Урок-игра "Органы цветкового растения"

Автор: Миронова Елена Сергеевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Красновская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Красное
Наименование материала: конспект
Тема: Урок-игра "Органы цветкового растения"
Дата публикации: 24.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ «Красновская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока-игры

по биологии в 6 классе

по теме:

«Органы цветкового растения»
(УМК Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2011г.)
Учитель биологии: Миронова Елена Сергеевна

2015 год.


План-конспект урока

ФИО учителя:
Гаврилюк Елена Сергеевна
Предмет:
биология
Класс:
6
Учебник:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. –М.: Дрофа, 2010. – 176с.
Тема урока:
«Органы цветковых растений»
Тип урока:
урoк - обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
обобщить знания учащихся о строении, значении и многообразии органов растительного организма.
Оборудование:
презентация, конверты с заданиями, гербарный материал, справочники лекарственных растений, таблицы по темам: «Лист», «Корень», «Листорасположение, виды жилкования», «Плоды», карточки с названием станций, поезд.
Формы организации работы:
игра- путешествие.
Подготовка к уроку:
класс делиться на две команды (одинаковое количество учащихся, имеющих «5», «4» и «3» по биологии), которые должны придумать себе название и эмблему. Ход урока:
1. Организационный момент.
(Члены команд рассаживаются за столы. На столах находятся листы и ручки).
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами оправимся в занимательное и увлекательное путешествие на цветочном поезде в мир цветкового растения. Надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем и поиграем, и чтобы настроиться на хорошую работу, послушаем стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
(аудиозапись)

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Учитель.
Прежде чем начать нашу игру-путешествие давайте познакомимся. Капитаны команд загадывают загадки о «своем» цветке. После того как соперники отгадывают загадку, участники команды надевают эмблемы с изображением этого цветка и зачитывают заранее приготовленные стихотворения о нем. На конкурс отводится 5 мин.
Учитель:
Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений». Сегодня на уроке мы еще раз вспомним об органах растений, их многообразии и значении. При подготовке к уроку вам пришлось использовать интернет и дополнительную литературу, чтобы найти ответы на предложенные задания, а также самим придумать вопросы для соперников. Я думаю, итогом нашей игры будет заботливое отношение к природе. Мы с вами будем путешествовать на цветочном поезде (
плакат на доске).
Наш поезд будет останавливаться на разных станциях. Постепенно выполняя задания на станциях, мы прибудем на конечную остановку, где подсчитаем полученные вашими командами цветы и определим победителей. За каждый правильный ответ вы будете
получать цветок. Каждый член команды собирает свой букет, который будет нужен для выставления отметки.
. Игра-путешествие.

Учитель.
Итак, в путь! Перед вами первая станция.
1) Станция «Терминологическая». (Приложение 1)

Учитель.
Ребята, на этой станции вам предстоит по описанию угадать о каком органе растения идет речь. (капитаны по очереди вытягивают вопросы) Основной орган растения, способный к фотосинтезу (лист) 1. Органы цветка, образующие пыльцу (тычинки) 2. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами (корень) 3. Орган, содержащий семена (плод) 4. Совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник) 5. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена (пестик) 6. Плод картофеля (клубень) 7. Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка) 8. Плод капусты (кочан) 9. Часть тычинки в которой развивается пыльца (пыльник) 10.Часть венчика цветка (лепестки) 11.Орган, который на зиму растение сбрасывает (лист) 12.Орган, которым растение удерживается в почве (корень) 13.Часть цветка, несущая семяпочки (завязь) 14.Орган, привлекающий насекомых (цветок) 15.Орган, по которому двигаются минеральные вещества (стебель)
2) Станция «Третий лишний».
Ребята, исключите лишнее слово и объясните почему.
Команда № 1.
Корнеплод, корневище, клубень.
Цветок, лист, плод. Устьица, чечевички, мякоть Рыльце, пыльник, завязь, столбик. Одуванчик, астра, ромашка, шиповник.
Команда № 2.
Корневые шишки, корневище, корнеплод Колос, ягода, метелка. Тополь, ольха, клевер, орешник. Перистое, параллельное, пальчатое. Лист, цветок, корен.
Остановка № 1. «Корзинка».

Учитель.
Пора сделать еще одну остановку. Приглашается по одному члену из каждой команды. Перед вами корзины, в которые одному участнику необходимо сложить названия сочных плодов, а другому – сухих. Кроме этого вы должны назвать растения, имеющие такие плоды.
Корзина №1. Корзина №2.
Ягода (смородина) Желудь (дуб) Тыквина (кабачок) Орех (лещина) Костянка (вишня) Семянка (подсолнечник) Яблоко (груша) Зерновка (пшеница)
3) Станция «Счастливый случай»

Учитель.
Игру «Счастливый случай» вы тоже знаете. Для этого конкурса мы использовали элемент этой игры конкурс «Дальше, дальше...». Команды должны поочередно за одну минуту дать ответы на возможно большее число вопросов. За каждый правильный ответ присуждается один балл. Учитель называет правильный ответ, если команда допустила ошибку. Жюри подсчитывает число правильных ответов, данных командой.
Ученики.

