"Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе"

Автор: Тимофеенко Екатерина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ХСОШ №1 им Д.Ж.Жанаева
Населённый пункт: с Хоринск Хоринский район РБ
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе"
Дата публикации: 31.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мастер-класс по теме:
«Применение активных методов обучения на уроках в

начальной школе»
Учитель начальных классов: Тимофеенко Екатерина Павловна
Цель мастер – класса
: познакомить с ролью активных методов обучения в формировании УУД.
Задачи мастер-класса
:  учиться формулировать УУД на различных этапах урока;  понять, что такое активные методы обучения;  видеть возможности применения активных методов обучения для формирования УУД.
Ход занятия

Вступительная часть.
Дорогие друзья, я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории. Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для себя что-то новое. Надеюсь, занятие не пройдет зря . В 2010 году наша школа активно включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.Я работаю в 4 «в» классе, Учебно-методический комплекс «Начальная школа 21 века» помогает мне реализовывать идеи Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию предметных и метапредметных результатов?
2слайд
В ФГОС метапредметные результаты - «освоенные обучающимися учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться». Для формирования УУД необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках. Сегодня я остановлюсь на роли активных методов обучения в формировании УУД.
4слайд
Я предлагаю ознакомиться с технологией АМО. Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому, включение активных методов обучения в образовательный
процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. • АМО – это методы знакомства (по слайду) • методы выяснения ожиданий и опасений • методы релаксации и активизации • методы представления новой информации в ходе образовательного мероприятия • методы работы над темой • методы презентации результатов практической работы • методы подведения итогов работы в ходе образовательного мероприятия
5слайд
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.
7слайд

Китайская мудрость гласит:
Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. Итак, переходим к основной части
8слайд

Основная часть

Пример АМ начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. - Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения. - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
1.

Метод «Солнышко и туча»

Целеполагание. Выяснение ожиданий и опасений.


Цель этапа: учителю
– эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока.
Обучающимся
- более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы учитель мог их знать и учитывать в образовательном процессе. - Уважаемые коллеги, свои ожидания от мастер-класса запишите на солнышке, опасения – на туче (усвоите или не усвоите тему, чему научитесь). Ожиданий и опасений может быть несколько. Зачитать можно по желанию. Прикрепите солнышки и тучи на магнитную доску - А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки» ( по желанию зачитывают) В конце мероприятия мы вернемся к ладошкам.
9слайд
2.
Игра «Композиция»
Цель: в игровой форме разделить учащихся на группы. Оборудование: карточки с изображением сказочных героев. Ученики, получив карточку, находят свою группу по названию сказки (на 4 стола выставляются картинки с домиками, на которых записаны названия сказок «Теремок», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане…», «Золотой ключик или приключения Буратино»)
10 слайд

Постановка задач мастер-класса
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:  объяснить, что такое активные методы обучения;  отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;  видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков. - Итак, определимся с понятием «активные методы обучения». - Для этого применим
метод «Инфо-угадай-ка».

АМ презентации учебного материала
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. (Слайд 4) .Он применяется при работе в группах. - Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. -Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «понятие».
Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов) Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. -Запишите. ( Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)

Сектор 2 – этапы урока.
-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов) Активные методы обучения применяются на всех этапах урока. - (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ). Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он пе рестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
14Слайд:
Один из таких методов,
«Составление кластера»,
может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Слайд 5) Один из таких методов,
«Составление кластера»,
может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Слайд 5) - Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения». Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд 5) Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. - Начиная изучать по русскому языку во 2 классе тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном. Вот, что получилось, (Слайд 6) - По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные. (Слайд 6) - На каких уроках ещё можно применять этот метод? - С большим успехом использую его на уроках окружающего мира. На уроке по теме «Деятельность людей в разных природных зонах», в начале изучения материала, отвечая на вопрос «Какую пользу приносит и какой вред наносит хозяйственная деятельность людей или экономика?», получаем. (Слайд 7) После прочтения статьи учебника кластер приобрёл следующий вид. (Слайд 7). Использование данного метода помогает детям пересказать статью учебника и является планом ответа.

3.«Экспресс-портрет»

Цель:
умение описывать, обобщать, развивать фантазию; расширять словарный запас. Проведение: класс делится на 3-4 группы. Каждый ученик в группе получает карточку с изображением сказочного героя. В течение 2 минут на листочке должен написать «портрет» этого героя. Затем каждый в группе или один человек от группы представляет свою работу, начиная со слов: «Я хочу представить вам сказочного героя, он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе отгадывают, чей «портрет» описан.
11 слайд

4.Метод «Инфо – карусель»

Цель:
распределить информацию по группам, классификация.
-
У каждой группы на столе лежит лист с изображением крыши дома. Вам нужно выстроить дом, выбирая нужную информацию на каждом столе и вклеивая на лист УУД.
12 слайд

Проверка по слайду.
5. Заполнение таблиц по группам до «Мудрых сов». Каждая группа заполняет только свои УУД. Методы, приемы Цель применения Этап урока УУД «Солнышко и туча» Целеполагание, выявление уровня ожиданий и опасений Постановка целей и задач «Композиция» Разделение на группы организационный «Экспресс-портрет» Составлять словесный портрет Изучение нового, закрепление «Инфо-карусель» Классификация информации Изучение нового, закрепление «Мудрые совы» Работа с информацией Изучение нового, закрепление «Словотоки» Лексическое значение слов Изучение нового «4 стихии» релаксация «Кубик Блума» обобщение обобщение «Цветы настроения» рефлексия рефлексия
18 слайд

6. «Мудрые совы»
Цель: умение работать с информацией У каждой группы на столах одинаковые тексты, но разные задания (слайд) • Азы работы над текстом
Найдите в тексте основные понятия (новые) и запишите их в алфавитном порядке. • Главная жизненная мудрость Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием? • Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной. • Поучительный вывод Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни.
19слайд

7. «Словотоки»
Цель: определять значение слов. На каждую группу выдаются слова из текста на карточках и лексическое значение слов. Один ученик озвучивает слово, в других группах находят его значение и зачитывают или наоборот.
20 слайд 8. Метод релаксации «Четыре стихии»
Учитель называет 4 стихии, а дети выполнят соответствующие движения - (вода - руками движения пловцов, воздух – руки поднимаем вверх, огонь – вращательные движения руками, согнутыми в локтях, земля – присесть).
21 слайд

9. «Кубик Блума»

Цель:
обобщить материал. На гранях кубика начало вопросов. Один человек в группе бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос по учебному материалу по той грани, на которую кубик выпадет. - Назовите УУД. (заполнение таблицы)
22 слайд

9. Рефлексия
- Дома с УУД помещаем на магнитную доску. - Оцени свою работу комплиментом на цветке настроения. Высаживаем клумбу настроения около домов, зачитывая комплименты. - А теперь, если ваши опасения не сбылись, закройте тучу солнышком. И так сегодня мы не только познакомились с формированием УУД, но и создали картину прекрасного настроения.
Учитель является творцом своих уроков. Новый стандарт предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают развивать УУД, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми технологиями в новой образовательной среде.