"Семейные формы жизнеустройства воспитанников детского дома"

Автор: Сазанова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Детский дом № 4 "Солнышко"
Населённый пункт: Ставропольский край Изобильненский район п. Солнечнодольск
Наименование материала: Статья
Тема: "Семейные формы жизнеустройства воспитанников детского дома"
Дата публикации: 25.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра социализации личности и коррекционной педагогики Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Содержание и методика работы с детьми – сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей»
Тема: «Семейные формы жизнеустройства воспитанников детского

дома»
Выполнена: Сазановой Еленой Юрьевной воспитателем I квалификационной категории ГКОУ детский дом № 4"Солнышко" Руководитель: Бережная Ольга Владимировна, Доцент кафедры социализации личности и коррекционной педагогики г. Ставрополь
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… …3 ГЛАВАI. Социальное сиротство как феномен современного российского общества…………………………………………………………………………. 1.1.Понятие «Социальное сиротство» ………………………………………. 4 1.2.Причины «»Социального сиротства» …………………………………….4 ГЛАВА II. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 2.1 Законодательная база ……………………………………………………… 7 2.2 Усыновление. Опека / попечительство ……………………………………9 2.3 Патронатная семья …………………………………………………………..12 2.4 Приемная семья ……………………………………………………………..13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15 Список литературы 2
ВВЕДЕНИЕ "В России ведется необъявленная война против детства", - так назвалАльберт Лиханов, председатель Российского детского фонда, ту ситуацию, когда даже по скромной официальной статистике у нас числится 720 тысяч детей-сирот. Ежегодно более 100 тысяч детей в силу разных причин остаются без попечения родителей, причем 95% из них - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях. Государством создано целая сеть интернатов, домов ребенка, детских домов, учреждений социально - педагогической помощи и поддержки для детей и подростков. Но в каком бы замечательном, обеспеченном, чистом и сытом заведении ни жили бездомные дети, большие и маленькие, они хотят собственных маму и папу, а не получать редкую казенную похвалу, за примерное поведение и опрятный вид. Общественное воспитание обходится самому обществу крайне дорого - это вычеркнутые жизни детей, впустую израсходованные деньги, пополнения маргинального и криминального сообщества. "Государственные сиротские учреждения выдают 90% брака: 40%выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 40% - преступниками, 10% заканчивают суицидом". Обострение проблем, связанных с обеспечением выживания, защиты и развития детей в условиях современной социально - экономической ситуации, а также осознание того факта, что сформированная раннее система государственного воспитания детей, пришедшая из времени, когда коллективные методы воспитания являлись приоритетными, не может в должной мере осуществлять функций социализации воспитания ребенка, позволяет говорить, что помещение ребенка в замещающую семью является лучшим средством его социализации. "Почти всякая правда горька. По крайней мере, с привкусом горечи. Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежна, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды. И здесь первое право - тому, кто имеет силы и решимость исправить не пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь. Много ли таких, вглядимся, вокруг? Увы - пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там яркий светит огонек. Искорки эти превратить в костры, темную пустошь - в светлую площадь тепла и душевности - вот высшая общественная цель" - сказал Альберт Лиханов. 3
Г ЛАВА I. С ОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 1.1 П ОНЯТИЕ " СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО " Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Для оказания адресной помощи Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" использует несколько понятий детей- сирот. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты). Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах; признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей - сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав (социальное сиротство). Последняя группа лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. 1.2 П РИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Сиротство как социальное явление можно наблюдать на всем протяжении существования человеческого общества. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия и другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества появляется и так называемое 4
социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу не желания или невозможности последними осуществлять родительские обязанности, в результате чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии и других литературных источниках древностей имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывающихся в чужих семьях. Однако только с середины ХХ века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы. С конца ХХ века Российское общество переживает становление новой государственности, реформирование коренных структур жизнеобеспечения и вместе с этим - глубочайший политический и экономический кризис, повлекший за собой падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, т.е. семей, где один или оба из родителей пьянствуют, тунеядствуют, занимаются попрошайничеством, воровством, проституцией и т.д.В ситуации кризиса наглядно проявилось подлинное отношение государства к семье и детям. Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус, семья стала социальной жертвой экономических реформ. Негласно подразумевается, что в ситуации утраты эффективной системы поддержки семьи с детьми именно семья должна неукоснительно продолжать выполнять не только репродуктивную, но и воспитательную функцию и занимать пространства, оставленные государством на месте былой детской инфраструктуры, социального, образовательного, культурного и медицинского сервиса, не поддающегося приватизации. Если богатые и состоятельные семьи еще способны найти на рынке средства к существованию, образованию, то бедные и особенно нищие слои населения (имеющие средств менее половины существующего прожиточного минимума) нередко выбрасывают в общество и криминальную среду целую армию "генералов песчаных карьеров". К перечисленным причинам современного сиротства необходимо добавит следующие: во-первых, это увеличение масштабов отказничества, вызванное страхом родителей перед будущим, недостатков доходов и отсутствие жилья и занятости, что происходит в легальной и нелегальной форме (дети - подкидыши, дети, "забытые" в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав - 40 тыс. в год; и в-третьих, утрата родителями вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции. Последствия государственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение, под опеку \ попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующее учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. 5
