Читательская межпредметная интегративная викторина "Бисеринки" для всех специальностей

Автор: Бессарабова Ольга Ивановна
Должность: библиотекарь-библиограф
Учебное заведение: ГОУ СПО ИАТ
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Читательская межпредметная интегративная викторина "Бисеринки" для всех специальностей
Дата публикации: 23.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Федеральное агентство по образованию ГОУ СПО Иркутский авиационный техникум
Методическая разработка

библиотеки ГОУ СПО ИАТ

Читательской межпредметной интегративной

викторины «Бисеринки»
для всех специальностей
Иркутск, 2010

Принята Предметной (цикловой) комиссией Протокол № _________ от «__________ » 20___г Председател ь предметной (цикловой) комиссии ___________ ___________ Методист ГОУ СПО ИАТ ___________ Минеева Л.М. Разработал: Библиотекарь -библиограф библиотеки ГОУ СПО ИАТ Бессарабова О.И. Утверждаю: Зам.директо ра по учебной работе ___________ __ М.П. Цивилёва

Пояснительная записка

Цель Викторины:
Привить навыки творческой поисковой работы с использованием информационных источников различных типов, повысить уровень культурно-адаптационного взаимодействия с окружающей информационной средой, привить культуру предложений «нестандартных» решений и поиска задач.
Структура Викторины:
 Состоит из нескольких предметных модулей: туры-задания и итоговый статистический + дополнительный возможный «Портретный» модуль, где:  Тур представлен тремя блоками:  Первичный блок размещаем в общедоступном месте на информационном стенде в коридоре техникума;  Электронный блок – во внутренней компьютерной сети ИАТ в студенческом секторе;  Блок ответов размещаем в конце каждого тура и его полуфинала в местах расположения первых двух блоков.  Экспозиция каждого тура – от 2 до 4 недель с возможными промежуточными усложняющими элементами. Сбор ответов осуществляется как в бумажном варианте в «Ответном сундучке» читального зала, так и в электронном – в подпапке «Бисер ответов: Ответы студентов» папки «У библиотекаря Бессарабовой О.И.».  Статистический итоговый модуль можно расположить в двух первых блоках сразу после первого удачного завершения тура в виде хронологического дневника Викторины. Он же включает итоговый «Портретный» модуль социологического опроса участников Викторины, составленный из выявленных симпатий-приоритетов по материалам пройденных туров.
Суть Викторины:
Направленная на усвоение предложенной формы работы с информационными источниками, усиливает развитие логики и пространственного ориентирования в информационной среде. Развивает
память и способность применять свой интеллектуальный потенциал в игровой форме, получая непосредственное удовольствие от самого процесса игры.
Методология Викторины:
Первый тур желательно организовать на нейтральном, безусловно, гуманитарном материале. Например: «Литературный бисер», где предложено узнать автора по избранным его изречениям. По окончании первого раунда, усложняем задачу и с уже известными авторами (ответы полуфинала обнародуются) вспоминаем процитированные произведения во втором. Подобный приём способен привлечь внимание инертного читателя и спровоцировать его к участию в Викторине и восстановлению утраченных или к приобретению естественных навыков чтения. Поскольку Викторина проходит в учебном заведении, следует включать туры по вопросам изучаемых дисциплин в различных ракурсах и аспектах выбранного предмета. Возможным представляется проводить интегративные (объединяющие знание нескольких предметов) туры, а также туры, привлекающие внимание к непрофильным дисциплинам или к дисциплинам параллельных специальностей. Допускается задействовать имеющийся в библиотеке арсенал демонстрационно-выставочного оборудования, материалов и технологий. Возможно провести несколько туров «вживую» с приглашением участников (группа или курсовой поток) для проведения туров- узкоспециализированной направленности со знанием деталей изучаемого предмета. (Например, по средствам тягловой силы в самолетостроении или «Грани превращения дизайна в «чистое» искусство»). Статистический итоговый модуль несет не только функцию информирования о продвижении Викторины, но может включать и поощрительные мероприятия: награждения победителей или самых активных участников, конкурсы между «финалистами», диспуты и обмен мнениями между участниками, доступные для всех желающих. Портретный модуль предполагает изучение читательской аудитории, её информационной заинтересованностью с тем, чтобы вовремя скорректировать направленность комплектования фонда библиотеки, внедрить возможные технологии взаимодействия с читательской аудиторией. Необязателен для обнародования полученных данных, особенно в случаях, когда может быть нарушено право читателя на конфиденциальность запрашиваемой им информации. Не снимает ответственности с сотрудников библиотеки в случаях, затрагивающих вопросы безопасности и правонарушения.
Введено в действие в учебной библиотеке ГОУ СПО ИАТ с «10 » ноября 2009 г. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОУ СПО «Иркутский авиационный техникум» Утверждено на заседании Методического комитета Учебной библиотеки техникума протокол № 2 от «_10_» ноября 2009 года Автор-разработчик: Библиотекарь-библиограф Бессарабова О.И.________ Члены Методического комитета учебной библиотеки ИАТ: Старший библиотекарь ______________ Бондарева И.Ю. Библиотекарь-библиограф ______________ Бессарабова О.И. ВИКТОРИНА «Бисеринки» Проводит учебная библиотека ИАТ для желающих помериться удалью читательской , эрудированностью немереной , неленностью завидной , да почерком разборчивым . Победителям в сей забаве сулят сюрпризы неожиданные , известность всетехникумовскую , благосклонность библиотекарскую … И нужно - то всего найти бумагу белую , да перо твёрдое и почерком молодецким , разборчивым ( девичий искусный также принимается ) запись
на все вопросы составить , грамоту сию спустить в сундучок ответный , в читальном зале хранящийся , любезным библиотекарем стерегущийся … А пройти предстоит чрез дебри - заросли учёные , книжно - пыльные , Интернетные …
Результаты поисковой деятельности

