"Клуб любителей природы"

Автор: Андреевских Ольга Анатольевна
Должность: учитель биологии, экологии
Учебное заведение: МКОУ "Троицкая средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: пос. Троицкий, Талицкого района, Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии для 5 класса
Тема: "Клуб любителей природы"
Дата публикации: 26.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации







Андреевских О.А. МКОУ «Троицкая СОШ № 5», п. Троицкий Внеклассное мероприятие по биологии в 5 классе «Клуб любителей природы»
Цель:
продолжить формирование экологической культуры школьников.
Задачи:
1. обобщить изученный материал; 2. продолжить развитие познавательных интересов учащихся 5 классов; 3. создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты; 4. развивать коммуникативные способности через посредство работы в группе.
Условия проведения и оборудование:
Кабинет, оформленный рисунками учащихся природоохранной тематики; музыкальное оборудование; запись звуков природы; мультимедийная установка; мультимедийная презентация; школьный микроскоп, микропрепарат клеток кожицы лука; пробирка, сухие семена, держатель, спиртовка.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! У нас праздник- сегодня я приглашаю вас в клуб любителей природы. Учащиеся класса читают стихи: На нашем шарике земном, Где мы родились и живём, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес- Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветёт, В степи ковыль, как нежный шёлк, Расчёсывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят. А в синем море толстый кит- Большой как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. Сегодня мы собрались с вами в клубе любителей природы для того, чтобы показать свои знания, показать то, чему мы уже научились. 1
Как вы думаете, ребята, можем ли мы понять и защитить природу, если не будем её изучать? Ответы учащихся. Сегодня мы с вами - члены клуба любителей природы, а чтобы стать её почётными членами, нужно показать, что вы действительно некоторые секреты природы уже открыли. Для начала, мы проведём разминку, а те, кто будет более активен, смогут занять место знатоков в нашем клубе. За каждый правильный и быстрый ответ получаете жетон - «знайку». Кто заработает больше «знаек», тот автоматически становится членом команды знатоков. Разминка (на слайдах - загадки) 1 слайд. Золотая середина, И лучи идут кругом, Это может быть картина: Солнце в небе голубом. Нет, не солнце на бумажке, На лугу цветы (ромашки). 2 слайд Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит (река) 3 слайд На солнечной опушке В траве стоит она Лиловенькие ушки Тихонько подняла. И тут поможет вам смекалка- Все знают, что цветок – (фиалка) 4 слайд Без рук, без ног, А узоры рисует (мороз). 5 слайд Не ездок, а со шпорами, Не сторож, а всех будит (петух). Все активные отвечающие получают «знайки». А сейчас, задания посложнее: 6 слайд Самый крупный обитатель суши (Африканский слон h = 3,5-4 м; m = 5-6 тонн) 7 слайд Самый быстрый зверь (гепард Ừ= 120км/ч). 8 слайд Самое медлительное млекопитающее, у него шерсть растёт наоборот (ленивец, передвигается по земле - Ừ=2м/мин, по деревьям - Ừ= 3м/мин, если кричит детеныш, 2
то мать «мчится» со скоростью 4 м/мин) 9 слайд С какого животного «скопировали» ракету? (кальмар) 10 слайд Как называется его движение? (реактивное) 11 слайд Какая овчарка самая распространённая в мире? (немецкая) 12 слайд Какой из китов самый большой? (синий (блювал) длина = 33 м) 13 слайд Какая птица обладает наибольшим размахом крыльев? (альбатрос, размах крыльев = 4,25 м) 14 слайд Кто на нашей планете самый быстрый? (сокол-сапсан, под углом 30° - Ừ= 270 км/ч, а при уклоне 45° Ừ=350км/ч) 15 слайд Назовите среды обитания живых организмов (водная, наземно-воздушная, организменная, почвенная) 16 слайд Как итальянский врач XVII века Франческо Реди доказал, что живое появиться только от живого? (Опыт с мясом: в две стеклянные колбы он положил кусочки свежего мяса, одну оставил открытой, а вторую закрыл кисеёй. Через некоторое время в колбе, которая была открыта, появились личинки мух, а в закрытой колбе мясо просто засохло. Исходя из этого, он решил, что появляются живые организмы только от живых организмов) 17 слайд Что собой представляет семя растения? (зародыш нового растения с запасом питательных веществ). 18 слайд Какое животное может размножаться почкованием? (пресноводный полип гидра) 19 слайд За что в германии свинье поставили памятник? (помогла обнаружить запасы каменной соли) В результате разминки выигрывают ребята, набравшие большее количество «знаек». Они становятся знатоками и занимают места за столом для знатоков, остальные ребята становятся 3
