"Восклицательные предложения"

Автор: Шахрова Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 29"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Восклицательные предложения"
Дата публикации: 25.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок русского языка в 3 классе.

УМК «Планета знаний»

Учитель МОУ СОШ №29 г. Ярославля В.И. Шахрова

Тип урока:
ОНЗ.
Тема:
«Восклицательные предложения»
Цель:
дать понятие о восклицательном предложении и употреблении восклицательного знака; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать. .
Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.
 У нас урок русского языка.  Зачем вам нужны уроки русского языка?  Напомните, что это значит учиться? (Учиться – это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)  Сегодня на уроке вы продолжите изучать тайны русского языка. Настройтесь на работу.  Улыбнитесь друг другу.  Будьте активными.  А что это значит? ( С желанием делаю все задания.)
Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке

Книги, ручки и тетрадки?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
1. - Мы с вами продолжаем говорить о предложении как о единице языка. - Давайте вспомним, на какие три группы можно распределить предложения? - А по какому признаку мы их делим? (по цели высказывания) - Как вы поняли сочетание слов цель высказывания? - Как можно сказать по-другому? (Зачем я это сказал, с какой целью?) - Повествовательное? (Хочу о чём-то сообщить) - Вопросительное ? (Хочу о чём-то спросить) - Побудительное (Хочу призвать кого-то совершить действие) - Сейчас я буду читать предложения, а вы – определять, какое это предложение по цели высказывания и ставить знак. - Осень пришла. (Учитель читает спокойно – ставят точку и обосновывают) - Хочу о чём-то сообщить, повествовательное, ставлю точку. - Любишь ли ты осень? (Читает вопросительно – ставят вопрос и обосновывают) - Хочу о чём-то спросить, вопросительное, ставлю знак вопроса. - Какая красота! (Читает с восклицательной интонацией - скорее всего испытают затруднение)
3. Выявление места и причины затруднения.

- Смогли выполнить задание? - В чем затруднение? - Чем это задание не похоже на предыдущее? (Вы прочитали с другой, более яркой интонацией, эмоциональной) - Какой возникает вопрос? (Какой тут поставить знак?)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
 Когда же мы говорим с особой интонацией? (Когда хотим выразить чувства)  Т.е. мы восклицаем. Значит, какие это предложения? (Восклицательные!)  И какой нужен знак? (Восклицательный)  Вот как он пишется!  Назовите
тему
урока. (Восклицательные предложения. Восклицательный знак.)
(Тема появляется на доске)
 Какую
цель
поставим перед собой на уроке? (Открыть новые знания о восклицательном предложении и об употреблении восклицательного знака).
(Цель появляется на доске)
Учитель открывает тему и цель урока на доске.  А теперь сами прочтите эту фразу…  Какая красота!  Где можно проверить свои выводы? (В учебнике)  Откройте учебник на странице 74.  Что теперь вы теперь знаете?  Предложения можно распределять и по интонации.  Какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения?  Восклицательные предложения произносится с особой интонацией. В конце его ставится восклицательный знак.  Какие чувства выражают восклицательные предложения? (Восхищение, радость, восторг, удивление, возмущение, злость, зависть, раздражение и т.д.)  Какие предложения по цели высказывания могут быть восклицательным? (Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания)  Какой следующий шаг в нашем путешествии? (Тренироваться.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)
Футбол
Сказала тётя: – Фи, футбол! Сказала мама: – Фу, футбол! Сестра сказала: – Ну, футбол! А я ответил: – Во, футбол! (Г.Сапгир) – Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить, как он к вам относится?
2)Задание записано на доске. (Ученик работает у доски) У детей карточки с записанными предложениями. Поставьте необходимые знаки.
Вдруг наша дверь распахнулась, и Алёнка закричала из коридора:

– В большом магазине весенний базар Бежим Дениска Там квас продают

шипучий Музыка играет Бежим
Карточка у детей
Поставьте необходимые знаки.

Вдруг наша дверь распахнулась, и Алёнка закричала из коридора:



В большом магазине весенний базар Бежим Дениска Там квас

продают шипучий Музыка играет Бежим
 Предложения повествовательные, а какие побудительные? 
Физминутка. Зарядка для глаз.
3)Работа в парах. Карточка у детей
Выпиши предложения, которые ребята выкрикивают друг другу.

Каким каждое является по интонации? Ставь в конце нужные знаки.

Мишка побежал рядом и кричит:

– Жми педаль, жми давай

Я доехал до Мишки и крикнул:

– Останавливай

Я проехал ещё круг:

– Останови машину, Мишка

Он встречает меня и орёт:

– Жми тормоз

А он:

– Я забыл

– Скорей вспоминай, Мишка
Учащиеся в парах выполняют задание. Проверка организуется по образцу.  Кто из вас допустил ошибки?  В чем ваша ошибка?  Исправьте ошибки.  А как убедиться в том, что вы умеете определять по интонации восклицательные предложения и ставить нужные знаки? (Нужно выполнить самостоятельную работу.).
6. Самоконтроль с самопроверкой.
Индивидуальная работа по учебнику с. 75 упр 5.
На работу отводится 5 минут.  Сравните свою запись с образцом. Учитель открывает на доске образец.  Если ошиблись, подчеркните место ошибки зеленой ручкой.  Кто нашёл у себя ошибку? Дети поднимают руки.  Вы очень внимательны! Молодцы!  У кого верно выполнены все задания?  Молодцы!
7. Включение в систему знаний и повторение.
 Где пригодятся нам знания о восклицательном предложении и восклицательном знаке? (При записи текстов, писем, записок) Упр. № 4, стр. 75  Найдите упр. № 4 на странице 75. Что нужно сделать в этом задании? (Выписать только этикетные выражения.)  Найдите значение слова этикет. Учащиеся выписывают этикетные выражения.  Молодцы!
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
 Какова была цель вашего путешествия? (Открыть новые знания о восклицательном предложении и об употреблении восклицательного знака).  Достигли ли вы цели? Объясните  Восклицательные предложения произносится с особой интонацией. В конце его ставится восклицательный знак.  Восклицательные предложения выражают в осхищение, радость, восторг, удивление, возмущение, злость, зависть, раздражение и т.д.  Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.  Оцените вашу работу на уроке. Если у вас все получилось, похлопайте себе, если у вас были сомнения – разведите руки в стороны, а если вам требуется помощь – поднимите руку. Учитель проводит рефлексию оценивания.  Кто больше всех выручал вас на уроке? Кому бы вы сказали «спасибо»?  Что мы скажем друг другу? (Спасибо за урок)