"Мир прав ребёнка"

Автор: Кириллова Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Ромашка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район, г. Лянтор
Наименование материала: Социальный проект
Тема: "Мир прав ребёнка"
Дата публикации: 25.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Социальный проект





«Мир прав ребенка»









г. Лянтор

Сургутский район

ХМАО – Югра


Содержание

Пояснительная записка
............................................................................................... …………... 3
Информационная карта проекта
………………………………………………………………...4
Планирование практической деятельности дошкольного образовательного

учреждения с социальными институтами на основе модульного принципа
………………7 Модуль 1 –– осуществление деятельности с коллективом ДОО по обучению методов и технологий по правовому воспитанию детей, изучение основных положений Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Модуль 2– «Ребенок и его права» и «Ребенок и его безопасность». Создание условий для объединения усилий семьи и ДОО по охране прав детей, практическая деятельность дошкольного учреждения с семьями воспитанников Модуль 3 - формирование правового сознания дошкольника: знакомство детей с их правами через включение материалов конвенции, преемственность дошкольного учреждения со школой.
Ресурсный материал
………………………………………………………………………………12 Модель взаимодействия социальных институтов по педагогической поддержке детей и родителей по реализации задач профилактики асоциальных явлений и пропаганде правосознания в социуме (дошкольном учреждении)……………………………………………………………………………12
Понятийный словарь
……………………………………………………………………………......13 2

Пояснительная записка
В основе реализации социального проекта «Мир прав ребенка» лежит комплексный подход к практической деятельности педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении с социальными партнерами по привлечению внимания общественности к вопросам соблюдения прав ребенка, формирования правовой культуры детей и взрослых, а также формирование навыков ответственного поведения взрослых, снижающих вероятность жестокого обращения с детьми. С целью эффективной деятельности по привлечению внимания общественности к вопросам соблюдения прав ребенка, работа дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида «Ромашка» строится в тесном взаимодействии с социальными институтами (родители, общеобразовательные учреждения города, медицинские работники, центры социального обслуживания населения, органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав и другие) (приложение1). Социально – психологической службой разработана целостная система деятельности, которая направлена на обеспечение правовой защиты детей, воспитания и образования родительской общественности, активизации работы по предупреждению и пресечению насилия в отношении несовершеннолетних. Дошкольным образовательным учреждением предлагается проект взаимодействия с социальными институтами по формированию правосознания ребенка, формирование навыков ответственного поведения взрослых с детьми. Практическая деятельность представлена в форме описания. Социальный проект деятельности вполне реалистичен и достижим. Индивидуальность представленного проекта заключается в том, что он направлен на совместное решение обеспечения правовой защиты детей, воспитания и образования родительской общественности, активизации работы по предупреждению и пресечения насилия в отношении несовершеннолетних. Основными принципами правового воспитания являются систематичность работы, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей, родителей, социальных институтов. Цели и задачи проекта по правовому воспитанию дошкольников определяются требованиями, которые предъявляет современное общество через сотрудничество дошкольного образовательного учреждения, семьи, социальных служб города по защите прав и достоинства маленького ребенка. Успешность работы по реализации проекта во многом зависит и от подготовки педагогов. Поэтому работа по реализации проекта была разбита по модульному принципу.
Модуль1. Модуль управления
включил в себя работу с коллективом ДОО п о обучению методов и технологий по правовому воспитанию детей, повышения правовой культуры воспитателей и их самообразования, в которую вошли изучение основных положений Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Средствами реализации социального проекта по правовому воспитанию стали специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы. В организацию воспитательно-образовательного процесса на данном этапе были вовлечены не только педагоги ДОО, но и школьники, и родители, и представители социальных служб города. Проведение данного модуля гармонично сочеталось и включало в себя следующий
Модуль2.

Образовательный процесс
, который включил в себя
2 блока: «Ребенок и его права» и «Ребенок и его

безопасность».
Результатом завершения данных двух блоков стало создание условий для объединения усилий семьи и ДОО по охране прав детей, формирование индивидуальной родительской позиции, стилей воспитательной практики, ответственности и инициативы.
Модуль3. Мониторинг
. В данном блоке, формируя правовое сознание дошкольника: знакомим детей с их правами через включение материалов конвенции в праздники, спектакли, разнообразные развлекательные и познавательные игры; в циклы занятий с детьми. В проекте прописаны практические и действенные методы по формированию правосознания ребенка, навыков ответственного поведения взрослых с детьми. Проектируемые совместные мероприятия позволят оценить уровень организации по обеспечению правовой защиты детей, воспитания и образования родительской общественности, активизации работы по предупреждению и пресечения насилия в отношении несовершеннолетних в дошкольном образовательном учреждении, наметить пути совершенствования деятельности дошкольного учреждения с социальными институтами на перспективу. 3
«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из

окружающего мира – от

этого в решающей степени зависит,

каким

человеком станет сегодняшний малыш».


