"Рабочая программа по физике" (8 класс)

Автор: Провоторова Элла Николаевна
Должность: директор моу "сош №24"
Учебное заведение: МОУ "СОШ №24"
Населённый пункт: город Вологда,Вологодская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по физике" (8 класс)
Дата публикации: 20.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Календарно - тематическое планирование № п/п Тема урока Основное содержание урока Базовые требования к уровню подготовки обучающихся Эффективность ИКТ Формы контроля Примечание Исполь зуется/ Не исполь зуется (+/-) Универ сально е/ уникал ьное На содерж ание/ На форми ровани е ИКТ- компет енции
Тепловые явления (13ч)
1.1 Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Примеры тепловых явлений. Термометр. Измерение температуры. Тепловое равновесие. Тепловое движение. Повторение: строение вещества, молекулы, связь между скоростью движения молекул и температурой тела. Движение молекул в твердых телах, жидкостях и газах. Повторение: механическая энергия (потенциальная и кинетическая). Превращение механической энергии в другую форму энергии. Внутренняя энергия тела. Зависимость внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния вещества и степени деформации тела. Знать: устройство и принцип действия термометра; понятия: тепловое движение, тепловое равновесие, температура, внутренняя энергия; от чего зависит внутренняя энергия тела. Уметь: измерять температуру; объяснять связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Понимать: физический смысл внутренней энергии. 1.2 Способы изменения внутренней энергии тела. Изменение внутренней энергии при совершении работы над телом или самим телом. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи. Виды теплопередачи. Знать: способы изменения внутренней энергии тела. Уметь: объяснять изменение внутренней энергии тела в процессе работы и теплопередачи; решать качественные задачи по теме «Способы изменения внутренней энергии. Понимать: физический смысл внутренней энергии.
1.3 Теплопроводность. Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов. Теплопроводность вакуума. Примеры практического применения теплопроводности. Знать: понятие теплопроводности. Уметь: объяснять явление теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью. Понимать: физический смысл теплопроводности. 1.4 Конвекция. Излучение. Конвекция в жидкостях и газах. Естественная и вынужденная конвекция. Практическое применение конвекции. Особенности излучения. Излучение и поглощение энергии темными и светлыми поверхностями. Практическое применение излучения. Знать: понятия: конвекция и излучение; особенности излучения и поглощения энергии телами. Уметь: объяснять явление конвекции и приводить примеры конвективных движений воздуха и жидкости в природе и технике; приводить примеры того, как человек на практике учитывает способность тел поглощать энергию излучения; решать качественные задачи по теме «Виды теплопередачи». Понимать: физический смысл конвекции. 1.5 Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Понятие количества теплоты. Зависимость количества теплоты, необходимого для нагревания тела от массы этого тела, от изменения его температуры, от рода вещества. Единицы количества теплоты: джоуль, калория. Удельная теплоемкость вещества и ее единица. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ. Знать: понятие количества теплоты; единицы количества теплоты; от чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении; единицу измерения удельной теплоемкости; Понимать: физический смысл удельной теплоемкости; 1.6 Л/р № 1 «Исследование изменения со Лабораторная работа. Уметь: измерять температуру тела; строить график зависимости температуры тела от времени;
временем температуры остывающей воды». проводить анализ результатов и делать вывод. 1.7 Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Формула для расчета количества теплоты. Решение задач. Знать: формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь: решать задачи с использованием данной формулы. 1.8 Л/р №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Лабораторная работа. Знать: устройство и назначение калориметра. Уметь: рассчитывать количество теплоты, полученное и отданное телами; работать с приборами, измерять и обрабатывать полученные данные, формулировать вывод. 1.9 Л/р №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Лабораторная работа. Уметь: определять удельную теплоемкость твердого тела; работать с приборами, измерять и обрабатывать полученные данные, формулировать вывод. 1.10 Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Единица удельной теплоты сгорания топлива. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Знать: формулу для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Уметь: решать задачи с использованием формулы для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Понимать: физический смысл удельной теплоты сгорания топлива. 1.11 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Закон сохранения механической энергии. Превращение механической энергии во внутреннюю. Превращение внутренней энергии в механическую энергию движения Знать: формулировку закона сохранения и превращения энергии в природе. Уметь: приводить примеры превращения одного вида энергии
( на примере двигателей машин). Сохранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения и превращения энергии в природе. в другой. Понимать: смысл закона сохранения и превращения энергии в природе. 1.12 Решение задач по теме «Тепловые явления». Решение качественных и расчетных задач. Уметь: применять полученные знания для решения задач. 1.13 Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления». Решение расчетных и качественных задач по теме «Тепловые явления». Уметь: применять теоретические знания на практике.
Изменение агрегатных состояний вещества (11ч)