представляйте в виде шифра: Вопрос-Ответ

Например: Ц – 8.

Намечается несколько туров-экспедиций, по

окончании которых самый заядлый путешественник,

набравший больше всего знаний-впечатлений,

награждается памятным призом.

А может и группа товарищей…

АНОНИМКИ НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ (группу указать желательно)
Тур 1 Литературный бисер : Кому из известных Вам писателей (список прилагается) принадлежат цитаты
А)

У каждого человека свои звезды.

Слишком много в мире людей, которым никто не помог

пробудиться.

Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.

С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

Судить себя куда труднее, чем других.

Мы чуть не погибли от разума, лишенного сущности.

Истину выкапывают, как колодец.

Подлинная радость – это радость разделенная.

Не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.


Б)

Без пользы жить – безвременная смерть.

Из сердца гордых дружбы не возникнет.

Когда человек стар, он должен больше делать, чем когда был

молод.

Не нужно ценить себя выше своих способностей, и не нужно

себе унижать.

Прежде всего, поучай сам себя, тогда ты научишься чему-

либо от других.

Неблагодарность – род слабости. Выдающиеся люди никогда

не бывают неблагодарными.

Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свой

облик.

Тот, кто боится идеи, теряет под конец и понятие.

Труд создаёт дружбу

Есть люди, которые никогда не ошибаются, потому что

ничего не хотят делать

Праздная жизнь – это преждевременная старость.

У кого есть наука… тот не нуждается в религии.

В)

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь

всегда себе.

Искусство есть одно из средств единения людей.

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься,

а на друга надеешься.

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом

говорят и делают, другие прежде говорят и делают, а потом уж

думают.

Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи.

Самый верный признак истины, это простота и ясность,

ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

Если сколько голов – столько умов, то сколько сердец –

столько родов любви.

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя

воспитывать, не передавая знания, всякое же знание

действует воспитательно.

Г)

Искусство писать – это искусство сокращать.


Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и

опрятным физически.

Водка белая, но красит нос и чернит репутацию.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и

душа, и мысли.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

Праздная жизнь не может быть чистой.

Умею коротко говорить о длинных вещах.

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.

Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная

смерть.

У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-

нибудь такое, что они охотно бы рассказали.

Ах, если бы к трудолюбию добавить образование, а к

образованию трудолюбие.

Д)

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Жизни вольным впечатлениям

Душу вольную отдай,

Человеческим стремлениям

В ней проснуться не мешай.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям – просторно.

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживёт

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди.

Пройдёт – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублём подарит!


Сейте разумное, доброе, вечное.

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Е)

О чём бы ни молился человек – он молится о

чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий

боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре!»

Нет ничего тягостнее сознания только что

сделанной глупости.

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые

сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами

живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и

сами не живут и другим не дают.

Душа не яблоко: её не разделишь.

Нет ничего на свете сильнее и бессильнее слова.

Правда не всегда сладка бывает.

Любовь на всякий возраст имеет свои

страдания.

Бывают улыбки хуже слёз.

Горе скоро старит.

Берегите наш язык, наш прекрасный

русский язык – это клад, это достояние, переданное нам

нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с

этим могущественным орудием; в руках умелых оно в

состоянии совершать чудеса.

Ничего нет утомительнее невесёлого ума.

И я сжёг всё, чему поклонялся,

Поклонился всему, что сжигал.

Не в пору возвещённая истина хуже лжи, не в

пору поднятый вопрос только путает и мешает.

Слово «завтра» придумано для людей

нерешительных и для детей.

Ж)

Наш воспитатель – наша действительность.

Жизнь идёт: кто не поспевает за ней, тот остаётся одиноким.


Пусть сильнее грянет буря!

Удариться лбом о стену – это ещё не значит

изучить стену.

А вы на земле проживёте,

Как черви слепые живут:

Ни сказок про вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют.

Хороший смех оздоровляет душу.

Дети – это живые цветы земли.

