"В стране Мастеров"

Автор: Корень Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "СРЦН "Ласточка" Шатковского района"
Населённый пункт: п. Светлогорск
Наименование материала: Программа
Тема: "В стране Мастеров"
Дата публикации: 31.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Государственное казенное учреждение

«Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Ласточка» Шатковского района

»





Утверждено

приказом директора

ГКУ «СРЦН «Ласточка»



________________________

Программа

«В стране Мастеров»
Возраст воспитанников 6 – 12 лет Срок реализации программы 2 месяца Автор: Корень Татьяна Васильевна воспитатель 2 квалификационной категории
Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут


тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения. Быть ориентированными на лучшие конечные результаты, быть успешным в современном мире сможет только человек с неординарным мышлением и творческими способностями. Развивая творческие способности, мы зарождаем в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Результат занятий по развитию творческих способностей в ребенке не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие наблюдательности, пространственного воображения, фантазии, не стандартного мышления. Украшая свои изделия, воспитанники приобретают определенные эстетические вкусы. Большую роль имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности. Каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Они есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».
Программа разработана
для детей младшего школьного возраста. Целесообразность реализации данной программы обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, расширить кругозор, сформировать нравственно - эстетические качества, т.к.
именно в

начальной

школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные

нормы поведения в обществе.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.
Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них

свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства.
Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки, интересуются народными промыслами.
Аналитическое обоснование программы
Диагностическое исследование воспитанников, проведенное с помощью методик представленных в Приложении 1. данной программы, позволило выявить уровень развития творческих способностей и качеств личности каждого ребенка (Приложение 2): - у воспитанников низкий уровень сформированности творческих способностей, фантазии, воображения, коммуникативных навыков; - многие дети отличаются несформированностью навыков общения, у большинства из них наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность.
В то же время, наблюдения показали, что у детей проявляются признаки творческой активности: участие в конкурсах рисунках, творческих мастерских, конкурсах актерского мастерства в ходе конкурсных программ, социально-реабилитационных мероприятий. С целью развития задатков творческих способностей, обеспечения позитивных изменений в коммуникативном общении, в регуляции деятельности, снятии возбудимости, раздражительности, расширения кругозора и познавательной деятельности детей,
что

является своеобразной гарантией социализации воспитанников в обществе
, разработана данная программа «В стране Мастеров».
Концептуальные основы
Термин креативность образован от английского слова creative и переводится как творчесткость. Креативность рассматривают как характеристику творческого потенциала личности. Е. П. Торранс писал: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу, творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. Та страна, которая будет учить своих детей творчеству, превзойдет все остальные. (Д. Дидро). Поэтому проблема пробуждения и развития творческих способностей, духовного потенциала воспитанников, накопление опыта творческой деятельности, формирование позиции творца, креативное отношение к себе и окружающему миру приобретает особое значение. Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель – выдающиеся педагоги, работы которых свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами творческой деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, обеспечивают
положительное эмоциональное состояние. См.Коменский, Я.А. Материнская школа. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Я.А.Коменский; Отв.ред. А.И.Пискунов. - М.,1982; Фребель Ф. Пед. Соч. Т.2. / Ф.Фребель - М., 1913. Основу программы составляет опыт и позиция ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Реализация программы «В стране Мастеров» поможет воспитанникам увидеть красоту окружающего мира, развивать способность к постижению прекрасного, как основы гармонии жизни. Наилучшим средством для такого развития является различного вида искусство: художественное творчество, аппликация, лепка и т.д. Однако важно учитывать, что ребёнку совсем не просто выполнить задания, тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим необходимо сформировать у него положительную мотивацию деятельности. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен, а процесс посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение, в них просыпаются творческие способности и эстетический вкус – возникает желание жить по законам красоты. Для достижения положительного результата в работе необходимо обладать терпением и соблюдать принцип « пошагового выполнения работы». Важно, чтобы неудачи, которые случаются часто на таких занятиях, не отпугнули ребенка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах, развивала навыки. Главный принцип, помогая ребенку справиться с заданием, не подменять его в работе! Многие воспитанники нуждаются в развитии сенсорики и моторики, поэтому в занятия включены упражнения на развитие графических навыков, мелкой моторики руки. Значение занятий для нравственного воспитания заключается в том, что у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. Деятельность воспитанников, в ходе реализации программы, способствует воспитанию аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия, общительности, дружеских взаимоотношений и взаимопомощи, милосердия и доброжелательности. Личность ребенка — слишком многогранное и сложное понятие. Он может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.
Программа «В стране Мастеров» основана на:

1.
Концепции развития креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса,
2.
Современной воспитательной концепции Л.В.Байбородовой «Воспитание как педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека».
3.
Технологии воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова.
4.
Гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили.

Цель:
социальная реабилитация воспитанников СРЦН «Ласточка» через вовлечение их в творческую деятельность.
Задачи:
 Информирующие:  Содействовать расширению знаний детей об окружающем мире;  Способствовать освоению приёмов и способов работы с различными материалами, инструментами;  Формировать умение следовать устным инструкциям, планировать свою деятельность.  Развивающие:  Развивать эмоционально-положительное отношения к художественно-ручному труду.  Развивать образное мышление, творческое воображение, эстетический вкус, самостоятельность, находчивость, смекалку и креативность мышления.  Развивать мелкую моторику рук, глазомер, память, речь.  Воспитательно-реабилитационные:  Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, бережливость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательность.  Содействовать развитию коммуникабельности.
По целевой направленности
программа является: - развивающей (направлена на самораскрытие детей, осознание ими собственной индивидуальности, расширение кругозора и познавательной активности). - социально-адаптивной (формирует уверенности в себе, адекватную самооценку, социально – значимые качества для успешной социализации в обществе). В основу программы «В стране Мастеров» были положены следующие
принципы:

1.

Ценностно-смысловой:
включающий общечеловеческие ценности, которые становятся личностными смыслами отношения человека к миру, людям, самому себе.
2.

Событийный:
коллективные творческие дела, игровые программы.
3.

Личностный:
насыщенность жизни детей ситуациями реальной ответственности за результат, принятия самостоятельных творческих решений, апробирование способов самооценки, самокоррекции и самовоспитания.
4.

Индивидуально-творческий:
формирование творческой активности, уверенности в себе, креативности.

5.

