"Социализация и ресоциализация взрослых как цель дополнительного профессионального образования".

Автор: Конюков Антон Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДПО "ЦПО СМП"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация и ресоциализация взрослых как цель дополнительного профессионального образования".
Дата публикации: 30.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Социализация и ресоциализация взрослых как цель дополнительного

профессионального образования.
Социализация – это активное взаимодействие личности с социальной средой активное вхождение человека в систему социальных связей. Социализация является двусторонним процессом, включающим в себя, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны - как процесс активного воспроизводства этой системы самим человеком в его деятельности. Вторая сторона процесса социализации, это момент воздействия человека на среду с помощью деятельности, в том числе профессиональной. Социализация это непрерывный процесс. Безусловно, основная социализация проходит в детском и подростковом возрасте, но не заканчивается она и в период взрослости человека, развитие личности продолжается, возможн,о до момента смерти. И всё же между социализацией ребёнка и социализацией взрослого существуют некоторые различия. Социализация взрослого предполагает:  возможность изменения внешнего поведения;  возможность оценки предлагаемой нормы, а не просто её усвоение;  социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками. В качестве института социализации взрослых чаще всего рассматривается трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов. Но возможность передачи социально-позитивного опыта это не только прерогатива трудового коллектива. Систему дополнительного профессионального образования так же можно рассматривать, как один из институтов социализации взрослого, так как в процессе профессионального образования идет формирование или пересмотр ранее существовавших профессиональных ролей. Целью дополнительного профессионального образования является подтверждение и формирование новых профессиональных компетенций Если учитывать то, что профессиональная компетенция есть знание, умение и навык в действии, что это интегративные деятельностные конструкты, включенные в реальную ситуацию, тогда необходимо подтвердить и тот факт, что любое профессиональное действие состоит не только из собственно операции, но и из желания эту операцию выполнять. Т.е. структура профессионального действия представлена двумя компонентами: операционным и мотивационным. «Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека».
Мотивация определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят в том числе: потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности это готовность к активности человека. К преобразованию среды. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики. Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Важно различать мотивы и стимулы. Стимулы – это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологических особенностей человека, различные мотивы. Так угроза не получить сертификат (диплом) вследствие, отчисления из образовательного учреждения за пропуски занятий, это стимул посещать занятия но не мотив. Мотивом посещения занятий может явиться желание получения нового знания. Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. В прочем мотивированность слушателя цикла обеспечивает качество деятельности центров ДПО на выходе. По этому, необходимо постоянно корректировать учебные программы, используя не просто актуальную, но и самую свежую информацию; использовать современные методы подачи информации и т.п. для формирования у слушателей профессионального интереса, а не просто эксплуатировать вынужденную необходимость присутствия на занятии. От мотивов следует отличать мотивировки. Это указания человеком на причины своих профессиональных действий, которые могут не совпадать с настоящим мотивом. Так соблюдение норм профессиональной этики может быть как внутренним желанием, так и внешним страхом наказания. Через формирование правильной профессиональной мотивации мы подходим к неизбежности коррекции профессиональной роли в плане такого важного аспекта её, как собственные представления человека о модели своего профессионального поведения и своих профессиональных качеств. Не секрет, что мы часто имеем дело со слушателями, у которых в той или иной степени выражены элементы профессиональной деформации личности. Не гибкость профессиональных привычек, склада мышления и стиля общения. Стойкая завышенная профессиональная самооценка; фиксированная ориентация на собственный опыт, включающая презумпцию своей непогрешимости и т.п. искажают представления специалиста о своем месте (роли) в системе профессиональных отношений. В контексте
рассматриваемой проблемы можно сказать, что у таких слушателей идет процесс десоциализации. Специалист, у которого развивается профессиональная деформация личности становиться опасным вследствие утраты или уродования профессиональных целей, качеств, морально-нравственных ориентиров. Существует насущная необходимость в профилактике и коррекции профессиональных деформаций. Это обеспечивает процесс ресоциализации. Ресоциализация - это усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних ценностей и ролей, недостаточно усвоенных или устаревших, или утраченных. В методических материалах преподавателей может быть указана такая цель как коррекция личности специалиста на основе профессионального опыта. Способы такой коррекции могут быть самыми разнообразными и включать в себя различные стимулы. Для коррекции профессиональных деформаций связанных с операционным компонентом, которые встречаются чаще всего, эффективными способами вероятно будут методы с использованием элементов творческого подхода. Эти элементы легче всего внедрять в практические занятия, на которых отрабатываются новые умения и формируются новые навыки. Элемент новизны помогает преодолеть автоматизированное мышление. Положительный эффект может дать использование ситуативных задач в условия которых включены избыточные требования к знаниям слушателей. Безусловно, это может идти в разрез с некоторыми постулатами этики, поэтому такие противоречия должны оговариваться заранее, однако некоторое расширение рамок компетенций помогает в пересмотре (коррекции) особенностей и требований профессиональной роли. В качестве профилактики операционных профессиональных деформаций личности специалиста используется принцип непрерывности образования. Этот принцип включает самостоятельное образование специалиста. Возможности самообразования так же могут быть предложены системой ДПО. Размещение на сайте образовательного учреждения образовательных программ, учебных материалов по различной тематике, их своевременная коррекция, являются уже не столько дополнительной возможностью, сколько обязательным требованием функционирования центров ДПО. Гораздо более сложной задачей является коррекция деформаций связанных с мотивационным компонентом профессионализма. В рамках учебного процесса у нас мало инструментов, которые мы могли бы использовать. Основными методами тут являются убеждения и апелляция к общесоциальным качествам личности. Однако при наличии функциональных возможностей (специалисты, помещения, средства) эффективны различные тренинговые занятия направленные на профилактику стресса и эмоционального выгорания и т.п. Хочу предложить пример из деятельности нашего Санкт-Петербургского «Центра последипломного образования специалистов медицинского профиля»
В рамках общей части учебных программ центра, на занятиях по психологии, мы рассматриваем особенности профессиональной роли медика и особенности взаимодействия меду медиком и пациентом. Этот модуль предполагает элементы провокации связанные с оправданием нарушения медицинской этики. Цель такой провокации, через подчас достаточно агрессивное обсуждение, вывести слушателей на осознания важности четкого следования роли медицинского специалиста, соблюдению не только профессиональных, но и общечеловеческих норм общения. Так же в нашем арсенале есть возможность индивидуального консультирования по запросу слушателей. Наблюдения показывают - это действенный инструмент. Из всего выше сказанного позволю сделать следующий вывод: система дополнительного профессионального образования, безусловно, является институтом социализации и ресоциализации взрослого, так как основная задача этой системы формирование и коррекция личности профессионала. Требованиями для успешного выполнения этой функции являются:  Использование новых и новейших образовательных технологий.  Мониторинг информационного пространства с целью обнаружения новым методов, методик актуализирующих темы, включенные в учебные планы образовательных учреждений.  Использование возможностей самообразования слушателей и преподавателей.  Организация консультативной помощи слушателям не только во время их обучения.