Нет силы более могучей, чем знание; человек

,

вооружённый знанием, - непобедим.

З)

Чтение – лучшее учение.

Увы! Одной слезы довольно,

Чтоб отравить бокал.

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка

С учёным видом знатока.

Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум.

Читайте простонародные сказки, молодые

писатели, чтоб видеть свойства русского языка.

Не мудрствуя лукаво.

Да, да ведь ревности припадки

Болезнь так точно, как чума,

Как черный сплин, как лихорадка,

Как повреждение ума.

Что день грядущий мне готовит?

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Религия чужда нашим мыслям и нашим

привычкам, к счастью…


Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай – деспот меж людей.

И)

Идеи могут быть обезврежены только идеями.

Чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше

подвинитесь вперёд.

Приятно следовать внушениям совести.

Друг горя имеет право быть другом могущества.

Благородство чувств отнюдь не всегда

сочетается с благородством манер.

Что ж стало бы с литературой, если бы дела

её не защищались? У нас есть свой кассационный суд – это

будущее. Счастлив тот, кто может предстать перед ним!

К)

Орлам случается и ниже кур спускаться,

Но курам никогда до облак не подняться.

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

Не прав тот,

Кто поручил Ослу стеречь свой огород.

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Примета у мышей, что тот, чей хвост длиннее,

Всегда умнее.

При том же об уме мы сами часто судим

По платью иль по бороде.

Есть люди: будь лишь им приятель,

То первый ты у них и гений и писатель.

У сильного всегда бессильный виноват.

Оставьте предков вы в покое,


Им по делам была бы честь;

А вы, друзья, лишь годны на жаркое.

Ни пава, ни ворона.

На младших не найдёшь себе управы там,

Где делятся они со старшим пополам

Л)

По милости господней мы в Америке получили три

неоценимых дара: свободу слова, свободу совести и

благоразумие, удерживающее нас от того, чтобы ими

пользоваться.

Шум ещё ничего не доказывает: порой курица снесёт

яйцо, а кудахчет так, словно снесла целую планету.

Когда то, чего мы очень долго ждём, наконец, приходит, оно

кажется неожиданностью.

«Ни один человек со здравым смыслом не может в

наше время признать себя религиозным без оговорок»

(Б. Шоу) Совершенно правильно, оговорка та, что для

этого нужно быть идиотом.

Как правило, лучше заслужить почести и не получить их, чем

пользоваться почестями незаслуженно.

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу

веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий

человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать

великим.

Грустно бывает слушать музыку без слов, но ещё грустнее –

слушать музыку без музыки.

Давайте жить так, чтобы даже гробовщику

стало жалко, когда мы умрём.

М)

Честь девушки – всё её богатство, оно дороже

всякого наследства.

Земляника растёт и под крапивой.

Лисе только бы просунуть морду – за ней шмыгнёт и

туловище.

Ни один порок не настолько прост, чтобы не принимать с

внешней стороны вид добродетели.

Лживость в королях гаже, чем в нищих.

Ведь знать хорошо человека – знать самого себя.


Горячая кровь родит пылкие помыслы,

пылкие помыслы родят пылкие дела, а пылкие дела –

любовь.

Подозрение всегда живёт в душе преступной: каждый

куст кажется вору сыщиком.

Отрицание своего дарования – всегда

ручательство таланта.

Путём зла не доходят до добра.

У любви совсем нет глаз.

Доброе желание извиняет и плохое исполнение.

Истинная любовь не может говорить, потому

что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами.

Время – мать и кормилица всего хорошего.

Самолюбие не так заслуживает осуждения,

как недостаток самоуважения.

Чтоб оценить чьё-нибудь качество, надо

иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.

Мы знаем, что мы такое, но не знаем, чем

можем быть

Великие люди гибли часто от рук бездельников.

Н)

Правда, всегда поднимается над ложью, как

масло над водой.

Кто не умеет пользоваться счастьем, когда оно приходит,

не должен жаловаться, когда оно проходит.

Ревность всегда смотрит в подзорную трубу,

делающую маленькие предметы большими, карликов –

гигантами, подозрения – истинами.

О)

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!

Есть ещё порох в пороховницах


Я говорю всем открыто, что беру взятки, но

чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело.

Не вытанцовывается.

П)

На земле всего дороже,

Коль имеешь про запас,

То окно, куда ты сможешь

Постучаться в некий час

.

Р)

Ох! Басни – смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори,

Хотя животные, а всё-таки цари.

Дома новы, но предрассудки стары.

Блажен, кто верует, - тепло ему на свете!

Карету, мне! Карету!

С)

Обращаться с языком кое-как – значит и

мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Т)

Сотри случайные черты,

И ты увидишь – жизнь прекрасна.

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – очеловечить,

Несбывшееся – воплотить.

У)

…Природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,


В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф)

Как из полушек и копеек составляются

рубли, так из крупинок прочитанного составляются знания.

Х)

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

Ц)

Воспитание детей есть труд и долг.

