Речевой этикет и культура общения. "Лишние" слова в русской речи

Автор: Болотова Лариса Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Деевская СОШ"
Населённый пункт: Деево
Наименование материала: статья
Тема: Речевой этикет и культура общения. "Лишние" слова в русской речи
Дата публикации: 20.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Речевой этикет и культура общения. «Лишние» слова в русской речи
Темой данной статьи являются так называемые лишние слова в русской речи. Если рассматривать данные слова с точки зрения грамматической классификации, то можно выделить две большие группы: 1. «Лишние» слова, относящиеся к знаменательным частям речи. 2. «Лишние» слова, являющиеся служебными частями речи. «Лишние» слова могут быть местоимениями (он, она, оно, этот, эта, это), наречиями (просто, вообще), глаголами (знаешь (-те), понимаешь (-те), слушай (-те), говорю (-ит)), реже – существительными и прилагательными. Причастия и деепричастии в устной речи практически не употребляются, поэтому слова данных частей речи не относятся к категории «лишних» слов. В группу служебных частей речи входят частицы и слова, перешедшие в разряд частиц (ну, вот, там, как бы), междометия (э-э, м-м), иногда – предлоги. Кроме того, все «лишние» слова можно разделить на группы по частотности употребления в речи говорящего, а также уместности употребления данных слов в речи в зависимости от их функции. 1. Некоторые «лишние» слова употребляются в речи правомерно как с речевой, так и с языковой точки зрения, т.е. в своем узуальном значении (зафиксированы в словаре Ожегова). Сюда могут относиться такие слова, как НУ, ВОТ, ЭТО, ТАМ, ПРОСТО, ЗНАЕШЬ, ПОНИМАЕШЬ, ГОВОРИТ, КАК БЫ и многие другие. Например, - Куда же делась моя тетрадь?- Да ВОТ же она! 2. «Лишние» слова, употребленные правомерно только с речевой точки зрения, которые выполняют какую-либо функцию в речи. 3. «Лишние» слова, употребляемые неправомерно и с языковой, и с речевой точки зрения, не несущие никакой функции в речи, а возникающие под воздействием случайных экстралингвистических факторов (ну, вот, прям,
просто, вообще). Чаще всего человек употребляет данные слова при повышенном эмоциональном состоянии. Например, Ну, как это сказать..; А он…ну вот ну прям вообще! В основном употребление «лишних» слов обусловлено обстановкой, в которой происходит общение. 4. Абсолютно «лишние» слова. Их употребляют люди с низким уровнем речевой культуры. а) слова-паразиты ( ведь; как его; в натуре; так вот; короче; как сказать; видишь; слышишь; типа; вообще (-то); в общем; в некотором роде; на фиг) б) слова, употребление которых приводит к тавтологии в речи: свободная вакансия, в мае месяце. Причины употребления «лишних» слов могут заключаться в ограниченном словарном запасе говорящего, в низкой скорости мышления человека, повышенной эмоциональности, влиянии моды, имидже человека. Человек, употребляющий «лишние» слова выглядит неуверенно, путается, запинается. Речь его не четкая, не ясная. Говорящий становится не интересным для собеседника и не производит приятного впечатления. Для того, чтобы речь была правильной и красивой, необходимо исключить из лексикона все «лишние» слова. При диалоге необходимо смотреть на собеседника, нужно не бояться делать паузы (так речь становится более весомой). Говорящему необходимо следить за тем, что и как он говорит. Контролировать и совершенствовать свою речь нужно везде и всегда.
Литература
1. Прокуровская Н.А. Актуализаторы как средство выделения коммуникативных центров высказывания // Вопросы стилистики. Саратов, 1987. Вып. 18. 2. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996.