Вопросы, которые задает 1 команда второй команде.
1. Наука о живой природе. (Биология.) 2. Растения, которые могут цвести хотя бы один раз в жизни. (Цветковые). 3. Составные части пестика. (Рыльце, столбик, завязь.) 4. Группа цветков, собранных в определенном порядке. (Соцветие.) 5. Зона корня, имеющая «корневые волоски». (Зона всасывания.)
6. Корневая система с хорошо развитым главным корнем. (Стержневая.) 7. Корень, развивающийся из корешка зародыша. (Главный.) 8. Верхний плодородный слой земли. (Почва.) 9. Мертвые клетки проводящих пучков». (Сосуды.) 10. Покровная ткань листа. (Кожица.) 11. Зеленые пластиды. (Хлоропласты.) 12. Характер расположения жилок на листовой пластинке. (Жилкование.) 13. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соединенных одним черешком. (Сложный.) 14. Жилкование листа ландыша. (Дуговое.) 15. Проводящие пучки листа. (Жилки.) 16. Листорасположение, при котором два листа развиваются из одного узла. (Супротивное.) 17. Угол между листом и вышележащим междоузлием. (Пазуха листа.) 18. Группа удобрений, к которой относится торф. (Органические.) 19. Отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. (Пикировка.) 20. Чем заполнены вакуоли клеток?. (Клеточным соком.) 21. Самый простой увеличительный прибор, (Лупа.) 22. Часть микроскопа, к которой прикрепляется тубус. (Штатив.) 23. Наука о растениях. (Ботаника.) 24. Сухой плод, который вскрывается двумя створками. (Боб.) 25. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, образующие плод. (Околоплодник.)
Вопросы, которые задает 2 команда первой команде.
26. Все корни растения. (Корневая система.) 27. Тельца, служащие для передачи наследственной информации от клетки к клетке. (Хромосомы.)
28. Часть цветка, состоящая из лепестков. (Венчик.) 29. Часть корня, защищающая его от механических повреждений. (Корневой чехлик.) 30. Части двойного околоцветника. (Венчик, чашечка.) 31. Группы плодов. (Сухие и сочные, односемянные и многосемянные.) 32. Жилкование листьев пшеницы. (Параллельное.) 33. Наука, изучающая периодические явления в жизни животных и растений. (Фенология.) 34. Часть микроскопа, находящаяся в верхнем конце тубуса. (Окуляр.) 35. Тонкие участки клеточной оболочки. (Поры.) 36. Почки, развивающиеся на верхушке побега. (Верхушечные.) 37. Корни, растущие от стебля и листьев. (Придаточные.) 38. Длинный вырост наружной клетки корня. (Корневой волосок.) 39. Составные части тычинки. (Пыльник и тычиночная нить.) 40. Группа удобрений, к которой относится зола. (Минеральные.) 41. Ткань, которой образована зона деления корня. (Меристема.) 42. Живые клетки проводящих пучков. (Ситовидные трубки.) 43. Зеленые клетки кожицы листа, образующие устьице. (Замыкающие.) 44. Пространства между клетками. (Межклетники.) 45. Зона корня, где происходит образование новых клеток. (Зона деления.) 46. Часть листа, соединяющая его со стеблем. (Черешок.) 47. Корневая система без главного корня. (Мочковатая.) 48. Ткань, обеспечивающая прочность и упругость корня. (Механическая.) 49. Явление, способствующее поступлению воды из корня в стебель. (Корневое давление.) 50. Лист, имеющий одну листовую пластинку на одном черешке. (Простой.)
Остановка № 2. «Спортивная».


Физкультминутка (Презентация)

5) Станция. «Пропущенные слоги»

Учитель.
Участвует по одному человеку от каждой команды. Надо угадать слова (названия растений и частей цветка) по отдельным слогам. Продолжительность конкурса -
3 мин.
За каждый правильный ответ присуждается один балл. Задание для первой команды 1.Ты_ _ _ка. 3. Ва _ _ лек. 5. Цве _ _ ло _ _ . 7. Оду _ _ _ чик. 9. Ми _ _ за.
Ученик.
Ответы: тычинка , василек, цветоложе, одуванчик, мимоза. Задание для второй команды 2. Цве _ _ нож _ _ . 4. Ро _ _ _ ка. 6. Ге _ _ гин. 8. Ле _ _с_ _к. 10. Ши _ _ _ ник.
Ученик.
Ответы: цветоножка, ромашка, георгин, лепесток, шиповник.
6) Станция. «Исследовательская»
Учитель: Каждому участнику предлагается гербарий. Ваша задача дать морфологическую характеристику растения.
Остановка «Собери цветок».
Ребята, я предлагаю сделать небольшую остановку. Вот поляна необычных цветов (на столе заготовки ). Их лепестки перемешались и нам надо для каждой сердцевины найти ее лепестки. Прошу по одному члену из каждой команды собрать свои «ромашки».