болельщиками. Болельщики могут также зарабатывать «знайки» и соревноваться в личном первенстве. На экране 20 слайд – цветик семицветик. С каждого лепестка гиперссылка на вопрос. Ребята произвольно выбирают лепесток и получают вопрос. 1. Что такое цепь питания? С чего она начинается? Пока знатоки обсуждают ответ, болельщики отвечают на дополнительные вопросы: - изобразите любую цепь питания; - как к человеку попадают минеральные вещества? 2. Клетки какой ткани перед вами? Настройте микроскоп и рассмотрите предложенный микропрепарат (клетки покровной ткани, так как они плотно расположены, практически нет межклеточного вещества, в ней нет хлоропластов, это скорее всего клетки кожицы лука). Вопросы для болельщиков: - Как приготовить микроскоп к работе? -Чем отличаются одноклеточные и многоклеточные организмы? 3. Составьте синквейн на тему «фотосинтез». Задание классу: - Что вы знаете о хлорофилле? - почему на свету картофель зеленеет? 4. Почему клубни картофеля вырастают маленькими, если не защищать листья картофеля от колорадского жука? (фотосинтез идёт слабее, так как меньше листьев, меньше образуется органических веществ, и они, соответственно, не могут накапливаться в клубнях, поэтому клубни вырастают маленькими). Вопросы болельщикам: - Какие вещества необходимы растениям? - Где растения берут питательные вещества? 5. Какой опыт доказывает наличие воды в сухих семенах? Продемонстрируйте данный опыт, используя имеющиеся материалы: пробирка, сухие семена, спиртовка, держатель (нагревание семян в пробирке, происходит выпаривание воды, которая в виде пара выходит и конденсируется на стенках пробирки в виде капелек воды). 6. Проведите анализ предложенного текста: Это было в пустыне. Три дня мы гонялись за тигром, изнемогая от жажды и палящего зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили мучавшую нас жажду, скинув одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде, а затем укрылись в тени саксаулового леса. Стали думать: что же нам делать дальше? Наконец сообразили: построим из саксауловых брёвен плот. Мы благополучно достигли ближайшего селения. Что в тексте является выдумкой? Пока команда готовится, задание болельщикам: - Впишите в таблицу название цветка, зверя, рыбы, согласно выбранной буквы: Живые объекты В О Л 4
1. Цветок василё к одуванч ик люпин 2. Дерево вяз осина липа 3. Птица ворона орёл ласточка 4. Рыба вьюн окунь лещ 5. Зверь волк олень лиса 7.Какие способы питания организмов вам известны? Приведите примеры.
Итоги конкурсов
Все знатоки получают грамоты (за активное участие в клубе любителей природы, за любовь к природе и желание её понять) и сладкие призы. Наиболее активные болельщики получают Сертификат участника клуба любителей природы.
Заключительное слово учителя
. Дорогие ребята! Наше заседание клуба любителей природы подошло к концу, но постижение тайн природы только начинается! Нас ждут удивительные открытия и добрые дела на благо нашей любимой природе! Как только человек рождается, начинается его постижение окружающего мира, изучение природы. В ваших замечательных фотоальбомах запечатлено ваше общение с природой. Вы очень гармонично выглядите на фоне природы, потому что все мы – дети природы. Только человеку, который любит её искренне, природа открывает свои секреты. Давайте посмотрим, как вы постигаете тайны природы (демонстрация слайдов с фотографиями детей класса на природе). Учитель читает стихи во время демонстрации слайдов: Ползёт букашка по зелёной кочке. А под букашкой – мох, густой как мех. А над букашкой – хвоя, листья, почки, Там барабанят дятлов молоточки, Летают белок рыжие клубочки, А в шишке зреет кедровый орех. А я стою с корзинкой и в платочке. И вижу разных зайцев скок-поскочки, И слышу птичий посвист, пересмех, Тютюканье, бимбоканье, звоночки Лесных ручьёв и земляных прорех. Да! Этот жук в малиновой сорочке, И ёж, и ель, и я, и мох на кочке- Мы не какие-то чужие одиночки, А держимся, как звенья, 5
Все - за всех! Спасибо за любовь к знаниям и к природе! До новых встреч в клубе любителей природы! 6