"Исследовательская деятельность школьников, или покой нам только снится"

Автор: Зеленкова Екатерина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литеаратуры
Учебное заведение: МОУ СОШ № 27
Населённый пункт: город Рыбинск Ярославская область
Наименование материала: Эссе
Тема: "Исследовательская деятельность школьников, или покой нам только снится"
Дата публикации: 24.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Раннее зимнее утро. Автобусная остановка. Хмурые лица людей. Вглядываюсь в каждое и пытаюсь угадать причину этой напряженности: не выспался? Заболел ребенок? Сломалась машина? А может, человек просто едет на нелюбимую работу? В такие моменты мысли мои всегда переключаются, улыбаюсь про себя, потому что я свою работу люблю. Вы спросите, а что же за работа у меня такая? Отвечу: сложная, очень – очень сложная, но все равно любимая. Да, собственно, и работой ее назвать сложно – это образ жизни. Я учитель! Да, кстати, и я тоже не выспалась, потому что до ночи проверяла….Нет, не тетради, а исследовательские работы детей. Так получилось, что, устроившись в школу, я сразу стала соруководителем школьного научного объединения учащихся «Пирамида». Но обо всем по порядку. С 2008 года в нашем образовательном учреждении, а именно общеобразовательной школе № 27 города Рыбинска начало свое существование научное общество «Пирамида», целью которого было выявление и сопровождение детей с высокими образовательными потребностями. Основные направления работы общества на сегодняшний день сводятся к трем: физико-математическое, естественное и гуманитарное, в котором ребята могут реализовать себя в обществознании, истории, мировой культуре, лингвистике и литературоведении. Не скрою, что первоначально занятия в обществе носили несистематический и строго индивидуальный характер. Учащийся вместе с руководителем выбирал тему, получал указания относительно структуры работы, необходимой литературы. Безусловно, не имея опыта написания научных работ, учащиеся редко представляли достойные исследования, а потому правка чаще превращалась в переписывание, а точнее, написание работы руководителем за ученика. Последнему оставалось представить ее на конференции. Безусловно, такой формат работы не удовлетворял ни одного из субъектов образования. Вывод, к которому пришел руководитель, был однозначен: учащиеся должны в течение определенного времени проходить специальное обучение написанию подобного рода работ. Система, которую выработало наше направление, достаточно проста, но уже успела принести свои плоды на конференциях разного уровня. Ребята, изъявившие желание заниматься литературоведением, начинают работу с сентября. Первые полгода работа проводится исключительно в группе. По аналогии со знаменитым «цехом поэтов» Гумилева это объединение можно назвать «цехом юных исследователей». Сравнение в данном случае не случайно, оно призвано подчеркнуть «технологичность» процесса написания исследовательской работы.
Первый шаг в работе заключается в выборе произведения, на котором будет отрабатываться структура работы. Выбор этот может быть сделан как одним учителем, так и вместе с учащимися, однако стоит заметить, что современным детям с их кругозором и уровнем начитанности достаточно трудно определиться с текстом. Потому последнее слово, как правило, остается за учителем. Однако и он, безусловно, должен при выборе помнить о главных требованиях, предъявляемых к литературному материалу: во-первых, он должен быть максимально доступен детям, во-вторых, обладать высокими художественными качествами, в-третьих, быть небольшим по объему. В пятом классе я предлагаю поработать с текстом Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Следующим шагом, соответственно, является знакомство с текстом и его обсуждение. Формулирование проблемы (темы), относительно которой будет анализироваться текст, первое время тоже делает преподаватель. В данном тексте предлагаю обратить внимание на языковые средства создания психологизма в данном рассказе. Конечно, понятие психологизма еще не знакомо учащимся пятого класса, поэтому учителю необходимо его объяснить. Оговоримся сразу, что ребята, занимающиеся исследовательской деятельностью знакомятся с литературоведческой терминологией намного раньше, так как, повторюсь, не имея понятийного аппарата, ребенок не сможет выполнить работу, отвечающую прежде всего требованию научности. Заметим, что это не противоречит методическому принципу доступности, так как учитель работает в данном случае «в зоне ближайшего развития». Обучение написанию введения сводится к шаблону: 1. Слово об авторе и книге, 2. Актуальность ,3. Новизна, 