"Эффективность применения игровой технологии в вокальном воспитании детей младшего школьного возраста"

Автор: Жило Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: Семинар
Тема: "Эффективность применения игровой технологии в вокальном воспитании детей младшего школьного возраста"
Дата публикации: 19.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СЕМИНАР
Слайд 1

Тема:

Эффективность

применения

игровой

технологии в

вокальном

воспитании

детей младшего

школьного

возраста

Слайд 2

Цель семинара:
обмен опытом по применению игровой технологии в образовательной деятельности.
План семинара:

12

Этапы

Время выступления
1 Настрой на деловое общение. Формирование личных ожиданий от семинара исходя из темы и цели. Метод «дерево ожиданий» 5 минут 2. Эффективность применения игровой технологии в вокальном воспитании детей младшего школьного возраста. 50 минут 3. Рефлексия 5 минут Итого 60 минут
Слайд 3

1. Метод «Дерево ожиданий
» Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед. Материал: готовое дерево, шаблоны зеленых яблок. Ход: на заранее приготовленные шаблоны –яблоки участники пишут свои ожидания от семинара и помещают их на дерево. Вступление
Теоретическая часть:

Критерии технологичности.

Современные педагогические технологии должны удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). К таким требованиям относятся: Концептуальность Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность Так же должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность На данном этапе современные педтехнологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Я предлагаю вам поговорить об игровой технологии, которая основываются на активизации деятельности учащихся, и рассматривать ее мы станем с точки зрения
концептуальности, системности, управляемости, эффективности и

воспроизводимости.
Сегодня на семинаре я постараюсь доказать эффективность применения игрового компонента в развитии голосовой функции и образно-эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. И чуть позже я скажу, почему именно затронут только младший школьный возраст. Наверно вы все со мной согласитесь в том, что детская вокальная педагогика обладает целым рядом особенностей по сравнению с обучением пению взрослых. И особенности эти определяются тем, что детский организм находится в постоянном анатомическом развитие. Это период пубертата. Пубертатный период для инструменталистов является самым пластичным, но не для вокалистов. Поэтому не случайно опытные педагоги, работающие над вокальным развитием детей, стараются, прежде всего, избегать
перегрузок
детской психики и голосового аппарата, приводящих в дальнейшем к отрицательным последствиям. И, тем не менее, все педагоги по вокалу понимают, что сегодня время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования. Детская эстрада на сей момент очень привлекательный вид искусства и приманивает детей особенно после теле-шоу «Детский голос» своей яркостью, современной стилистикой, синтезом различных вокальных направлений, и возможностью проявить свои творческие задатки. Все это конечно здорово, если бы не было эксплуатации возможностей детского голоса и осознание детьми того насколько это трудоемкий процесс, сколько он требует энергетических, а главное психологических затрат.
Голос может развиться правильно в тех случаях, когда используется его природа на сегодняшний день, а не на последующий. Но, к сожалению, нередко бывает нарушение охраны детского голоса, когда голосам маленьких детей придается большая звучность, чем позволяет их природа на данном этапе развития. Все мы прекрасно понимаем, что достижение излишней звучности всегда негативно отражается на дальнейшее развитии голосовой функции и в результате вырисовывается картина массовой порчи детских голосов: фоностения, несмыкание голосовых складок, сип при пении по причине узелкового процесса на складках и другие патологические явления, связанные с неправильной работой гортани во время фонации.
Методологическая концепция

«Развивающие голосовые игры» по методике В.В. Емельянова

Слайд 5
В таком случаи возникает вопрос, с чего же начать, чтобы обучение маленьких детей пению было доступным, радостным, увлекательным, понятным и самое главное продуктивным? Каждый поющий ребенок индивидуален по своей природе. И такая индивидуальность учеников заставляет нас искать новые пути в работе с голосом. И результат этой работы во многом зависит от того, какая методологическая концепция лежит в основе деятельности педагога, а так же его собственный певческий и педагогический опыт. Одним из инновационных методов, который я изучила и применяю сейчас в своей практике, является фонопедический метод развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова. Им разработано 5 уровней применения ФМРГ. Мною адаптирован только 1-й уровень ФМРГ в силу возрастных ограничений голосового аппарата детей. Этот уровень обучения получил название
«Развивающие

голосовые игры».

