"СИСТЕМА УРОКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ".

Автор: Пыхтеева Ольга Вениаминовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6"
Населённый пункт: город Глазов Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "СИСТЕМА УРОКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ".
Дата публикации: 30.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СИСТЕМА УРОКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ

ФГОС 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ.
Древнерусская литература с её жанровыми особенностями всегда вызывала немало вопросов у учителей: как интерпретировать то или иное произведение, что именно хотел подчеркнуть неизвестный нам автор, какова истинная идейная подоплёка, например, «Жития Сергия Радонежского» и чем оно отличается от «Жития Александра Невского»? Каков нравственный идеал, запечатлённый в образах, скажем, в повести о Петре и Февронии Муромских? Есть ли мотив раскаяния в повести о Василии Кариотском? Как это доказать? Александр Григорьевич Татаринцев как ведущий специалист в области ДРЛ и литературы 18-го века считал, что произведения житийного характера, а также русские средневековые повести содержат ответы на все вечные вопросы человечества, нужно только уметь читать их «между строк». Это вековая народная память и мудрость, переплетённая с канонами православия, которая воспитывает у подрастающего поколения терпимость и великодушие, любовь к ближнему, способность прощать, веру в торжество добра и справедливости. Вспомним, «откуда есть пошла» древняя русская литература? О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит ( глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения. Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. К тому же возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать
строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для создания литературы. Литература должна была оставаться чисто церковной, культовой, тем более что светские жанры существовали в устной форме. Однако библейские рассказы о сотворении мира содержали много научных сведений о земле, животном мире, устройстве человеческого тела, истории государства, то есть не имели никакого отношения к христианской идеологии. Также вне культовой литературы оказались летописи, сказания, бытовые повести, такие как “Слово о полку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника. И всё же литература Руси была посвящена мировоззренческим вопросам, вопросам нравственности и морали. Жанровая система отражала мировоззрение, типичное для христианских государств. “Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни”, - так в своей работе Д. Лихачёв сформулировал черты литературы древнейшего периода русской истории. Нет сомнений в том, что Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси (988 год) становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России. Как бы то ни было, но значение ДРЛ и по сей день трудно переоценить. В связи с введением ФГОС 2-го поколения пересматриваются традиционные цели изучения того или иного предмета в свете личностных, метапредметных и предметных результатов, которые должны демонстрировать учащиеся на определённой ступени своего развития. Однако, в любом случае, главные цели изучения предмета «Литература» (а значит – и произведений древнерусской литературы) остаются прежними:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; - постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, принцип историзма; и др. Всё это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Обратимся к программе углублённого изучения литературы М.Б.Ладыгина, предполагающей рассмотрение произведений ДРЛ на разных ступенях обучения (данная программа действует в нашей гимназии уже не первое десятилетие, и два года назад её переиздали с необходимыми изменениями в свете требований новых ФГОС). Так, впервые с произведениями ДРЛ учащиеся знакомятся в 6 классе, изучая жанр жития и читая «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского». Рассуждаем о значении духовного подвига отца Сергия, о героизме и патриотизме князя Александра Невского. Для реализации национально-регионального компонента обращаемся к «Житию Стефана Пермского» и беседуем о просветительском подвиге святого. В 7-м классе учащиеся обращаются к разделу «Мир и человек в средневековой русской литературе XV-XVI веков», читают бытовые и сатирические повести о Шемякином суде, о Фроле Скобееве, о Горе-Злочастии, анализируют и характеризуют нравственные ценности, утверждаемые в данных произведениях. Уместно будет рассмотреть и повесть о Петре и Февронии Муромских, обращая внимание на русские и православные традиции института брака и семьи, понимание свободы и долга.
Наиболее глубокое изучение ДРЛ наблюдается в программе 8-го класса, где представлен раздел «Национальное своеобразие средневековой русской литературы» и анализируются «Повести временных лет», «Хождение Богородицы по мукам». Основная деятельность учащихся заключается в умении характеризовать национальные традиции русской литературы как духовной, нравственной и патриотической, учатся определять её место в мировом процессе, языческие корни и православную традицию ДРЛ, объясняют смысл понятий апокрифическая литература, характеризуют этическое звучание произведений. Ярчайший памятник ДРЛ – «Слово о полку Игореве» - изучается в любой программе по литературе в 9 классе. Учащиеся характеризуют непреходящее идейно-художественное значение древнейшего художественного произведения русской литературы: образный строй произведения, эпическое и лирическое в «Слове…», художественное мастерство автора «Слова…» в создании образа земли Русской. Таким образом, есть все основания утверждать, что с введением ФГОС 2-го поколения идейно-тематическое своеобразие и нравственное звучание произведений древнерусской литературы только возрастает. Возникает необходимость обращаться к этим произведениям, чтобы осознать мудрость и величие нравственных норм древности, чтобы при чтении современной художественной литературы у подрастающего поколения уже был свой «этический вкус», не позволяющий равнодушно относиться к «бульварной литературе» и другим произведениям искусства, пропагандирующим пошлость и безнравственность.