"Дифференциация звуков [Ш-Ж] в словах и предложениях"

Автор: Агафонова Наталья Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 44
Населённый пункт: р.п. Чунский
Наименование материала: конспект
Тема: "Дифференциация звуков [Ш-Ж] в словах и предложениях"
Дата публикации: 30.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего

дошкольного возраста на тему:

«Дифференциация звуков [Ш-Ж] в словах и предложениях»

Цель:
Дифференциация звуков [ш], [ж] в словах и предложениях.
Задачи:
Дифференцировать звуки [ш], [ж] в словах и предложениях; Развивать фонематический слух; Совершенствовать грамматический строй речи; Развивать связную речь.
Ход занятия
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию). Логопед загадывает загадки. С утра жужжу, Цветы бужу. Кружу-кружу, Мед вожу (пчела) (выставляется картинка с изображение пчелы) Нет ни рук, ни ног у зверя, И не нужно, не потеря - Она легко в траве скользит, А приблизишься – шипит. (змея)
(Выставляется картинка с изображением змеи) Повтори, как жужжит пчела. А теперь покажи, как шипит змея. Чья песенка звонче? Чья песенка глухая? Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж]. У наших с тобой друзей пчелки и змейки есть имена. Пчелку зовут - Жужа, а змейку - Шуня. Какой первый звук стоит в имени Жужа. Правильно Ж. А в имени Шуня. Ш. Логопед. Давай произнесем ещё раз звук [ш], а теперь [ж]. Как ты думаешь, чем похожи эти звуки? Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам. Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки. -Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит. Умница, мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой. (гимнастика с массажным мячиком су-джок) Дружно мяч в руки возьмём По ладошкам проведём. Пусть бежит наш мячик колкий,
Делают массаж иголки. По ладошкам пробежит Нам здоровье укрепит. Массажировать мы сами Каждый пальчик не устали. Осталось с силой потереть И не будем мы болеть. Молодец, мы хорошо размяли наши ладошки и пальчики, а сейчас потрудится наш язычок. Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Моторчик» . Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [р]. Логопед дает рекомендации ребенку. «Грибок» - нужно улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась. «Лошадка» - сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. «Гармошка» - сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба, затем закрыть его. «Моторчик» - Логопед просит ребенка улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося громко, отрывисто, многократно, не опуская кончик языка: дддддд. Игра «Магазин» Что-то Жужа и Шуня заскучали. Давай с ними поиграем. Возьмем их с собой в магазин. Жужа будет покупать только те предметы в названии, которых есть звук [ж], а Шуня только те, в названии которых есть [ш]. А ты проговаривай Жужа покупает Жука и т.д. (предметные картинки) «Шайба, мешок, вишня , петушок, швабра, жираф, кувшин, ёжик, шахматы, желуди, мышка, лыжи, мороженое, жук, чашка, кошка, жаба».
Молодец, хорошо справился с заданием. Дифференциация [ш-ж] в предложениях. -Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем. -Что изображено на первой схеме? (Мешок, вишня) - Как ты думаешь, что лежит в мешке? (Вишня лежит в мешке) - Придумай предложения по остальным схемам. (Малыш играет с шарами. Маша собирает ландыши, Еж собирает желуди. Ножом режут баклажан.) А сейчас давай поиграем с тобой в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед тобой четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Ты должен найти лишнюю и сказать, почему она лишняя. Итак, начали: Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему? В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова? Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему? В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова? Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему? В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
Хорошо справился с заданием, нашёл все лишние предметы.
Итог занятия.
- Кто помогал нам сегодня на занятии? - Вспомни и назови имена, в которых встречается звук [ш -ж]. - С какими звуками мы играли сегодня? [ш -ж].