7) Станция. «Биологический футбол».
На этой станции члены команд должны задать соперникам по три вопроса. Если ответ правильный (отбили «мяч»), балл дается соперникам. Если нет, то – нападающим. 1) Почему семена нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах? (
Потому что,

находящийся там зародыш, может задохнуться
). 2) Почему при пересаживании растения важно не повредить кончик корня? (
Потому

что кончик корня – его верхушка, которой он растет
). 3) Почему в темных еловых лесах насекомоопыляемые цветы имеют белый околоцветник? (
Чтобы они были заметны насекомым-опылителям
). 4) Что общего между картофелем и смородиной? (
Эти растения имеют плод ягоду
). 5) Почему листья растений, которые находятся в тени, имеют меньше слоев клеток в столбчатой ткани мякоти? (
Потому что в тени меньше солнечного света и меньше

образуется органических веществ
). 6) Почему у некоторых растений имеются луковицы? (
В них накапливается вода и

питательные вещества, что необходимо для выживания в засушливых местах
).

8)

Станция. «Лекарственная»

Учитель:
Ребята, каждой команде достанется по 2 лекарственных растения нашей местности. Пользуясь справочниками «Лекарственные растения», вы должны будете выяснить и рассказать, какие части растения являются лечебными, и от какого недуга помогают.
9) Станция «Самые, самые».

Учитель:
Здесь я проверю, как вы справились с домашним заданием. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны как можно быстрее на них отвечать. 1. Растение, которое имеет самые большие листья.
(Виктория амазонская – диаметр

листьев до 2м)
2. Растение, у которого самые маленькие листья
(Ряска)
3. Дерево, имеющее самый толстый ствол
(Секвойя гигантская – 48м)
4. Растение, у которого самый длинный стебель
(Ротанговая пальма – 300-400м)
5. Растения, у которых самые длинные корни
(Пшеница, дикий инжир, верблюжья

колючка)
6. Растение, которое имеет самый большой цветок
(Аморфофаллус гигантский – 2,6м,

100кг).

10) Станция «Загадка».
1. Не сучок, не листок, а на дереве растет (Мох) 2. Маленький, удаленький , сквозь землю прошел – красную шапочку нашел (Гриб) 3. Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник) 4. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) 5. Летом – одевается, зимой – раздевается. (Растение) 6. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист) 7. Весной – веселит, летом – холодит, осенью – питает, зимой – согревает. (Дерево) 8. Что несеянно родится? (Трава) 9. Какой колокольчик не звенит? (Цветок) 10.Весной – веселит, летом – холодит, осенью – умирает, весной – оживает. (Лес)

11) Станция «Красная книга»

Учитель:
по одному участнику из команды должны прочитать за определенное время названия охраняемых растений. Для этого в каждом горизонтальном ряду букв необходимо удалить одинаковые буквы. За каждый правильный ответ присуждается один балл. МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД
Ученик. Ответ

Медуница

Пион

Жарки

12) Конечная станция.
Капитаны команд сначала подсчитают количество цветов, полученных каждым участником, и запишут результаты. Затем все сложите, и мы определим победителей.
Выставление отметок.
Те, кто проявлял большую активность и заработал для команд наибольшее количество баллов, собрал большой букет, а также те, кто, хоть и был более сдержанным, но участвовал в подготовке домашнего задания, получают «5». Остальные, набравшие по 8 и более цветов, получают «4». Отметку «3» никто не получит, так как мы только обобщали полученные вами знания по разделу «Органы цветковых растений».
6. Домашнее задание.
Подготовиться к итоговому тесту, повторить раздел «Органы цветкового растения»
7. Рефлексия.
Ребята, давайте в конце урока поиграем в «Светофор». У каждого из вас по три круга: красный, желтый и зеленый. Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока? Действительно ли вам он помог перед предстоящим тестом?. Если да, то поднимите круг зеленого цвета. Если вы чем-то недовольны, то - желтого цвета. Но, а если у вас остались только негативные эмоции, то - красного цвета.