4. Цель и задачи, 5. Объект и материал исследования, 6. Гипотеза. Попутно руководитель раскрывает значение каждого понятия, акцентирует внимание на их важности. Каждый пункт проговаривается учениками вслух, затем записывается и представляется учителю, задача которого прокомментировать и отредактировать получившийся текст. К следующему занятию учащиеся перечитывают текст и определяют наиболее эмоционально напряженные фрагменты, анализируют ИВС, при помощи которых достигается эта напряженность, то есть приступают к написанию основной части исследования. Работа на данном этапе строится по тому же алгоритму: чтение и обсуждение вариантов учеников, корректировка написанного под руководством учителя. Особое внимание здесь следует уделить культуре цитирования, задача старшего наставника – показать ученикам, что их утверждения не должны быть голословными, а потому нуждаются в иллюстрировании или подкреплении цитатами. Наконец, последним этапом является коллективное написание заключения. Его задача – четко сформулировать
основные выводы исследования и наметить его перспективу. На этом же этапе учащиеся учатся правильно оформлять библиографический список. Подобная работа, как правило, занимает не больше месяца, а, следовательно, с ноября по декабрь учащиеся готовы работать «на себя», то есть разрабатывать свою собственную тему, продолжая представлять во время групповых занятий промежуточные результаты исследования. Выбор сроков неслучаен: в нашей школе в конце января проводится ежегодная научно-практическая конференция «Эврика», где ребята впервые могут поделиться результатами своего исследования и получить опыт публичного выступления. В феврале победители школьной конференции представляют школу уже в городской конференции имени академика Ухтомского, и, наконец, учащиеся, чьи работы получили положительные отзывы экспертов, защищают свои исследования на всероссийской конференции «Открытие» в городе Ярославль. Таким образом, работа не прекращается в течение всего года, ведь после каждого выступления, учитывая вопросы и пожелания аудитории, независимого жюри, в текст вносятся новые и новые коррективы. Отдельно оговорюсь, как происходит выбор тем для исследовательских работ. Опыт показывает, что лишь единицы из учащихся сами могут сказать, с каким текстом или автором они хотели бы поработать. Чаще всего и то и другое предлагает преподаватель. С 5 по 7 класс целесообразно брать для анализа один текст, выделяя в нем несколько проблем. Делясь своими открытиями, учащиеся раскроют данный текст или автора максимально полно. К 8-9 классу ребята, как правило, готовы к работе «на перспективу», поэтому к выбору тем здесь следует отнестись максимально серьезно. Так, ученица 9 класса Махова Алина в 2012 году разрабатывала тему «Мотив болезни в рассказе В. Гаршина «Красный цветок», в 2013 расширила формулировку до «Мотив болезни в творчестве М. Гаршина», а в 2014 году, будучи ученицей 11 класса, а значит, обладая достаточной литературной компетенцией и жизненным опытом, была готова к сложному сопоставлению: «Мотив болезни в творчестве М. Гаршина и М. Булгакова: сравнительный анализ». Занятия, в ходе которых коллективно, как было описано ранее, создается работа, следует проводить не только в 5 и 6 классах, когда ребята только приобретают навыки исследовательской деятельности. В старших классах такая организация работы является некой литературоведческой «интеллектуальной разминкой», позволяющей отработать уже имеющиеся умения и навыки, и, безусловно, получить новые, повысить речевую активность учащихся, расширить их кругозор, дать основание для становления собственной исследовательской позиции.
Число ребят, ведущих исследовательскую деятельность по литературе растет с каждым годом. Если в первый год работы в школе под моим руководством была написана только одна работа, то в 2015-2016 году уже 7, каждая из которых была отмечена на мероприятиях разного уровня и направленности. Безусловно, это очень сложно, требует огромного количества времени, но, видя счастливые глаза детей, только что получивших грамоту призера или победителя, да и просто слыша: спасибо, что открыли для меня эту книгу, понимаешь, что все это не зря…. Это моя работа, хотя нет, это моя жизнь! P.S. На дворе жаркое лето, но мои ученики во всю работают, готовясь к новому учебному году, а значит, новым открытиям: «Добрый вечер, Екатерина Владимировна! Я написала введение работы, проверьте, пожалуйста!» Конечно, Полина! Довариваю кашу (мне ж еще и семью кормить надо!) и включаю ноутбук…. В Приложении представлены лучшие исследовательские работы, отмеченные на мероприятиях разного уровня.