ОТВЕТЫ на первый тур Викторины «Бисер»:

А – 22

Б – 3

В – 16

Г – 20

Д – 11

Е – 18

Ж – 5

З – 12


И – 1

К – 9

Л – 17

М – 21

Н – 13

О – 4

П – 14

Р – 6

С – 15

Т – 2

У – 19

Ф – 7

Х – 10

Ц - 8

Тур Бисер общения или
О ЛЮБВИ И ДРУЖБЕ

в мире и времени

КИТАЙ
КОНФУЦИЙ: Когда пути не одинаковы – не составляют вместе планов. КИТАЙСКИЕ ДРЕВНИЕ БАСНИ: 1. Кто не хочет дружить с соседом, тот пусть не рассчитывает на помощь далеких друзей. 2. Кто молчит о недостатках друга – тот помогает множиться этим недостаткам. Кто говорит о недостатках друга, - тот помогает ему избавиться от них.
ГРЕЦИЯ
ПЕРИАНДР: БРАНИСЬ С ТАКИМ РАСЧЕТОМ, ЧТОБЫ СКОРО СТАТЬ ДРУГОМ. ХИЛОН: На обеды друзей ходи медленно, на беды – быстро. АЛКМЕОН: Врага стеречься легче, чем друга ФЕОГНИД: Бросают меня друзья оттого, что с врагом считаюсь… Как кормчий с каменьем подводным. ЕВРИПИД: Человек всегда себя сильней, чем друга любит. Опять скажу: с бедой не ладит дружба. Не верь друзьям – лишь их поступкам. СОКРАТ: А если нет общения, нет и дружбы. АРИСТОТЕЛЬ: У КОГО ЕСТЬ ДРУЗЬЯ, У ТОГО НЕТ ДРУГА. ЭПИКУР: Из всего, что дает мудрость для счастья людей, величайшее – это обретение дружбы. СЕНЕКА: Плохи мысли того, кто подружился, видя лишь самого себя: как он начал, так и кончит.
ДЕМОКРИТ: Кто сам не любит никого, того, кажется мне тоже никто не любит. Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.
ФРАНЦИЯ

Антуан де Сент-Экзюпери

(29 июня 1900 [Лион] – 31 июля 1944)
Из «Письма заложнику», 1943 год. ….Мы объединяемся в улыбке, поднявшись над различиями языков, каст, партий. Мы приверженцы одной и той же веры – тот человек со своими обычаями, и я – с моими. Разве эта особая радость не есть самый драгоценный плод духовной культуры, которую мы признаем своей? …наше преображение ещё не завершено, завтрашняя истина питается вчерашними ошибками и преодолеваемые противоречия служат почвой для нашего роста. Мы признаем свое родство и с теми, кто не похож на нас. Но какое это необычное родство! Оно основывается на будущем, а не на прошедшем. На цели, а не на истоках. Уважение к человеку!… Вот пробный камень! Когда нацист уважает только того, кто с ним схож, он уважает лишь самого себя. Отклоняя созидательные противоречия, он уничтожает всякую надежду на преобразование человека и на тысячу лет вместо человека утверждает робота в муравейнике. Порядок ради порядка выхолащивает человека, лишая его основного дара – преображать мир и самого себя. Всякая культура закладывается прежде всего в самой человеческой сущности. Сначала это слепое устремление к теплу. И лишь потом, идя от ошибки к ошибке, он находит путь, ведущий его к огню. ..Я так устал от полемики, от непримиримости, от фанатизма! К тебе (письмо Леону Верту) я могу войти, не надевая никакого мундира, не исповедуя никакого Корана и не отрекаясь ни от чего, что принадлежит моей внутренней родине. Рядом с тобой мне нет надобности ни каяться, ни оправдываться…И если я не похож на тебя, то этим я не только тебя не оскорбляю, а, напротив, обогащаю тебя. Ты расспрашиваешь меня, как расспрашивают путешественника… Друг мой, ты нужен мне, как горная вершина, на которой дышится так легко! 31 июля 1944 года за три недели до освобождения Франции от немецких захватчиков Антуан де Сент-Экзюпери не вернулся из разведполета над Южной Францией. Будучи мобилизованным с первых дней войны 1939-го, за
долгую жизнь гражданского, а затем и военного летчика, Экзюпери стал асом, виртуозом воздушного боя. Но от полученных к тому времени ранений и увечий уже не мог без посторонней помощи ни одеть летный комбинезон, ни сесть в кабину самолета. Вероятнее всего его самолет упал в море сбитый фашистским истребителем.
ФРАНЦИЯ