2.1 Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. Расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Знать: особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел; процессы плавления и отвердевания. Уметь: описывать процессы, происходящие с веществом, пользуясь графиком плавления и отвердевания. Понимать: физический смысл прцессов. 2.2 Удельная теплота плавления Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Постоянство температуры при плавлении. Удельная теплота плавления и единица ее измерения. Увеличение внутренней энергии данной массы вещества при его плавлении. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления или выделяющегося при кристаллизации. Знать: формулу для расчета количества теплоты, необходимого для плавления или выделяющегося при кристаллизации. Уметь: объяснять процессы плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Понимать: физический смысл удельной теплоты плавления; 2.3 Решение задач на расчет количества теплоты, необходимого для Определение удельной теплоты плавления льда. Решение качественных и расчетных задач. Уметь: измерять удельную теплоту плавления льда; решать задачи с использованием формулы для расчета количества теплоты, необходимого для
плавления или выделяющегося при кристаллизации. плавления или выделяющегося при кристаллизации. 2.4 Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара. Испарение и кипение. Скорость испарения. Испарение жидкости в закрытом сосуде, динамическое равновесие между паром и жидкостью. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Объяснение явлений испарения и конденсации на основе знаний о молекулярном строении вещества. Знать: процессы парообразования и конденсации; понятия: динамическое равновесие, насыщенный и ненасыщенный пар. Уметь: объяснять процессы испарения и конденсации на основе знаний о молекулярном строении вещества; объяснять зависимость скорости испарения от рода жидкости, площади свободной поверхности, температуры жидкости и движения воздушных масс. Понимать: физический смысл процессов. 2.5 Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Кипение. Постоянство температуры при кипении жидкости. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Единица ее измерения. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для парообразования или выделяющегося при конденсации. Знать: механизм кипения жидкости;; формулу для расчета количества теплоты, необходимого для парообразования или выделяющегося при конденсации. Уметь: приводить примеры использования кипения жидкости при повышенном давлении. Понимать: физический смысл удельной теплоты арообразования 2.6 Решение задач на расчет количества теплоты, необходимого для парообразования или выделяющегося при конденсации. Решение качественных и расчетных задач. Уметь: решать задачи с использованием формулы для расчета количества теплоты, необходимого для парообразования или выделяющегося при конденсации. 2.7 Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Гигрометры: конденсационный и волосной. Психрометр. Знать: понятие влажности воздуха; устройство и принцип действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра.
Л/р №4 «Измерение относительной влажности воздуха». Практическое значение влажности воздуха. Лабораторная работа. Уметь: измерять влажности воздуха с помощью термометра. Понимать: физический смысл абсолютной и относительной влажности. 2.8 Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Превращение энергии при работе тепловых двигателей. Виды тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания: устройство, принцип действия, практическое применение. Знать: виды тепловых двигателей; устройство двигателя внутреннего сгорания. Уметь: объяснять принцип действия двигателя внутреннего сгорания. Понимать: значение тепловых машин для человека. 2.9 Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Устройство, принцип действия и применение паровой турбины. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Знать: формулу КПД. Уметь: применять формулу КПД для решения задач. Понимать: физический смысл КПД. 2.10 Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин. Устройство и принцип действия холодильника. Воздействие работы тепловых двигателей на окружающую среду. Пути решения экологических проблем, связанных с работой тепловых двигателей. Знать: экологические проблемы, возникающие при работе тепловых двигателей и пути их решения. 2.11 Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Решение расчетных и качественных задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Уметь: применять теоретические знания на практике.
Электрические явления(27ч)
3.1 Электризация тел. Взаимодействие зарядов. Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Примеры электризации двух тел. Два вида зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Устройство, принцип действия и назначение электроскопа. Примеры веществ, являющихся проводниками, диэлектриками и Знать: понятия: электризация тел, проводники, диэлектрики; устройство и назначение электроскопа. Уметь: объяснять взаимодействие заряженных тел, принцип действия электроскопа. Понимать: физический принцип электризации.
полупроводниками. 3.2 Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как вид материи. Действие электрического поля на заряды. Направление электрических сил и изменение их модуля при изменении расстояния до источника поля. Делимость электрического заряда. Электрон. Единица электрического заряда. Знать: понятие электрического поля; действие электрического поля на заряды; обозначение и единицу измерения электрического заряда; частицу, имеющую наименьший отрицательный заряд. Уметь: решать качественные задачи. Понимать: физический смысл электрического поля. 3.3 Строение атомов. Ядерная модель атома. Строение ядра. Строение атомов водорода, гелия и лития. Ионы. Знать: строение атома; понятия положительного и отрицательного ионов. Уметь: решать задачи по теме. 3.4 Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение электризации тел при соприкосновении, существование проводников и диэлектриков, передачи части заряда от одного тела к другому, притяжение незаряженных проводящих тел к заряженным телам. Закон сохранения электрического заряда. Заземление. Знать: формулировку закона сохранения электрического заряда. Уметь: объяснять электрические явления на основе знаний о строении атома. Понимать: смысл закона сохранения электрического заряда. 3.5 Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток. Условия существования тока. Примеры источников тока: гальванический элемент, аккумулятор, электрофорная машина, термоэлемент, фотоэлемент, генератор. Элементы электрической цепи и их условные обозначения. Схемы Знать: понятие электрический ток; условия существования тока; примеры источников тока; основные элементы электрической цепи. Уметь: чертить схемы электрических цепей и собирать простейшие электрические цепи. Понимать: физический смысл электрического тока.
