"Духовно - нравственное воспитание детей через общение с животными. (Мы в ответе за тех, кого приручили"

Автор: Калинина Марина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Павловский детский сад" №5
Населённый пункт: г. Павловск Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно - нравственное воспитание детей через общение с животными. (Мы в ответе за тех, кого приручили"
Дата публикации: 19.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Доклад на родительском собрании « Духовно - нравственное воспитание детей через общение с животными» тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» Подготовила: Калинина Марина Борисовна. Воспитатель МКДОУ Павловский детский сад№5 г. Павловск Уважаемые родители несколько лет назад у меня состоялся вот такой разговор с одной девочкой. – Я очень люблю животных – говорила она мне, мама их тоже любит, но держать в доме не хочет. Я знаю, по- взрослому рассуждала она, кошка может что-нибудь испортить, от собаки – шерсть, хоть бы мама рыбок разрешила завести. Я очень просила и мама разрешила. Побыли они у нас немножко и аквариум стал течь, когда мы переезжали на новую квартиру, я не знала что с ним делать. Мама уговаривала меня отдать рыбок и я согласилась. Теперь я снова прошу маму разрешить мне завести рыбок в банке, банка же не течёт, но мама не разрешает. Ни брата у меня нет, ни сестры, неужели мне нельзя даже рыбок держать. Такие откровения детей к сожалению не редкость: выгнали любимого котёнка, не разрешили взять щенка, хомячка, не покупают птичку……. Дети тянутся к живому, однако взрослые подчас в недоумении: а так ли животное необходимо в доме? Давайте вдумаемся, чем продиктована любовь к братьям нашим меньшим? Врождённое это качество или благоприобретённое? Любовь к животным, как, впрочем, и нелюбовь, я убеждена не даются человеку от рождения. Всё дело в воспитании. Другое дело – интерес ребёнка ко всему что движется, дышит, - он естественен! И в этой своей естественности исследователя малыш доброжелателен к кошке, собаке, птенцу, лягушке, бабочке. Но вдруг он слышит: « Не подходи, укусит, поцарапает, ужалит!» Постепенно интерес угасает, замещается опасением, а то и стойкой неприязнью. Но ведь законно желание родителей – оградить ребёнка от неожиданностей- скажете Вы. Увы, это реакция, как правило не оправдана. Но именно такая
реакция заставляет малыша относится к животным с недоверием, пропадает и исследовательский интерес. Не любовь взрослых к иным живым существам - не имеет под собой сколько- нибудь серьёзной причины, а подчас нанизывается на суеверные представления. Жаба, например, не может обидеть не взрослого , не ребёнка, но кому-то кажется «некрасивой», «неприятной», даже вызывает омерзение. Почему? Да потому, что считается : от неё бородавки, хотя это выдумки. Не потому ли теперь некоторые виды жаб занесены в «Красную книгу». К таким печальным последствиям привело деление животных на «вредных» и «полезных», «хороших» и «плохих». Я считаю, что любовь к животным может служить неким «знаком» доброты, гуманности человека. Человек, любящий животных, относящийся с пониманием и заботой ко всему живому,- разве он не притормозит машину перед кошкой или собакой перебегающей дорогу, не принесёт домой , чтобы выходить щенка с перебитой лапкой, не позаботится зимой о птицах? Тут прослеживается закономерность: общение с животными действует на людей благотворно, в заботе о них проявляются самые добрые человеческие качества. В старину на Руси был такой обычай: пришедшему в дом к невесте жениху родители подсовывали кошку и оставляли их наедине. Если он гладил животное, играл с ним - добрый человек пришёл, не опасались за свою дочь, а если обходился грубо с животным - настораживались. Так в старину по отношению к животному проверялось и отношение к человеку. Но, что же посоветовать Вам, родителям, дети которых постоянно приносят в дом кошек, собачек и всякую живность? Такую проблему приходится решать, наверно в каждой семье, где растут дети. Действительно, как поступить? Запрещать? Пресекать всякую попытку помочь слабому, беззащитному существу? А не посеем ли тем, самым в душе ребёнка семена жестокости, бесчувственности? А жестокость к животным может обернуться равнодушием и жестокостью к людям и даже к Вам, родителям. Не разумнее ли принять участие в спасении животного вместе с дочерью или сыном! Но не превращать же дом в зоопарк - справедливо упрекнёте меня Вы. Да, Вы правы, нужна мера. Чувству меры надо учить. Однако конкретные рекомендации – сколько держать животных и каких давать очень трудно. Прежде всего подумайте, как ребёнок воспримет ваш отказ, как отразится это на формировании его характера. Да и как надо отказать, в
какой форме? Выскажет мама недовольство и брезгливость или проявит сострадание – всё запомнится ребёнку и может оставить в душе его глубокий след. Но ещё хуже того, когда родители сначала соглашаются, а потом, взвесив все «тяготы» избавляются от животного. Щенка – за дверь, птичку – в другие руки, дорогую кошку - на базар. Такое дети воспринимают просто трагически!!! Опрометчивое решение взрослых может перевернуть представление ребёнка о родителях. Поэтому: будьте осмотрительны!!! И уж если вы решили взять животное в дом, то должны понимать, что ему нужно не только место, где оно ест и спит, не только уход за ним, но ещё и атмосфера полной доброжелательности, внимания. Пусть не все в семье одинаково любят, например, кошку, но уж если вы решили что она будет жить в доме, то относится к ней надо по- доброму. В итоге могу сказать лишь одно: не лишайте своих детей радости и счастья общения с животными. Не препятствуйте желанию ребёнка приручить хотя бы одно живое существо, но и не забывайте: МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ!!!! Литература: Журнал «Семья и школа» №4 1984г.