"Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность"

Автор: Кондратьева Алёна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУг.Новосибирска "детский сад №10общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность"
Дата публикации: 23.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«
Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность
»
Работая с детьми дошкольного возраста я столкнулась с тем, что дети больше проявляют интерес к компьютерным играм и телевизору. Но никакой, даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней. Мои педагогические наблюдения показали , что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов. Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных, взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы) в доступной для понимания дошкольников форме. Я считаю, что важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей (не затушенным кострам, оставленному мусору). Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания ребенка о природе, но и его поведение и участие в улучшении природного окружения. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Я считаю, что в процессе работы над проектами экологи ческой направленности развиваются для развития познавательные интересы детей . Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной. Через объединение различных областей знаний у них формируется целостное видение картины окружающего мира. В процессе реализации проектов ориентируется на совместную деятельность всех участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок -родитель. Мною были разработаны и реализованы проекты по экологическому воспитанию. В рамках реализации познавательного проекта «Огород на подоконнике», ребята выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, познакомились с ростом и развитием растений. Продолжением весенней исследовательской деятельности стал проект, который реализовывался на протяжении всего лета – «Цветы». Дети познакомились с
разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, сформировалось осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира . Дети с удовольствием выращивали рассаду для цветников. Такая форма работы позволила выявлять и развивать в ребенке новые способности, развивать гуманистические и эстетические черты личности ребенка, способность сопереживать, бережно относиться к вещам не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что это материалы, взятые из природы. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей помог исследовательский проект «Вода. вода, кругом вода» .Дети получили знания о значении воды в жизни всего живого на земле , о том, что вода-источник жизни, а также важный природный ресурс. Проекты «Мы - друзья природы» «Наши маленькие друзья насекомые» - помогли мне дать экологические знания детям , вызвать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Проектная деятельность по экологическому воспитанию детей строилась в тесном взаимодействии с семьей, так как для ребенка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека. В реализации проектов, воспитанники и их родители приняли активное участие. По моим наблюдения это поспособствовало тому, что большинство детей стали вести диалог со взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулировать вопросы, понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Мои воспитанники могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирать источники информации, используют вопросы разного типа. Реализация этих экологических проектов позволила сформировать природоведческие знания и экологическую культуру не только у детей, но и у их родителей, дала уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности в группе и в семье, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение моих воспитанников ко всему окружающему.