Полное государственное обеспечение, получение всего в "готовом" виде не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить что - либо, организовать свободное время. Даже в самом замечательном благоустроенном интернате или детском доме ребенку никогда не получить всего того, что дает семья и в чем так нуждается любой человек - искусство создавать семью, вести домашнее хозяйство, растить своих детей в любви и ласке. Не испытав этого на себе, они не научаются этого делать, жители интернатов коверкают свои жизни, заселяют торговые площади, свалки и вокзалы. Именно поэтому "из ста тысяч детей, ежегодно остающихся в России без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи и только 30% - в детские интернатные учреждения. Именно семья может поддержать ребенка, помочь преодолеть жизненные препятствия. Однако понадобилось 10 лет, чтобы это идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, начала осуществляться в нашей стране. Разнообразные формы передачи детей в семьи граждан (опекунские, приемные, патронатные) базируется на психологии не формального, ответственного отношениядруг к другу в семье, на погружение ребенка в более привычную для воспитания сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе и другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдение за образцами детско- родительских, супружеских отношений и т.д., и конечно, чувство "тыла" в самостоятельной жизни. Проведенные исследования показывают, что помещение ребенка в замещающую семью, как всякое изменение условий жизни, приводит в период адаптации к регрессу в его развитии, а затем при благоприятном развитии событий может стать причинойинтенсивного развития ребенка. Сегодня семейные формы устройства сирот все чаще получают государственную поддержку 6
Г ЛАВА II. С ЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ , ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 2.1 З АКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Главными источниками действующего законодательства в данной области являются: Международные правовые документы: Хартия детства; Декларация прав ребенка (1959); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст.20 утверждается, что: "Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства- участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком". В ст.21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и \ или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка. Федеральные правовые документы: Основополагающими документами в системе нормативно - правовой базы социального обслуживания детей - сирот являются: Конституция РФ (1993г) в ст.7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. в ст.31 - 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. 7
Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст.123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение), под опеку \ попечительство или в приемную семью. Федеральный закон РФ "Принципы содержание и меры государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет" от 14 декабря 1996г. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 9 июля 1998г. в ст.15 утверждается: "Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти". Федеральный закон РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 1996г., а также редакции 1998 и 2002гг., которые определяют общие принципы, содержания и меры государственной поддержки детей. Федеральный закон РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" № 44 - ФЗ от 16 апреля 2001г., устанавливающий порядок формирования и использования государственного банка данных о детях сиротах. Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ в том числе: "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" (1992 г) Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями на 21 декабря 2000 г) Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. № 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Приказ Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. № 199 "Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством). Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроля за ее осуществлением". Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и 8
осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства" (В пункте 16, защищая интересы усыновленного ребенка, говорится о том, что "Представительства иностранных организаций направляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей". Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью". В "Положении о приемной семье", принятом Правительством РФ в 1996 г., приемная семья определяется как социальный институт защиты детства, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из криминальной семьи. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 "О детском доме семейного типа" предусматривает правила организации детского дома семейного типа. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1095 от 13 сентября 1996 г. "Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" предусмотрены Рекомендации, определяющие типы учреждений. 2.2 У СЫНОВЛЕНИЕ . О ПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО "Детские беды, в том-то и вся сложность, не под зарплатная забота, это не технические, не индустриальные проблемы, где на каждый вложенный рубль мы можем требовать результативной отдачи и совершенства, тут требуются от всего нашего общества куда более значимые вложения, среди которых - самоотверженность и не эгоизм, стыд и совесть, любовь и надежность, неравнодушие и подлинная человечность не только людей, но и экономики, политики, власти".А. Лиханов. Сегодня можно говорить, что в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом введены следующие формы устройства сирот: усыновление, опека, приемная семья, семейный детский дом, учреждения для детей, нуждающихся в государственной поддержке. Мировой и отечественный опыт показывают, что гарантии благополучия будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье значительно выше, чем устроенного в учреждение. 9
Для обеспечения защиты прав ребенка при создании замещающей семьи следует исходить из приоритета соблюдения прав и потребностей ребенка (семья подбирается для ребенка, а не наоборот); профессионализма родителей-воспитателей (достигается через отбор и обучение, с учетом критериев и показателей деятельности); наличия системы социальной помощи такой семье и обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка и всей семьи специалистами. "Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей, однако, по мнению специалистов органов опеки и попечительства, рост числа усыновляемых замедляется".