Информационная карта проекта

Тип

плана-проекта

Тип проекта:
индивидуальный, краткосрочный, практико-ориентированный.
Направление деятельности
: нравственно-социальное
Сроки проведения проекта
: с 14.09.15г. по 30.09.15г. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни жизни). По характеру контактов: в рамках ДОО, СОШ, социальных партнеров.
Наименование

проекта
«Мир прав ребенка» (план-проект рассчитан на педагогов, родителей и детей дошкольного возраста, включает в себя систему просветительской и практической работы по правосознанию и по взаимодействию с социальными институтами)
Исполнители
Педагогический коллектив, методическая, социально-психологическая службы дошкольного образовательного учреждения, родительская общественность, социальные партнеры ДОО.
Научно –

методические

основы

разработки

проекта
1. Концепция модернизации российского образования. 2. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) 3. Федеральная целевая программа «Дети России» 4.Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2016 новый 273-ФЗ, Статья 41. Охрана здоровья обучающихся 5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 6.Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Цели и задачи

проекта
Цель: формирование у детей основ социально - правового сознания; . привлечение внимания общественности к вопросам соблюдения прав ребенка, профилактики и пресечения насилия в отношении несовершеннолетних, формирование правовой культуры детей и взрослых. Задачи: 1. Формирование общественного мнения о необходимости соблюдения прав детей, обеспечения их безопасности; 2. Развитие и укрепление взаимодействия территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав администрации Сургутского района и учреждений образования Сургутского района по обеспечению правовой защиты. 3. Формирование навыков ответственного поведения взрослых, снижающих вероятность жестокого обращения с детьми.
Приоритетные

направления

проекта
1.Обеспечение воспитанников и родителей детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности. 2.Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. 3.Совершенствование здоровье сберегающей среды в ДОО. 4.Формирование у детей навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. 5.Формирование навыков ответственного поведения взрослых, снижающих вероятность жестокого обращения с детьми. 6.Развитие сетевого взаимодействия с социальными институтами. 4
7.Совершенствование системы управления по вопросам формирования педагогической компетентности в работе детьми и родителями по защите прав и достоинства маленького ребенка . 8.Объединение усилий дошкольного учреждения и школы по формированию правосознания у детей, через осуществление программ (МБДОУ – «Семья»; СОШ –«Родитель»).
Предполагаемый

результат
1. Повышение уровня правового воспитания 2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения 3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения. 4. Повышение социальной компетентности дошкольников. 5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами. 6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека. 7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи. 8.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по обеспечению правовой защиты, в том числе путем воспитания и образования родительской общественности.
Методы проекта
- интервьюирование; -наблюдения; -анкетирование; -проектирование развивающей среды (игровой, познавательной, спортивной) для детей дошкольного возраста в группах и ДОО.
Прогнозируемые

трудности
1. Непонимание развития психологических особенностей детей дошкольного возраста со стороны социальных партнеров по проведению планируемых мероприятий. 2. Снижение активности участия родителей в воспитании детей.
Пути устранения
1. Проведение консультативно- методической работы с педагогами, социальными партнерами. 2. Установление взаимосвязи с социальными партнёрами по реализации приоритетных направлений плана-проекта. 4.Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, педагогам, родителям
Стратегия

осуществления

проектной

деятельности
Данный социальный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Ромашка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей и социальными институтами: - с педагогами дополнительного образования, психологом и социальным педагогом ДОО, СОШ, социальными партнерами в условиях проведения активной методической работы по обеспечению правосознания среди детей и родителей; -наличие целенаправленного совместного плана работы педагогического коллектива с родителями, детьми и социальными партнёрами; - сотрудничество между педагогическим коллективом, родителями, социумом по защите прав и достоинства маленького ребенка . -активное совместное участие социальных партнёров, родителей и педагогов в воспитательно-образовательном процессе и совместных мероприятий; -расширение диапазона представлений детского продукта в социуме. 5