Психологической комфортности:
создание условий способствующих раскрепощению воспитанников, снятию стрессообразующих факторов, ориентации на успех, а главное получение удовольствия от самой деятельности.
6.

Вариативности:
понимание возможности различных вариантов решения творческих задачи.
7.

Минимакса:
учет индивидуальных способностей детей (воспитанники могут узнать максимум, но должен, под руководством воспитателя, узнать минимум).
Отличительными особенностями и новизной
программы являются: с истемный (система занятий обеспечивает удовлетворение разнообразных потребностей воспитанников в творческом процессе), деятельностный- основоположники Леонтьев А.Н. и Щедровицкий Г.П., (дело за делом, событие за событием, каждый находит дело по душе и вносит посильный вклад в коллективное жизнетворчество), личностно-ориентированный - основоположник Дж. Дьюи (обеспечивает формирование активной жизненной позиции детей, приучая его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю, самоопределению и самореализации) подходы к воспитанию, развитию и социальной реабилитации воспитанников в обществе.
Программа дает возможность:
- влиться в программу на любом этапе ее реализации, т.к. все виды творческой деятельности взаимосвязаны и направлены на результат; - реально проявлять и реализовывать свои творческие способности, увидеть результаты деятельности, получить одобрение и поддержку; - каждому воспитаннику расширять свой кругозор, удовлетворять потребности детей в общении со своими сверстниками, позволяет организовать досуг воспитанников в системе, интересно и с пользой для себя и окружающих.
Нормативная основа программы:
1. Декларация прав ребенка (1959 год); 2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год); 3. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 гг.); 4. Целевая программа стационарного отделения ГКУ «СРЦН «Ласточка» Шатковского района» «Счастливое детство».
Механизм реализации программы

Характеристика группы.
Участники программы - воспитанники стационарного отделения Центра, относящиеся к следующим категориям:
 дети из семей, где оба или единственный родитель является безработным, пенсионером по возрасту, инвалидом;  безнадзорные дети, находящиеся в СРЦН;  дети из многодетных семей;  дети из неполных, малообеспеченных семей, а так же семей группы «социального риска».
Общие методические принципы работы
, по программе «В стране Мастеров»: - доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядности (показ видео - материалов, иллюстраций, готовых работ, наблюдение во время экскурсий, прогулок и др.) - демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанников, реализация собственных творческих потребностей); - научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); - «от простого к сложному»; - связь с повседневной жизнью.
Формы и методы работы:

Формы
: - групповые занятия, - индивидуальные занятия, - беседы, - экскурсии, - викторины, - мастер-классы.
Методы
:  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)  наглядный (показ видео - материалов, иллюстраций, наблюдение, показ готовых работ и др.)  практический (выполнение работ по образцу, схемам и др.)  фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Этапы реализации программы

1.

Диагностический -
изучении способностей, навыков и умений воспитанников, проведение диагностических мероприятий (наблюдение, тестирование) для определения уровня развития мелкой моторики кистей рук и творческих способностей воспитанников.

2.

Основной/практический/ -
проведение комплекса коррекционно-развивающих и досуговых мероприятий по плану, а так же по желанию воспитанников.
3.

Итоговый -
анализ эффективности работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей и приобщения их к творческой деятельности /итоговая диагностика/. Систематизация и оценка результатов проведенной работы и эффективности программы. Программа рассчитана на воспитанников 6-12 лет. Программа «В стране Мастеров» осуществляется посредством проведения I. коррекционно – развивающих занятий; II. досуговой деятельности.
I.

Коррекционно-развивающие занятия включают в себя

три основных раздела:

1. «Фантазии из бумаги»
Цель: познакомить с видами аппликации (плоскостные и объёмные), видами бумаги (картона); сформировать навыки работы с шаблоном, технологической картой, инструментами; познакомить со способами соединения деталей из бумаги и картона, оформления работ.
2.

«Пластилин в руках умельцев»
Цель: научить подготавливать рабочее место и пластилин к работе, познакомить с набором инструментов; сформировать основные умениями и навыками работы с пластилином (сплющивание, защипывание, оттягивание,
Срок

реализации

программы

Виды

деятельности

Срок проведения

занятий

Время

проведения

Количество

занятий
2 месяца Диагностические занятия Согласно графику работы 20-25 мин 7 Корркционно- развивающие занятия 20-25 мин 14 Досуговые мероприятия 45 мин 15
сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание, раскатывание и т.д.)
3.

«Художественная мастерская»
Цель: развивать чувство композиции, цветовосприятия ; формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью; познакомить с нетрадиционными способами рисования. Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения, а так же с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. В связи с этим, в ходе реализации программы возможно упрощение или усложнение материала, при этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, что позволит без боязни творить и создавать. Выставка и обсуждение готовых работ в конце каждого занятия (кроме диагностических), мотивируют воспитанников на улучшение результатов деятельности. Каждое занятие, за исключением диагностических, сопровождается фотоматериалом последовательности исполнения поделки и фотографией готовых работ, из которых оформляется мини-выставка и (или) презентация «Все работы хороши – мы старались от души!», как результат творческой деятельности воспитанников. Проведение «Цветодиагностики», в конце занятия, отражает эмоциональное состояние воспитанников, а так же является своеобразной оценкой качества подготовки и проведения занятия воспитателем.
Структура занятия



1.Организационный

момент

(знакомство с темой)

2.Основная часть

(беседа, просмотр, игра и

т.д.)

3.Практическая часть

(аппликация, лепка,

рисование и др.)

Продолжительность занятия 20-25 минут. В зависимости от темы, а в связи с этим и формы проведения, структура занятия может быть более гибкой, т.е.
включать в себя не все указанные части
.
II. Содержание досуговой деятельности:
* экскурсии; * тематические беседы; * творческие мастерские; * викторина; * мастер – класс. Тематика досуговых мероприятий рассчитана на расширение кругозора воспитанников, установление прочных связей с окружающим миром, формирование экологической культуры, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, социально-нравственного поведения в обществе, коммуникативных навыков. Досуговая деятельность предусматривает
межведомственное взаимодействие
с поселковой и школьной библиотеками, на базе которых организуются беседы и мастер- классы, творческие мастерские.
4.Заключительная

часть

(Подведение итогов,

поощрение,

цветодиагностика,

фоторепортаж и т.д.)


План реализации программы
« …едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить…»


Н. В. Гоголь


Содержание деятельности

I.

Коррекционно-развивающие занятия

1.

