"Артикуляционная гимнастика"

Автор: Корепанова Людмила Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: город Глазов
Наименование материала: Статья
Тема: "Артикуляционная гимнастика"
Дата публикации: 27.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей?» Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие и целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Воспитание чистой речи у детей – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков. Артикуляционная гимнастика одна из них. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной

гимнастикой.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнёт заниматься логопед: мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». 4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Выполним несколько упражнений, которые вы можете использовать на своих занятиях. Артикуляционные (дикционные) упражнения 1.Дети имитируют жевание жевательной резинки. Необходимо добиться, чтобы в работу включалось как можно больше количество мышц языка. 2.Упражнение «Бегемот». Открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении под счёт до 5-10. (Широко откроем рот, как голодный бегемот). 3. Упр. «Лошадка» (Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.) 4. Упр. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком язык с силой «ударять» за верхними зубами и произносить [д]. Выполнять 10-20 секунд, сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. 5.Элемент сказки: Жили были дедушка и бабушка. К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки), С ними худые – кожа да кости (втягиваем щёки). Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы) Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд). 4.С точной артикуляцией произносим гласные в заданном порядке: «а-о-у-э-ы-и» 5.Для достижения хорошей дикции следует произносить (петь) гласные с губными согласными Б, П, М., которые помогают максимально отчётливо и ясно произносить эти гласные. Произносим (поём) следующие буквосочетания: «Ба – ба – бо – бо – бу – бу – бэ – бэ – бы - бы».
Упражнение рекомендую повторить 2-3 раза. Потом согласную следует поменять. За одно занятие можно пройти 5-6 буквенных сочетаний. 5. Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом , стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активируя работу губ, а потом повторять фразы с разжатыми зубами. Чистоговорки, основаны на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки. Например: Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы; Бу-бы-ба-из окна торчит труба; Жи-жи-жи- здесь живут ежи; Ло-ло-ло на улице тепло и т.д. 6. Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку. Н-Р: Водовоз вёз воду из водопровода. Получилось? Не тут – то было. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с «кашей» во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество. Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам:
-Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок; -Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе; -Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп. Для интересного введения скороговорки на занятии можно использовать разные сказочные персонажи, например, сорока Маруся – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям. -Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки. -Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно, Мы будем разговаривать, и будем выговаривать Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. -К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе. И в заключении я хочу сказать вам пожелание: «Будьте терпеливы, ласковы, спокойны и всё у вас получится». Спасибо за внимание.