8. Подведение итогов.
Итак, растение – живой организм, который имеет определенные части - органы. Есть органы, которые участвуют только в размножении (генеративные). Другие – выполняют все основные жизненно важные функции (вегетативные). Каждый орган имеет определенное строение и выполняет соответствующую функцию. Вы узнали, что органы у растений имеют различные размеры, но все они необходимы. Я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку.
Список используемых источников:
1. Н. И. Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000. 2. Биология.5-7 классы: внеклассные мероприяьтия.-вып. 2/авт.-сост. Е.А. Якушина и др. –Волгоград:Учитель, 2009.-214 с. 3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. - М.: Эксмо, 2005. 4. Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.


Приложение 1.

Станция «Терминологическая»
1. Основной орган растения, способный к фотосинтезу 2. Органы цветка, образующие пыльцу 3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами 4. Орган, содержащий семена 5. Совокупность чашечки и венчика цветка 6. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена 7. Плод картофеля 8. Часть стебля, на которой расположен цветок 9. Плод капусты 10.Часть тычинки в которой развивается пыльца 11.Часть венчика цветка 12.Орган, который на зиму растение сбрасывает 13.Орган, которым растение удерживается в почве 14.Часть цветка, несущая семяпочки 15.Орган, привлекающий насекомых 16.Орган, по которому двигаются минеральные вещества

Приложение 2

Станция «Третий лишний»

Команда № 1.
Корнеплод, корневище, клубень. Цветок, лист, плод. Устьица, чечевички, мякоть Рыльце, пыльник, завязь, столбик. Одуванчик, астра, ромашка, шиповник.
Команда № 2.
Корневые шишки, корневище, корнеплод Колос, ягода, метелка. Тополь, ольха, клевер, орешник. Перистое, параллельное, пальчатое. Лист, цветок, корен.

Приложение 3.

Остановка № 1. «Корзинка»

Ягода

Желудь

Тыквина

Орех

Костянка

Семянка

Яблоко

Зерновка


Приложение 4

Станция. «Пропущенные слоги»
Задание для первой команды 1.Ты_ _ _ка. 3. Ва _ _ лек. 5. Цве _ _ ло _ _ . 7. Оду _ _ _ чик. 9. Ми _ _ за. Задание для второй команды 2. Цве _ _ нож _ _ . 4. Ро _ _ _ ка. 6. Ге _ _ гин. 8. Ле _ _с_ _к. 10. Ши _ _ _ ник.

Приложение 5

Остановка «Собери цветок»

лист

боковые

чашечка

главный

стебель

придаточны

е

пестик

венчик

тычинка

почка

венчик

черешок

Листовая

пластинка

прилистики


Приложение 6

Станция. «Лекарственная»

Мать-и-мачеха



Календула



Шиповник Мята перечная

лист

цвето

к

побег

Виды

корней


Приложение 7

Станция «Красная книга»
МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД

Какие РАСТЕНИЯ самые-самые-самые?
Самое быстрорастущее среди растений - это бамбук. За одни сутки он вырастает примерно на метр. Самый большой в мире цветок - это Раффлезия Арнольди. Растет он на островах Индонезии - прямо на земле безо всякого ствола. Весит цветок более 10 килограммов и имеет в поперечнике более метра. Любопытно, что этот гигант вырастает из самого крошечного из всех известных семечка: оно так мало, что его трудно
разглядеть невооруженным глазом. У него очень неприятный запах. Является растением – паразитом. Нет ни зелёных листьев, ни настоящих корней. Зато есть тончайшие нити, которые буквально врастают в древесину и корни лианы циссуса, за счёт которой и живёт раффлезия. Набравшись сил, она производит на свет огромный цветок, бутон которого созревает около 9 месяцев. Само же цветение длится совсем недолго – не более нескольких дней. Через 7 месяцев на месте цветка появляется плод. Он содержит миллионы крошечных семян, которые постепенно разносятся по всему лесу. Стоит одному такому семени попасть на поверхность лианы циссуса, и оно прорастает, внедряясь в тело своей жертвы. Другое растение с гигантскими цветками – аморфофаллус. У него тоже очень неприятный запах. Цветок выше человеческого роста.Китайцам это растение известно уже более 1500 лет. Они выращивают его ради огромного подземного клубня, вес которого может доходить до 20 кг и более. Из него варят суп, тушат и добавляют в различные блюда, из этого клубня даже делают муку для лапши. Самое шумное дерево - это так называемое пушечное дерево, растущее в Гвиане. Плоды его представляют собой круглые шары до 18см в диаметре. Они свешиваются со ствола на толстых петлях. Подует ветер, и шары начинают биться о ствол и друг о друга с пушечным грохотом. Самое твердое дерево - это береза Шмидта. Ее не пробьет пуля, а самый острый топор затупится, не причинив дереву вреда. Растет береза Шмидта только в России, в Приморье, в заповеднике Кедровая падь.