного искусства (БРОИИ) и на основе ИКТ.
Результаты интеграции вербальных и невербальных средств обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности. Очень часто формы интегрированных занятий (беседа, лекция, конференция, конкурс и др.) логично дополняют друг друга и становятся побудительным моментом для выполнения творческих и исследовательских работ. Так конкурсы, организованные на базе БРОИИ и РМО учителей изо, приобрели форму продуктивного сотрудничества. Примечательно, что в творческих состязаниях принимают участие одновременно, как воспитанники ДХШ, студий, так и обучающиеся образовательных учреждений. Результатом эффективности нашей работы стало повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка, положительная динамика качества обучения при 100% успеваемости. Подтверждением этого является желание детей участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и конференциях [7]. Результаты участие во внеклассных мероприятиях: 2015 г. - Билашева Ульяна, 6 кл. - II место, номинация «Смешанная техника» в городском конкурсе «Юный график». Мероприятия, проводимые по плану БРОИИ: 2014 г. - Билашева Ульяна, 5 кл. - диплом за работу в номинации «Графика» на Международным конкурсе – выставке детского художественного творчества им. А. А. Кузнецова. Дистанционные олимпиады: Центр дополнительного образования «СНЕЙЛ»: 2013 г. – Каримова Лия, 7 кл. – грамота лауреата на «II Всероссийской олимпиаде по английскому языку. Литература»; 2015 г. – Ахметова Эмилия, 4 кл. – сертификат участника, «III международный конкурс «100 великих. Британцы». Участие в мероприятиях, проводимых по плану РМО учителей изобразительного искусства и учителей английского языка: 2014 г. - Кудрявцева Диана, 11 лет - II место, районный конкурса рисунка «Волшебная кисть»; 2015 г. - Хайруллина Алина, 11 кл. – диплом за актуальность темы работы, X НПК школьников в рамках Малой академии наук школьников городского округа город Уфа РБ; 2015 г. - Тимербаева Александра, Шаболина Юлия, 6а класс - I место на районном конкурсе учебных проектов на английском языке «Любимый уголок Уфы». В результате копилка учителя пополнилась новыми направлениями деятельности, дипломами и благодарственными письмами. Участие в работе жюри (с 2010 г.): районного конкурса рисунка «Волшебная кисть»; городского конкурса «Юный график»; городского профессионального конкурса – выставки творческих работ учителей изобразительного искусства г. Уфы «Осень». В 2013 г. – грамота за организацию и проведение олимпиады «II Всероссийская олимпиада по английскому языку. Литература», благодарственное письмо за участие в выставки творческих работ учителей
изобразительного искусства г. Уфы «ВЕРНИСАЖ - 2013», стала членом Башкирского республиканского общества изобразительного искусства (БРОИИ). 2014 г. - I место за серию работ представленных на выставку - конкурс «ФОТО ВЕРНИСАЖ - 14» (в/з СХ РБ при МБОУ гимназия № 121). 2015 г. – «X международный марафон знаний «Английский язык» и «III международный конкурс «100 великих. Британцы» - грамоты за подготовку участников; благодарственное письмо БРОИИ за многолетнюю работу по организации и участию в конкурсах детского художественного творчества, опубликовала статьи о художниках Ю. Григорьеве, А. Кудаярове, А. Эделеве в буклете к выставке «КАМЕРТОН» - живопись - графика. В/З МБОУ «Гимназия № 121» ГО г. Уфа РБ, – Уфа: ООО «Знак», 2015 г. - 20 стр. Конкретный результат интеграции вербальных и невербальных средств обучения на уроках английского языка заключается в повышении познавательного интереса детей, который проявляется в активной и самостоятельной работе на уроке; уровня многогранности знаний обучающихся; в эмоциональном развитии ребёнка, основанном на привлечении общения с природой, музыкой, литературой, изобразительным искусством, информатикой, и др. предметами. Наблюдаем рост мотивации обучающихся к изучению английского языка, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и вне урока; включение обучающихся в творческую деятельность, результатом которой были их собственные стихотворения, рисунки, творческие и исследовательские проекты. Список используемой литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413). 2. Мамонтова С. Р. «Использование интегративного подхода в процессе обучения английскому языку» 3. Бродецкий А. Я. «Внеречевое общение в жизни и искусстве. Азбука молчания», «Владос», Москва, 2000. 4. Грушевская Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 352 с. 5. Королева Т. И. « Невербальные средства общения в обучении английскому языку», 2012. 6. Аранова С.В., «Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического», СПБ, Каро, 2004 г., (модернизация общего образования). 7. Рыбаковой Л.К. Обобщение педагогического опыта «Формирование коммуникативной компетенции посредством игровой деятельности», 2013.