электрических цепей. 3.6 Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов Строение металлов. Природа электрического тока в металлах, полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Знать и понимать: природу электрического тока в металлах, полупроводниках, газах и растворах электролитов. 3.7 Действия электрического тока. Направление тока. Тепловое, химическое и магнитное действия электрического тока и их практическое применение. Направление тока. Знать: действия электрического тока. Уметь: приводить примеры практического применения различных действий тока. 3.8 Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Сила тока. Явление магнитного взаимодействия двух параллельных проводников с током. Единица силы тока. Назначение, устройство и принцип действия амперметра. Включение амперметра в цепь. Действие электрического тока на организм человека. Знать: обозначение и единицу измерения силы тока; формулу для расчета силы тока; назначение, устройство и принцип действия амперметра; условное обозначение и включение амперметра в электрическую цепь. Уметь: измерять силу тока с помощью амперметра. Понимать: физический смысл силы тока. 3.9 Л/р № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». Лабораторная работа. Уметь: собирать цепи и чертить схемы электрических цепей; измерять силу тока; проводить анализ результатов и делать вывод. 3.10 Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения Работа тока. Напряжение. Единица напряжения. Назначение, устройство и принцип действия вольтметра. Включение вольтметра в цепь. Действие электрического напряжения на организм человека. Знать: обозначение и единицу измерения напряжения; формулу для расчета напряжения; назначение, устройство и принцип действия вольтметра; условное обозначение и включение вольтметра в электрическую цепь. Уметь: измерять напряжение с помощью вольтметра. Понимать: физический смысл напряжения.
3.11 Л/р №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Лабораторная работа. Уметь: собирать цепи и чертить схемы электрических цепей; измерять напряжение; проводить анализ результатов и делать вывод. 3.12 Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления. Удельное сопротивление. Расчет сопротивления. Зависимость силы тока в цепи от свойств проводника, включенного в нее, при постоянном напряжении на его концах. Электрическое сопротивление. Единица сопротивления. Объяснение причины сопротивления проводника. Зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Единицы удельного сопротивления. Формула для расчета сопротивления проводника. Знать: понятие электрического сопротивления; обозначение, единицу измерения и формулу для расчета сопротивления; Уметь: объяснять причину сопротивления проводников. Понимать: физический смысл удельного сопротивления. 3.13 Решение задач по теме «Сила тока. Напряжение. Сопротивление». Решение качественных и расчетных задач. Уметь: применять формулы силы тока, напряжения и сопротивления для решения задач. 3.14 Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и от сопротивления. Закон Ома для участка цепи. Знать: физический смысл и математическую запись закона Ома для участка цепи. 3.15 Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи». Решение расчетных задач. Уметь: применять закон Ома для решения задач. 3.16 Реостаты. Л/р №7 «Регулирование силы тока реостатом». Назначение, устройство и принцип действия ползункового реостата. Лабораторная работа. Знать: назначение, устройство, принцип действия и обозначение реостата. Уметь: регулировать силу тока при помощи реостата.
3.17 Л/р №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника». Лабораторная работа. Уметь: собирать цепи и чертить схемы электрических цепей; определять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра; устанавливать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении, строить график; проводить анализ результатов и делать вывод. 3.18 Последовательное соединение проводников. Законы последовательного соединения проводников. Знать: последовательное соединение проводников и их практическое использование. 3.19 Параллельное соединение проводников. Законы параллельного соединения проводников Уметь: применять законы параллельного соединения проводников для решения задач. 3.20 Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников. Решение расчетных задач. Уметь: применять законы последовательного и параллельного соединения проводников для решения задач 3.21 Работа и мощность электрического тока. Работа и мощность электрического тока. Единицы работы и мощности. Формулы для расчета работы и мощности тока. Единицы измерения работы тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Знать: понятия: работа тока, мощность тока; формулы для расчета работы и мощности тока; единицы измерения работы и мощности тока. Понимать: физический смысл работы и мощности электрического тока. 3.22 Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока» Решение расчетных задач. Уметь: применять формулы работы и мощности тока для решения задач; снимать показания счетчика и рассчитывать стоимость потребленной электрической энергии. 3.23 Л/р № 9«Измерение работы и мощности электрического тока». Лабораторная работа. Уметь: собирать цепи и чертить схемы электрических цепей; рассчитывать работу и мощность тока. 3.24 Нагревание Причина нагревания проводника Знать: смысл закон Джоуля-Ленца.
проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Формула для расчета выделяемого количества теплоты Уметь: применять закон Джоуля-Ленца для решения задач. Понимать: 3.25 Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. Устройство лампы накаливания и нагревательных элементов. Причины короткого замыкания. Устройство и принцип действия предохранителей. Знать: устройство лампы накаливания, электрических нагревательных приборов, предохранителей; понятие короткого замыкания и причины его возникновения. 3.26 Решение задач по теме: «Электрические явления». Решение расчетных и качественных задач по теме «Электрические явления». Уметь: применять теоретические знания на практике. 3.27 Контрольная работа №4 «Электрические явления». Решение расчетных и качественных задач по теме «Электрические явления». Уметь: применять теоретические знания на практике.
Электромагнитные явления (6ч)
4.1 Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитные линии и их характеристика. Магнитное поле прямого тока. Связь между направлением магнитных линий и направлением тока в проводнике. Знать: понятия: магнитное поле, магнитные линии; направление и характеристику магнитных линий. Уметь: объяснять опыт Эрстеда; изображать графически магнитное поле прямого тока. 4.2 Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Магнитное поле катушки стоком. Способы изменения магнитного действия катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов. Знать: способы изменения магнитного действия катушки с током. Уметь: изображать графически магнитное поле катушки с током; приводить примеры использования электромагнитов. 4.3 Л/р №10 « Сборка электромагнита и испытание его действия». Лабораторная работа. Уметь: собирать электромагнит из готовых деталей и проверять на опыте от чего зависит его магнитное действие; проводить анализ результатов и делать вывод. 4.4 Постоянные магниты. Постоянные магниты. Гипотеза Ампера. Взаимодействие Знать: понятия: постоянные магниты, магнитная буря, магнитные аномалии;
Магнитное поле Земли. магнитов. Изображение магнитных полей постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Изменения магнитного поля Земли. Значение магнитного поля Земли для живых организмов. взаимодействие магнитов; расположение магнитных полюсов Земли. Уметь: изображать графически магнитное поле полосового магнита. 4.5 Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Л/р №11 « Изучение электрического двигателя постоянного тока». Действие силы на проводник с током, находящийся в магнитном поле. Изменения направления этой силы при изменении направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Устройство и принцип работы электродвигателя. Преимущества электродвигателей. Лабораторная работа. Знать: действие магнитного поля на проводник с током; устройство и принцип работы электродвигателя. Уметь: показывать основные части электродвигателя на модели 4.6 Динамик и микрофон. Проверочная работа по теме «Электромагнитные явления». Устройство и принцип действия динамика и микрофона. Тест по теме. Уметь: применять теоретические знания на практике.
Световые явления (10ч)
5.1 Источники света. Прямолинейное распространение света. Оптические явления. Источники света. Точечный источник света и луч света. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Солнечные и лунные затмения. Знать: понятия: точечный источник, луч, тень, полутень; закон прямолинейного распространения света. Уметь: приводить примеры естественных и искусственных источников света; объяснять возникновение солнечных и лунных затмений.
5.2 Отражение света. Закон отражения света. Закон отражения света. Свойство обратимости световых лучей. Знать: понятия: угол падения, угол отражения; смысл закона отражения света; свойство обратимости световых лучей. Уметь: строить ход лучей при отражение света от зеркальной поверхности. 5.3 Л/р №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». Плоское зеркало. Лабораторная работа. Построение изображения в плоском зеркале. Особенности этого изображения. Знать: особенности изображения в плоском зеркале. Уметь: строить изображение в плоском зеркале; проводить анализ результатов и делать вывод. 5.4 Преломление света. Явление преломления света. Оптическая плотность среды. Закон преломления света. Знать: понятия: угол падения, угол преломления, оптически более (менее) плотная среда; смысл закона преломления света; физический смысл относительного показателя преломления. Уметь: строить ход лучей при переходе света из одной среды в другую. 5.5 Л/р №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света». Лабораторная работа. Уметь: устанавливать зависимость угла преломления от угла падения света; проводить анализ результатов и делать вывод. 5.6 Линзы. Оптическая сила линзы. Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. Знать: понятия: линзы, оптическая ось линзы, фокус, фокусное расстояние; физический смысл, формулу и единицу измерения оптической силы линзы. Уметь: отличать собирающую линзу от рассеивающей; рассчитывать оптическую силу линзы. 5.7 Изображения, даваемые линзой. Построение изображений, даваемых линзой. Характеристика изображений. Знать: ход лучей в собирающей и рассеивающей линзе. Уметь: строить изображения и давать их характеристику.
5.8 Л/р №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений» Лабораторная работа. Уметь: определять фокусное расстояние собирающей линзы и получать различные изображения с помощью нее. 5.9 К/р №5 годовая контрольная работа. Решение расчетных и качественных задач. Уметь: применять теоретические знания на практике. 5.10 Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Строение глаза. Как получается и воспринимается глазом изображение. Близорукость и дальнозоркость. Очки. Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Знать: строение глаза; дефекты зрения и способы их исправления; устройство и принцип действия фотоаппарата и проекционного аппарата.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике 8 класс


