"Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в ДОУ"

Автор: Газизова Хания Габдулхаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "30
Населённый пункт: город Октябрьский республика Башкортостан
Наименование материала: исследовательская деятельность
Тема: "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в ДОУ"
Дата публикации: 31.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВВЕДЕНИЕ Вопрос развития мелкой моторики довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и тифлопедагогами в области дошкольного образования. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать. У него хорошо развита память и внимание, связная речь. Он может приступать к приобретению навыков письма. А для ребенка с нарушением зрения развитие осязательной чувствительности и моторики пальцев является и средством замещения недостаточной зрительной информации.
Актуальность
настоящего исследования определяется необходимостью разработки практических рекомендаций по организации дополнительных мероприятий по развитию осязания и мелкой моторики. Актуальность исследования определила выбор темы работы.
Тема:
«Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения»
Объект исследования
: Процесс развития мелкой моторики и осязания у детей 4-6 лет с нарушением зрения. 3

Предмет исследования
: Содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики и осязания.
Гипотеза исследования
: Предполагается, что эффективность коррекционной работы в данном направлении будет достигнута при условии включения в педагогический процесс развивающую программу «Готовим пальчики к письму» под редакцией Максимовой О.Е.
Цель:
Создание условий, способствующих развитию осязания, мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Задачи:
1.Способствовать развитию мелкой моторики рук ( развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность) и выделить наиболее эффективные технологии, формы и методы по развитию мелкой моторики. 2.Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия. 3.Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентацию на листе, ориентацию в пространстве на примере собственного тела. 4.Доказать эффективность и результативность данного исследования. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОСЯЗАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Роль руки в общем развитии ребенка Учеными доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости руки специалисты на современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. И.М. Сеченов считает, что начало развития мышления дает рука. М.И.Мишиной установлено, что до шести месяцев в жизни ребенка основное место занимают движения глаз, а после шести месяцев – среди познавательных реакций занимают двигательные реакции руки. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения и органов познания. Если ребенок трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы? 1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д. 2.Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов. 3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д. 4.Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого он материала сделан. 5
5. Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их с зрительными, слуховыми и обонятельными в образы и представления. М.М. Кольцова (1979) в своих исследованиях считает, что сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития. А умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи двигательной и ручной деятельности. 2.2.Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Только человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движение пальцев руки имеют особое значение, так как оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из - за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие моторики рук и 6
отрицательно сказывается на формировании предметно – практической деятельности. В работах Т.П.Зинченко, А.Г. Рузской, Т.В.Лаврентьевой, В.В. Таракановой проводились исследования, направленные на изучение осязательных движений и мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения. Все они показывают, что тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами. 7
Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Подготовительный этап.
Организация исследования:
Исследование проводилось поэтапно, с сентября 2011года по май 2014 года. В исследовании принимали участие 15 детей с нарушением зрения 4-6 лет, педагоги группы, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания и медсестра – ортоптистка. Основным программно – методическим документом, регламентирующим деятельность ДОУ для детей с нарушением зрения по развитию осязания и мелкой моторики, является коррекционная программа «Развитие осязания и мелкой моторики», авторы В.З. Денискина и Л.И.Плаксина, (1997). Однако отсутствие диагностики и распределения программного материала по возрастам в данной программе, отсутствие перспективных планов, методических рекомендаций затрудняет процесс реализации цели и задач исследовательской деятельности. Педагогами нашей группы были изучены разработки разных авторов по развитию мелкой моторики и осязания. Но нас заинтересовала развивающая программа по подготовке к школе «Готовим пальчики к письму» под редакцией Максимовой О.Е. В подготовительном этапе исследовательской деятельности изучили развивающую программу «Готовим пальчики к письму». Она отличается от специальной коррекционной Программы для детей с нарушением зрения под редакцией Л.И.Плаксиной тем, что: - во - первых, описаны особенности развития мелкой моторики рук у детей от рождения до школы; - во - вторых, представлен годовой план занятий всех возрастных групп детского сада с описанием упражнений и игр, включенных в план; 8
