"Родной край-частица Родины"

Автор: Макеева Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Широкое"
Населённый пункт: Саратовская область Татищевский район село Широкое
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Родной край-частица Родины"
Дата публикации: 26.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Преподаватель
– Макеева О.В.
Предмет:
окружающий мир.
Тема урока
: «Родной край – частица Родины».
Класс: 2.
Система учебников «Начальная школа ХХI века».
Образовательное учреждение
:. МОУ «СОШ с. Широкое».
Технологическая карта

Тема

«Родной край – частица Родины»

Цели
Образовательные: - познакомить детей с историей родного края , с достопримечательностями города, района, села; Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные: – знать некоторые сведения из истории основания Саратова. Личностные:- уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств, настроения .
Метапредметные:
а) регулятивные УУД: – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре. в) познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу и информацию, полученную на уроке. г)личностные: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства со- причастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Основные понятия
Малая родина , достопримечательность.
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение, история .
Ресурсы:

- основные
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир», учебник 1часть. Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир», рабочая тетрадь№1.

- дополнительные
Смайлики. Карты. Презентации. Карточки для индивидуальной и парной работы. Рисунок школы. Буклеты о селе Широкое.
Организация пространства
Групповая, фронтальная, парная, индивидуальная работа.
Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной

деятельности
(2 мин) Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -мотивировать учащихся на изучение темы. Психологическая подготовка к уроку, к восприятию нового материала. Организация учащихся, установка на эффективную работу, включение в деловой ритм. - Добрый день! Я рада приветствовать вас, ребята. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Смело, чётко говорим, И тихонечко сидим. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в пробном

учебном действии.
(8 мин) Цели: - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Отвечают на вопросы учителя и выполняют в паре задания по карточкам и делают взаимопроверку. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью Организует повторение изученного. Организует формулирование темы урока учащимися. - Ребята, скажите, чем вы начали заниматься на прошлом уроке окружающего мира? ( ответы детей) -Велика и прекрасна наша страна Россия. И как вы уже знаете, занимает она огромную территорию. (Показать на карте территорию страны). Вы уже совершали путешествия по городам нашей страны. Знать символы государства, гербы городов Золотого кольца России. Уметь работать в паре. Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать
учителя ставят цель урока. Работают под руководством учителя с картой. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Организует работу с картой Российской Федерации. Прежде всего, скажите, что нового мы узнали на прошлом уроке? (ответы детей) - А кто из вас ребята расскажет о гербе нашей страны? ответы детей -А кто помнит стихотворение о гербе? - стихотворение Герб России (читают дети) У России величавой, На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. - Ребята, что вы знаете о флаге нашей страны? Что обозначают 3 цвета флага? ( ответы детей) - А что вы знаете о Гимне нашей страны? (ответы детей) Гимн нужно слушать и исполнять стоя. Давайте мы с вами исполним 1 куплет и припев Гимна. - Садитесь. У вас на партах лежат тесты по символике. Ответьте на поставленные вопросы и выберите правильный ответ. Проверку сделаете в парах. - Ну что, продолжим путешествие. У вас на столе карточки с цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
маршрутом движения. Вы должны проследить его и назвать мне пункт назначения. Работаем в парах . А начнём мы наше путешествие с Каспийского моря. На чём мы можем путешествовать по морю? -Правильно, на корабле. Я двигаюсь по Каспийскому морю на север .(карта на доске) Попадаю на реку Волга. Плыву по Волге на север. Проплываю города: Астрахань, Волгоград и попадаю … - Назовите пункт назначения. (Саратов) – Кто был в Саратове? Что запомнилось? Постановка проблемной ситуации: - Ребята, с чего начинается знакомство с любым городом? (ответы детей) - Правильно, знакомство начинается с истории города. Ребята, а на чём можно путешествовать по городу? (ответы детей) -Путешествовать по городу будем на автобусе.
III. Открытие нового