Практическая

реализация

проекта
(модульный принцип) Модуль 1 – работа с коллективом ДОО по обучению методов и технологий по правовому воспитанию детей, повышения правовой культуры воспитателей и их самообразования, в которую вошли изучение основных положений Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Модуль 2– блоки: «Ребенок и его права» и «Ребенок и его безопасность». Результатом завершения данных двух блоков стало создание условий для объединения усилий семьи и ДОО по охране прав детей, формирование индивидуальной родительской позиции, стилей воспитательной практики, ответственности и инициативы. Модуль 3 – формирование правового сознания дошкольника: знакомство детей с их правами через включение материалов конвенции, преемственность дошкольного учреждения со школой.
Порядок

мониторинга хода

и результатов

реализации

проекта
Администрация дошкольного учреждения подводит итоги выполнения проектной деятельности на заседании итогового педагогического совета с приглашением социальных партнеров.
Планирование практической деятельности дошкольного образовательного учреждения

с социальными институтами на основе модульного принципа



Формы работы

Направление

деятельности,

тематика



Сроки

Взаимодейст

вие с

социумом

Актуальность,

социальная

значимость

мероприятия

1

Модуль 1 –
осуществление деятельности с коллективом ДОО по обучению методов и технологий по правовому воспитанию детей
1.1.

Организация работы администрации МДОУ
6

1.1.1.
Совещание при заведующим Ознакомление административного аппарата с приказом департамента образования администрации Сургутского района о проведении районной акции
«
Маленьким детям – большие права
»
совместно КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних) ОДН (отдел по делам несовершеннолетних) УВД по Сургутскому району 13.11.15г Родители (законные представители ), КДН и ЗП (комиссия по делам несовершенно летних) ОДН (отдел по делам несовершенно летних) УВД по Сургутскому району Выработка направлений по созданию необходимых условий для реализации и достижения качественного результата деятельности образовательной организации по проведению мероприятий Круглый стол Формы работы с родителями (законными представителями) по соблюдению прав ребенка, профилактике и пресечению насилия в отношении несовершеннолетних, формирование правовой культуры детей и взрослых 16.11.15г Методическая служба ДОО, педагогически й коллектив, родители (законные представители ), социальные службы города Активизация работы педагогического коллектива по соблюдению прав ребенка, профилактике и пресечению насилия в отношении несовершеннолетних, формирование правовой культуры детей и взрослых
2

Модуль 2 -
с оздание условий для объединения усилий семьи и ДОО по охране прав детей, практическая деятельность дошкольного учреждения с семьями воспитанников
1 Блок: Ребенок и его пр

ава

2.1.1
. Работа информационных центров для родителей (законных представителей) в приемных комнатах групп, холлах образовательной организации - «Право на игру, отдых и развлечения» (младший дошкольный возраст); - «Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» (средний дошкольный возраст); - «Право на образование» (старший дошкольный возраст); -«Конвенция ООН о правах ребенка и законодательство Российской Федерации» 17.11.15г . 30.11.15г . Родители (законные представители ), педагогически й коллектив ДОО Просвещение и пропаганда родителей (законных представителей) по вопросам правового обучения и культуры
2.1.2.
Выставка совместного творчества детей и взрослых - «Дети разных народов»; - «Я - гражданин России»; - «Имею право» с 17.11.15г .- 30.11.15г . Родители (законные представители ), педагогически й коллектив ДОО Формирование знаний обучающихся через совместную творческую деятельность детей и взрослых
2.1.2.
Тематические игры-занятия - «По-разному зовутся дети» (первая младшая группа) Право на имя 24.11.15г . Воспитатели раннего дошкольного возраста Закрепление понятий - имя, отчество, фамилия
2.1.3.
Выставка книг (Деятельность мини-библиотеки «Секреты Мудрой совы») «Быт и культура народов моего родного края» Право пользоваться своей культурой , родным языком 17.11.15г .- 30.11.15г . Родительский актив, педагогически й коллектив ДОО Решение вопросов соблюдения прав ребенка через познавательное развитие 7
познавательных процессов воспитанников
2.1.5.
Экскурсия (медицинский пункт детского сада) - «Расти здоровым» (вторая младшая группа) Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание 25.11.15г . Врач - педиатр МУЗ «ЛГБ» ООМПОУ детской поликлиники, воспитатели младшего дошкольного возраста Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены. Знакомство с профессией врача
2.1.6.
Сюжетно - ролевая игра - «Мой дом - моя крепость» (средняя группа) Право на жилье и его неприкосновенность 26.11.15г . Воспитатели среднего дошкольного возраста Знакомство обучающих с правом на жилье и его неприкосновенность, воспитывать уважение к людям, проживающим рядом
2.1.7.
Тематические игры-занятия - «Конвенция о правах ребенка» (старший дошкольный возраст) - Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей», «День народного единства». 20.11.15г . Агитбригада «Клаксон» МОУ «ЛСОШ №3», воспитатели старшего дошкольного возраста, родители Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка, значимость документа для каждого ребенка
2.1.8.
Экскурсия в школу - «Грамоте учиться - всегда пригодиться» Подготовительная к школе группа Право на образование 17.11.15г . Учителя начальных классов, воспитатели подготовитель ных к школе групп, родители (законные представители ) Значимость и необходимость обучению в целях повышения правового обучения среди дошкольников
2.1.9
Семейное консультирование Тема: «Мы вместе» 20.11.15г . Социально- психологическ ая служба ДОО, специалисты комплексного центра социального обслуживания населения «Содействие» Обеспечение необходимой информацией родителей (законных представителей), опекунов и педагогов о правах ребенка
2.1.11
Проектная деятельность групп - «История семьи в одной ладошке» (младший дошкольный возраст); - «Родительская газета» (старший дошкольный возраст) 17.11.15г .- 30.11.15г . Родительская общественнос ть, педагогически й коллектив ДОО Пропаганда и просвящение родителей (законных представителей) по вопросам здорового образа жизни, вовлечение в жизнь ДОО
2.Блок: Ребенок и его безопасность

