"Методические рекомендации по изучению слов с непроверяемыми написаниями в 1 и 2 классах".

Автор: Мануйлова Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ишимбай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по изучению слов с непроверяемыми написаниями в 1 и 2 классах".
Дата публикации: 31.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методические рекомендации

по изучению слов с непроверяемыми написаниями

в 1 и 2 классах.

Из опыта работы учителя начальных классов

МОУ СОШ № 3 г. Ишимбая

Мануйловой Светланы Михайловны

ВВЕДЕНИЕ Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. А. В. Текучев. Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах « Азбуки» дети сталкиваются со словами « арбуз», « библиотека», « конура» и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры - более 500 единиц. К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Поэтому эта тема актуальна. Одна из причин актуальности – неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа. Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями и труднопроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов . Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку. Задача данных рекомендаций – познакомить учителей с системой изучения непроверяемых написаний, основанной на принципе двусторонней дифференциации, которой предполагает учёт как специфики орфограммы, так и особенностей учащихся. С орфографической точки зрения состав слов неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы: 1. Слова с непроверяемыми написаниями ( малина, класс, вдруг). 2. Слова, подчиняющиеся правилам, которые изучаются в средних классах (самолёт, жёлтый, чёрный, город, деревня, молоко). 3. Проверяемые слова, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младшего школьника ( праздник). Слова первой и второй группы учащиеся усваивают с помощью запоминания. При изучении слов третьей группы учащиеся должны знать, что они могут проверяться. В школьной практике используются различные приёмы ознакомления с новыми словами:
1.

Демонстрация предмета или его изображения
(сорока, ворона, собака, петух, корова. капуста, машина, посуда. девочка, пальто, карандаш, тетрадь, берёза, пенал, ягода, лопата, заяц, медведь, коньки)
2.

Уточнение лексического значения слова по словарю
(город, завод, народ, язык, класс, фамилия, ветер)
3.

Подбор синонимичного ряда
(хорошо, товарищ, весело, быстро, скоро, вдруг).
4.

Подбор антонима
(девочка, спасибо, здравствуй).
5.

Словообразовательный анализ
(урожай, народ, одежда, учитель. ученик).
6.

Перевод

7.

Этимологический анализ
(берёза, вдруг, воробей, деревня, карандаш, лопата, медведь, народ, пенал, платок, спасибо, урожай) см. приложение.
8.

Опора на опыт учащихся
(название животных, ребята, суббота, молоко).
9.

Включение в предложение или текст.


Я предлагаю следующий порядок изучения слов с непроверяемыми написаниями, основанный на принципах:
1. Учёт специфики орфограммы. 2. Объединение, по возможности, в смысловые группы. 1 КЛАСС №
Тема раздела или урока

Слова для

запоминания

Обогащение

словарного запаса
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Послебукварный период: « Язык – как средство общения» Заглавие текста Предложение Большая буква в именах, фамилиях, отчествах. Большая буква в кличах животных Слог Перенос слов Звуки и буквы Соответствие звуков буквам Твёрдые и мягкие шипящие согласные звуки учитель, ученик Москва ребята собака, корова сорока, ворона, воробей петух русский язык, портфель Россия, родина хорошо, мороз пальто народ щавель 2 КЛАСС



Тема раздела или урока

Слова

для изучения

Слова

для закрепления

Слова для изучения

орфоэпических норм

1.
Повторение, изученного в первом классе лисица воробей, ворона, петух, собака, сорока 2. Согласный звук ( й) и буква й урожай, капуста район, сейчас 3. Сочетания жи ши машина, хороший положить, шинель 4. Сочетания ча ща чу щу товарищ, посуда начать, щавель, случай 5. Сочетания чк чн девочка капуста, урожай конечно, скворечник, нарочно, помощник, прачечная, чтобы, скучный, яичница 6. Слова со звуком (э) и буквой Э ателье, модель, поэт, рейс, свитер, термос, текст, фанера 7. Алфавит алфавит 8. Перенос слов ученик, урожайный 9. Текст. Тема. ребята 10.
Мягкие и твёрдые