знания.
(15мин) Цели: - организовать обсуждение Рассматривают фотографии в презентации, иллюстрации герба и флага. Организует работу по карточкам. -Город имеет богатую историю, которая неразрывно связана с судьбами русского народа. Саратов – один из Знать историю города, достопримечательности города. Уметь выделять из общего главное, Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь
главных достопримечательностей города; Вступаю в диалог с учителем. Работают в паре Организует работу по формированию умений делать выводы. Организует просмотр презентации, показ фотографий, работу с картой Саратовской области. старейших городов Поволжья. Ему более 400 лет. На 30 километров тянется город вдоль правого берега Волги. Думаю, что вам будут интересны некоторые факты из истории образования г. Саратова. Название городу дали стрельцы, вспомнив, как называли местность татары. «Сары – тау» – желтая гора. Так и стал наш город наречен Саратовом. У каждого города есть символы, то есть герб и флаг. ( показать изображение герба и флага). - Что изображено на гербе Саратова? (ответы детей) -На флаге? (ответы детей) -Но кроме государственной символики лицо города определяют достопримечательности, по которым можно узнать город. Как вы думаете, что является символами нашего города? (ответы детей) -Давайте посмотрим фотографии с изображением достопримечательностей города. Может вы, узнаете какие-то места. Презентация. классифицировать знакомое, незнакомое. . других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
-Главными символами современного Саратова являются крупнейший в Европе автодорожный мост, соединяющий правый и левый берега Волги мемориальный комплекс «Журавли», установленный на Соколовой горе (его видно почти из любой точки исторического центра Саратова). Привлекает внимание и здание одной из старейших в России Саратовской консерватории имени Л.В.Собинова. Среди Саратовских храмов представляет ценность Троицкий собор. Важнейшим элементом культурной традиции и современной жизни Саратова стало театральное искусство. Большой популярностью пользуется первый в России театр юного зрителя, первый в России национальный цирк был основан цирковыми артистами братьями Никитиными. История Саратова связана с именами знаменитых людей. Одного из них вы назовете точно. (показать фото Гагарина) -Спросите у своих друзей, родных, что такое Родина,
и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина- это место, где человек родился, вырос, то есть – это город, село, посёлок, аул. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина. - А для вас, что значит Родина? (ответы детей) -Наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живем и учимся. Любовь человека к Родине русский народ выразил в пословицах. Задание (собрать пословицы) -Ребята, мы с вами путешествовали, устали. Давайте остановим наш автобус и выйдем отдохнуть. Физминутка. Давайте возьмёмся за руки и представим себе, какая у
нас сильная Родина. Мы образовали круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей родины. В нашей стране горы высокие, Реки глубокие, Степи широкие, Леса большие, А мы - ребята, вот такие!
IV.Открытие нового

знания.(продолжение)

(
7мин) Цели: - организовать обсуждение главных достопримечательностей района и села. Рассматривают фотографии в презентации, иллюстрации герба. Вступаю в диалог с учителем Организует работу над проектом - -Продолжаем наше путешествие. -У каждого человека есть своя малая Родина – это родной край. Для нас, проживающих на Волжской земле, - это Саратовская область. (показать на карте) -В нашей области много районов. И везде своя природа, свой климат, свой животный и растительный мир, свои названия посёлков и сёл, свои живописные уголки: дали, неоглядные леса и перелески, долины, реки, холмы и горы. Ребята, а в каком районе мы живём? (ответы детей) -Да, для нас – это наш родной Татищевский район. От города Саратова до Татищева 38 Знать историю района, села и их достопримечательности. Уметь выделять из общего главное, классифицировать знакомое, незнакомое. Уметь описывать иллюстрации; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
километров. Скажите, пожалуйста, из Саратова в наш район мы на чем можем поехать? (ответы детей) -Татищево - очень молодой поселок. Он появился более 100 лет назад, когда строили Рязано-Уральскую железную дорогу. Возле железнодорожного полотна поставили станцию, и назвали ее - Мариновка. По другую сторону дороги, на берегу реки Идолги, поселилось несколько семей, которые вели земледельческое хозяйство. До сих пор сохранились дома, выстроенные первыми жителями: бревенчатые, обшитые тесом, обмазанные глиной. Современное название поселок получил в 1904 году в честь графа Василия Татищева. У нашего района тоже есть герб. (показать герб) - Давайте попробуем описать герб: (ответы детей) -На синем поле, на серебряном станционном колоколе изображена райская птица Гамаюн . В левом углу герба изображен герб
Саратовской области. Основным элементом герба является станционный колокол, так как строительство железнодорожной станции послужило началом зарождения районного центра. Райская птица Гамаюн олицетворяет мир, счастье, богатство, к которому всегда стремились люди . Герб Саратова в правом верхнем углу указывает на подчинение района городу. В создании герба принимали участие жители района. В районе 58 населенных пунктов. Какие вы знаете населённые пункты нашего района? (ответы детей) - Правильно. Крупнейшие населённые пункты: Вязовка, Мизино- Лапшиновка, Октябрьский Городок, Сокур, Ягодная Поляна, Светлый, Сторожевка. -Ребята, а вы знаете историю образования вашего села? (ответы детей). - Наш cело начало заселяться около трехсот лет назад. По данным книги
« Списки населенных мест» следует, что Широкое – называлось Широкий Буерак, при речке Широкий Буерак, заселилось оно в огромном числе вольными и беглыми крестьянами. До начала 20 века село именовалось как Широкий Буерак. -Ребята, давайте посмотрим фотографии, на которых вы возможно увидите знакомые места. Презентация - Кто скажет, что изображено на этих фото? (ответы детей) –Да, это наше село.
V.

