"Содержание и организация практической подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по биологии в условиях введения ФГОС"

Автор: Такмиева Яна Евгеньевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Краснокамск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Содержание и организация практической подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по биологии в условиях введения ФГОС"
Дата публикации: 19.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка «Содержание и организация практической подготовки обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по биологии в условиях введения ФГОС» Работу выполнила учитель биологии Такмиева Яна Евгеньевна Краснокамск – 2016г.
Содержание 1.Особенности итоговой аттестации выпускников, КИМ ЕГЭ 2016 г. 2.Приемы, формы и методы подготовки выпускников к итоговой аттестации (описание используемых средств: варианты, примеры в приложении) 3.Краткая характеристика успеваемости по предмету (за последние 3 года) 4.Описание результатов и анализ срезовой контрольной работы в формате КИМ ЕГЭ (вставляется из контрольной: сколько справилось, средний балл/отметка, трудные задания, типичные ошибки….) 5. Предлагаемые меры (повторение тем, повторные контрольные, индивидуальные и групповые консультации, электронное тестирование….).

1.

Особенности итоговой аттестации выпускников, КИМ ЕГЭ 2016 г.
Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов). ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, базовый и профильный уровень. Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по биологии.
Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ
Содержание экзаменационной работы по биологии определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования, различных примерных программах и учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования по биологии. КИМ ЕГЭ проверяют освоение выпускниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить содержательную валидность КИМ. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в конкретной образовательной организации. В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.
Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологическую компетентность.
Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 40 заданий и состоит из двух частей, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 33 задания: 25 заданий с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, 8 заданий с ответом в виде последовательности цифр, из них 3 - с множественным выбором, 4 - на установление соответствия и 1 - на определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 33 задания с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом: 1 - практико-ориентированное на два элемента ответа и 6 заданий, контролирующих знания и умения по всем разделам курса биологии, на три и более элемента. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).
2.Приемы, формы и методы подготовки выпускников к итоговой

аттестации
Учителем биологии в школе я работаю первый год, в своей работе использую следующие приемы, методы и формы подготовки выпускников: контрольные работы, тематические тесты, проведение элективного курса для 10-11 классов, индивидуальные консультации. Программа элективного курса рассчитана на 1 час в неделю.
3.Краткая характеристика успеваемости по предмету
Успеваемость по предмету следующая: класс 6а 6б 7а 7б 8а 8б 9а 10а 11а среднее успев-ть (%) 100 100 100 100 97 100 88 90 100 98 качество (%) 68 50 20 50 78 26 46 37 78 54
4.Описание результатов и анализ срезовой контрольной работы в

формате КИМ ЕГЭ
КИМ для 11 класса состоял из 11 заданий, время решения рассчитано на 40 минут, первые 7 заданий были с одним правильным вариантом ответа, одно
задание – установите соответствие между признаками, одно – установите последовательность и последнее задание - решение генетической задачи.
Краткая характеристика учащихся класса, в котором проводится

контрольная
Контрольный срез проводился 24 марта 2016 года в 11 классе. Это был заключительный урок в 3 четверти, и ученики старались продемонстрировать свои знания максимально полно. В классе 26 человек, но на уроке присутствовали не все: болезнь, чемпионат по географии и зачет по ГТО были причиной отсутствия некоторых учеников. Класс, со слов других учителей - сильный, дружный и работоспособный. Экзамен планируют сдавать по биологии три человека. Два ученика готовятся к экзамену очень тщательно: занимаются с репетитором, не пропускают элективный курс в школе и с удовольствием «задерживаются» на дополнительных заданиях. Один ученик очень безответственен в своем обучении, и это касается не только предмета – биология. Он систематически не успевает по многим дисциплинам, биологию не учит в том числе. При этом ученик осознает все предстоящие трудности и выражает желание начать учить, но «воз и ныне там».
Описание результатов и их анализ
Всего в тестирование приняли участие 20 учеников. оценка Кол-во учеников Средний балл (максимальный балл - 17) Задания, по которым возникали сложности 2 11 5 3,4, 33, 39, 40 3 8 10 39, 40 4 1 13 39 5 0 - - Как показал анализ проведенного тестирования, максимальная сложность у детей была с вопросами, касающихся запоминания изученного материала, это такие темы как «Митоз», «Мейоз», а также решение задач по генетике. Из тестируемых учащихся два ученика были из числа тех, кто планирует
сдавать экзамен - ЕГЭ по биологии. Один из них справился с тестом на оценку «неуд», второй на «хор». Результат не был неожиданностью.
5. Предлагаемые меры
Среди предлагаемых мер обязательно должно быть следующее: 1.Информирование родителей неуспевающего ученика об уровне знаний и перспективе сдать ЕГЭ на оценку «неуд». Также совместные с родителями этого ученика мероприятия по повышению уровня мотивации на обучение. 2. Прорешивание задач по генетике. 3. Повторная диагностика учеников. 4. Индивидуальные и групповые консультации. 5. Корректировка программы элективного курса по биологии для 11 классов с целью внесения тем «Митоз» и «Мейоз».
Приложение Входная диагностика * Часть 1 Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа 1.Метод искусственного отбора используется в 1) селекции 2) эмбриологии 3) физиологии животных 4) систематике растений 2.Укажите одно из положений клеточной теории. 1) Половые клетки содержат всегда гаплоидный набор хромосом. 2) Каждая гамета содержит по одному гену из каждой аллели. 3) Клетки всех организмов имеют диплоидный набор хромосом. 4) Наименьшей единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов является клетка. 3 Аэробное окисление в клетке происходит в 1) хлоропластах 2) лизосомах 3) митохондриях 4) цитоплазме 4.Значение митоза состоит в 1) обеспечении постоянства числа хромосом в соматических клетках 2) уменьшении числа хромосом вдвое по сравнению с материнской клеткой 3) увеличении числа хромосом вдвое по сравнению с материнской клеткой 4) сохранении числа хромосом при половом размножении 17 Наиболее чувствительны к алкоголю клетки, образующие систему органов 1) нервную 2) пищеварительную 3) дыхательную 4) кровеносную 18 Чтобы предупредить развитие рахита у ребёнка, следует в его рацион включить 1) белки и аминокислоты 2) витамины группы В 3) витамин D и соли кальция 4) углеводы и соли калия 19 Жёлтая окраска брюшка большой синицы, отличающая её от других видов этого же семейства, – это критерий вида 1) морфологический 2) биохимический 3) генетический 4) физиологический 32. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, для которых эти признаки характерны. ПРИЗНАКИ: А) личинка развивается в воде Б) раковина образована двумя створками В) тело покрыто мантией Г) питается водными организмами Д) кровеносная система незамкнутая Е) взрослое животное обитает в пресных водоёмах КРИТЕРИИ ВИДА 1) морфологический 2) экологический В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу. Установите последовательность формирования популяции тёмно окрашенной бабочки берёзовой пяденицы в загрязнённых промышленных районах. 1) появление и сохранение в потомстве разноокрашенных бабочек 2) увеличение численности бабочек с более тёмной окраской 3) сохранение в результате естественного отбора бабочек с тёмной окраской и гибель со светлой 4) появление популяции, состоящей из тёмноокрашенных бабочек 5) потемнение стволов берёз 39.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядрах (клетках) семязачатка перед началом мейоза I, в метафазе мейоза II и в конце телофазы мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом. 40. Отсутствие потовых желёз у человека наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х- хромосомой. В семье муж и жена здоровы, а отец жены был лишён потовых желёз. Составьте схему решения задачи, определите генотипы мужа и жены, возможного потомства, пол и вероятность рождения детей, обладающих этим признаком.