- в - третьих, имеется список развивающих упражнений для определения уровня развития мелкой моторики; - в - четвертых, программа предлагает использование нетрадиционных техник для развития ручной умелости (скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги и т.д.); Программа базируется на следующих принципах: - принцип комплексного подхода к организации педагогического подхода (в работе с детьми необходимо участие воспитателя, дефектолога, музыкального работника, инструктора по физической культуре, медицинского работника и родителей детей); - принцип системности и последовательности (опирается на представление о том, что развитие мелкой моторики – это сложная функциональная система); - принцип единства диагностики и педагогического процесса (результаты обследования определяют пути работы с воспитанниками в виде перспективного плана развития); - принцип сотрудничества воспитателя и родителя, родителя и ребенка (позиция родителя как равноправного участника педагогического процесса); - принцип развития (предполагает выделение в процессе педагогической работы тех задач, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка; организация педагогического воздействия осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка – игры); Программа предлагает насыщенный образовательный материал по мелкой моторике, побуждающий дошкольника к активной игровой деятельности с учетом его возрастных особенностей. 9
Для достижения желаемого результата предполагается работа с детьми в трех блоках: - блок специально организованного обучения в форме занятия; - блок совместной деятельности воспитателя с детьми; - блок свободной самостоятельной деятельности детей; Педагоги нашей группы решили апробировать, исследовать эффективность приведенных в программе методики авторских разработок в развитии мелкой моторики и осязания. 2.2. Диагностический этап В развивающей программе «Готовим пальчики к письму» авторы предлагают провести диагностику мелкой моторики по методике Н.О.Озерецкого (приложение ). Диагностика показала, что большинство детей (71%) имели низкий уровень развития мелкой моторики, а 29%- средний уровень. Детей с высоким уровнем развития моторики не выявлено (приложение). Обработка первичных данных показала, что у большинства детей не были сформированы навыки самообслуживания. Пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, то есть действовали все вместе. Движения пальцев были слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие. У детей наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Выводы диагностики подтвердили актуальность выбранной нами темы и необходимость включения работы по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики в систему коррекционно – компенсаторного воздействия на ребенка с проблемами развития. 10
Учитывая поставленные в исследовательской деятельности задачи, принципы построения программы «Готовим пальчики к письму», ее методические рекомендации и, конечно, результаты диагностики провели корректировку перспективных планов работы по основным видам предметно – практической деятельности: лепке, конструированию, аппликации, ручному труду и лепке. При составлении календарных планов учитывалась необходимость связи предложенных развивающей программой блоков с режимом дня группы. Решено, что специально организованные занятия проходят в утренние часы, когда работоспособность детей высока. Что касается двух последних блоков (блок совместной деятельности воспитателя с детьми и блок свободной самостоятельной деятельности детей), то они должны были охватывать все свободное время детей в детском саду. В процессе исследования эффективности развивающей программы « Готовим пальчики к письму» должны были учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями зрения. Мы по рекомендациям окулиста и дефектолога составили таблицу зрительной нагрузки, учитывая диагнозы и остроту зрения детей. Игры и упражнения подобрали такие, которые смогут послужить и для развития тактильных способностей детей. Например, с остротой зрения 1,0\0,0 – раскладывание счетных палочек, крупных семян, игры с крупным конструктором, крупной мозаикой; для ребенка с 0,3\0,4 – игра «Собери бусы» (менее 1 см), игры с мелкой мозаикой, лепка мелких фигур; 0,4\0,7 – закрашивание, не выходя за контур, составление орнамента из геометрических фигур, обведение шаблонов по контуру; 0.7\0,5 – нанизывание бисера, бус, пуговиц; сортировка различных мелких предметов; рисование по трафаретам и шаблонам, раскрашивание рисунков, игры со шнуровкой и другие. 11
2.3. Этап апробации Развитие тактильного осязания и мелкой моторики нами осуществлялось во всех ведущих видах деятельности. Но для углубленной работы по теме исследования были выбраны следующие направления: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, в том числе, использование нетрадиционных техник), конструирование, ручной труд (оригами, ниткография), графические навыки, дидактические и пальчиковые игры, массаж пальцев. 1. Во время лепки из глины, пластилина, теста хорошо развивается мелкая моторика, укрепляются мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки движения руки, закрепляются навыки осязательного обследования, так как в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать (прложение3). 2. Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми. Рисовали мы разным материалом и способом на бумаге, на картоне, на снегу, на песке, на запотевшем окне и асфальте; обводили трафарет и переводили картинку через кальку. Рисование тычком развивает не только координации глаза и руки, владение кистью руки, но и развивает зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета (приложение 4). 3. Аппликация относится к декоративно прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания панно. Аппликация – это вид деятельности, который выполняется наклеиванием на основной фон (бумагу, ткань, др. материал) кусочков того или иного материала различных цветов. Аппликацией выполняли различные композиции на заданную свободную тематику, узоры и орнаменты, буквы и цифры. Выполнение бумажной 12