Самостоятельная

работа.
(5 мин) Цель: - проверить умение работать с информацией; -организовать выполнение самопроверки. Самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради. Объясняют свой выбор. ‬Дети работают под фонограмму песни о России. Организует, помогает. направляет, дает советы. Организует проверку работ и помогает защитить свою работу. Включает фонограмму песни о России. (Работа в Рабочей тетради №1 на стр.58) -Нарисуйте самое любимое или самое красивое место вашего села. ‬(дети работают под фонограмму песни о России) -Какие достопримечательности села вы попытались нарисовать? (ответы детей) -Ребята, я тоже училась в нашей школе и нарисовала своё любимое место села Широкое. (ватман с изображением школы). Уметь выполнять работу по своему выбору, работать с информацией, делать вывод. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) Уметь вносить необходимые
Показывает рисунок школы, дарит детям буклеты. Я для вас подобрала понравившиеся мне высказывания о Родине. Давайте прочитаем их. (учитель читает вслух выразительно, у детей карточки с заданием). В облачке поставьте цифру наиболее понравившегося вам высказывания о Родине. Объясните свой выбор. - Кто выбрал первое высказывание? Поднимите руки. Объясните свой выбор. Кто выбрал второе высказывание? Поднимите руки. Объясните свой выбор. Кто выбрал третье высказывание? Поднимите руки. Объясните свой выбор. Кто выбрал четвертое высказывание? Поднимите руки. Объясните свой выбор. - Для меня Широкое, также как и для вас – родное село. Я решила рассказать о Широком в небольших буклетах, которые вам дарю. коррективы в действие после его завершения. (Регулятивные УУД).
VI.Обобщение усвоенного и

включение его в систему

ранее усвоенных знаний.
(3 мин) Отвечают на вопросы учителя. По схеме Организует фиксирование содержания. -А сейчас мы с вами проведем анкету «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ САРАТОВСКИЙ КРАЙ?» Контролировать свою деятельность, обобщать знания полученные на уроке. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные
Цели: - зафиксировать новое содержание урока; -организовать обобщение знаний учащихся. рассказывают, что узнали, знают. 1.Как называется главный город нашей области? 2.Знаешь ли ты, почему он имеет такое название? 3.Что обозначает это слово? 4.Какие достопримечательности Саратова знаешь? 5. Назови фамилии знаменитых людей, связанных с городом Саратовом. 7.Нравится ли тебе твой город? Почему? 8.Чем богат наш край? 9.Как называется река России, которая протекает в Саратове? 10.Какое значение в жизни людей имеет эта река? УУД).
VII. Рефлексия учебной

деятельности на уроке
(3 мин) Цели: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали нового, оценивают свою деятельность. Организует рефлексию. Организует оценку учебной деятельности. - Ребята, а что нового вы узнали на уроке? А что уже знали раньше? - Какие задания вам показались особенно интересными? Что запомнилось больше всего? - Оцените свою деятельность на уроке, используя смайликов. Если вы считаете, что поработали плодотворно и урок пошёл вам на пользу, то покажите улыбающегося смайлика, если нет, то грустного. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности (Личностные УУД).