Слайд 6
Голосовые игры на первых порах для детей это забава, забава в форме «сказки- распевки» но позднее начинается более серьёзная и плодотворная работа. Есть дети, у которых голос ровный, т.е. отмечается наличие механизма автоматического перехода гортани из одного регистра в другой. С такими детьми, конечно, работать легче, но не столь интересно, как с теми детьми, у которых неразвит головной регистр. В этот момент и начинается не легкая, но в то же время творческая работа. В прошлом году я приняла в свое объединение четыре ребенка, которые пришли с детского сада. А те дети, которые приходят с детского сада, как правило, очень крикливые с деградированном понятии о вокале. Они считают, что «чем громе поешь, тем лучше». Я их называю «детсадовские горляшки». И вот такую привитую в детском садике силовую методику приходится искоренять. И именно 1-й уровень фонопедического метода
через игровую имитацию
, позволяет плавно адаптировать таких детей к правильному певческому процессу. Внедрение технологии «Развивающих голосовых игр» в учебный процесс позволяет решить следующие
задачи:
 активизировать процесс обучения;  повысить темп занятия;  реализовать идеи творческого обучения;  ввести эмоциональную приподнятость учащихся.

Слайд 7
В структуру «Развивающих голосовых игр» как
игровой деятельности
органично входят:  целеполагание; (процесс формулирования цели и процесс ее развертывания)  планирование;  реализация цели;  анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Слайд 8

Игровая форма занятий у нас создается при помощи игровых ситуаций.
В структуру игровой технологии как
процесса
входят:  роли, взятые на себя играющими;  игровые действия как средство реализации этих ролей;  реальные отношения между играющими (в моем случаи педагог-ученик);  сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. Игра для меня стала тем инструментом, с помощью которого, я вовлекаю детей в творческий процесс. Мы с ними имитируем звуки, которые издаёт новорожденный ребёнок: у него все работает как у хорошего певца, кричать он может долго и голоса при этом не теряет. А почему? Да потому, что у него работает природная автоматика, он не включает сознательно никакие мышцы. Имитация животных, птиц – все это составляет основу тренировочных упражнений.
Системность технологии

«Развивающих голосовых игр»

Слайд 9

По характеру педагогического процесса «Развивающие голосовые игры» являются

тренировочными
Первый уровень этого метода состоит из шести игровых тренировочных циклов:  артикуляционная гимнастика;  интонационно-фонетические упражнения;  голосовые сигналы доречевой коммуникации;  фонетические приемы в грудном режиме;  фонетические приемы перехода из грудного в фальцетный режим;  фонетические приемы в фальцетном режиме;
Сущность игрового метода
Эти 6 циклов положены в основу двигательного смысла приемов развивающих голосовых игр и имеют координирующее и тренирующее значение для детского голоса. Суть этих упражнений заключается в произвольной имитации разных сигналов, и важно при этом осознать и зафиксировать те вокально-телесные ощущения, которыми они сопровождаются. Вот такое произвольное имитирование способствует внутреннему раскрепощению, мышечной свободе не только голосового аппарата, но и всей психики, и всего тела ребенка. А это очень важный момент для вокалистов. Лучший результат дают те дети, которые занимаются с раннего школьного возраста. Когда голосовая мышца растет и ещё не сформирован певческий аппарат, в работу по развитию голосовой функции
вводится игровой компонент.
Вот ответ на вопрос,
почему именно затронут только младший школьный возраст.
Кратко я расскажу, как каждый из циклов влияют на развитие детского голоса.
Слайд 10


1.

Артикуляционная гимнастика.
Важным обстоятельством для вокалистов является активная, свободная артикуляция, которая способствует непринужденной манере пения. У детей такого возраста артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован и зажат. Поэтому стимулом, для развития артикуляции и хорошей дикции, являются специальные упражнения. Например: скороговорки, песенки-скороговорки, а также упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы.
Слайд 11

2.

Интонационно-фонетические упражнения.
Это-воспроизведения образов сигналов: лай собаки, крик чаек, визг ребенка в разных режимах, от грудного до фальцетного. Упражнения этой группы развивают максимальную громкость звучания детского голоса в разных регистрах. Они дают возможность осознать все режимы работы гортани в естественном виде , без эстетической обработки. Упражнения в игровой форме выглядят далеко не эстетично – это высунутый язык, широко открытый рот, вытянутые губы, но для нас это вторично. Первично - соображение защиты голосового аппарата и биологической целесообразности.
Слайд 12

3.

Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Что такое голосовые сигналы доречевой коммуникации? Это все то, что предшествует вокальному звуку. Регистры точно соотносятся с голосовыми сигналами доречевой коммуникации:  Штро-бас – это скрип  Нефальцетный (грудной) – это рык, крик  Фальцетный (головной) – это вой, визг, стон  Тихий фальцетный – это писк  Свистковый – свист Поэтому для овладения произвольным включением того или иного регистра начинающим певцам необходимо использовать ГСДК (голосовые сигналы доречевой коммуникации).
Слайд 13

4.

Фонетические приемы в грудном режиме.
Грудной регистр связан с человеческой физиологией крика. Дети, которые пользуются только грудным регистром, как правило, быстро теряют голоса. Появляется охриплость в звуке, поэтому фальцетный регистр целесообразно развивать у детей, поющих в
низкой тесситуре, а грудной – у высоких голосов. Таким образом, происходит дозированная равномерная тренировка голосовых мышц.
Слайд 14

5.

Фонетические приемы на переходе из грудного режима в фальцетный.
Если у певца наблюдается очень сильная регистровая ломка голоса или у него очень ограниченный диапазон, в связи с тем, что он не умеет петь звуки на опоре в верхнем регистре голоса, то ему непременно надо освоить те способы пения, которые считаются академическими (это использование маскировочной артикуляции). Только через маскировочную артикуляцию, через прикрытие микстовых тонов можно спокойно выйти в фальцетный регистр. И мы через октавный интервал на фонемы «А», «У», «И», «Э» с легкостью без вреда для голоса через разные разыгранные образы эти регистры объединяем.
Слайд 15

6.

Фонетические приемы в фальцетном режиме.
Фальцетный регистр, это тот регистр, при пении в котором проявляется человеческая физиология плача, воя, стона. По своей природе детские голоса высокие, звонкие и полетные. В связи с этим первоначально мы, даем нагрузку именно в головном регистре, следуя их природе, а не вопреки ее. Специально разработанные упражнения, которые пропеваются только в верхнем регистре помогают собрать звук в «маску», то есть в верхних резонирующих полостях. И затем, мы спускаемся по ступеням вниз, не теряя верхней позиции. Тогда вокальный звук приобретает интонационную чистоту, которая очень важна в пении.
Управляемость технологии

«Развивающих голосовых игр»

Слайд 16

Итак, как же мы это все делаем!!!
Младшие школьники большую часть своей деятельности осуществляют с помощью воображения. Поэтому я для них сочинила «сказку-распевку» «Кто как поет?» по мотивам рассказа Виталия Бианки. Таким образом, они лучше воспринимают упражнения, если ассоциируют их со звуками знакомых и неизвестных животных или явлений. На каждый шаг упражнения я предлагаю детям разнообразные игровые ситуации, которые могут импровизироваться на каждом занятие. Всю сказку рассказать на одном уроке невозможно,
поэтому мы ее растягиваем на несколько занятий. Хорошо освоив определенный набор упражнений, мы переходим к другим, добавляя их в виде новых образов. И так далее идет постоянная сюжетная импровизация.
Слайд 17
В «Сказке-распевке» заложены упражнения из первого комплекса ФМРГ в сокращенном виде: так, как мне удобно использовать для начинающих вокалистов. «СКАЗКУ-РАСПЕВКУ» мы не рассматриваем как просто разогрев голосового аппарата. Это тренаж голосовой функции, который вырабатывает правильные навыки вокальной техники. В первой части «сказки» работают два отдельных регистра – это грудной и фальцетный. Грудной, где проявляется физиология крика. Фальцетный – где проявляется физиология плача, воя. Во второй части через различные упражнения эти регистры соединяются. В сказке применяются три группы упражнений. первая группа на фонему «А», вторая - на рупор с движением щек и губ через фонемы «А» «О» «У» и третья - на расслабление языка «А» «Э» «И».
Упражнения

Слайд 18

Основной мотив игры для меня это не процесс, а результат
!!! Через многократные повторения одних и тех же упражнений, но с разными проигранными образами я достигаю желаемого эффекта.
Целью
каждой разыгранной ситуации является развитие определенного вокального навыка. Сейчас я это продемонстрирую. ПРАКТИКА
Слайд 19