А. Франс. наст. имя Анатоль Франсуа Тибо:
 В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить.  …людям никогда не надоест любить… им всегда нужны будут поэты, которые пели бы им серенады.  …любить пылко –это еще не все, надо еще хорошо любить. Любить пылко –это, конечно, прекрасно, но любить самоотверженно –это еще лучше… Истинно любят только тех, кого любят даже в их слабостях и в их несчастьях.
Ромен Роллан:
 В любви, как и в искусстве, не нужно читать того, что было сказано другими; нужно говорить то, что чувствуешь; и тот кто, торопится говорить, когда ему еще нечего сказать, очень рискует никогда ничего не сказать.  …любовь…стоит ровно столько, сколько стоит человек, который не ее испытывает Все чисто у чистых людей. Все чисто у сильных и здоровых. Любовь, расцвечивающая оперение птиц прекраснейшими красками, извлекает из благородных душ все лучшее, что в них таится. Желая показать любимому существу лишь то, что его достойно, любящий привыкает находить удовольствие в мыслях и поступках, гармонирующих с прекрасным образом, изваянным любовью. Источник юности, в котором обновляется душа, лучезарность силы и радости – вот что прекрасно и благотворно, вот от чего ширится сердце.  Разлука только усиливает власть тех, кого мы любим. В сердце сохраняются самые дорогие, самые лучшие воспоминания. Отзвук каждого слова, доносящегося сквозь пространство от далекого друга, воспринимается в тишине с благоговейным трепетом.
Ж.. Мольер ( наст. имя и фам. Жан Батист Поклеен):

 Огонь любви горит Сильней, когда взаимность озарит.  …кто всегда уныл, ревнив и мрачен, Того дебют в любви частенько неудачен.
ФРАНЦИЯ

Ф. Ларошфуко:
 Умный человек может быть влюблен как безумный, но не как дурак.  Никаким притворством нельзя ни скрыть любовь там, где она есть, ни выказать ее там, где ее нет.  Разлука ослабляет мелкие страсти и усиливает большие так же, как ветер задувает свечи и раздувает пламя.  Чего в волокитстве меньше всего, -так это любви.
О. Бальзак:
 Любовь занимает первое место между страстями, так как льстит им всем зараз. Любят сильнее или же слабее в зависимости от большего и меньшего числа струн, затрагиваемых у нас в сердце.  …мы признаем человека только того , чья душа мечтает в любви настолько же о духовном наслаждении, как и о телесном удовольствии.
Стендаль (наст. имя и фам. Анри Мари Бейль):
 Любовь – единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит.  Чем сильнее у человека характер, тем менее склонен он к постоянству любви.  Да, половина, и притом прекраснейшая половина жизни остается скрытой для человека, не любившего со страстью.
АНГЛИЯ:

В. Шекспир:
 Любовь – блеск солнечный, дождю идущий вслед, А похоть – мрак грозы вослед за блеском света; Любовь всегда свежа, как яркий внешний цвет, А похоти зима приходит раньше лета; В любви нет жадности, - в обжорстве похоть мрет; В любви – все истина, а похоть вечно лжёт.  На всей земле не встретите поэта, Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных Слезах любви…  И не читал – в истории ли, в сказке ль, - Чтоб гладким был путь истинной любви.
РОССИЯ

Имя академика Владимира Ивановича Вернадского

(12.03.(по новому стилю)1863, Петербург – 06.01.1945, Москва)
широко известно мировой общественности как основоположника геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере (а также и о ноосфере), выдающегося мыслителя, минералога и кристаллографа, организатора и участника многих научных проектов и исследований. Уже в юности отличался активной позицией участвуя в работе студенческих народнических кружков вместе с Александром Ульяновым (старшим братом Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Большое научное наследие Вернадского, во многих отраслях знания опередившее своё время, на десятилетия и столетия вперёд наметившее вектор развития фундаментальных наук о Земле приобретает жизненную стойкость в отражении своём в письмах к любимой женщине (сначала невесте, а затем – жене Наталии Егоровне Вернадской (1860 - 1943).
Послушайте этот не монолог продолжительностью в четыре года и, может быть,