аппликации предполагает освоение целого ряда графических навыков (действовать карандашами, линейкой, трафаретом), дети учились анализировать, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать. В процессе аппликации у детей развивается восприятие пространственных представлений, цвета, глазомер, чувство формы, зрительная память, произвольное внимание, самостоятельность. Обрывная аппликация помогает украсить картинку из кусочков цветной бумаги. В качестве картинок используем раскраски с достаточно крупным контуром. Затем даем ребенку листы цветной бумаги разного размера, от которой он будет отрывать кусочки, двигаясь по краю листа. Дети намазывают клеем площадь внутри контура раскраски. Ребенок должен обложить кусочками бумаги намазанную клеем картинку (приложение 5). 4. Бумажные комки и шарики нужно начинать делать с детьми 3 лет. Сначала учили ребенка отрывать от салфетки полоски. Левой рукой он должен держать салфетку, правой - отрывать полоску от верхнего края. Это достаточно сложное действие для ребенка 3 лет. Если ребенку поначалу удается это с трудом, то можно разрешить ему отрывать от салфетки кусочки. Готовые полоски ребенок скатывает в бумажные шарики. Лучше всего, чтобы он сделал это тремя пальцами: большим, указательным, совершая круговые движения. Но на начальном этапе можно разрешить раскатывать бумажную полоску ладонями. Затем дети наклеивают бумажные шарики на приготовленную картинку (приложение 6). 5. Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений и развитие осязания. Сначала ребёнку предлагали несложные задания, такие как сортировка деталей мозаики по цвету, величине или форме, выкладывание горизонтальных или 13
вертикальных дорожек, простых узоров. Затем дети научились строить изображения по образцу и самостоятельно (приложение 7). 6. С детьми с низким или средним уровнем развития мелкой моторики проводили работу со штампами. В процессе этой работы развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение) руки. Для поддержания интереса детей упражнения со штампами можно сопровождать несложным сюжетом. Например, «Снежный покров», «Запасы на зиму», «Помощники» и др. 7. Развитие графических навыков: упражнения «Дорожки», «Клубочки», «Штриховка», «Коврик», «Двойник», «Дорисуй картину» (приложения 8, 9, 10, 11, 12, 13). 8. Особую роль в развитии моторики играют пальчиковые игры массаж пальцев, потому что при выполнении дидактических игр участвуют только три пальца: большой, указательный и средний. Важно развивать силу и чувствительность всех пяти пальцев. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. 9. Массаж является одним из видов гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Массаж рук способствует снятию моторной напряжённости мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев. 1)Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю. 14
2)Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав. 3)Пощипывание боковых краев кистей рук: 4)Пощипывание боковых краев кистей рук. 5)Разминаем подушечки пальцев (надавливание): 5)Разминаем бугор под большим пальцем. 6)Разминаем бугор под четырьмя пальцами на ладони. 7)Ребром руки разминаем ладошку в различных направлениях. 8)Разминаем ладонь кулаком: 9)Разминаем запястье круговыми движениями, захватив его большим и указательным пальцами другой руки («кольцо»). 10)Загибаем пальцы внутрь и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими: 11)Разминаем руку от запястья до локтя. 12)Сцепить пальцы «домиком» и потереть ими друг об друга. 13)Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю. 10.Развитию мелкой моторики и осязания способствуют также и многие другие виды работ. Например, такие как: - Шнуровка отлично развивает мелкую моторику рук, к тому же, благодаря ей, малыш овладевает повседневным практическим навыком шнуровки обуви (приложение 14). - Фасолевые ванны - в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает 15
руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев и тактильных ощущений (приложение 15). - Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и гречку; выкладывание контуров рисунков крупами и семечками (приложение 16). - Пазлы - красочные картинки разовьют внимание, сообразительность, координирование работы глаз и кистей рук и мелкую моторику (приложение 17). - Катание ладошкой карандашей, шариков по столу и между ладонями являются дополнительным массажем ладошек и улучшением координации движений кисти руки (приложение 18). - «Резиночка» - для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть на 360 градусов в одну, а затем в другую сторону. Выполняется одной, потом другой рукой (приложение 19). - Переливание жидкости из одной емкости в другую при помощи пипетки или губки дети выполняют с удовольствием (приложение 20). - «Прищепки» являются тренажером развития мышц пальцев (приложение 21). Бельевой прищепкой поочередно дети «кусают» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) под счет или на ударные слоги шуточного стихотворения. - Для мальчиков намного интереснее «настоящие мужские занятия»: завинчивание болтов и гаек. Для игр можно брать настоящие болты, так и игрушечные наборы развинчивающихся на детали машинок, строительных инструментов и конструкторов (приложение 22). 16