Вводное занятие.
Диагностика. Тест «Вырезаем фигуры». Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Цель: Познакомить с программой, техникой безопасности на занятиях.
Этапы



заня

тия

Коррекционно-развивающие

занятия

Досуговые

мероприятия

Диагностичес

кий
1 Диагностика /Диагностика невербальной креативности П.Торренса/. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Тест «Вырезаем фигуры». Методика «Продолжи узор». Игровая программа. 2. Тест «Пройди через лабиринт». Методика «Что такое хорошо и что такое плохо». Тест «Изучение коммуникативных умений». Игры на сплочение.
Фантазии

из

бумаги

Основной
3. Материалы и инструменты. Аппликация из кругов. Игра – загадка «Лес». 4. Знакомство с техникой оригами. Мини-выставка рисунков «Природы палитра…» 5. Плоскостная аппликация. Игротека «С друзьями вместе». 6. Объёмная аппликация. Творческая мастерская «Нашествие солнечных зайчиков» 7. Аппликация в технике «торцевание». Мастер-класс «Коробочка для мелочей».
Пластилин

в

руках



умельцев
8. В гости к Нептуну. КТД «Барельефная аппликация.» 9. Природе мы друзья. Обратная аппликация. 10. Путешествие в город Радужный. Разноцветные полоски. Техника разрезание. 11. Вернисаж «Творчество великих людей» / поселковая библиотека/ Порисуем пластилином.
Художественная

мастерская
12. Путешествие с Незнайкой. Нетрадиционные способы рисования. Рисование ладошками. 13. Витражная живопись. Техника исполнения рисунка. Витражный рисунок. Создаём настроение. 14. Беседа с использование ИКТ «Народные промыслы». Викторина «Художественное искусство». 15. Экскурсия в природу «Прекрасное рядом!». Творческая мастерская «Открытка другу». 16. Тематическая беседа - напутствие «Жизнь замечательных идей». /поселковая библиотека./
Занятие 16,17.
Игра-драматизация «Наша сказка».
Итого

вый
17. 18. Итоговая диагностика. Подведение итогов реализации программы «В стране Мастеров».
Занятие 18
. КТД «Все работы хороши – мы старались от души!
Выявление уровня развития творческих способностей по методике П. Торренса; Определение уровня развития наглядно-действенного мышления воспитанников; мышц рук; упражнение в овладении элементарными навыками работы с ножницами.
2.

Диагностика.
Тест «Пройди через лабиринт» Методика «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: Изучение уровня сформированности нравственных представлений; Определение уровня развития моторики рук.
Фантазии из бумаги

3.

Материалы и инструменты. Аппликация из кругов.

Цель:
Способствовать формированию навыков работы с бумагой при выполнении аппликации.
Задачи:
- Способствовать развитию умения выполнять аппликации из кругов и частей круга, творческих способностей, воображения, фантазии, умение наблюдать, сравнивать, анализировать; - Способствовать формированию аккуратности, самостоятельности, умения работать сообща. - Содействовать расширению кругозора воспитанников.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), очки, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, салфетки, простой карандаш, ластик, цветок настроения. 1.Оргмомент. Введение в тему. 2.Беседа «Материалы и инструменты. ТБ при работе с ножницами». 4.Практическая работа. Аппликация из кругов. 5.Подведение итогов.
4.

Знакомство с техникой «оригами».

Цель:


Способствовать формированию умения работать с бумагой в технике «оригами».
Задачи:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, художественного и эстетического вкуса; - Способствовать воспитанию усидчивости, внимательности, терпения.
- Содействовать формированию аккуратности, трудолюбия.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), цветная бумага, заготовки для украшения поделки, техн.карта, клей, салфетки, ножницы, простой карандаш, ластик, бланк для игры «Буквы», цветок настроения. 1. Оргмомент. 2.Теоретическая часть: игра «Буквы», мини-беседа «Петушиное семейство». 3.Практическая работа «Курочка –оригами». 4.Подведение итогов.
5.

Плоскостная аппликация.

Цель:
Способствовать формированию умения работать с цветом при выполнении плоскостной аппликации.
Задачи:
- Способствовать формированию: умения выполнять аппликации из бумаги, чуткого и внимательного отношения к окружающему миру; - Способствовать развитию творческого воображения, фантазии, расширению кругозора; - Содействовать формированию аккуратности и самостоятельности.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, салфетки, простой карандаш, ластик, медальки с изображением совы, цветок настроения. 1.Оргмомент. Введение в тему. 2.Беседа «Символ мудрости». 4.Практическая работа. Аппликация «Домик совы». 5.Подведение итогов.
6.

Объемная аппликация.

Цель:
Способствовать формированию умения создавать объемные аппликации.
Задачи:


Способствовать развитию:
глазомера, навыка складывания круга, совмещая стороны, аккуратности в работе. Способствовать формированию умения делать работу по образцу; Содействовать воспитанию любви и бережного отношение к природе.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, простой карандаш, ластик, салфетки, цветок настроения. 1.Оргмомент. 2.Беседа «В мире прекрасного», просмотр видеоролика «Я люблю тебя, Россия!». 3.Практическая часть. Объемная аппликация «Цветочная поляна». 4.Подведение итогов.
7.

Аппликация в технике «торцевание».

Цель:
Способствовать формированию умения работать в технике «торцевание»;
Задачи:
- Способствовать формированию навыков работы, следуя пошаговым, устным инструкциям; - Способствовать развитию творческого воображения, фантазии, художественного и эстетического вкуса;
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага, клей, пластилин, ножницы, простой карандаш, ластик, шаблон для аппликации, листы для игры «Художники», цветок настроения. 1.Оргмомент. 2.КТИ «Художники». 3.Практическая работа /под музыкальное сопровождение/. Поделка в технике «торцевание».
4.Подведение итогов.
Пластилин в руках умельцев

8.

В гости к Нептуну.

Цель:
Развивать познавательную сферу воспитанников.
Задачи:
- Развивать внимание, зрительное восприятие, умение сравнивать, анализировать; - Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук, глазомер; - Расширять кругозор воспитанников.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, простой карандаш, цветные карандаши, ластик, карточки с заданиями, геометрические фигуры для кораблика, солнышко для аппликации, салфетки, цветок настроения. 1.Оргмомент. Знакомство с темой. 2.Основная часть: аппликация из геометрических фигур «Кораблик», загадки о геометрических фигурах, загадки от Нептуна «Морские жители», игра «закрась одним цветом», игра «Море волнуется раз…», игра «Зимняя рыбалка» 3.Подведение итогов.
9.

