"Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьников"

Автор: Беляева Валентина Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Сюзьвяковская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Сюзьвяки, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьников"
Дата публикации: 26.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер-класс «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения

школьников»
Есть два способа выбирать профессию. Один - метод "проб и ошибок", когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий - десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку - и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным. В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Составной частью социализации учащихся является профориентация и профессиональное самоопределение. К сожалению, наши ученики даже к окончанию 9 класса ещё не представляют, какая профессия их привлекает, где они смогут себя реализовать. Поэтому, задача педагогов-помочь им определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка взаимосвязаны и дополняют друг друга, обеспечивая социально-психологическую подготовку подрастающего поколения. В текущем учебном году в рамках факультатива «Психология» в 7 классе я предлагаю детям программу игровых занятий, способствующих развитию личности и построенных с целью оказания им психологической помощи в выборе будущей профессии. На первом занятии я говорю детям о том, что вместе со мной они будут расширять знания о мире профессий, учиться правильно осуществлять профессиональный выбор и, конечно же, освоят способы развития самого себя. Во время наших занятий вы сможете посмотреть на себя в разных ситуациях, понять свои отношения с другими и к самому себе, приобрести активный опыт поведения в обществе и смоделировать некоторые ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни. Но, участвуя в занятиях, всегда помните, что все правила, приемы, знания по выбору профессии вы сможете применить в любой другой жизненной ситуации. Принципы и законы выбора, которые мы будем обсуждать, едины для всех ситуаций. На наших занятиях не будет традиционных оценок знаний и умений. Об
успешности усвоения информации вы будете судить сами по готовности к выбору своей будущей профессии. Далее я знакомлю детей с правилами, которых мы будем придерживаться на занятиях: · Открытость; · Уважение к другим; · Ответственность; · Соблюдение дисциплины; · Конфиденциальность. На каждом занятии я использую разнообразные игры и упражнения. Ученики, как правило, очень активны и отзывчивы, с удовольствием включаются в диалог, интеллектуальную и творческую деятельность. На игровых занятиях обязательно делаю эмоциональные подкрепления: „Молодцы!", „Как у нас хорошо получается!", „Умница, Катя!", „Оригинальный ответ, Сережа!", „Ничего, у тебя все получится!", „Смотри, как нам интересно, давай, подключайся к нашей игре".
Хочу представить несколько упражнений из своей методической копилки:

Упражнение „Поиск соединительных звеньев"
В качестве игрового задания предлагается два предмета, не связанных между собой. Необходимо назвать 2-3 предмета, находящихся между первым и вторым и составляющим как бы „переходный мостик" между ними. „Переходные" предметы должны быть связаны между собой и заданными словами логическими связями, Учащиеся должны специально обосновать наличие такой связи. Вариант I: «лопата», «автомобиль». Вариант II: «шкаф», «…………», «……………….» «завод». Например, по варианту II могут быть следующие ответы: „шкаф" „пиджак" (висит в шкафу) — „человек" (носит пиджак) — „завод" (человек ходит работать на завод в пиджаке): „шкаф" — „дерево"(материал для шкафа) — „болты" (необходимы для сборки шкафа) — „завод" (на нем сделаны болты): „шкаф" — „рабочая спецовка" (висит в шкафу) „цех" (в цеху в шкафу висят рабочие спецовки) — „завод" (цех находится на заводе). Практическое задание: предлагаю „проиграть сценку трем ученикам, один из которых представляет ребенка, другой — отца , третья — мать. Число ролей можно
расширить за счет введения ролей бабушки, дедушки и других, родственников, знакомых. Остальные участники практикума — зрители. После окончания сценки организуется коллективное обсуждение проигранного содержания. Предлагается
следующий сюжет сценки
: за вечерним чаем сын или дочь объясняют родителям о своем решении стать шофером или портнихой (профессии выбираются самими участникам сценки). Текст роли заранее не готовится, каждый участник „играет" самого себя, рассказывая анонимно о своих проблемах и спорных вопросах. При обсуждении поведения того или иного персонажа участники дискуссии говорят фактически о самих себе, о своих проблемах.
2 вариант: Психодрама «Выбор профессии».
Выбираются 5-6 игроков-«актеров», остальные становятся «зрителями». Главный герой – это выпускник школы, у которого абсолютно не сформирован профессиональный план. Остальные представляют студентов различных учебных заведений. Они одновременно начинают убеждать главного героя поступить именно в их учебное заведение, приводя веские аргументы. Задача зрителей проанализировать состояние главного героя (обычно появляется страх, раздражение, неуверенность в правильности выбора).
Смысл психодрамы в том, чтобы подвести ребят к осознанию важности

поставленной проблемы в жизни каждого человека.

Игра «Мир профессий по предмету труда».
Основная задача игры – получение обратной связи процесса профориентационного информирования учащихся. Ученикам предлагаются 15 различных профессий и должны з
распределить их по предмету труда
(Ч-Ч; Ч-Х.О; Ч-Т; Ч-3; Ч-П) Карточки: массажист, переводчик, бухгалтер, дизайнер, ветеринарный врач, овощевод, кондитер, тракторист, электромонтер, газосварщик, рыболов, столяр, художник, ювелир.
Профориентационная игра "Профессия - специальность"
Цель: данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии.. 1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).
2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ — МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.
Профориентационная игра "Один день из жизни"
Цель игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Условия игры. Выбираем любую профессию. Совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — УЧИТЕЛЬ. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. Игра выявляет, насколько хорошо мы представляем себе работу учителя, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству. 3. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет. Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала. Список использованной литературы: 1.Профориентация старшеклассников: сб. учебно-методических материалов/сост., ред. и коммент. Т.В.Черникова.-Волгоград: Учитель, 2006; 2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995.-144 с.; 3.Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 класс.-М:.ТЦ Сфера, 2005