2.2.1.
Диагностика Создание банка данных 17.11.15г Социально- Изучение условий 8
социально - педагогической ситуации обучающихся социальной картотеки . 30.11.15г . психологическ ая служба ДОО, медицинские работники проживания ребенка в семье, определение уровня его личностного развития
2.2.2.
Почта доверия «Имею право!» 17.11.15г . 30.11.15г . Социально- психологическ ая служба ДОО, педагогически й коллектив, родители (законные представители ), социальные службы города Индивидуальное консультирование, обмен индивидуальной информацией, обеспечение правовой и социальной помощи
2.2.3
Тематическая памятка «Обращение маленького гражданина к взрослым» 27.11.15г . Социально- психологическ ая служба ДОО, педагогически й коллектив, родители (законные представители ) Информирование педагогов и родителей (законных представителей) о проблеме жестокого (пренебрежительного) обращения с детьми дошкольного возраста
3

Модуль 3 -
формирование правового сознания дошкольника: знакомство детей с их правами через включение материалов конвенции, преемственность дошкольного учреждения со школой.
3.1.1.
Итоговое мероприятие совместно с ДОО, привлечением социальных служб район Подведение итогов районной акции по привлечению внимания общественности к вопросам соблюдения прав ребенка, профилактики и пресечения насилия в отношении несовершеннолетних, формирование правовой культуры детей и взрослых 26.11.15г . Специалисты департамента администраци и Сургутского района, представители социальных служб района, педагогическо го коллектива ДОО Просвещение и пропаганда родителей (законных представителей) по вопросам правового обучения и культуры
3.1.3.
Анкетирование «Знаем – ли мы права маленьких граждан?» (педагоги, родители (законные представители и обучающихся) 28.11.15г . Определение степени близости между взрослыми и детьми Определение степени близости между родителями и детьми, формирование правовой культуры обучающихся и взрослых
3.1.4.
Развлечение «Маленьким детям большие права» под девизом: «Учимся играя» 19.11.15г . Социально- психологическ ая служба ДОО, педагогически й коллектив, родители (законные представители ), социальные службы города Привлечение внимания общественности к вопросам соблюдения прав ребенка, профилактики и пресечения насилия в отношении несовершеннолетних, формирование правовой культуры детей и взрослых 9


Приложение 1
Модель взаимодействия социальных институтов

по реализации профилактических мероприятий направленных

на развитие правовой культуры детей, родителей и педагогических работников

МДОУд/с общеразвивающего вида «Ромашка»
10
МУЗ «ЛГБ» ООМПОУ

г.Лянтор -
взаимодействие служб психолого - педагогического и медико - социального сопровождения ребёнка.
ГОМ г.Лянтор- в
ыявление семей, находящихся в социально - опасном положении. Оказание своевременной помощи
Комплексный центр

