"Хвала тебе, мой край родной"

Автор: Матюхина Валентина Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Новосадовская СОШ"
Населённый пункт: посёлок Новосадовый, Белгородский район, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Хвала тебе, мой край родной"
Дата публикации: 21.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

На посиделках. Заседание литературно-краеведческого кружка « Родничок» Тема: Хвала тебе, мой край родной. Задачи:  Привитие бережного отношения к культурным традициям своего народа.  Развитие творческих способностей детей.  Воспитание чувства уважения к людям труда. Край родной – Белгородчина. Небо – словно шатер. Храмы – Богом отточены, И повсюду - простор. Поселок наш Новосадовый На берегу Донца лежит. Народ у нас живет бедовый, Он лежебочить не велит. Моей любви нет края и конца Поселку у студеного Донца. Любят Белгородцы родной край и поэтому пишут в своих стихах: Белгородчина наша чудесная, До чего ты всегда хороша. Учитель: На Руси говорят: «Хлеб Вам да соль». С давних времен хлебом-солью приветствовали радушные хозяева дорогих гостей. Этот обычай русской старины сохранился и до сей поры. Хлеб да соль символизирует мир, тепло домашнего очага. Это часть нашей русской культуры. Старое нужно знать и беречь. Изучение особенностей жизни наших предков помогает почувствовать себя частью огромного временного потока. Вместе ведущие: Здравствуйте, люди добрые! 1.Здесь и красны девицы – милые и прекрасные, 2. Добры молодцы кругом разудалые. ВЕДУЩИЕ вместе: Все уселись за столом. 1.Будет всем вам здесь приятно Побывать в гостях у нас. 2.Песни русские попеть В русский пляс с душой пуститься. 1.Пирогов отведать вкусных 2.И чайку напиться всласть. ВЕД. ВМЕСТЕ: Все мы рады видеть Вас! Учитель: В почете у нас народная мудрость, русские обычаи и традиции. 1. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами. 2. Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком Да поговорим ладком. УЧИТЕЛЬ: А ведь поговорить нам есть о чем. 1.Каждый из вас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего- то, а именно от многовекового опыта людей, которые жили до нас. Как необходимы нам знания культуры и народного быта предков. 2.Тяжелая и опасная была жизнь наших предков, так как воины опустошали Русскую землю. Но и в часы горя, и часы радости наш народ не терял душевной доброты, верил в свои силы. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - все 1
отразилось в творчестве наших предков. А народ наш был поистине талантлив. И поэтому мы должны по-настоящему глубоко любить свою Родину, и знать не только ее настоящее, но и прошлое. 1. А чтобы познакомиться с истоками народной жизни Белогорья, обратимся к народной поэзии, к русскому фольклорному слову, самобытному, талантливому. Давайте попытаемся представить некоторые картины далекого прошлого. Белгородские потешки 1.Застучали топоры У белгородской белгоры Скоморохи, плотники Всякие работники. Отстучали топоры , Встала крепость у горы, Город - добрый молодец Смотрит в Северский Донец. 2.Эх, чух, чух, чух наловил дед щук. Бабка рыбу печет, сковородка течет. Баба деда за бороду : Купи новую сковороду. Ведущие: 2-й: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе для того, чтобы прясть, вышивать, ткать. 1-й: Но какая работа без песни? 2-й: Но какие посиделки без задорной частушки! Частушечный диалог мог происходить между подругами, соперницами или между парнем и девушкой. Все то, что люди стесняются или боятся высказать прямо, легко и естественно высказывается в частушке. Девочки поют частушки. (Барыня-сударыня) Ведущие: 1-й: Устали девушки и парни, и снова замелькали руки в работе. И вдруг… 2-й: Все замерли. Что же произошло? Вместе: А вот что. 1. Какие бываю сказки? 2. Волшебные, бытовые, сказки о животных. Юноша: Сказка «Отец и сын». Делал мужик салазки. Маленький сынишка спрашивает его: - Батя, что делаешь? - Салазки. - Тебе на что? - А дедушку на пустыньку свезти, стар стал, никуда не годится. - А, тятя, ты куда салазки-то спрячешь? - А тебе на что? - А как ты-то стар будешь, так я тебя и свезу. - Нет, нет, я пошутил, я дедушку не повезу. - Ну так, тятя, и я тебя не повезу. 1.А кто автор сказки? 2. Да автора у нее нет. 2
1.Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы говорим , что творцом их был народ. Учитель: В подобных турнирах побеждал самый талантливый сказочник. Такие одаренные умельцы пользовались уважением, всегда были желанными в любой компании. Ведущие: 2-й: Какие же посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть очень разными: то песенками, то стихами, то коротенькими рассказами, но главное – они всегда веселые. 1-й: И прибаутками и небылицами запрещалось только одно: быть нескладехами. Рассказ-прибаутка: Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает: - Что сегодня делал? - Рукавицы искал. - Нашел? - Нашел. - Где же они были? - Да за поясом. А ты куда шагаешь? - За семь верст. - Киселя хлебать? - Нет, комара искать. - Это которого же комара? - Да того, который за нос меня укусить хочет. - Да он же при тебе. - Где это при мне? - Да на носу у тебя. Стишок – прибаутка: -Федул, что губы надул? -Кафтан прожег. -Можно зашить! -Да иглы нет. -А велика ли дыра-то? -Один ворот остался. Ведущие: 1-й: Любимыми на таких посиделках были и скороговорки. 2-й: Вот тут-то и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки. Итак, состязание начинается: первый? Кто первый? Ребята по очереди говорят скороговорки. 1. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. 2. Молодец против овец, а против молодца сам как овца. 3. Каково волокно, таково и полотно. 4. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскоговоришь. Ведущие: 1-й: Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…. В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные. 3