согласные звуки
1. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2. Ь - показатель мягкости согласных 3. Перенос слов с Ь пальто, платок учительница, коньки, учитель хотеть, хочет, хотят, хотим 12.
Звонкие и глухие

согласные звуки
1. Парные и непарные согласные. Слабая позиция. 2. Проверка парных согласных на конце слова карандаш, тетрадь город, завод мороз, сапог язык, народ арбуз, досуг 13.
Ударение
1. Понятие ударения 2. Проверка безударных гласных путём изменения формы слова 3. Упражнения в написании безударных заяц, медведь молоко деревня, берёза весело, быстро лисица, собака, корова ворона, сорока ребята, коньки морковь, свёкла, магазин
гласных в корне слова скоро 14.
Разделительный Ь
веселье, медвежья, заячьи ателье, повторить 15.
Правописание слов с

двойными согласными
суббота, класс, русский язык язык, берёза 16.
Имя существительное
1. Роль имён существительных в речи 2. Вопросы: кто? что? фамилия пенал товарищ, народ тетрадь, карандаш / / договор, документ 17.
Заглавная буква в

именах собственных
город, родина, фамилия квартал, километр 18.
Глагол
1. Вопросы 2. Общее понятие 3.Изменение по числам 4. Употребление глаголов в различных временных формах работа, работать дежурить, дежурный веселить задал, задала, задали, занял, заняли, заняла поднять, подниму, поднял, подняла, подняли 19.
Имя прилагательное
1. Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу 2. Роль имён прилагательных в речи ( переход из одной части речи в другую ) хороший дежурный, рабочий красивее 20.
Предлоги
спасибо 21.
Однокоренные слова
1. Понятие 2. Единообразное написание корня берёза, берёзка, берёзовый мороз портфель 22.
Безударные гласные в

корне
ягода одежда лопата ветер спасибо пальто, платок урожай, капуста звонит, звонишь, звонят, звонил, далеко инструмент 23.
Парные согласные в

корне слове
вдруг, здравствуй лопатка, берёзка, медведь, легко 24.
Предложение
лопата 25.
Повторение
сантиметр, сегодня, средство, статуя, столяр
Для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первичного изучения : через 2 недели; ещё через месяц 2 раза : затем через 2 месяца с целью контроля. Однако в практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 2-3 минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками учащихся. такие мини- диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произнесением. Одной из причин, затрудняющих усвоение слов, является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение : обнаруживать гласный в слабой позиции, т. е. в безударном положении. Только опираясь на обобщённое умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости т разновидности орфограммы. Работу по усвоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. Первым шагом в этой работе является введение нового слова.
1

Этап первичного восприятия
1. Предъявление слова (выше) виды см. 2. Работа над» слуховым» образом слов Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют «трудное» место. Это важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в период обучения грамоте учащихся знакомили с признаками орфограмм (со слабыми позициями для гласных и согласных), то после орфоэпического произнесения дети сразу могут назвать в этом слове «опасное место». Как известно, дети лучше умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным. 3.Запись слова с «окошком» («дыркой») После того как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают «словарное слово» в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы - так называемым «окном» или «дыркой». Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать ещё одно условие : вместо пропущенной буквы должен непременно ставится какой- либо «сигнал опасности»- например точка : б.рёза. После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и ещё раз записывают слово, предварительно проговаривая его орфографически, т. е. как оно написано. Специфическая форма записи слова с пропуском «трудного» места – это способ, предлагаемый детям для фиксации, поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились, прежде всего, обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая же форма записи используется и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилами: «обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окно» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к её решению». Иногда учителя предъявляют детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой: «б.рёза». Этот приём неравноценен приёму записи слов с «дыркой» самим учеником, т. к. школьник имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной. Важно же, чтобы он ставил её самостоятельно. После того, как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удаётся, дети обращаются к авторитетному источнику. 3. Работа над «зрительным» образом слова Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это будет способствовать, во – первых, накоплению опыта со словарями, во – вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа(если он помогает объяснить написание слова). На этапе первичного восприятия работы над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачей, которая фиксируется пропуском соответствующей буквой, выбор способа решения и собственно решения орфографической
задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг – запись слова, организованный этап, чтобы обеспечить запоминания его орфографического облика.
2