Усыновление (удочерение) ребенка -
это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их родителями возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления является уголовным преступлением. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление. Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до12 лет. Дети старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В последнее время отмечается рост числа усыновлений иностранными гражданами. Наша страна занимает второе после Китая место в мире по зарубежному усыновлению. В основном иностранцы берут детей- инвалидов, не составляя конкуренции нашим приемным родителям. "В 2014 году детей-сирот до года взяли в семью 4713 граждан России и 11506 иностранцев, детей старше одного года - 2678 российских граждан и 4786 иностранцев, детей-инвалидов - 10 российских граждан и 226 иностранцев." Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны;если стоит вопрос о международном усыновлении, то 10
дала ли принимающая сторона разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью. Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей. В этой связи необходимо: тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на собственных.Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от: индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности): подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играет семейный уклад, отношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления Есть множество проблем, с которыми непременно столкнется каждый усыновитель. Это прежде всего особенности поведения ребенка, в младенчестве лишенного материнской ласки. Психологи это называют депривационным синдромом. У совсем маленьких он проявляется в странных, часто пугающих формах. Они могут часами раскачиваться в кроватке; биться головой об стенку. И это не страшно - не требует вмешательства психиатра - пройдет. Наоборот, внешне приятные черты поведения: послушание, аккуратность, неприхотливость, приветливость - могут свидетельствовать о том, что ребенок еще не почувствовал себя окончательно дома. Пройдет месяц - другой и бедные родители в ужасе: бывший паинька капризничает, не желает чистить зубы, разбрасывает одежду. Между тем надо бы радоваться: это значит, что он освоился и стал вести себя более естественно.
Опека / попечительство
- форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняютсябезвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) 11
ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Бывают случаи, когда родители живы - здоровы, вполне могут лично воспитывать своих детей, но по каким-то причинам делать этого не хотят и добровольно передают их под опеку другим лицам. В этом случае на ребенка не выплачивается государственное пособие: считается, что его может содержать собственный и не лишенный прав родитель. Однако в большинстве случаев родители, оставившие своих детей в основном на бабушек, если и подбрасывают им какие-то деньги, то мало и нерегулярно. Так что страдают от "социальной справедливости" и ребенок, и опекун. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам. 2.3 П АТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ Патронат - это форма семейного воспитания, которая в Европе и в США имеет большое распространение. Развитие патронатного воспитания в России в основном опирается на опыт Великобритании. "Первый проект такого рода был осуществлен при поддержке англичан в Москве, на базе детского дома № 19, потом было еще несколько экспериментальных площадок, а сейчас существует уже в 22 регионах, статья о нем внесена в федеральную программу развития образования". Патронатные родители заключают договор с местными органами власти и получают зарплату как воспитатели. Существуют две формы патронатного воспитания. Первая - это социальный патронат над семьей, попавшей в критическое положение. Причины трудностей могут быть самые разные: болезнь родителей, развод, другие травмирующие ситуации. То есть речь идет о временном помещении ребенка в другую семью - на месяц, а может быть, на полгода, на год. А с конфликтной семьей в это время работают психологи, социальные педагоги. Иными словами, патронат применяется, когда надо вывести ребенка из дома, где сложилась неблагополучная обстановка, но хотелось бы предотвратить 12