вам станут ближе и понятнее не только идеи этих людей, но и сам стиль их жизни:
«…Не знаю, получили ли Вы моё 3-е письмо (я их нумерую), но мне ещё хочется Вас спросить: неужели Вы волнуетесь все ещё. Вам ещё страшно за будущее, если бы оно устроилось как я хочу? Ответьте, потому что мне это не даёт покоя. Не кажется ли Вам, что эти волнения напрасны, так как нет никаких данных у Вас предполагать возможность таких несчастий. 1886 г.» «Дорогая моя, маленькая, милая Натуся… Я прочел недавно книгу здешнего купца Рокачевского: «Опыт собрания исторических записок о городе Рославле», написанную без таланта, но очень поучительную. В ней рисуется чуть не 400-летняя жизнь города и уезда, жизнь миллионов людей, и при размышлении об этой жизни и о её бесцельности, о её заглушенности, о её страдальческой спячке и толчении воды в ступе становится невольно как то тяжело, грустно и ужасно. Это захватывает действительную историю, описывает то, как все эти явления, о которых мы знаем из книг, проходили в действительном уголке России, и как здесь проходили, так проходили почти и везде. Надо скорей, надо сильней, сильней работать. Но, боже мой, как мало работников, и как они разбросаны, как они бессильны. Они почти все принуждены быть ипокритами… Целую тебя крепко, крепко, моя родная, добрая, милая, неоцененная, славная, хорошая, любимая Туття… 1887 г.»
«Тутька…. Читала, читала мою переписку с Андреем и ничего не поняла. Ведь я в немногих словах говорю следующее. Если Андрей хочет на вновь учрежденную кафедру географии, то он не имеет права ставить главным предметом своих занятий физическую географию. Для этого есть уже кафедра, раньше основанная, а на новой кафедре должно читаться новое, и для этого нового Андрей много еще должен учиться. Андрей хочет на вновь учрежденную кафедру географии, а между тем готовится по физической географии – я ему говорю, что я считаю это общественным грехом и не могу принимать во внимание ничего, что полезно для физической географии (да и для физической географии профессор раньше тропиков должен знать основы методики, чего Андрей не знает). В этом весь разговор, и как надо тут действовать – ясно, что география – философия естествознания….1888 г.» «Дорогой мой, родной Тутик, моя золотая, ненаглядная девочка….надо уметь «читать» письма, т.е. понимать письмо, зная образ выражений человека, нам, среди близких людей, - не надо пугаться слов. Добиться чего-нибудь можно только дружной, сознанной, целесообразной работой, а потому раз поставлена известная цель и много людей вместе должны стремиться к ней, должна быть выработана программа и по этой программе надо по мере сил действовать, здесь возможны случаи подчинения воли одного человека, раз это необходимо для общего дела, и не только пассивное подчинение, но и активное участие. Другой вопрос – о пределах такой регламентации….. Не забудь, что local selfgovernment (местное самоуправление – сост.) – самый коренной параграф нашего политического credo и логическое следствие идеи братства. Очень прошу тебя написать мне, согласна ли со мной. 1889 г.» Самоопределение на стыке столетий, идей и технологий двух веков, уверенная расстановка приоритетов, выработанная ценностная шкала собственного мировоззрения – вот тот инструментарий, который помогает не сломаться, не потеряться в водовороте событий войн, революций, разрух и горя, выстоять самому и быть опорой близким, маяком – дальним. То, что китайские мудрецы называли проклятьем, а русские «передвижники» - небывалой удачей – «Эпоха Перемен», та, что выпала на долю и вашего поколения 80-90-х – жить и умирать на стыке уже не веков, но тысячелетий. Также как и ранее многие до вас - жить, закладывая ориентиры, ещё раз, нащупывая, проверяя и утверждая незыблемое, без чего невозможно существование Человека – суть жизни.
В.Г. Белинский:
 Нет ничего опаснее, чем связывать свою участь с участью женщины за то только, что она прекрасна и молода.  Человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески.
 Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет…- правда, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое не доступно наблюдению и уму.
РОССИЯ

Л. Н. Толстой:
 О, бог любви! Ты молод, как весна, Твои ж пути, как мирозданье стары.  Если сколько голов, - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви.  Любовь и деятельность – счастье.  Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
А. С. Пушкин:
 Но вы соперники в любви, Живите дружно если можно! Поверьте мне, друзья мои: Кому судьбою непременной Девичье сердце суждено, Тот будет мил назло вселенной, Сердить и глупо, и смешно.  Где нет любви, там нет веселий.  Любви не утаишь.
М. Горький:
 Любовь возникает, как пламя, И мы, сгорая в нем, Чудесно становимся сами Прекрасным и ясным огнем.  Любовь к женщине всегда плодотворна для мужчин, какова она ни была, даже если она дает только страдания, - и в них есть всегда много ценного. Являясь для больного душою сильным ядом, для здорового любовь - как огонь железу, которое хочет стать сталью.
Игорь Северянин:
Не завидуй другу, если друг богаче, Если друг красивей, если друг умней…
Пусть его успехи, пусть его удачи На твоих сандалях не сотрут ремней…
РОССИЯ

В. И. Ленин:
 Я не поручусь также за надежность и стойкость в борьбе тех женщин, у которых личный роман переплетается с политикой, и за мужчин, которые бегают за всякой юбкой и дают себя опутать каждой молодой бабенке. Нет, нет, это не вяжется с революцией.  Несдержанность в половой жизни – буржуазна: она признак разложения. Пролетариат – восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое оглушало бы его или возбуждало. Ему не нужно ни опьянения половой несдержанностью, ни опьянение алкоголем.  Самообладание, самодисциплина – не рабство; они необходимы и в любви…Будущее нашей молодежи меня глубоко волнует. Она – часть революции. И если вредные явления буржуазного общества начинают распространяться и на мир революции, как широко разветвляющиеся корни некоторых сорных растений, то лучше выступить против этого заблаговременно.
ПЕРСИЯ