1. Пояснительная записка
Реализация программы обеспечивается:  Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ МО РФ "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 №1089)  Федерального базисного учебного плана
(
приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09 марта 2004 года);  Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года

№ 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию  Учебного плана МОУ  Положении о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов 
Используемый УМК:


Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно- методического комплекта: 
Программа:
Авторская программа по физике для общеобразовательных учреждений Е.М. Гутника и А.В. Перышкина (Программы для общеобразовательных учреждений.Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-М.: Дрофа, 2010г); 
Основной учебник:
учебник (включенным в Федеральный перечень) Физика 8кл. / А.В.Перышкин.- М.: Дрофа, 2010; 
Дополнительный учебник (
сборник тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений
:
Сборник вопросов и задач по физике 7-9 кл. / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова.– М.: Просвещение, 2004;
Статус документа
Рабочая программа по физике для 8–го класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по физике для общеобразовательных учреждений Е.М. Гутника и А.В. Перышкина. Содержание курса включает 14 лабораторных работ, 5 контрольных работ, тесты и рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень лабораторных работ и контрольных работ.
Изменения в количестве часов по некоторым темам связано с тем, что на

усвоение «Тепловых явлений» и «Световых явлений», исходя из опыта работы,

требуется гораздо больше времени.
Выбор данной программы основан на следующих аргументах: Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса:
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:  освоение знаний о механических, тепловых, электромаг нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;  овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо сти; применять полученные знания для объяснения раз нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;  воспитание убежденности в возможности познания при роды, в необходимости разумного использования дости жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;  применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь зования и охраны окружающей среды. Основная
форма организации образовательного процесса
– урок. Кроме этого предполагаются групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе учителя или по просьбе учащихся (их родителей).
Для реализации рабочей программы используются следующие
технологии
: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, ИКТ, интерактивные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения. В изучении курса физики используются следующие
методы
: рассказ, объяснение, беседа, лекция, демонстрация, иллюстрирование, наблюдение, моделирование , выполнение упражнений, лабораторных и практических работ, работа с учебником и справочным материалом. Наряду с объяснительно-иллюстративным методом используются и метод проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический и алгоритмический методы обучения. Основные
механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ, оценивание, самооценивание и взаиморецензирование, работа в парах и группах.
В задачи обучения физике входят:
 развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;  овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;  усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;  формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных

умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
 использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;  формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;  овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;  приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. 
Информационно-коммуникативная деятельность:
 владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:
 владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:  организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Выработка компетенций:

общеобразовательных –
умения:  самостоятельно и мотивированно организо вывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);  использовать элементы причинно-следствен ного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развёр нуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;  использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, мате матизации информации, презентации результатов познава тельной и практической деятельности;  оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.  
предметно-ориентированных:
 понимать возрастающую роль науки, усиление вза имосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества;  осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;  развивать познавательные интересы и интеллектуаль ные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источ ников информации, в том числе компьютерных;  воспитывать убеждённость в позитивной роли физи ки в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;  овладевать умениями применять полученные знания для объяс нения разнообразных физических явлений;  применять полученные знания и умения для безопас ного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В результате изучения физики 8 класса ученик должен

знать/понимать

смысл понятий:
физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро; 
смысл физических величин:
кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; 
смысл физических законов:


механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
уметь

описывать и объяснять физические явления:
теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи- модействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света; 
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения

физических величин:
температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; 
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой

основе эмпирические зависимости:
температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света; 
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний
о тепловых и электромагнитных явлениях; 
решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск инфор мации
естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:
 обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;  контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.