Природе мы друзья.

Цель:
Воспитание любви к природе и экологической грамотности воспитанников.
Задачи:
- Способствовать развитию мышления, внимательности, речи, творческой инициативы; - Способствовать расширению кругозора воспитанников; - Содействовать формированию экологической грамотности воспитанников.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), цветные карандаши, бланк для игры «Грибники»,
магнитная доска, магниты, картинки грибов, готовые надписи: «съедобные», «ядовитые», бланк для игры «О чем говорят знаки?», цветок настроения 1.Оргмомент. Введение в тему. 2.Основная часть: игра «Грибники», «Грибные» загадки, просмотр видеоролика «Поганка», беседа «Вред и польза ядовитых грибов», игра «О чем говорят знаки?», работа с пословицами, слайд-шоу «Чудеса своими руками». 3.Рефлексия.
10. Путешествие в город Радужный.

Цель:
Способствовать формированию эстетической и нравственной культуры воспитанников.
Задачи
: - Содействовать расширению кругозора воспитанников, творческой фантазии, воображения, восприятия; - Способствовать воспитанию любви к ближнему, добру, справедливости; - Содействовать формированию навыков общения, коммуникабельности.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), простой карандаш, бланки с заданиями, волшебная посылка, лепестки от цветка разного цвета (по количеству воспитанников), цветок настроения. 1.Оргмомент. Введение в тему. 2.Основная часть: вернисаж «Радуга», чтение сказки, игра «Волшебная фраза», диагностическая игра «Найди все игрушки», задание «Цветик-семицветик». 3.Рефлексия.
11. Вернисаж «Творчество великих людей» / поселковая библиотека/.

Цель:
Расширение кругозора воспитанников, формирование заинтересованности в творческой деятельности.
Материал для занятия готовиться совместно с библиотекарем сельской и (или) школьной библиотеки.
Художественная мастерская

12. Путешествие с Незнайкой.

Цели:
Содействие развитию познавательной сферы, творческих способностей воспитанников.
Задачи: -
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, изобразительных умений. - Содействовать формированию умения работать над собой, стремления развиваться. - Содействовать воспитанию коммуникативных навыков, навыков взаимодействия.
Оборудование:
простой карандаш, бланки с заданиями, цветок настроения. 1.Оргмомент. Игра «Снежный ком». 2.Основная часть: Загадки по сказке Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Беседа «Про незнайку наших дней», Развивающие игры: «Тарабарская грамота», «Тропинка, кочки, копна», Диагностическая игра «Запомни фигуры», «Не упусти детали», Творческая мастерская «Портрет Незнайки». 3.Заключительная часть.
13. Витражная живопись. Техника исполнения рисунка.

Цель:
Способствовать формированию навыков работы над имитацией техники витража.
Задачи:
- Способствовать формированию представления об истории развития витража. - Способствовать развитию творческой фантазии, понимания поэтичности создания декоративной работы. - Содействовать воспитанию аккуратности, усидчивости, трудолюбия.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), простой карандаш, заготовки рисунков для работы, витражные краски, салфетки, пленка для рисования, цветок настроения.
1.Оргмомент. Введение в тему. 2.Беседа «Витраж. Красота и таинственность», слайд-шоу «Великое творение». 3. Практическая часть «Витражный рисунок». 4. Рефлексия.
14. Экскурсия в природу «Прекрасное рядом!».

Цель:
Содействовать формированию любови к природе, родному краю.
Задачи:
- Способствовать развитию умения видеть прекрасное, говорить об увиденном; - Содействовать формированию экологической грамотности воспитанников - Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе. 1.Оргмомент. Введение в тему. 2.Основная часть: Беседа «Учимся видеть, слышать и говорить», Игра «Что вижу, о том и говорю», Игра «Сколько жителей в лесу?» Игра «Нарисуй портрет словами». 3.Рефлексия.
15. Беседа Народные промыслы».

Цель:
расширение кругозора воспитанников.
Задачи:
- Обобщить знания воспитанников о русских народных промыслах; - Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре своей Родине и её истокам; - Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия). 1.Оргмомент. Введение в тему. 2.Беседа «Народные ремесла»: Городецкая роспись Дымковская игрушка. Гжельская роспись, или гжель Хохломская роспись, или хохлома Жостовская роспись Теснение по бересте. Богородская деревянная игрушка. Павлово-Посадский платок. Палехская роспись Матрёшки. 3.Рефлексия.

16.Тематическая беседа – напутствие

«Жизнь замечательных идей»

/поселковая библиотека/.

Цель
: Побуждать детей к творческой деятельности.
Задачи:
- Содействовать активизации творческой активности, - Развивать самостоятельность в выборе творческой деятельности.
17. Итоговая диагностика.

Цель:
Определение уровня сформированности творческих способностей воспитанников, эстетических и нравственных качеств. Оборудование: спокойная музыка, магнитофон/ компьютер/. краски, кисточки, непроливайка; пластилин; картон (цветной); листы бумаги для рисования; клей-карандаш; салфетки. 1. Оргмомент. 2. Практическая работа «Мое творение» /выполнение работы по замыслу воспитанника, без помощи воспитателя/
18.Подведение итогов реализации программы.

Цель:
Анализ эффективности работы по программе.
Досуговые мероприятия
Цель: Содействовать развитию творческих способностей, актерского мастерства, познавательной активности, умения проводить досуг с пользой, нравственно-волевых качеств; Содействовать расширению кругозора воспитанников, формированию навыков общения со сверстниками, воспитателем.
Занятие 1. Вводное занятие.

Цель:
диагностическое исследования воспитанников группы.
Задачи:
- определение уровня развития мелкой моторики, зрительно- моторных координаций, произвольного внимания; - выявление уровня развития воображения, творческой фантазии, речи воспитанников.
Оборудование:
Карточки с заданием для методики «Продолжи узор», Для игры: изображения предметов, круги разного (яркого) цвета; краски, кисточки,
листы для рисования, непроливайки, салфетки. спокойная музыка, магнитофон/ компьютер/. 1.Оргмомент. Введение в тему. 2.Основная часть: Методика «Продолжи узор». Игра «Цветные небылицы». Художественная мастерская «Моя сказка». 3. Рефлексия.
Занятие 2. Игры на сплочение.