2-й: А сейчас мы на наших посиделках загадаем друг другу загадки да посмотрим на самого умного да смекалистого. Сделаем так, посчитаемся, на ком закончится считалочка, тот и загадывает. Кто начнет считать? Считалки 1. На мосту сидит кукушка, скуковала раза три. Кто вышел? Это верно ты. 2. Под горою у реки живут гномы-старики. У них колокол висит, рассеребряный звонит: дини, диди, дини, дон, выходи из круга вон. 3. Шел баран по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку. Кто ее возьмет, тот вон пойдет. Загадки 1. На сковороду наливают, да вчетверо сгибают (блины) 2 .Сам не берет и воронам не дает ( чучело огородное) 3. Стоит на поле мирон, полна пазуха ворон ( стог, овин) 4. Сутул, горбат, все поле перешел, все загоны перечел (серп) 5. Сам худ ,а голова с пуд (безмен) Ведущие: 1-й: Беседа в разгаре. Раздался стук. Входит девушка и говорит: - Батюшки, никак кума Федосья? - Не мало ли вас, не надо ли нас? - Здорово, Настасьюшка! - Здравствуйте, здравствуйте! - Проходите да хвастайте. Как богат и красив народный язык! Так и пестрит речь прибаутками да побасенками, пословицами да поговорка ми. В них — народная мудрость, свод правил жизни. Пословица к слову молвится. Вот только послушайте: Вертится, как сорока на колу. Говорит — что рублем ода рит. Как сыр в масле катается. Он любит чужими руками жар загребать. В ступе воду толочь — вода и будет. Мал золотник, да дорог. Один с сошкой, семеро с ложкой. Счастье — не палка, в руки не возьмешь. От добра, добра не ищут. Волков бояться — в лес не ходить. 1-й Я вам даю два слова из пословицы, а вы, добрые люди, называете ее полностью. 1 Шило - мешок. (Шила в мешке не утаишь) 2 Дело-смело. (Сделал дело - гуляй смело) 3 Дело – час. ( Делу время - потехе час) 4 Чай - дрова. (Чай пить – не дрова рубить) 5 Изба, угол, пирог. ( Не красна изба углами - а красна пирогами) 2-й: А какие посиделки без игр! И мы сейчас с удоволь ствием поиграем в русские народные игры. Ребята играют в игры: «Считалки», «Змейки», «Третий лишний», «Волки и овцы», «Ворота», «Палочка-выручалоч ка», «Гуси-лебеди». Ну, как, понравилось играть в старинные игры? В них, между прочим, играли наши прабабушки и прадедушки. Быстро летит время... Пора нам по домам расходиться. А на прощанье расскажу одну сказочку. 4
Жил-был царь, был у царя двор... Как вы думаете, инте ресную я вам расскажу сказку? На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку с начала? Что за удивление? Ладно уж, расскажу. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца ходили жу равль да овца, съели они стожок сенца... А не сказать ли все с конца? 1-й: Нет уж! Давай лучше я расскажу. Слушайте. В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела, да и завязла в тине хвостом. Дергала, дер гала, дергала — выдернула хвост, да завязла носом. Дергала, дергала, дергала — выдернула нос, да завязла хвостом. 2-й: Ну, что ты рассказываешь? Совсем как испорчен ная пластинка. Что же дальше? 1-й: Что же дальше? А дальше опять: дергала, дергала — выдернула хвост, да завязла носом... 2-й: Ну, уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через море-океан. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их в воду, чтоб стали мягкими. 1 -й: Что же ты молчишь? Что же дальше? 2-й: Так ведь кости еще не размокли. Ребята, вот та кими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его слушатели докучали сказочнику, а сказочник — слушателям. Учитель: Сегодня мы заглянули в далекое про шлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди. Каких только песен, сказок, преда ний, былин, пословиц не создали они! Радости и печа ли, надежды и ожидания, мечты о счастье — все отразилось в творчестве наших далеких предков. Но главное в народной жизни — лад. Это стремление к совершенству, целесообразности, простоте, красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях. Опыт жиз ни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее. Входят в избу родители, на тарелках несут пироги Ведущие: 1-й: А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Уго щайтесь, гости дорогие! 2-й: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на... пир. Спасибо всем дорогим гостям, что приехали к нам на посиделки, улыбками ласковыми друг друга встретили, душу согрели у нас и обрели в сердце своем друзей множество. А я хочу, чтобы каждый из Вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавал своим внукам и детям любовь к России. Для России наш посёлок-частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живём. 5