2. Содержание тем учебного курса

Тепловые явления(13ч)
Примеры тепловых явлений. Термометр. Измерение температуры. Тепловое равновесие. Тепловое движение. Движение молекул в твердых телах, жидкостях и газах. Превращение механической энергии в другую форму энергии. Внутренняя энергия тела. Зависимость внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния вещества и степени деформации тела. Конвекция в жидкостях и газах. Естественная и вынужденная конвекция. Практическое применение конвекции. Особенности излучения. Излучение и поглощение энергии темными и светлыми поверхностями. Практическое применение излучения. Понятие количества теплоты. Зависимость количества теплоты, необходимого для нагревания тела от массы этого тела, от изменения его температуры, от рода вещества. Единицы количества теплоты: джоуль, калория. Удельная теплоемкость вещества и ее единица. Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Единица удельной теплоты сгорания топлива. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Закон сохранения механической энергии. Превращение механической энергии во внутреннюю. Должны знать  устройство и принцип действия термометра;  понятия: тепловое движение, тепловое равновесие, температура, внутренняя энергия;  способы изменения внутренней энергии тела;  понятие теплопроводности;  понятия: конвекция и излучение; особенности излучения и поглощения энергии телами;  понятие количества теплоты; единицы количества теплоты;  формулу для расчета количества теплоты;  устройство и назначение калориметра;  формулу для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива;  формулировку закона сохранения и превращения энергии в природе. Должны уметь  измерять температуру; объяснять связь температуры со скоростью хаотического движения части;  объяснять изменение внутренней энергии тела в процессе работы и теплопередачи;  объяснять явление теплопроводности;  объяснять явление конвекции и приводить примеры конвективных движений;  измерять температуру тела; строить график зависимости температуры тела от времени;  решать задачи с использованием данной формулы;  рассчитывать количество теплоты, полученное и отданное телами;  определять удельную теплоемкость твердого тела;  решать задачи с использованием формулы для расчета количества теплоты;  приводить примеры превращения одного вида энергии в другой;  применять полученные знания для решения задач;  применять теоретические знания на практике. Должны понимать  физический смысл внутренней энергии.  физический смысл внутренней энергии.  физический смысл теплопроводности.  физический смысл конвекции.
 физический смысл удельной теплоемкости;  физический смысл удельной теплоты сгорания топлива.  смысл закона сохранения и превращения энергии в природе.
Лабораторные работы
1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. 2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. 3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества(11ч)
Плавление и кристаллизация. Температура плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления или выделяющегося при кристаллизации. Испарение и кипение. Скорость испарения. Испарение жидкости в закрытом сосуде, динамическое равновесие между паром и жидкостью. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Объяснение явлений испарения и конденсации на основе знаний о молекулярном строении вещества. Кипение. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Гигрометры: конденсационный и волосной. Психрометр. Практическое значение влажности воздуха. Превращение энергии при работе тепловых двигателей. Виды тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания: устройство, принцип действия, практическое применение. Должны знать  особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел; процессы плавления и отвердевания;  формулу для расчета количества теплоты;  процессы парообразования и конденсации;  понятия: динамическое равновесие, насыщенный и ненасыщенный пар;  механизм кипения жидкости;  понятие влажности воздуха;  устройство и принцип действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометр;  виды тепловых двигателей; устройство двигателя внутреннего сгорания;  экологические проблемы, возникающие при работе тепловых двигателей и пути их решения. Должны уметь  описывать процессы, происходящие с веществом, пользуясь графиком плавления и отвердевания;  объяснять процессы плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества;  измерять удельную теплоту плавления льда;  решать задачи с использованием формулы для расчета количества теплоты;  объяснять процессы испарения и конденсации на основе знаний о молекулярном строении вещества;  приводить примеры использования кипения жидкости при повышенном давлении;  измерять влажности воздуха с помощью термометра;  объяснять принцип действия двигателя внутреннего сгорания;  применять теоретические знания на практике. Должны понимать  физический смысл процессов;  физический смысл удельной теплоты плавления;
 физический смысл удельной теплоты парообразования;  физический смысл абсолютной и относительной влажности;  значение тепловых машин для человека;  физический смысл КПД.
Лабораторные работы
4. Измерение относительной влажности воздуха.
Электрические явления(27ч)
Два вида зарядов. Устройство, принцип действия и назначение электроскопа. Примеры веществ, являющихся проводниками, диэлектриками и полупроводниками. Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Ядерная модель атома. Строение ядра. Электрический ток. Условия существования тока. Сила тока. Явление магнитного взаимодействия двух параллельных проводников с током. Единица силы тока. Назначение, устройство и принцип действия амперметра. Включение амперметра в цепь. Действие электрического тока на организм человека. Напряжение. Единица напряжения. Удельное сопротивление. Законы последовательного и параллельного соединения проводников. Должны знать  понятия: электризация тел, проводники, диэлектрики; устройство и назначение электроскопа;  понятие электрического поля; действие электрического поля на заряды;  строение атома; понятия положительного и отрицательного ионов;  формулировку закона сохранения электрического заряда;  понятие электрический ток; условия существования тока;  природу электрического тока в металлах, полупроводниках, газах и растворах электролитов;  действия электрического тока;  обозначение и единицу измерения силы тока; формулу для расчета силы тока;  обозначение и единицу измерения напряжения; формулу для расчета напряжения;  понятие электрического сопротивления; обозначение, единицу измерения и формулу для расчета сопротивления;

Должны уметь
 объяснять взаимодействие заряженных тел, принцип действия электроскопа;  решать качественные задач;  объяснять электрические явления на основе знаний о строении атома;  применять теоретические знания на практике;  чертить схемы электрических цепей и собирать простейшие электрические цепи;  приводить примеры практического применения различных действий тока;  измерять силу тока с помощью амперметра;  собирать цепи и чертить схемы электрических цепей; измерять силу тока;  измерять напряжение с помощью вольтметра;  собирать цепи и чертить схемы электрических цепей; измерять напряжение. Должны понимать  физический принцип электризации;  физический смысл электрического поля;  смысл закона сохранения электрического заряда;  физический смысл электрического тока;  физический смысл силы тока;  физический смысл напряжения.
Лабораторные работы
5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках. 6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 7. Регулирование силы тока реостатом. 8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника. 9. Измерение работы и мощности электрического тока.
Электромагнитные явления(6ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитные линии и их характеристика. Магнитное поле прямого тока. Связь между направлением магнитных линий и направлением тока в проводнике. Магнитное поле катушки стоком. Способы изменения магнитного действия катушки с током. Электромагниты. Постоянные магниты. Гипотеза Ампера. Взаимодействие магнитов. Изображение магнитных полей постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Изменения магнитного поля Земли. Значение магнитного поля Земли для живых организмов. Действие силы на проводник с током, находящийся в магнитном поле. Изменения направления этой силы при изменении направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Устройство и принцип работы электродвигателя. Преимущества электродвигателей. Устройство и принцип действия динамика и микрофона.
Должны знать
 понятия: магнитное поле, магнитные линии; направление и характеристику магнитных линий;  способы изменения магнитного действия катушки с током;  понятия: постоянные магниты, магнитная буря, магнитные аномалии;  действие магнитного поля на проводник с током; устройство и принцип работы электродвигателя;  понятия: магнитное поле, магнитные линии; направление и характеристику магнитных линий;  способы изменения магнитного действия катушки с током;  способы изменения магнитного действия катушки с током.

