Напоминание

"Имя твое - птица в руке"

Автор: Газизова Хания Габдулхаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №30
Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Имя твое - птица в руке"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь- дорогу умницу свою сопровождала. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают их на свете. Газизова Хания Габдулхаковна воспитатель высшей категории МАДОУ «Центр развития ребенка»- д/сад № 30 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Программные задачи:
1. Познакомить детей со значением имен, отмечая их интернациональность. Расширить знания о происхождении имен. 2. Продолжить знакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». 3. Воспитывать уважение к традициям башкирского народа, уважительное отношение к собственному имени, имени других людей. Помочь ребенку осознать себя как личность. 4. Упражнять детей в словообразовании (отчества и фамилии ) при помощи суффиксов –ов, -н, -ич.
Материалы к занятию
: запись плача ребенка, курай, запись звучания курая, воздушные шарики, фломастеры, видеокассета, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, утварь и оборудование башкирского быта.
Предварительная работа
: Познавательные занятия о человеке, строении его тела; беседа по фотографии «Это я». Д/и «Я взрослею», закрепление имен и отчества своих родителей, пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»;беседа на
тему : «Каждый имеет право…», знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»,со «Свидетельством о рождении ребенка».
Ход занятия
Iчасть (Показываю видеозапись биения сердца ребенка в животе у мамы). Воспитатель:- Что это? (ответы детей) Воспитатель: - Это бьется сердце малыша в животе у своей мамы. (звучит запись плача ребенка).А это ребеночек родился (загадочно).В одной башкирской семье родился мальчик. Вы хотите оказаться там? Дети: -Да! В.: Нам поможет вот этот курай. Я сейчас сыграю на волшебном курае , а вы закройте глаза (звучит курай). II часть: (занавес открывается, а там комната, оформленная в виде башкирской избы. Детей встречают женщина в башкирской одежде и мальчик в национальной одежде). Д.:- Здравствуйте!
В.:- Мы из детского сада «Улыбка».Звуки волшебного курая привели нас к вам. ( Дети проходят и садятся на скамейки) Башкирка:- Меня зовут Айсылу. В.: -Красивое имя. Б.: - Мое имя в переводе с башкирского языка означает «Лунная красавица».Башкиры думали, что красивое имя человеку дает силу, здоровье и красоту. В.:- Дети, вспомните, пожалуйста, какие башкирские имена вы знаете? Д.:- Айнур, Ильнур, Айрат, Ильдар, Айгуль, Гульназ . ( мальчик в баш. одежде обращается к башкирке) - Мама, помнишь, ты мне рассказывала сказку об Урал- батыре? Б.: -Конечно, помню. М.: -Теперь я знаю, откуда взялось имя Урал. А мое имя что значит? Б.: -«Айбулат»- «лунный булат». А «Айгуль»- «лунный цветок». М.: -Тогда скажи мне, что означают имена наших подружек Юндуз и Гульнур? Б.: - «Юндуз»- это «звезда», а «Гульнур»- «лучезарный цветок». М.: -Вот здорово! В.: -А Вы своего маленького сына как назвали? Б.:- Его зовут Азамат. Его имя означает «величие», «слава», «гражданин», «удалец». В.: Чтобы Азамат рос крепким, здоровым, умным, дети скажут свои пожелания. 1 ребенок: Пусть затопает, На коня вскочит, Да и побежит!(башкирский фольклор) 2 ребенок: Бежит и пусть добежит, Бегунов он догонит, Всадников он обгонит, И пеших обгонит! И жизнь долгой будет! ( башкирский фольклор 3 ребенок: Будь, как поэт, красноречивым, Будь еще и мягкосердечным. (стихотворения башкирских авторов) III часть В.: -А нам пора вернуться в детский сад.(Занавес закрывается. Дети садятся полукругом на стульчики). В.:- Итак, сегодня мы побеседуем о ваших именах. Кто придумал для вас имя? (родители, бабушка с дедушкой, родственники, дали имя в честь кого-то и т.д.) - Зачем человеку имя?
Дети: 1. Обращаясь к другу, мы называем его по имени. 2. По имени называем человека, когда хотим о нем что-то сказать. 3. Услышав свое имя, люди понимают, что другие говорят именно о них. В.: - Значит, имя выделяет человека среди других. Давайте, дети, вспомним, что означают ваши имена. - Меня зовут Богдан - «Богом данный», «желанный». -Меня зовут Айнур - « блеск», «луч», «свет», «лучезарный», «яркий», « красивый». -Меня зовут Даниил - от древнееврейского « судил Бог» -Меня зовут Иван - от древнееврейского «Бог помог» - Меня зовут Максим - от лат. « наибольший», « величайший». -Меня зовут Андрей - « мужественный» - Меня зовут Дамир- « миролюбивый» - Меня зовут Тимур - «крепкий», «железный». -Меня зовут Анастасия - от греч. « воскресший» - Меня зовут Татьяна - от греч. «устанавливать», « предписывать». В.: - Ваши родители – люди мудрые: красивыми именами вас назвали. А сейчас возьмите воздушный шар и фломастером напишите на нем свое имя. ( Дети пишут свои имена) В.: -Эти шары мы выпустим на улице. Пусть в городе узнают, что в д/саду № 30 живут очень дружные и добрые дети с красивыми именами (шарики убирают). IV часть В.: - Открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, когда к нему обращаются по имени и отчеству. А отчество образуется от имени отца. Представьте себе, что вы выросли, стали знаменитыми людьми, и мы с вами повстречались на улице. Как вы это представляете? Дети: - Улыбнемся, потом поздороваемся. (Дети называют свои имена и отчества, обнимаются с воспитателем) V часть В.: - А теперь мы посмотрим видеофильм. Как же другие родители в нашем городе выбирают имя своим маленьким детям ( смотрят видеофильм) В.: - каждый новорожденный ребенок, хотя он еще очень маленький, имеет право на имя. Это право дано ему «конвенцией о правах ребенка».Вручается родителям малыша « Свидетельство о рождении», где написано его фамилия, имя , отчество и место, где он родился. -Итак, какое должно быть имя у человека? Дети: - Красивым, благозвучным, чтобы сочеталось с отчеством, чтобы имя нравилось ребенку. В.: -Каждый родитель к выбору имени своему ребенку относится серьезно, потому что человек, получив имя, носит его всю жизнь. От имени мальчика образуют фамилию. А какие фамилии можно образовать от ваших имен?
Дети: ( образуют фамилии от своих имен) VI часть В.: -Некоторые улицы нашего города названы именами, фамилиями людей.Назовите такие улицы ( дети называют). В.: -Почему именами этих людей названы улицы? Дети: - Потому что они сделали много полезного для других. В.: -Что вы собираетесь сделать для людей, чтобы этот мир стал лучше? (ответы детей). VII часть В.: -Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения поэтессы М. Цветаевой Имя твое – птица в руке… Имя твое – льдинка на языке. Одно – единственное движение губ… Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенчик во рту. В.: -С чем сравнивает М. Цветаева имя? Дети: - С птицей, льдинкой, мячом, бубенцом. В.: - Я надеюсь, что вы станете известным и спортсменами, музыкантами, строителями, писателями. И ваши имена прославят наш город. А все мы с гордостью будем вспоминать о том, что ваше детство прошло в нашем детском саду. Наше занятие подошло к концу. Всех вас благодарю за занятие.