Автор: Газизова Хания Габдулхаковна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №30
Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Имя твое - птица в руке"
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки
Вдаль смотря широкими
глазами,
Шел малыш знакомиться с
правами.
Рядом мама крепко за руку
держала,
В путь- дорогу умницу свою
сопровождала.
Знать должны и взрослые, и
дети
О правах, что защищают их на
свете.
Газизова Хания Габдулхаковна
воспитатель высшей категории МАДОУ «Центр
развития ребенка»-
д/сад № 30 городского округа город
Октябрьский
Республики Башкортостан
Программные задачи:
1.
Познакомить детей со значением имен, отмечая их интернациональность.
Расширить знания о происхождении имен.
2.
Продолжить знакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка».
3.
Воспитывать уважение к традициям башкирского народа, уважительное
отношение к собственному имени, имени других людей. Помочь ребенку
осознать себя как личность.
4.
Упражнять детей в словообразовании (отчества и фамилии ) при помощи
суффиксов –ов, -н, -ич.
Материалы к занятию : запись плача ребенка, курай, запись звучания курая,
воздушные шарики, фломастеры, видеокассета, телевизор, видеомагнитофон,
магнитофон, утварь и оборудование башкирского быта.
Предварительная работа : Познавательные занятия о человеке, строении его тела;
беседа по фотографии «Это я». Д/и «Я взрослею», закрепление имен и отчества
своих родителей, пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»;беседа на
тему : «Каждый имеет право…», знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»,со
«Свидетельством о рождении ребенка».
Ход занятия
Iчасть
(Показываю видеозапись биения сердца ребенка в животе у мамы).
Воспитатель:- Что это? (ответы детей)
Воспитатель: - Это бьется сердце малыша в животе у своей мамы.
(звучит запись плача ребенка).А это ребеночек родился (загадочно).В одной
башкирской семье родился мальчик. Вы хотите оказаться там?
Дети: -Да!
В.: Нам поможет вот этот курай. Я сейчас сыграю на волшебном курае , а вы
закройте глаза (звучит курай).
II часть:
(занавес открывается, а там комната, оформленная в виде башкирской избы. Детей
встречают женщина в башкирской одежде и мальчик в национальной одежде).
Д.:- Здравствуйте!
В.:- Мы из детского сада «Улыбка».Звуки волшебного курая привели нас к вам.
( Дети проходят и садятся на скамейки)
Башкирка:- Меня зовут Айсылу.
В.: -Красивое имя.
Б.: - Мое имя в переводе с башкирского языка означает «Лунная
красавица».Башкиры думали, что красивое имя человеку дает силу, здоровье и
красоту.
В.:- Дети, вспомните, пожалуйста, какие башкирские имена вы знаете?
Д.:- Айнур, Ильнур, Айрат, Ильдар, Айгуль, Гульназ .
( мальчик в баш. одежде обращается к башкирке)
- Мама, помнишь, ты мне рассказывала сказку об Урал- батыре?
Б.: -Конечно, помню.
М.: -Теперь я знаю, откуда взялось имя Урал. А мое имя что значит?
Б.: -«Айбулат»- «лунный булат». А «Айгуль»- «лунный цветок».
М.: -Тогда скажи мне, что означают имена наших подружек Юндуз и Гульнур?
Б.: - «Юндуз»- это «звезда», а «Гульнур»- «лучезарный цветок».
М.: -Вот здорово!
В.: -А Вы своего маленького сына как назвали?
Б.:- Его зовут Азамат. Его имя означает «величие», «слава», «гражданин», «удалец».
В.: Чтобы Азамат рос крепким, здоровым, умным, дети скажут свои пожелания.
1 ребенок: Пусть затопает,
На коня вскочит,
Да и побежит!(башкирский фольклор)
2 ребенок: Бежит и пусть добежит,
Бегунов он догонит,
Всадников он обгонит,
И пеших обгонит!
И жизнь долгой будет! ( башкирский фольклор
3 ребенок: Будь, как поэт, красноречивым,
Будь еще и мягкосердечным.