полный распад семьи. Это важно, так как в нашем обществе и без того хватает решений о лишении родительских прав. Иногда ребенок сбегает из дома, патронатная семья и в этом случае поможет ему, постарается помочь и кровной семье, сохранить ее. Вторая форма - семейный патронат. В этом случае патронатная семья становится своеобразной малой ячейкой детского дома: ребенок живет в домашних условиях, но законным представителям его интересов является детский дом, а патронатные родители числятся его сотрудниками. Организация патронатной службы связана с такой важной и неотложной задачей как укрепление служб, защищающих интересы детей. Создаваемая служба патроната будет существовать - и уже существует на базе детских учреждений, но между этими учреждениями и органами опеки заключается договор о разделении ответственности за ребенка. Таким образом, появляется возможность быстро поместить ребенка в патронатную семью. Детский дом же готовит эти семьи. Кроме того, в патронатной службе будут психологи, педагоги, социальные работники. 2.4 П РИЕМНАЯ СЕМЬЯ Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. Согласно "Положению о приемной семье", в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь по юридическим вопросам, материальную помощь, организации лечения, обучения, досуга, летнего отдыха детей; способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а такжевправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Кроме того, за ребенком оставляется возможность в любой момент покинуть эту приемную семью и либо 13
вернуться в детское учреждение, либо выбрать другую приемную семью. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. "По разным подсчетам, в приемных семьях в настоящее время воспитывается от 5 до 10 процентов детей-сирот".Работа в приемной семье требует особой подготовки. Одной доброй воли здесь мало. Далеко не все выразившие желание - часто сгоряча, после какой-нибудь особенно рвущей сердце публикации, - взять приемного ребенка, доводят свое намерение до конца. Живые дети оказываются не такими умилительными, как рисовалось в воображении, некоторых взрослых раздражает их крик и даже смех. Честнее и полезнее признаться, что не годишься в воспитатели, и ограничиться другой формой помощи сиротам; можно навещать их в приюте или детском доме, вести у них кружки, водить в гости и на экскурсию. З АКЛЮЧЕНИЕ При внедрении альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритет должен сохраняться за замещающей семейной заботой как наиболее эффективной формы воспитания и развития ребенка, способа защиты его прав и восстановления дееспособности. 14
Деинституализация государственных форм жизнеустройства детей-сирот, переориентация деятельности учреждений для детей-сирот в уполномоченные службы по опеке и попечительству должны проводиться на основе принципов гуманизма, отбора и предварительной подготовки патронатных воспитателей, подбора детей в патронатную семью с учетом психологических особенностей воспитателей и ребенка, строгого контроля со стороны органов муниципальной власти за соблюдением прав ребенка при одновременном оказании патронатным воспитателям всей необходимой помощи, сохранении по возможности контактов ребенка с биологическими родителями и другими родственниками. Исследование подтвердило, что система патронатного воспитания - наиболее гибкая форма жизнеустройства ребенка-сироты, поскольку является целостной педагогической системы, основанной на едином процессе планирования попечения, охватывающей всю совокупность субъект- субъектных отношений ребенка, его биологической семьи, семьи патронатных воспитателей и служб социального и психолого- педагогического сопровождения. Система комплексного сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка может рассматриваться как особая культура социально- педагогической помощи, которая основывается на принципах: сочетания целенаправленности и гибкости сопровождения, последовательности и этапности, непрерывности, ориентации на индивидуальные особенности ребенка, развития личности в целом, эмоциионально-положительного взаимодействия, создания специально организуемой педагогической среды, а содержание сопровождения составляют психологический, педагогический, медицинский и социальный аспекты. Таким образом в качестве основных критериев и показателей оценки системы замещающей семейной заботы могут выступать: особенности детско-родительских отношений; успешность адаптации приемного ребенка в замещающей семье; положительная динамика развития ребенка; готовность его на соответствующем этапе развития к самостоятельной жизни. С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. С. Бочарова "Узкое место" // Семья и школа. 2002. № 7 с.9-13. 2. И.С. Ишутин Если ребенок остался без родителей. - Екатеринбург, 1998 г. - 32 с. 3. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Волкова, Л. Грибанова. Под ред.Е. Крючковой, М. Люсиной.М., 2001 - 127 с. 15
4. Е. Климова "Благие намерения без кавычек" // Дитя человеческое. 2002. № 2-3 с.13-15. 5. В. Лыков "Детское неблагополучие" // Человек и закон. 2003. № 8 с.4-9. 6. Н. Малевич "Жить в семье" // Семья и школа. 2003. № 6 с.2-3. 7. Н. Машер "Школа приемных родителей, виртуальная и реальная" // Семья и школа. 2003. № 3 с.2-4. 8. Право жить в семье. Опека, усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот / Сост.: В. Догляд, М. Тарновская, - М.: Социздат, 2001 - 202 с. 9. А. Рудов, Г. Красницкая "Школа приемных родителей" // Семья и школа. 2003. № 4 с.10-11. 10. Социальная работа: Учебное пособие - 2-е изд. перераб. и доп. / Под общ.ред. проф.В.И. Курбатова. - Ростов н / Д: Феникс, 2003. - 480 с. 16