Саади (наст. имя Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах и б н

Мушрифаддин):
 Не бойся любви, к ней навстречу иди. Сраженный любовью воспрянул Сади.  Страдальцы любви, я завидую вам, Знакомы вам язвы, знаком и бальзам.
Аль-Харизи

Война испытывает храбреца, гнев – мудреца, друга – нужда.
ИТАЛИЯ

Ф. Петрарка
 Любовь, смотря по свойствам своего предмета может быть и худшей из душевных страстей, и благороднейшим деянием.  Можно и прекрасное любить постыдно.  Любовь преображает нрав любящего по образцу любимого.
ИНДИЯ

Индира Ганди
 Опыт научил меня, что если люди делают что-то против тебя, в конечном счете, это пойдет тебе на пользу.
Махатма Ганди
 Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний.
ФИЛИППИНЫ

Г. Бальтасар
Лучшая месть – забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества.
АНГЛИЯ:

Д. Байрон
Из всех тропинок, ведущих к сердцу женщины, жалость – самая короткая.
С. Байлер
Разбойники требуют кошелек или жизнь, женщины, - и то, и другое.

Участникам предлагается обсудить высказанное, и провести временные и

географические параллели ценителей любви и дружбы. Привести в

пример свои приоритеты и кумиры.
Тур Политический бисер
Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа
А.С. Пушкин
Я лиру посвятил народу своему…

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан
Н.А. Некрасов
Я была тогда с моим народом



Там, где мой народ к несчастью был
А.А. Ахматова
Читайте, завидуйте: Я гражданин

Советского Союза
В.В. Маяковский
Где родился, там и пригодился
Русская народная пословица
О суверенности и государственности
Каждое государство имеет свой герб, флаг и гимн, которые являются его символикой. О содержании или сущности государства может поведать его Конституция. Это основные «рекламные» атрибуты любого суверенного социально-развитого сообщества людей на планете Земля. Не случайно сделан упор на слове «суверенитет», что означает полную независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях. Изначально государственная символика стран формировалась как символика верховной власти. В царской России атрибутами власти монарха
являлись корона, скипетр, держава и трон. В настоящее постреволюционное демократическое время атрибутом власти в России можно назвать разве что офис в Кремле и соответствующий блог в Интернете. Из всех вышеперечисленных символов государства и власти корни сугубо русского происхождения остались в наименовании Державы и Кремля. Говорит ли это о пренебрежении россиянами своей культурной языковой традиции и исторического наследия или, наоборот, о естественном и динамичном вхождении русского государства в международное понятийное пространство? Ответы на этот вопрос вы можете почерпнуть из курса истории даже общеобразовательного уровня. Одной из важных отличительных черт русской культуры с древнейших времён и, как её формы, русской же государственности выделяют рецепцию (от латинского слова reception – принятие, приём), понимаемую как заимствование и приспособление к данным обществом социологическим и культурным формам, возникшим в другой стране или другую эпоху. Свойство это присуще и наукам фундаментального характера в определённых, задействованных конкретным социумом областях знания. В области социальных дисциплин особо отличается Римское право, адаптированное правом всех стран прежде всего в области регулирования торговых отношений, и, как ни странно, религиозные вероучения, насаждаемые зачастую и насильственным путём. Этот термин (рецепция) имеет значение и в физиологии – осуществляемое рецепторами восприятие и преобразование энергии раздражителей в нервное возбуждение. Следует отметить, что международное сообщество в целом обладает солидной инерцией в вопросах реагирования на раздражители и тем более в вопросах регулирования оных. Этим и объясняется тот факт, что разработка и приём международного документа первостепенного для человеческой цивилизации значения, а именно: Декларации о правах человека, были осуществлены только после всех ужасов Второй мировой войны в 1948 году.
Март 2010 г. Заметки библиотекаря и гражданина О.И. Бессарабовой
К сведению:

Конвенция о правах ребёнка
фиксирует основные права: право на жизнь, имя, приобретение гражданства, права на благополучную семейную жизнь и права на сохранение и укрепление здоровья, права на образование и культурное развитие, права, защищающие ребёнка в экстремальных ситуациях (в суде, заключении, на войне), право свободно выражать своё мнение, право на свободу мысли, совести. В преамбуле
Конституции России
констатируется следующее: «
Мы, многонациональный народ Российской

Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и

согласие, сохраняя исторически сложившееся

государственное единство, исходя из общепризнанных

принципов равноправия и самоопределения народов, чтя

память предков, передавших нам любовь и уважение к

Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая

суверенную государственность России и утверждая

незыблемость её демократической основы, стремясь

обеспечить благополучие и процветание России, исходя из

ответственности за свою Родину перед нынешним и

будущими поколениями, сознавая себя частью мирового


сообщества, принимаем Конституцию Российской

Федерации
».
Викторина:

Тур next:

«Государство, мы знакомы?»