Цель:
диагностическое исследования воспитанников группы.
Задачи:
- определение уровня развития навыков взаимодействия, самоконтроля; - выявление уровня развития воображения, фантазии, творческой активности воспитанников.
Оборудование:
карточки с заданием для проведения тестирования; фигуры /квадрат, треугольник, круг/ разного цвета и размера; музыка к игре «Лавата» магнитофон/ компьютер/. 1.Оргмомент. Введение в тему. 2.Основная часть: Тест «Изучение коммуникативных умений». Игра «Сделай так же, сделай свое». Музыкальная игра «Лавата». Игра «Водяной».
Занятие 3. Мини-выставка рисунков «Природы палитра…»

Цель:
развитие художественно-творческих способностей..
Задачи:
- содействовать развитию умения передавать красоту природы с помощью рисования, выражать свои чувства; - содействовать развитию воображения, фантазии, творческого мышления.
Оборудование:
краски,кисточки, непроливайки; цветные карандаши, листы бумаги для рисования, салфетки, спокойная музыка, магнитофон /компьютер/
1. Оргмомент. Введение в тему. 2. Практическая часть. 3. Выставка готовых работ. 4. Рефлексия.
Занятие 4. Игра – загадка «Лес».

Цель:
развивать творческие способности и познавательную сферу воспитанников.
Задачи:
- Содействовать формированию умения отгадывать загадки; - Способствовать активизации мыслительных процессов, расширению кругозора, внимания. - Содействовать развитию актерского мастерства, творческих способностей. - Способствовать формированию умения проводить досуг с пользой.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), цветной картон, клей, цветная бумага (осенний, весенний, летний лес), белая бумага (зимний лес), салфетки. 1. Оргмомент. Сюрпризный момент –появление Старичка-Лесовичка. 2. Игровая программа: «Лесные загадки», Игра-импровизация. 3. Творческая мастерская «Лес». 4. Выставка готовых работ. 5. Рефлексия.
Занятие 5. Игротека «С друзьями вместе».

Цель:
развивать творческие способности и коммуникативную сферу воспитанников.
Задачи:
- Способствовать развитию творческих способностей, воображения, фантазии; - Содействовать формированию коммуникативных навыков, навыков общения. - Содействовать организации досуга воспитанников.
Оборудование:
жетоны для игры, карточки с заданиями, омпьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), цветной картон, клей, цветная бумага (осенний, весенний, летний лес), белая бумага (зимний лес), салфетки. геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник),
цветная бумага, клей, салфетки, кроссворд, рисунки цветов. 1. Оргмомент. Сюрпризный момент –появление Старичка-Лесовичка. 2. Игровая программа: Викторина. Конкурс «Веселые рисовалки»: 1.по карточкам, 2.необычное животное, 3.сказочный герой из геометрических фигур. Конкурс «Актеры», Конкурс «Знатоков», 3. Рефлексия.
Занятие 6. Творческая мастерская «Нашествие солнечных зайчиков».

Цель:
развивать творческие способности и коммуникативную сферу воспитанников.
Задачи:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков общения, взаимодействия; - Содействовать формированию положительного настроения, творческого воображения. - Содействовать организации досуга воспитанников.
Оборудование:
цветная бумага, цветной картон, клей, цветные карандаши. 1. Оргмомент. Введение в тему. 2. Практическая работа. 3. Выводы. Подведение итогов.
Занятие 7. Мастер-класс «Коробочка для мелочей».

Цель:
развивать творческие способности и коммуникативную сферу воспитанников.
Задачи:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков общения, взаимодействия; - Способствовать развитию творческих способностей, воображения. - Содействовать формированию положительного настроения; - Содействовать формированию нравственно-волевых качеств: трудолюбия, аккуратности, - Содействовать организации досуга воспитанников.

Оборудование:
Гофрированный картон, цветной картон, клей, дырокол, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, ленточки для оформления. 1. Оргмомент. Введение в тему. 2. Практическая работа. 3. Выводы. Подведение итогов.
Занятие 8. КТД «Барельефная аппликация».

Цель:
Способствовать формированию умения работать с пластилином в технике «барельефная аппликация».
Задачи:-
Способствовать формированию навыков обработки пластилина руками и с помощью стеки; - Содействовать развитию творческих способностей детей, фантазии, воображения; - Способствовать формированию аккуратности, усидчивости воспитанников.
Оборудование:
пластилин, стека, цветной картон, компьютер, компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия). 1. Оргмомент. Введение в тему. 2. Беседа «Что такое «барельефная аппликация?». 3. Практическая часть. /сопровождение работы устной инструкцией/ 4. Выводы. Подведение итогов.
Занятие 9. Обратная аппликация.

Цель:
Познакомить с техникой «обратная аппликация».
Задачи: -
Содействовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, инициативы; - Способствовать расширению кругозора воспитанников; - Содействовать формированию нравственно-волевых качеств: трудолюбия, аккуратности, коммуникативных навыков.
Оборудование:
пластилин, стека, картон, прозрачные крышечки.
1. Оргмомент. 2. Практическая работа. 3. Выводы. Подведение итогов.
Занятие 10. Разноцветные полоски. Техника разрезание.

Цель:


Способствовать формированию умения выполнять аппликации из пластилина, применяя технику «разрезание».
Задачи: -
Способствовать формированию навыков получения многоцветного «радужного» пластилина и использование его при составлении композиций; - Содействовать расширению кругозора воспитанников, развитию мелкой моторики рук, фантазии, воображения; - Содействовать формированию нравственно-волевых качеств: трудолюбия, аккуратности, коммуникативных навыков.
Оборудование:
Компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), пластилин, тонкая проволока(или нитка), цветной картон. 1. Оргмомент. 2. Беседа «Радужный пластилин». 3. Выводы. Подведение итогов.
Занятие 11. Порисуем пластилином.

Цели:
Способствовать развитию умения работать с пластилином в технике «пластилинография».
Задачи:-
Способствовать развитию изобразительных умений, формированию умения использовать в работе трафарет; - Способствовать развитию творческой фантазии, воображения, мелкой моторики рук. - Содействовать воспитанию эмоциональной отзывчивости, внимательного отношения к окружающим.
Оборудование:
Компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), видеоролик «Не дразните собак», тексты песен «Не дразните собак», «Пропала собака», пластилин, картон, трафареты (домик, собака, косточка), скрепки. 1. Оргмомент. Видеосюжет под песню «Не дразните собак» 2. Основная часть: Беседа «Собака-друг человека», Игра «Театр теней», Исполнение песни «Пропала собака»
3. Практическая работа. 4. Рефлексия. Выставка готовых работ.
Занятие 12.