(стихотворения башкирских авторов)
III часть
В.: -А нам пора вернуться в детский сад.(Занавес закрывается. Дети садятся
полукругом на стульчики).
В.:- Итак, сегодня мы побеседуем о ваших именах. Кто придумал для вас имя?
(родители, бабушка с дедушкой, родственники, дали имя в честь кого-то и т.д.)
- Зачем человеку имя?
Дети:
1.
Обращаясь к другу, мы называем его по имени.
2.
По имени называем человека, когда хотим о нем что-то сказать.
3.
Услышав свое имя, люди понимают, что другие говорят именно о них.
В.: - Значит, имя выделяет человека среди других. Давайте, дети, вспомним, что
означают ваши имена.
- Меня зовут Богдан - «Богом данный», «желанный».
-Меня зовут Айнур - « блеск», «луч», «свет», «лучезарный», «яркий», « красивый».
-Меня зовут Даниил - от древнееврейского « судил Бог»
-Меня зовут Иван - от древнееврейского «Бог помог»
- Меня зовут Максим - от лат. « наибольший», « величайший».
-Меня зовут Андрей - « мужественный»
- Меня зовут Дамир- « миролюбивый»
- Меня зовут Тимур - «крепкий», «железный».
-Меня зовут Анастасия - от греч. « воскресший»
- Меня зовут Татьяна - от греч. «устанавливать», « предписывать».
В.: - Ваши родители – люди мудрые: красивыми именами вас назвали. А сейчас
возьмите воздушный шар и фломастером напишите на нем свое имя.
( Дети пишут свои имена)
В.: -Эти шары мы выпустим на улице. Пусть в городе узнают, что в д/саду № 30
живут очень дружные и добрые дети с красивыми именами (шарики убирают).
IV часть
В.: - Открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, когда к нему
обращаются по имени и отчеству. А отчество образуется от имени отца. Представьте
себе, что вы выросли, стали знаменитыми людьми, и мы с вами повстречались на
улице. Как вы это представляете?
Дети: - Улыбнемся, потом поздороваемся.
(Дети называют свои имена и отчества, обнимаются с воспитателем)
V часть
В.: - А теперь мы посмотрим видеофильм. Как же другие родители в нашем городе
выбирают имя своим маленьким детям ( смотрят видеофильм)
В.: - каждый новорожденный ребенок, хотя он еще очень маленький, имеет право на
имя. Это право дано ему «конвенцией о правах ребенка».Вручается родителям
малыша « Свидетельство о рождении», где написано его фамилия, имя , отчество и
место, где он родился.
-Итак, какое должно быть имя у человека?
Дети: - Красивым, благозвучным, чтобы сочеталось с отчеством, чтобы имя
нравилось ребенку.
В.: -Каждый родитель к выбору имени своему ребенку относится серьезно, потому
что человек, получив имя, носит его всю жизнь. От имени мальчика образуют
фамилию. А какие фамилии можно образовать от ваших имен?
Дети: ( образуют фамилии от своих имен)
VI часть
В.: -Некоторые улицы нашего города названы именами, фамилиями людей.Назовите
такие улицы ( дети называют).
В.: -Почему именами этих людей названы улицы?
Дети: - Потому что они сделали много полезного для других.
В.: -Что вы собираетесь сделать для людей, чтобы этот мир стал лучше? (ответы
детей).
VII часть
В.: -Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения поэтессы М. Цветаевой
Имя твое – птица в руке…
Имя твое – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ…
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенчик во рту.
В.: -С чем сравнивает М. Цветаева имя?
Дети: - С птицей, льдинкой, мячом, бубенцом.
В.: - Я надеюсь, что вы станете известным и спортсменами, музыкантами,
строителями, писателями. И ваши имена прославят наш город. А все мы с гордостью
будем вспоминать о том, что ваше детство прошло в нашем детском саду.
Наше занятие подошло к концу. Всех вас благодарю за занятие.