Должны уметь
 объяснять опыт Эрстеда; изображать графически магнитное поле прямого тока;  изображать графически магнитное поле катушки с током; приводить примеры использования электромагнитов;  собирать электромагнит из готовых деталей и проверять на опыте от чего зависит его магнитное действие; проводить анализ результатов и делать вывод;  изображать графически магнитное поле полосового магнита;  показывать основные части электродвигателя на модели.
Должны понимать
 физический смысл магнитного поля.
Лабораторные работы
10. Сборка электромагнита и испытание его действия. 11. Изучение электрического двигателя постоянного тока.
Световые явления (10ч)
Оптические явления. Источники света. Точечный источник света и луч света. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Солнечные и лунные затмения. Закон отражения света. Свойство обратимости световых лучей. Построение изображения в плоском зеркале. Явление преломления света. Оптическая плотность среды. Закон преломления света. Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. Построение изображений, даваемых линзой. Характеристика изображений. Строение глаза.
Должны знать
 понятия: точечный источник, луч, тень, полутень; закон прямолинейного распространения света;  понятия: угол падения, угол отражения; смысл закона отражения света; свойство обратимости световых лучей;  особенности изображения в плоском зеркале;  понятия: угол падения, угол преломления, оптически более (менее) плотная среда; смысл закона преломления света; физический смысл относительного показателя преломления;  понятия: линзы, оптическая ось линзы, фокус, фокусное расстояние; физический смысл, формулу и единицу измерения оптической силы линзы;  ход лучей в собирающей и рассеивающей линзе.
Должны уметь
 приводить примеры естественных и искусственных источников света;  строить ход лучей при отражение света от зеркальной поверхности;  строить изображение в плоском зеркале; проводить анализ результатов и делать вывод;  строить ход лучей при переходе света из одной среды в другую;  устанавливать зависимость угла преломления от угла падения света;
 отличать собирающую линзу от рассеивающей; рассчитывать оптическую силу линзы;  строить изображения и давать их характеристику;  определять фокусное расстояние собирающей линзы и получать различные изображения с помощью нее;  применять теоретические знания на практике. Должны понимать  Физический смысл законов отражения и преломления света.
Лабораторные работы
12
.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. 13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. 14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
3.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 8 КЛАССА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО

ФИЗИКЕ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать-

смысл понятий:
физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; 
смысл физических величин:
работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость,удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы; 
смысл физических законов:
сохранения механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь

описывать и объяснять физические явления:
теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света; 
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения

физических величин:
температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; 
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой

основе эмпирические зависимости:
температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света; 
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний
о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск инфор мации
естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:
 обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;  контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
4. Учебно-тематическое планирование.
Предмет: физика. Класс: 8. Количество часов в неделю: 2. Количество часов в год: 70 Программа: авторская программа «Физика. 7-9 классы», авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин из сборника программ « Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл.-2-е изд., стереотипное. - М.: Дрофа, 2009.» Учебник: Физика.8кл.: Учебник для общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа,2009.(автор Перышкин А.В.)


Основные темы

Количество часов

по программе

Количество часов

по планированию

1
Тепловые явления.
12

13

2
Изменения агрегатных состояний вещества.
11

11

3
Электрические явления.
27

27

4
Электромагнитные явления.
7

6

5
Световые явления.
9

10

6
Резервное время.
4

3

Итог
70

70

Учебно-тематический план
Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала № темы Тема Примерные сроки Кол-во часов Контроль уровня обученности всего В том числе л/р Форма контроля Дата 1 Тепловые явления. Сентябрь- октябрь 13 3 К/р 2 Изменение агрегатных состояний вещества. Октябрь- декабрь 11 1 К/р 3 Электрические явления Декабрь- март 27 5 К/р К/р 4 Электромагнитные явления. Апрель 6 2 Тест 5 Световые явления. Апрель- май 10 3 К/р 6 Резервное время Май 3 --- --- 7 Итого 70 14 6