Нетрадиционные способы рисования.

Рисование ладошками.

Цель: с
пособствовать формированию умения использовать в рисовании нетрадиционные способы.
Задачи: -
Способствовать формированию умения рисовать с помощью ладошки. - Способствовать развитию творческой фантазии, воображения, самостоятельности. - Содействовать воспитанию аккуратности, трудолюбия.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), краски и (или) гуашь, листы для рисования. 1. Оргмомент. Введение в тему. 2. Практическая работа. 3. Беседа-мотивация «Нетрадиционные способы рисования». 4. Подведение итогов. Выставка готовых работ.
Занятие 13. Витражный рисунок. Создаём настроение
.
Цель:
Показать неразрывную связь между творческой деятельностью и формированием положительного настроения человека.
Задачи: -
Способствовать формированию художественных навыков при выборе цветового решения в составлении витража. - Способствовать развитию творческой фантазии, художественного кругозора. - Содействовать формированию у воспитанников положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать.
Оборудование:
компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), витражные краски, пленка для рисования, рисунки для витража, скрепки, рецептик смеха, открытка хорошего настроения (по числу воспитанников). 1. Оргмомент. 2. Основная часть: Беседа «Мое настроение», Игра «Ты и я», Сюрпризный момент «Подарок». 3. Подведение итогов. Выставка готовых работ.
Занятие 14. Викторина «Художественное искусство».


Цель:
способствовать активизации мыслительных процессов, познавательной активности. Задачи: - Способствовать расширению кругозора воспитанников. - Содействовать сплочению детского коллектива, формированию коммуникативных навыком. - Способствовать приобщению детей к миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение
Оборудование:
краски, кисточки, непроливайки, салфетки, бланки-раскраски «Матрешка». 1. Оргмомент. 2. Познавательно – игровая программа Художественное искусство». 3. Практическая часть «Русская Матрешка». 4. Подведение итогов. Выставка готовых работ.
Занятие 15. Творческая мастерская «Открытка другу».

Цель:
Способствовать формированию внимательного отношения к близким.
Задачи: -
Способствовать формированию умения изготавливать открытки своими руками. - Способствовать развитию творческой фантазии, воображения, самостоятельности. - Содействовать воспитанию аккуратности, трудолюбия.
Оборудование:
Компьютерная презентация (сопровождение по ходу занятия), пуговицы, дырокол, ножницы, простой карандаш, клей, линейка, маркеры или фломастеры, буквенный трафарет, шнурок 15 см. 1. Оргмомент. 2. Беседа «Как дарить подарки и какие». 3. Практическая работа. 4. Подведение итогов. Выводы.
Занятие 16, 17.

Игра-драматизация «Наша сказка».

Цель:
способствовать развитию умения актерского мастерства.

Задачи
: - Способствовать развитию умения перевоплощаться согласно выбранному образу; - Формировать навыки коллективного взаимодействия; - Способствовать развитию памяти, сценической речи. - Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. 1. Оргмомент. 2. Выбор сказки, знакомство с текстом. 3. Практическая работа над сценарием. 4. Выступление перед воспитанниками Центра и (или) выступление в детском саду.
Занятие 18.
КТД «Все работы хороши – мы старались от души! Цель: подведение итогов работы по программе. 1. Оргмомент. 2. Просмотр одноименной презентации с яркими моментами занятий. 3. Рефлексия.
Ожидаемые результаты
1. Расширятся знания детей об окружающем мире, кругозор воспитанников; Сформируются навыки по изготовлению поделок, умения пользоваться технологическими картами и устными инструкциями, умения планировать и доводить начатое дело до конца. 2. Раскроются художественно-творческие способности воспитанников; Разовьются память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное и логическое мышление, художественный вкус детей. 3. Сформируются социально-значимые навыки: трудолюбие, аккуратность, навыки взаимодействия, самоконтроль в поведении и общении, чувство взаимопомощи, коммуникативные навыки.
Ресурсная база программы
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:  Бумага : гофрированная, цветная; картон цветной;
альбом.  Клей.  Пластилин.  Ножницы, кисточки, карандаши.  Спички или зубочистки.  Краски, гуашь; стаканчики для воды.  Карандаши простые и цветные, краски, кисточки для рисования.  Тетрадь для фиксирования результатов работы.  Клеёнка.  Рабочие столы, стулья.  Компьютер  Принтер  Бумага листовая для офисной техники.
Литература
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4. 2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.-1981 г. 3. Сержантова Т.Б. «100 праздничных моделей оригами»/ Т.Б. Сержантова.-2- е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2007. 4. Солнцева В., Белова Т. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики». М.: АСТ, Астрель, 2007 5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества». Учебник 2 класс.