социального обслуживания

населения «Содействие»

г. Лянтор
- сотрудничество с органами социальной защиты населения с целью оказания необходимой помощи детям и семьям.
ЛМОУ «СОШ»
- преемственность деятельности педагогических коллективов детского сада, школы по подготовке детей к обучению в школе.
Территориальная комиссия по

делам несовершеннолетних

г.Лянтор

-
профилактическая работа по предотвращению негативного поведения в социуме несовершеннолетних
Мама:

Мухиева Земфира

Раисовна - учитель

английского языка

сош №4

Папа:

Мухиев Ильдар

Фенусович

-автослесарь УТТ-1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» г.Лянтор

Сургутский район ХМАО-Югра

Михайлова Юля

Подготовительная к школе группа №10

«Радуга»

2006-2007 учебный год


Понятийный словарь

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Словарь терминов

Дети
- особая социально - демографическая группа населения с возрастными границами от рождения до 18 лет, имеющая свои специфические потребности, интересы и права; объект особой социальной заботы со стороны государства.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
- дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно: дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети - инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий (в 11
Родители

Родители

Психологи,

социальные

педагоги

Психологи,

социальные

педагоги

Педагоги

и

Педагоги

и

ЛМОУ «СОШ»
- преемственность деятельности педагогических коллективов детского сада, школы по подготовке детей к обучению в школе.
Территориальная комиссия по

делам несовершеннолетних

г.Лянтор

-
профилактическая работа по предотвращению негативного поведения в социуме несовершеннолетних
ОГИБДД УВД по Сургутскому району-

п
роведение совместных мероприятий: групповые и общие родительские собрания.
2 ОФПС г. Лянтор -
совершенствование сетевого взаимодействия по профилактике противопожарных знаний среди воспитанников ДОУ.
Хантыйский этнографический музей-
знакомство с историей развития родного края; формировние культуры поведения в общественных местах .
МУК «Лянторский Дом народного творчества»- с
овместное проведение мастер – классов; посещение тематических выставок; экскурсий и т.д.
Лянторская городская библиотека №2- с
овместное проведение тематических занятий, конкурсов, встреч с интересными людьми; проведение экскурсий, создание совместных проектов
Управление по делам молодёжи,

культуры и спорта -
организация и проведение совместных спортивных мероприятий, соревнований, конкурсов
МУК «Лянторский Дом народного

творчества»-
совместное проведение мастер – классов; посещение тематических выставок; экскурсий и т.д.


МУЗ « ЛГБ»

ООМПОУ


муниципальное управление здравоохранения Лянторская городская больница
ГОМ г.Лянтор-
городское отделение милиции
2 ОФПС –
2 отряд Федеральной противопожарной по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре города Лянтора
ЛМОУ «СОШ »-
Лянторские муниципальные общеобразовательные учреждения средние общеобразовательные школы
-
процесс взаимодействия социальных партнёров
МУ «ЛУСС»-
муниципальное управление «Лянторского управления спортивных сооружений»
МУ «РУСС»-
муниципальное управление «Районного управления спортивных сооружений»
т.ч.дети - беженцы и вынужденные переселенцы); дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в местах лишения свободы, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением.
Депривация детей (социальная)
- лишение детей условий, необходимых для их полноценного физического и психического развития.
Дети, оставшиеся без попечения родителей -
лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, лишением родительских прав или же признанием их недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях а также в случае отбывания родителями наказания в специальных учреждениях, содержания под стражей по подозрению и обвинению в совершении преступлений, равно как в случае уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов ив иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Дети - сироты -
лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети с отклонениями в психическом развитии
- дети имеющие нарушения развития, которые могут быть вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи).
Безнадзорный ребенок
- несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный ребенок
- безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Вторичная профилактика безнадзорности
- индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями группы риска по восстановлению семейных связей и осуществлению социального патронажа в ситуации, когда ребенок уже изъят из семьи.
Профилактика -
система мер по устранению негативных явлений, а также причин, им способствующих.
Социальная защита детства
- осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово - экономические, медицинские, социально - психолого - педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка. Педагогические аспекты социальной защиты заключаются в обеспечении социальной защищенности мира детства, удовлетворении потребностей и интересов каждого ребенка, содействии его социализации и оптимальной жизнедеятельности средствами образования.
Социальная помощь
- система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальные службы для детей
- организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медико - социальных, психолого - педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления , социальной реабилитации детей , находящихся в трудной жизненной ситуации, 12
обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.
Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
- совокупная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, включает в себя федеральный банк данных и региональные банки данных. Эти данные в виде анкет и фотографий детей передаются в банки данных соответствующих регионов органами опеки и попечительства. Как правило, региональные банки данных находятся в ведении органов образования областной (краевая, республиканская) администрации.
Девиантное развитие
- отклоняющееся психическое развитие, приводящее к поступкам, противоречащим нормам морали или права, например, пьянству, половой распущенности, мошенничеству, воровству и др.
Депривация
- лишение ребенка необходимых для нормального формирования личности родительской ласки, тепла, заботы, правильного воспитания и возможности удовлетворять свои эмоциональные, духовные, физические и материальные потребности.
Десоциализация
- утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
- дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; живущие в социально незащищенных семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых была нарушена в результате обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Дети, нуждающиеся в государственной защите
- дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.
Дети, оставшиеся без попечения родителей
- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, объявлением их умершими, лишением или ограничением в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); дети родителей, находящихся в лечебных учреждениях, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находящихся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклоняющихся от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказывающихся взять своих детей из воспитательных, лечебных и др. учреждений.
Дети-сироты
- лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Замещающая семья
- не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание (кроме усыновления). 13