Этап закрепления правописания слов с непроверяемыми орфограммами
Длительность данного этапа зависит от количества слов изучаемых в данное время. В разных источниках по разному определяется количество слов для ознакомления на одном уроке и необходимое количество повторных восприятий, а также их распределение во времени. Объём кратковременной памяти человека равен 7-2, 7+2. Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долговременную необходимо обеспечить, во – первых, не менее 4 – х повторных восприятий в течение одной – двух недель; во – вторых, переработку информации на базе имеющихся знаний, то есть включение изучаемых слов в новые системные (языковые и речевые) отношения. Виды упражнений со словами с непроверяемыми написаниями можно классифицировать по направлениям, традиционно составляющими систему языка. 1.
Фонетические упражнения
Цель данных упражнений – научить слышать слова, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, уметь производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. Виды упражнений: 1. Выпишите слова, в которых есть буквы обозначающие мягкие согласные уч.ник, пл.ток, к.пуста, вет.р, к.ньки, т.традь 2. Выпишите слова в два столбика: в первый – с глухими согласными на конце, во второй – со звонкими согласными на конце: народ, мороз, карандаш, язык, морковь 3. Запишите слова с Ь в середине, на конце слова. 4. Расположите в алфавитном порядке 5. Распределите слова по месту ударения молоко, ягода, машина, деревня, урожай 6. Из каких слов выпали гласные? д р в н, з..ц, д. ж.рн.й, л.п.т. 7. Собрать слово из слогов: пус, кА, та; роз, мо; бо, ра, то 8.Выписать из словаря слова в алфавитном порядке на тему «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные». 9. Кодирование информации 33 9 29 12 я з ы к
10.
Угадай по первому слогу или по последнему го…(город) со…(собака) я…(язык, ягода)
…суда …рёза …сква
11.
Вставь пропущенные буквы
12.
Ребусы
13.
Выборочные диктанты. Дети выписывают слова только с непроверяемыми написаниями. «Однажды в студёную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз» 14. Цепочки слов по последней букве (язык – капуста -…….)
2.Словообразовательные упражнения, направленные на работу над морфемным составом слов
В результате повторения морфемного состава совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу, точно употреблять в письменной речи слова с приставками и суффиксами. 1. Образовать однокоренные слова. 2. Образовать однокоренное слово с помощью определённой морфемы берёза + к = берёзка лопата + к = лопатка суббота + н = субботний по + работать = поработать 3. Подбери слова по схеме . 4. Найди лишнее слово: Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзы 5.Шарада Задуманное слово однокоренное со словом «красивый». Приставка в нём такая же, как в слове «цветной», а окончание как в слове «дежурный». 5. Найдите в тексте однокоренные слова.
3.Морфологические упражнения
Такие упражнения помогают распознавать части речи, их признаки, форму. 1. Подбери слова, обозначающие признак. предмет и т. д. 2. Распределительные диктанты: по частям речи, по форме, в которой они стоят. 3. Составь словосочетания воробей (какой?) молоко (какое?) 4. Вставь существительное в нужной форме …. на ухо наступил. Слово - не …вылетит – не поймаешь. 5 Определи части речи
У папы в кабинете р.бочий стол. Р.бочий принёс банку краски. 6. Подбери к словам однокоренные, являющие различными частями речи ветер (ветерок, ветреный, обветрить)
4. Синтаксические упражнения
Такие упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений. Учат сознательно составлять словосочетания и предложения. С синтаксическими предложениями обычно объединяются и пунктуационные. 1. К словам у левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составь предложение. берёза в небе воробей в доме класс в школе ученик в лесу 2. Составь предложение с данными словами, различные по цели высказывания. 3. Составьте предложения с данными словосочетаниями 4. Замени предложение, одним словом с непроверяемым написанием. Комната для занятий в школе (класс) Предпоследний день недели (суббота) 5. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова Мать родимая - ….любимая (Родина) 6.Из слов составьте предложение чисто дежурные в убираются классе 7. Выдели из предложений словосочетания со словами с непроверяемыми написаниями. Поставь вопрос. Андрюша вынул из кармана носовой платок. 8.Расположите предложения в определённом порядке. чтобы получился текст. В гости иду к моему другу п.туху. Встретил п.тух л. сицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здра. ствуй, л.сичка – сестричка. 9.Раздели текст на предложения. 10. Смоделируйте предложение по схеме с данным словом (воробей) Кто? … Что делают? … В какие? … Во что?
11. Ответьте на вопросы Кто живёт в лесу? (В лесу живут лисица, заяц, медведь.) 5.
Лексические упражнения
В них дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами. 1. Выпишите из словаря слова на заданную тему. 2. Найдите в каждой строке лишнее слово. По какому признаку отобраны слова? пенал, тетрадь, телефон, карандаш 3. Сгруппируйте слова по темам лисица, тетрадь, заяц, пенал корова, карандаш, собака, пенал 4. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа» и т. д. 5. Подбери синонимы, антонимы. 6. Назови обобщающее слово. собака, корова, лисица, заяц 7.Выберите наиболее подходящее слово М.дведи очень испугались и (пошли, понеслись, побежали) в сторону. 8. В данный текст вставьте подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься. М.локо … из ведра. Р.бочий продолжает … сталь. 9. Подбери синоним к слову, имеющее переносное значение Чистая (неисписанная) тетрадь. 10. Составь предложение, употребляя слово в переносном значении У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память. Р.бята идут в парк. – Часы правильно идут.
3 этап Проверка усвоения правописания слов с непроверяемыми написаниями.