- Игра «Собери бусы» отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны и т.д. С детьми 6-7 лет можно нашить пуговицы разных размеров, разные петли. Такие упражнения развивают не только осязание и мелкую моторику, но и сообразительность (приложение 23). - Ниткографию использовали уже с младшей группы (приложение 19). - Раскрашивание необходимо в значительной степени ради усвоения детям необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. 2.4.Этап анализа. К концу первого года исследования (2011-2012 учебный год) появляется тенденция к улучшению показателей: детей с высоким уровнем развития рук 25%, уменьшается количество детей с низким уровнем развития – 33%, больше становится детей со средним уровнем развития – 42%. В старшей группе в начале 2012-2013 учебного года показатели практически не изменились: детей с высоким уровнем развития 27%, со средним немного больше – 42%, а детей с низким уровнем развития меньше, чем на конец учебного года – 31%. В конце учебного года показатели лучше: детей с низким уровнем – 39%, с высоким уровнем_ 28%, а средний уровень почти не меняется 33%. Это говорит об эффективности работы по развитию мелкой моторики рук. В подготовительной группе от начала к концу года снижается численность число детей с низким уровнем (от 15% до 0%), уменьшается 17
число детей со средним (от 34% до233%) , но высокий уровень достигает (от 49% до 77%). Таким образом, сравнительный анализ показывает, что дети средней группы имеют наиболее низкие показатели развития мелкой моторики рук. Этот факт говорит о необходимости проведения последовательной и систематической работы по развитию мелкой моторики рук у детей уже с младшего возраста. В первый же год работы у многих детей появилось произношение многих звуков. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизировали и соседние зоны, отвечающие за речь. Специальные тренировки мелких движений кистей рук существенно ускорили развитие речи у детей (приложение 25). Итоги по проверке остроты зрения показывают, что у многих детей зрение улучшилось (приложение 26). Потому что дидактические игры подбирались к каждому ребенку индивидуально, учитывая дефектологические требования. Эти игры служили для детей и зрительной нагрузкой. Полученные данные дают основание считать, что примерная программа «Готовим пальчики к письму» под редакцией Е.А. Максимовой прошла исследование на «отлично»: выбранные нами направления по совершенствованию мелкой моторики правильны. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе опытно-экспериментальной работы разработаны пути для развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения, среди которых: - пальчиковые игры и упражнения; - массаж; - упражнения по укреплению мышц глаз; - предметно-практическая деятельность; - упражнения по формированию графических навыков; За время проведения педагогического эксперимента наблюдалась тенденция к улучшению показателей развития моторики детей. Движения рук детей стали более точными, координированными, дети смогли преодолеть неуверенность и скованность движений во время выполнения заданий, связанных с рисованием, штриховкой, обводим через кальку, по трафаретам. Полученные результаты подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы: коррекционная работа при условии включения в педагогический процесс развивающую программу «Готовим пальчики к письму» под редакцией Максимовой О.Е. стала более эффективной. За время проведения педагогического наблюдалась тенденция к улучшению показателей развития моторики и осязания детей. Движения рук детей стали более точными, координированными. Дети смогли преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время выполнения заданий, связанных с рисованием, штриховкой, обводом через кальку, по трафаретам. 19
Результаты итогового контроля показали, что целенаправленное применение на практике разнообразных форм совершенствования ручной умелости способствует: - укреплению мускулатуры руки ребенка; - тренирует точность двигательных реакций; - способствует совершенствованию координации в системе «глаз - рука». Таким образом, можно отметить, что цель достигнута, в полной мере реализованы поставленные задачи. Оказалось, что в ходе исследовательской деятельности мы создали условия не только для развития мелкой моторики, но еще способствовали подготовке руки ребенка к овладению письмом. 20
ЛИТЕРАТУРА 1. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подгот. к шк. (Е.А.Максимова и др.).- М.Обруч, 2011. – 192. 2. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учебн. заведений / под ред. Кузнецовой Л. В. – М.: Изд.: «Академия», 2003. – 480. 3. Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения у дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. – 2001. №2. - С. 84. 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Плаксиной Л. И. – М.: Изд.: «Экзамен», 2003. – 256. 5. Развитие руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов / под ред. Гавриной С. Е., Кутявиной Н. Л. – Ярославль: Изд.: «академия развития», 1997. – 192. 6. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под ред. Стребелевой Е. А. – М.: Изд.: «Академия» 2001.– 312. 7. Шабанова Э. Фасоль, горох и … мелкая моторика // Игра и дети. – 2003. - №5. – С. 17 - 18. 8. Е.И. Синицына. Умные пальчики. Серия «Через игру – к совершенству». М.: «Лист», 1999- 144. 9. С.О. Ермакова. Пальчиковые игры детей – М.: РИПОЛ классик, 2009.- 256. 21
22