Ответьте:
1. к признакам гражданского общества из перечисленного не относится: А) значительная роль правового регулирования Б) высокий уровень развития экономических, культурных, правовых и политических отношений между членами общества В) высокий социальный, экономический, политический, культурный и моральный статус граждан Г) развитый государственный аппарат, опирающийся на детально разработанную правовую систему 2. из перечисленного исключительным признаком государства является: А) право официально представлять всё общество внутри страны и за рубежом Б) наличие бюджета В) защита интересов граждан Г) существование в качестве политической организации 3. из перечисленного признаком государства не является: А) публичная власть Б) территория, на которую распространяется его юриспруденция В) легитимное (правомерное) насилие
Г) управление с опорой только на моральные и нравственные нормы 4.
закончите высказывание:
«Основным международным документом по правам человека остается принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН….» 5.
закончите высказывание:
«Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять её отношения с внешним миром, называется…»
Ответьте:
6. из перечисленного исключительным признаком правового государства является: А) периодические выборы в органы власти Б) охрана и гарантия прав человека В) наличие правоохранительных органов Г) разработанность всех необходимых для жизни людей отраслей права 7.
закончите высказывание:
«Совокупность отношений людей в социально-экономической и культурной сферах, развивающихся относительно независимо от государственной власти, называется…»
Ответьте:
8. из перечисленного гражданское общество характеризует: А) наличие сильной политической власти
Б) значительная независимость граждан от государства в социально-экономической области В) полная уплата гражданами налогов Г) развитое административное право
Ответьте:
9. наиболее развитая культурно-историческая этническая общность: А) класс Б) этнос В) нация Г) народность 10. общность исторического пути, территории, литературного языка, экономических связей и духовной культуры является важнейшим признаком: А) класса Б) нации В) народа Г) народности 11. к исторически сложившимся этническим общностям относятся: А) классы Б) государства В) народности Г) маргиналы
12. к обязательным функциям государства относится (подберите полную характеристику): А) создание правовых норм Б) оборона страны В) установление международных связей Г) завоевание соседних территорий Д) полный контроль над экономической жизнью общества Е) защита правопорядка
Ответьте:
13. особая роль государства в политической системе определяется тем, что оно: А) отражает разнообразные социальные интересы Б) обладает исключительным правом издавать законы и творить правосудие В) разрабатывает определенную политику Г) имеет органы управления 14. из перечисленного источником права является: А) решение общего собрания жильцов дома Б) результаты социологического опроса В) действующее законодательство Г) резолюция съезда общественных организаций страны 15. из перечисленного к юридическому определению понятия «преступление» не относится: А) общественно опасное деяние Б) деяние, осуждаемое общественной моралью В) деяние, запрещенное Уголовным кодексом
Г) деяние, за которое Уголовным кодексом предусмотрено наказание 16. высшую силу в иерархии нормативных актов имеет: А) закон, принятый парламентом государства Б) указ президента страны В) постановление правительства страны Г) конституция государства
Ответьте:
17. высшую силу в иерархии правовых норм имеют нормы: А) гражданского права Б) административного права В) конституционного права Г) уголовного права 18. признаком власти является: А) взаимная ответственность гражданина и государства Б) равенство всех перед законом В) судебная защита личности Г) доминирование воли 19. юридическая ответственность, в частности, является следствием: А) административного проступка Б) аморального поведения В) несоблюдения правил этикета Г) нарушения традиций 20.
закончите высказывание
: «Комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения между гражданами и государством, его органами, называется….»

Помощь в ответах преподавателей студентам не возбраняется
Ответы на викторину традиционно собирает «Ответный сундучок» в читальном зале библиотеки ИАТ Ответы викторины «Государство, мы знакомы?» 1. ответ - Г). 2. ответ – А). 3. ответ – Г). 4. Всеобщая декларация прав человека 5. Государством 6. ответ – Б). 7. Гражданским обществом 8. ответ – Б) 9. ответ – В) 10. ответ – Б) 11. ответ – В) 12. ответ – А, Б, В, Е. 13. ответ – Б) 14. ответ – В) 15. ответ – Б) 16. ответ – Г) 17. ответ – В) 18. ответ – Г) 19. ответ – А) 20. Публичным правом

К июню 2010 года проведено более десяти туров по прикладным

областям знания (по английскому языку и этикету общения,

посвященный 65-летию Победы советского народа в Великой

Отечественной войне, по тематике представления информации

современными мировыми технологиями (от средневековой

криптографии до криптографических протоколов и библиографических

классификационных таблиц), по экономике рыночных

взаимоотношений, посвященный международному дню птиц и др.).

Материалы викторины представляются в занимательной,

просветительно-развлекательной форме; устанавливается контакт

читательской аудитории с преподавательским и библиотечным

коллективами техникума.

Грандиозным успехом похвастаться не могу: исполняла

обязанности библиографа по совместительству – только в вечернее

время и «живых» туров со студентами проводить не посчастливилось, но

специфический интерес подобная форма общения у читательской

аудитории несомненно вызывает. А это уже не мало.