Контроль.
Контрольные словарные диктанты проводятся по мере накопления изученных слов. Объём словарных слов во 2 классе – 8 – 10 слов, 1 раз в две недели. СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ. +--------------------------+ --------------------------- | -предупредительный | | - предупредительный | | -объяснительный | | - объяснительный |
| - выборочный | | - выборочный | | -по памяти | | - картинный | | -по загадкам | | - кратковременный | | - с использованием сиг- - по загадкам | нальных карточек - по описательному обороту +----------------------------+ | - по перфокартам | | | - с использованием сиг- | | | нальных карточек | | | - с пропущенными буквами | | +--------------------------+ | | | | +-----------+ +------------+ | слуховые | | зрительные | +-----------+ +------------+ | | +--------------------------------------------------+ | простые | +--------------------------------------------------+ | +--------------------------------------------------+ | словарные диктанты | +--------------------------------------------------+ | +--------------------------------------------------+ | творческие | +--------------------------------------------------+ | | +----------+ +------------+ | слуховые | | зрительные | +----------+ +------------+ | | +-------------------------------+ +---------------------------+ |-группировка по орфографичес- | | -группировка по орфографи-| | ким признакам | | ческим признакам. | | -подбор родственных слов. | | -подбор родственных слов.| | -подбор слов с общим приз- | | -подбор слов с общим при- | | наком | | знаком. | | -подбор синонимов, антонимов. | | -подбор синонимов, анто- | | -запись цепочкой слов. | | нимов. | +-------------------------------+ | -запись цепочкой слов. | | -запись по алфавиту. | | -запись с исправлением | | ошибок. | | -работа с деформирован- | | ными словами. | | -запись слов с анало- | | гичной орфограммой. | | -составление словосоче- | | таний. | | -использование ребусов. | | -использование школьно- | | го. | | -словаря | | -использование кроссвордов - по пословицам -по перфокартам -составление рассказа по опорным словам -работа с деформированным

текстомﺍ +---------------------------+
Заключение

Наблюдения показали, что рациональное использование разнообразных приёмов, методов на различных этапах обучения непроверяемым написаниям способствует эффективному усвоению детьми изучаемых слов. Преодолеть трудности испытываемые учащимися при усвоении непроверяемых написаний, можно только развивая их речь и мышления. Показателем умственного и речевого развития школьника является богатство словаря. Суть данной работы состоит в том, чтобы слово было школьниками правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, усвоено не только его лексическое, но и орфографическое написание. Оно должно войти в его активный словарь и воспроизводиться в нужных обстоятельствах.