Первый этап РАЗДЫШКА
Зачастую дети приходят на занятия вялыми не собранными и чтобы активизировать их деятельность и настроить на занятие первым этапом идет Р А З Д Ы Ш К А 1. Артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения и голосовые сигналы доречевой коммуникации. Все это в сокращенном варианте.
Видеофрагмент

Второй этап
У П Р А Ж Н Е Н И Я

Слайд 20
Начинаем «сказку» с режима работы гортани. Используем штробас-это не интонируемый звук, при котором действуют только края связок, мышцы голосовых складок при этом совершенно расслаблены. Наводящие образы помогают детям выполнить это упражнение. Штро-бас
Видеофрагмент
(хор лягушек)
Слайд 21
Взаимосвязь регистров в пении всегда была большой проблемой и, прежде всего - устранение регистрового порога, т.е. сглаживание «швов» между регистрами. Субъективно такая задача невыполнима, потому как певческие механизмы работают на природной автоматике, независимо от нашего желания. Другой вопрос – можно ли ими управлять и регулировать, и как именно.
Видеофрагмент
(жаба и маленькие лягушата) время 4:02 мин.
Слайд 22
2. Губной вибрант или «трещётка». Это уникальное упражнение, кто придумал его тому большой респект. Оно прекрасно не только разогревает голосовой аппарат, но и сглаживает регистры. Регистровый порог все равно сработает на переходной ноте, но связки при этом не растянутся МГНОВЕННО, а будут плавно видоизменяться. На этом упражнении можно разыграть любую игровую ситуацию. Поговорить о любимых марках автомобиля, сесть на них и покататься. В этот момент дети начинают фантазировать и охотно включаться в работу.
Видеофрагмент
(вертолетик)
Слайд 23
3. А как совместить не только регистры, но и резонаторы? Чтобы в грудном было присутствие фальцетного регистра, а в голове, присутствие грудного. В нашем случаи мы пытаемся это выполнить на слог «РЫ» в образе тигра.
Видеофрагмент
(тигр)
Слайд 24

4.
Сейчас я покажу упражнение, которое выполняется только в фальцетном регистре, где проявляется человеческая физиология плача, при котором вырабатывается механизм «пения с вибрато». Безвибратный голос считается как, голос с дефектами. Его, как правило, называют горловым, зажатым, белым и т.д.. А вот через такой прием на верхних нотах приобретается «пение на опоре».
Видеофрагмент
(белочка)
Слайд 25
5. Самая сложная фонема в вокале это «А». Мы ее поем нарочито некрасивым звуком в образе «Ослика», так понятней для детей.
Видеофрагмент
(ослик+бекас)
Слайд 26
Вы очевидно заметили, что мы постоянно меняли образы??? И это не случайно. Смена образов делает процесс обучения незаметным и целенаправленным. Играя, дети не
задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают тот материал, который я им даю. И такое непроизвольное обучение детей не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной обстановке, поэтому благодаря использованию
игрового компонента
они с лёгкостью «выдерживают» полноценное учебное занятие. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений. Именно мы служим для детей под зарядным устройством для их активности на занятиях. Главное – не допустить «надзирательного тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия. Голос и психика очень взаимодействуют между собой. (На творческих детей нельзя действовать как «удав на кролика»). Только в атмосфере непринужденности, радости и взаимного общения ребенок может полностью раскрыть свой творческий потенциал. А такую обстановку создаем мы, педагоги.
Вот так выглядит игровая деятельность в построении занятия по вокалу с детьми

младшего школьного возраста.

Слайд 27

Эффективность применения технологии «Развивающих голосовых игр» в развитии

голосовой функции
И, все же, что дают «Развивающие голосовые игры» при обучении вокалу в техническом плане? это: 1. расширение диапазона (до двух октав в рабочем режиме на основе имитации различных сигналов); 2. полетность (через использование губного вибранта); 3. увеличение силы звука (при постановке совместной работы дыхания и резонаторов); 4. большую певучесть звука (плавный и экономный фонационный выдох); 5. свободу в пении; 6. а самое главное, по моему мнению, это раскрепощенность певческого звучания и в целом певческого процесса.

Слайд 28
Вывод: Таким образом «Развивающие голосовые игры» позволяют оптимально раскрыть и развить вокальные способности учащихся, сформировать устойчивые навыки правильного пения, а так же комплексно и незаметно для обучающихся объединить тренаж и творчество, технологию и искусство.
Слайд 29

Спасибо за внимание!!!