Приложение 1.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Методика «Продолжи узор»
Цель: - определение уровня развития мелкой моторики, зрительно-моторных координаций, произвольного внимания. Данное задание можно выполнять в два этапа: сначала нужно нарисовать изображенные узоры, а затем под диктовку нарисовать узор и самостоятельно его продолжить. Инструкция: «Посмотри внимательно на эти узоры (рис. 2) и постарайся продолжить их рисовать до конца страницы. Понятно ли тебе, что нужно делать?». При необходимости задание можно повторить еще раз. После того как ребенок закончит самостоятельное выполнение задания, не забудьте похвалить его. Вторая часть: «А теперь мы с тобой будем рисовать на клеточках. Найди, пожалуйста точку и поставь на нее свой карандашик. Слушай меня внимательно. От этой точки проведи линию на одну клеточку вправо (обратить внимание на то, понял ли ребенок, что нужно делать, и правильно ли он выполняет соединения; можно помочь ему, объяснив, как он должен рисовать линию, но помощь допустима только при выполнении первого узора), затем одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, две клеточки вверх, одну клеточку вправо, две клеточки вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, две клеточки вверх, одну клеточку вправо, две клеточки вниз. А теперь продолжи узор.
Далее аналогично рисуем следующие узоры. Рисунок 1. Рисунок 2. Оценка результатов: 5б. – все узоры на рисунке 2, дорисованы правильно, линии четкие, аккуратные; четыре узора на рисунке 1, также выполнены точно, нет ошибок в продолжении узоров, линии ровные, совпадающие с границами клеток; 4б. – верно выполнено 5 узоров их шести, линии достаточно четкие, но есть небольшие неточности, погрешности; 3б. – верно выполнено 4 узора, существенных отклонений при рисовании под диктовку нет, но есть ошибки в самостоятельном продолжении узоров, линии не всегда точно совпадают с клеточками; 2б. – правильно выполнено 2-3 узора, есть серьезные ошибки при выполнении первой части задания: ребенку трудно рисовать под диктовку, у него нет четкой ориентации вправо-влево, вверх-вниз, линии неровные, нечеткие; 1б. – верно выполнен 1 узор, линии неровные, неаккуратные. 4-5 баллов - высокий уровень (В) 3 балла - средний уровень (С) 2 балла, 1 балл - низкий уровень (Н)
Тест “Пройди через лабиринт”
(для детей более младшего возраста
проводиться индивидуально
с каждым В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку карандаш, двигая им по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее, чтобы линия от карандаша не касалась стенок лабиринта. Рисунки к методике «Пройди через лабиринт» Рисунок 1. Рисунок 2 Рисунок 3. /упрощенный /упрощенный вариант/ вариант/ Оценка результатов 4 балла (высокий) - задание выполнено, проходя через лабиринт, ребенок ни разу не коснулся стенок лабиринта, 1-2 раза дотронулся до его стенок. 3 балла (средний) - задание выполнено, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.
2 балла (низкий) - задание выполнено, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок. 1 балл – многократное соприкосновение линии карандаша со стенками лабиринта или задание совсем не выполнено. 4 балла - высокий уровень (В) 3 балла - средний уровень (С) 2 балла, 1 балл - низкий уровень (Н)
Задание «Нарисуй картинку»
методика Паль Торренса. Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик. Инструкция:« Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.» Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям: Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок. 1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар. 2 б. - нос, остров. 3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба. 4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета. 5 б. - остальные рисунки. 4-5 баллов - высокий уровень (В) 3- 2 балла - средний уровень (С) 1балл, 0 баллов - низкий уровень (Н) Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. Название: 0 - обычное название - низкий уровень (Н). 1 - простое описание - средний уровень (С). 2 - описательное название - высокий уровень (В).

Как вариант, для детей среднего школьного возраста, может использоваться

методика П.Торренса по следующие картинки:

Оценка результатов
проводиться
по «Атласу типичных рисунков»
в компьютерном варианте.


Тест “Вырезаем фигуры”

Цель:
- определение уровня развития наглядно-действенного мышления воспитанников; мышц рук; - упражнение в овладении элементарными навыками работы с ножницами. Задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рисунке в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) Оценка результатов теста В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания. 8-9 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм 6-7 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм. 4-5 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм. 2-3 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм 1 балл - ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм. Выводы об уровне развития наглядно-действенного мышления
8-9 баллов – высокий уровень (В). 4-7 баллов – средний уровень (С). 2-3 балла – низкий уровень (Н). 1 балл – очень низкий уровень – несформированность навыков.
Тест «Изучение коммуникативных умений»
Цель: - определение уровня сформированности навыков общения, взаимодействия; - упражнение в умении договариваться, рациональном использовании средств совместной деятельности.
Ход тестирования:
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей. I. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей. II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, для совместной работы. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Анализируют, как протекало взаимодействие детей, по следующим признакам: • умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.; • как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; • как относятся к результату деятельности, своему и партнера; • осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается; • умеют ли рационально использовать средства деятельности.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: изучение уровня сформированности нравственных представлений.
Тетирование: Воспитанников просят привести примеры: • принципиального поступка; • зла, сделанного тебе другими; • доброго дела, свидетелем которого ты был; • справедливого поступка твоего знакомого; • безвольного поступка; • проявления безответственности и др. Обработка результатов теста. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале: • (Н) Низкий уровень (1 балл) – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; • (С) Средний уровень (2 балла) – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; • (В) Высокий уровень (3 балла) – если сформировано полное и четкое представление. Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д.
Оценка деятельности

воспитанников на занятии
НИЗКИЙ - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. СРЕДНИЙ -- ребёнок охотно принимает и включается в деятельность, проявляет старательность, качество результата высокое, но без элементов новизны, недостаточные
умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. ВЫСОКИЙ - все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах деятельности, полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Цветопись настроения
Цель: - определение эмоционального состояния воспитанников после занятия; - оценка детьми занятия по качеству проведения и содержанию. 1. Задорное, игривое 2. Весёлое, спокойное 3. Грустное, печальное Воспитанники закрашивают «цветок НАСТРОЕНИЯ» (по одному лепестку каждый), соответствующим цветом, опираясь на свои эмоции в процессе занятия.



Приложение 2.

Результативность реализации программы «В стране Мастеров»


Характеристика группы.
Участники программы - воспитанники стационарного отделения следующих категорий:  75%- дети из семей, где оба или единственный родитель является безработным, пенсионером по возрасту, инвалидом;  87,5%-безнадзорные дети, находящиеся в СРЦН;  75%-дети из многодетных семей;  87,5%-дети из неполных, малообеспеченных семей, а так же семей группы «социального риска». Возрастные особенности: 7 воспитанников (6-11 лет), 1 воспитанник (4 года).
Констатирующий эксперимент (январь)

Цель:
выявить начальный уровень развития творческих способностей, моторики рук, сформированности нравственных представлений воспитанников. Методы исследования: 1.Беседа с детьми; 2.Наблюдение и анализ творческой, игровой деятельности; 3.Диагностические занятия (согласно плану); 4.Описание и анализ результатов констатирующего этапа. С воспитанниками проведены диагностические исследования: 1. Методика «Продолжи узор» 2. Тест «Пройди через лабиринт» 3. Методика Торренса «Нарисуй картинку» 4. Тест «Вырезаем фигуры» Данные проведенных исследований представлены в таблице:

Критерии Работа с ножницами
оценки Фамилия, имя ребенка Знание геометрич еских фигур Развитие цветового восприятия. Наличие фантазии, воображен ия Умение пользоваться инструкциями (устными, тех. картами) Сформированн ость знаний об окружающем мире Умение пользоваться шаблоном Вырезание по контуру 1 Александр Г. Н Н Н Н Н Н Н 2 Арина Г. С В Н Н Н Н Н 3 Нина Ч. Н Н Н Н Н Н Н 4 Ангелина Г. С В В В В С С 5 Алексей В. В С С С С С С 6 Роман Д. В В В В С Н В 7 Лика С. С В Н Н Н Н Н 8 Иван С. В Н В В Н Н Н
Итого:

В - Высокий уровень
38% 50% 25% 38% 13% 0% 13%
С – Средний уровень
37% 12% 25% 12% 25% 25% 25%
Н – Низкий уровень
25% 38% 50% 50% 62% 75% 62% Выводы по группе: Высокий уровень - 25%, Средний уровень - 22%, Низкий уровень - 53%. У воспитанников группы наблюдается низкий уровень развития фантазии, воображения, сформированность знаний об окружающем мире ниже возрастных норм. Моторика рук развита слабо. Вторая часть диагностических исследований отражает сформированность нравственно-коммуникативных и волевых качеств и деятельности воспитанников на занятиях. С воспитанниками проведены диагностические исследования: 1. Тест «Изучение коммуникативных умений» 2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
3. Деятельность воспитанников на коррекционных занятиях и во время досуговых мероприятий (метод наблюдения). Критерии оценки Фамилия, имя ребенка Навыки взаимодействи я Навыки общения, умение избегать конфликтов Самостоятельн ость Внимание Активность Инициативнос ть Точность выполнения, аккуратность при работе Усидчивость, умение доводить начатое дело до конца 1 Александр Г. Н Н Н Н Н Н Н Н 2 Арина Г. Н Н Н С С Н Н Н 3 Нина Ч. Н Н С С С С Н Н 4 Ангелина Г. Н Н С Н С С С С 5 Алексей В. С С С Н Н Н С С 6 Роман Д. С С С Н Н Н Н В 7 Лика С. Н Н С Н С С Н Н 8 Иван С. Н Н Н Н Н Н Н Н
Итого:

В - Высокий уровень
0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 13%
С – Средний уровень
75% 75% 62,5% 25% 50% 37,5% 25% 25%
Н – Низкий уровень
25% 25% 37,5% 75% 50% 62,5% 75% 62% Выводы по группе: Высокий уровень - 2%, Средний уровень - 47%, Низкий уровень - 51%. Данные диагностических исследований отражают необходимость проведения коррекционной работы по данным направлениям.
Контрольный эксперимент
На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты диагностических исследований воспитанников. Критерии Работа с ножницами
оценки Фамилия, имя ребенка Знание геометрич еских фигур Развитие цветового восприятия. Наличие фантазии, воображен ия Умение пользоваться инструкциями (устными, тех. картами) Сформированн ость знаний об окружающем мире Умение пользоваться шаблоном Вырезание по контуру 1 Александр Г. Н Н Н Н Н Н С 2 Арина Г. В В С С С С С 3 Нина Ч. С С С С Н Н С 4 Ангелина Г. В В В В В В В 5 Алексей В. В В В В С В В 6 Роман Д. В В В В В С В 7 Лика С. В В В С С С С 8 Иван С. В В В В С С С
Итого:

В - Высокий уровень
75% 75% 63% 50% 25% 25% 38%
С – Средний уровень
13% 13% 25% 38% 50% 50% 62%
Н – Низкий уровень
12% 12% 12% 12% 25% 25% 0% Вторая часть диагностических исследований отражает сформированность нравственно-коммуникативных и волевых качеств и деятельности воспитанников на занятиях. С воспитанниками проведены диагностические исследования: 1. Тест «Изучение коммуникативных умений» 2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» 3. Деятельность воспитанников на коррекционных занятиях и во время досуговых мероприятий (метод наблюдения). Критерии оценки Фамилия, имя ребенка Навыки взаимодействи я Навыки общения, умение избегать конфликтов Самостоятельн ость Внимание Активность Инициативнос ть Точность выполнения, аккуратность при работе Усидчивость, умение доводить начатое дело до конца 1 Александр Г. Н Н Н Н С Н Н С
2 Арина Г. С С С С В В С С 3 Нина Ч. Н С В С С В Н С 4 Ангелина Г. С С В С В С В В 5 Алексей В. В В С В В С В В 6 Роман Д. С С В В В С С В 7 Лика С. С С С С В В С С 8 Иван С. Н С Н С В С С С
Итого:

В - Высокий уровень
12,5% 12,5% 37,5% 25% 75% 37,50% 25% 38%
С – Средний уровень
50% 75% 37,5% 62,5% 25% 50% 50% 62%
Н – Низкий уровень
37,5% 12,5% 25% 12,5% 0% 12,5% 25% 0% Оценивая деятельность воспитанников на занятии, для себя отметила, что в начале реализации проекта уровень был низкий, отмечалась беспомощность воспитанников на всех этапах творческого процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи воспитателя, результаты творческой деятельности низкого качества. Для достижения положительного результата и наибольшей заинтересованности воспитанников, на занятиях использовала наглядный материал, презентации, игры. Это позволило повысить уровень до среднего, воспитанники более охотно включались в деятельность, проявляли старательность. Но недостаточной осталась самостоятельность для реализации творческого замысла (требовались советы, указания, а так же включения воспитателя в процесс). Использование всех групп методов в комплексе позволило повысить эффективность программы. Данные проведенных диагностик, отразила в гистограмме по критериям. Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Object 3

Object 5

Object 7

Object 9


Выводы:
1. Анализ диагностических исследований до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы. 2. Специально применяемые приемы и методы, индивидуальный подход, системность в работе, дают вполне ощутимый положительный результат ( у 7 воспитанников наблюдается положительная динамика развития творческих способностей, воображения фантазии, повысился уровень сформированности нравственно –коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, аккуратность, умение довести дело до конца…). У одного воспитанника значительных изменений по данным направлениям не произошло в силу возрастных особенностей (4 года). 3. Результаты наблюдения показывают положительную динамику в развитии таких компонентов познавательных способностей как восприятие, зрительная память, внимание, логическое мышление, воображение. 4. Цветодиагностика показывает, что занятия способствуют созданию положительного эмоционального фона, стимулируют познавательную и мыслительную активность. Цветодиагностика – это оценка детьми занятия по качеству проведения и содержанию. (96% - высокий уровень). 5. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о достаточной эффективности программы «В стране Мастеров» в социально-реабилитационном процессе.