Тема урока

Количество часов

по программе

Количество часов

по планированию

1

Лабораторные работы

14

14

Перечень лабораторных работ и контрольных работ
.
№ темы Тема Всего часов Из них Лабораторные работы Контрольные работы 1 Тепловые явления. 13 3 1 1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. 2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. 3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. 1. Тепловые явления. 2 Изменение агрегатных состояний вещества. 11 1 1 4. Измерение относительной влажности воздуха. 2. Изменение агрегатных состояний вещества. 3 Электрические явления. 27 5 2 5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках. 6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 7. Регулирование силы тока реостатом. 8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника. 9. Измерение работы и мощности электрического тока. 3. Электрические явления. 4 Электромагнитные явления. 6 2 --- 10. Сборка электромагнита и испытание его действия. 11. Изучение электрического двигателя постоянного тока. 5 Световые явления. 10 3 1 12
.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. 13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. 14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений. 4. Годовая контрольная работа. 6 Резервное время 3
---
--- Итого 70 14 5
5. Контроль уровня обученности
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, тесты, самостоятельные, лабораторные работы. Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения физике; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы. Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся.
Нормы оценки за лабораторную работу

Оценка «5»
ставится в том случае, если учащийся: - выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; - самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов; - соблюдает требования безопасности труда; - в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
Оценка «4»
правомерна в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но ученик допустил недочеты или негрубые ошибки.
Оценка «3»
ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2»
выставляется тогда, когда результаты не позволяют получить правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований безопасности труда.
Нормы оценки письменных контрольных работ

Оценка «5»
ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4»
ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.
Оценка «3»
ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2»
ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Нормы оценки за устный ответ

Оценка «5»
ставится в том случае, если учащийся: - Обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения; - правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; - строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; - может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»
ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3»
ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул.
Оценка «2»
ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Перечень ошибок:

грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения. 2. Неумение выделять в ответе главное. 3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. 4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы 5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов. 6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 7. Неумение определить показания измерительного прибора. 8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. 2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. 3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. 4. Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач. 2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. 3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. 4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. 5. Орфографические и пунктуационные ошибки
6. Перечень учебно-методического обеспечения

Технические средства обучения:
ПЭМВ с программным обеспечением Open Office Мультимедийная установка
Интернет-ресурсы
Смотри папку «ИКТ»
7. Рекомендуемая учебно-методическая литература

Для учителя
1. Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике/ Г.А. Бутырский, Ю.А. Сауров.- М.: Просвещение, 1998. 2. Волков В. А., Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина (М.: Дрофа); С. В. Громова, Н. А. Родиной (М.: Просвещение). 8 класс.- М.: ВАКО, 2005. – 304 с. – (В помощь школьному учителю). 3. Генденштейн Л. Э., Кирик Л. А., Гельфгат И. М.. Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7-9 классы. – М.: Илекса, 2006. – 2008 с 4. Кабардин О.Ф. Задачи по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман. – М.:Дрофа,2007.
5. Кабардин О.Ф Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике/ О.Ф Кабардин. В.А Орлов; под ред. Ю.И. Дика, В.А.Орлова. – М.:АСТ, Астрель, 2005. 6. Кирик Л. А. Физика 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – 5-е изд., перераб. – М. Илекса, 2007. – 176с. 7. Перышкин А. В. Сборник задач по физике: к учебникам А. В. Перышкина и дрю «Физика. 7 класс» (М.: Дрофа): 7-9 кл. / А. В. Перышкин. - 6-е изд., стер. - М.: ЭКЗАМЕН, 2008. - 190, [2] с. - (Учебно-методический комплекс) 8. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике / М.Е. Тульчинский. – М.: Прсвещение, 1971. 9. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике / М.Е. Тульчинский. – М.: Прсвещение, 1972.
Для учащихся
1. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ Лукашик В.И. – М.: Просвещение, 2008. 2. Ланге В.Н. Экспериментальные задачи по физике на смекалку/В.Н Ланге - М.: Наука,1985. 3. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике / В.И. Лукашик , Е.В. Иванова – М.: Просвещение, 2007. 4. Перельман Я. И. Занимательная физика/ Перельман Я. И. – М.: Наука, 1980. – Кн. 1-4. 5. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику?/ Перельман Я. И. – М.: Наука, 1992. 6. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике / Степанова Г.Н. – М.: Просвещение, 2005.

Рекомендации по материально-техническому

обеспечению учебного предмета
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный экс перимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный каби нет физики должен быть обязательно оснащен полным комп лектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы. Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует: • формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования; • проведению экспериментальной работы на любом этапе урока; • уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам. Снабжение кабинета физики электричеством и водой долж но быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности. К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, специалистами подводится переменное напря жение 42 В от щита комплекта электроснабжения, мощность которого выбирается в зависимости от числа столов в кабинете. К демонстрационному столу от щита комплекта электро снабжения должно быть подведено напряжение 42 и 220 В. В торце демонстрационного стола размещается тумба с рако виной и краном. Одно полотно доски в кабинете физики должно иметь стальную поверхность. В кабинете физики необходимо иметь: • противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов; • инструкцию по правилам безопасности труда для обуча ющихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда. На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ, физические постоянные. В зависимости от имеющегося в кабинете типа проекци онного оборудования он должен быть оборудован системой полного или частичного затемнения. В качестве затемнения удобно использовать рольставни с электроприводом. Кабинет физики должен иметь специальную смежную комнату — лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов. Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть также оснащен: • комплектом технических средств обучения, компьюте ром с мультимедиапроектором и интерактивной доской; • учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования); • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ; • комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.