Кризисная социальная дезадаптация
- деформация развития и расстройство поведения ребенка, находящегося в социально опасном положении, вызванные его безнадзорностью и социальной запущенностью. Характеризуется девиантным поведением ребенка, слабым уровнем образования и развития, разрушением социальных связей с семьей и др. Является следствием кризисного положения семьи, в которой родители дезадаптированы, являются алкоголиками или наркоманами, отрицательно влияют на ребенка, проявляют по отношению к нему жестокость.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- в эту категорию включаются молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет - выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; они имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе на социальный патронаж.
Лишение родительских прав -
законодательная мера, направленная на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, защиту их от жестокого обращения со стороны родителей, их вредного влияния (например, родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами) или уклонения от обязанностей по воспитанию. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Заявления в суд могут быть поданы государственными или общественными организациями, одним из родителей или опекуном (попечителем) ребенка, органами опеки и попечительства. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права фактического родства с ребенком, однако это не освобождает их от обязанности по его содержанию. Одновременно с вынесением судом решения о лишении родительских прав ставится вопрос об алиментах ребенку. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства.
Опека и попечительство
- семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов (подробнее см. в статье "Формы семейного устройства").
Патронатное воспитание
- форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя на условиях разграничения прав и обязанностей по защите его законных интересов между родителями (законными представителями), уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем.
Педагогически запущенный ребенок
- психически нормальный и физически здоровый ребенок, имеющий отклонения поведенческого характера.
Первичная профилактика безнадзорности
- мероприятия по общей профилактике и индивидуальная социально-психолого-педагогическая работа с детьми, семьями группы риска и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Осуществляется в следующих формах: психолого-медико-социальный патронаж семей и их детей в возрасте до трех лет; выявление и учет семей и детей старше трех лет, имеющих нарушения развития и поведения; коррекция начальной школьной дезадаптации и семейной девиации ребенка; оказание информационно-консультационной и педагогической помощи семьям с детьми старше трех лет; помощь социального работника в трудоустройстве родителей; оказание семьям материальной поддержки, выделение срочной и гуманитарной помощи.
План по защите прав ребенка
- акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, форма защиты прав ребенка, место его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и т.д. и сроки выполнения этих мер.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- предоставление детям на время пребывания в государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, 14
жилья и медицинского обслуживания, или возмещение их полной стоимости. Обучающиеся в учреждениях среднего профессионального и высшего образования лица из числа детей-сирот имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до 23 лет или до окончания учебы в очных образовательных учреждениях.
Приемная семья
- форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основании договора о передаче ребенка, который заключается органами опеки и попечительства и приемными родителями.
Реабилитация
- комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма взрослых и детей, имеющих тяжелые заболевания, в том числе инвалидов.
Реадаптация -
восстановление приспособительных возможностей человека к существующим в обществе нормам, к определенным социальным условиям.
Ресоциализация -
восстановление утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности личности; происходит на основе реадаптации.
Родительские права и обязанности
- определяются на основе записи о ребенке в органах ЗАГСа. Родители имеют право на воспитание ребенка до его совершеннолетия, и в то же время несут обязанности по его содержанию, воспитанию, обучению, развитию, защите его прав и интересов. Мать и отец имеют равные обязанности в отношении детей независимо от того, находятся они в браке или брак расторгнут. Если родители живут раздельно и не пришли к соглашению, с кем будет находиться ребенок, этот вопрос решает суд исходя из его интересов. Родитель, проживающий отдельно, обязан принимать участие в воспитании ребенка и вправе общаться с ним. Споры по вопросам воспитания разрешаются органами опеки и попечительства с участием родителей.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении
- семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации
- семьи неполные, многодетные, семьи с детьми-инвалидами, а также семьи, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, а также социально незащищенные семьи, где родители выполняют обязанности по воспитанию детей, но не могут их содержать, так как имеют низкие доходы, временно не работают или не могут работать по состоянию здоровья.
Социализация
- процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Социальная адаптация
- процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения.
Социальная реабилитация
- восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций.
Социально запущенный ребенок
- ребенок, находящийся в докриминальной стадии социальной дезадаптации, имеющий задержки в психическом и физическом развитии, несформированность мотивации к познанию, труду, определению жизненных перспектив, поведение которого характеризуется аффективной несдержанностью, драчливостью, мелким воровством, употреблением спиртного, хулиганством, бродяжничеством и др.
Социальное сиротство
- часто используемый, но не закрепленный законодательно термин; социальный феномен, означающий большое число несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей при наличии таковых. К социальным сиротам относятся дети-отказники; подкидыши; 15
дети родителей, лишенных родительских прав или признанных судом недееспособными (при наличии психических заболеваний); дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы или их местонахождение неизвестно.
Социальные службы по обслуживанию детей
- организации, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, и граждане, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально-бытовые, медико-социальные, психолого-педагогические, правовые услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей, обеспечением их занятости по достижении трудоспособного возраста.
Социальный патронаж
- вид социально-профилактической работы, которую ведут учреждения социальной защиты населения, направленный на социализацию и адаптацию, в том числе детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Стационарные учреждения социального обслуживания детей
- дома-интернаты для детей- инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты.
Уполномоченная служба (организация) по опеке и попечительству
- служба, на которую возложена работа по опеке и попечительству, или которой по договору передана часть функций органов опеки и попечительства. Такие службы могут существовать в регионах, где на основе местного законодательства осуществляется патронатное воспитание. Уполномоченная служба обязана выполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) и планом по защите прав ребенка. Уполномоченными службами могут быть учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
Усыновление/удочерение
- принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного - со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей, и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома); учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).
Благотворительность (филантропия)-
оказание материальной, финансовой помощи нуждающимся и социально незащищенным людям или группам как отдельными лицами, так и организациями. Существует в двух формах: 1) милостыня - древнейшая форма гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств, имеет сугубо индивидуальный характер; 2) общественное призрение - выражается в предоставлении государством приюта, пропитания убогим и нищим. Возникло с началом появления христианства (строительство монастырей, церквей).
Бедность -
категория, отражающая абсолютный (на основе прожиточного минимума) или относительный (как отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления) уровень удовлетворения минимальных жизненных стандартов. Выступает важнейшим социальным индикатором. 16

Девиантное (отклоняющееся) поведение -
нарушение поведения не обусловленное психическими заболеваниями.
Институты социализации
- устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности и образцы повеления для исполнения тех или иных социальных ролей. Такие социальные институты, как государство, церковь, политические партии, семья, различные объединения и союзы, выполняя функцию трансляции социального опыта, выступают институтами социализации детей и взрослых. Наиболее значимыми институтами социализации детей и подростков являются семья, детский сад и школа. Дворовые компании или группы сверстников могут быть факторами социализации, но не являются ее институтами.
Органы опеки и попечительства
- местные органы самоуправления, осуществляющие функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также недееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Патронат -
межведомственная система профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основанная на раннем выявлении семейных проблем, реабилитации кровной семьи и обеспечении прав ребенка на воспитание в семье.
Патронатная семья -
форма семейного воспитания ребенка - сироты, учрежденная детским домом.
Педагогическая поддержка
- это создание педагогических условий, направленных на гармоничное развитие личности детей, оказавшихся в особом положении и испытывающих в связи с этим определенные затруднения. 17