Приложение № 1
Фрагмент урока № 1 Знакомство со значением и написанием слова "медведь". - Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком идет речь: «Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос". (Вывешивается картинка с изображением медведя) - Что вы знаете о медведе? Где он живет? Чем питается? Почему его считают лакомкой? - Нам нужно запомнить правописание слова "медведь". Прочи- тайте его по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную в слове. Запомните: слово "медведь" пишется с безударной гласной "е" в первом слоге. - Как вы думаете, почему медведь так называется? (Сообщается из "Этимологического словарика".) Теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной "е" в первом слоге - по слову "мед". Запомните. (Краткая запись справки.) Вывод: как пишется слово "медведь"? Почему оно пишется с буквой "е"? ФРАГМЕНТ УРОКА N2. Толкование слова "сорока" для запоминания его написания в процессе составления "словарной странички". Занятие началось с воспроизведения значений таких слов, как "воробей" и "ворона". Учитель просит разгадать кроссворд (рис.1), называя слова по заданным значениям: 1. Маленькая птичка с корич- невато-серым оперением. 2. Птица, у которой голова, шея, крылья и хвост черные,а туловище серое. +----------------------------------+ | | | | О | | | | |----+----+----+----+----+----+----+ | | | | О | | | +-----------------------------+ После разгадывания кроссворда дети находят предметные кар- тинки с изображением вороны и воробья, называют каждую птицу сло- вом и рассказывают, как они различили этих птиц. Затем учитель вводит детей в тему занятия: «Сегодня нам предстоит составить новую словарную страничку, которая будет пос- вящена слову "сорока". Кого мы так называем? В загадке об этой птице говорится: "Вертится, стрекочет, весь день хлопочет". Какой признак этой птицы лег в основу загадки?" В процессе анализа за- гадки выделяется один из признаков этой птицы - стрекотание (пти- ца издает характерный крик - стрекотание) и отмечается суетли- вость, подвижность этой птицы. Следующий момент занятия. Учитель предлагает прочитать отры- вок из рассказа Г.Скребицкого и ответить на вопрос: какая птица сорока? У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у нее почти белые, а голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нем не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом. После чтения ученики отвечают на вопросы: какая же птица со- рока? Найдите признаки, по которым сорока сравнивается с вороной. Чем сорока похожа на ворону? А чем сорока отличается от вороны? Почему сороку называют белобока? Какое же толкование слова "соро- ка" мы дадим в нашем словарике? В процессе обсуждения дети отби-
рают те существенные признаки, которые будут составлять значение слова "сорока". В правой стороне словарной странички дети коммен- тированно записывают значение слова "сорока", в левой-оставлено место для рисунка: 1. Сорока - птица. Голова, крылья и хвост у сороки черные. По бокам перышки белые. У сороки длинный, прямой хвост. Птица из- дает крик - стрекотание. Каждому ребенку дается контур с изображением сороки. Зада- ния: можно ли по контуру определить, что на рисунке изображена сорока? (По длинному и прямому хвосту дети догадываются, что это контур сороки.) Что нужно знать, чтобы изобразить в цвете эту птицу? Расскажите, какие краски вам потребуются, чтобы нарисовать оперение сороки. Учитель помещает на доске картинку с изображени- ем сороки, ученики раскрашивают контур так, как показано на ри- сунке. Затем подготовленные к чтению школьники читают наизусть стихи: Стрекотунья белобока, А пестрая сорока Под калиткою моей Лукаво смотрит сбоку, Скачет пестрая сорока. И скачет, и стрекочет. И пророчит мне гостей. Чего сорока хочет? (А.Пушкин.) (Е.Стюарт.) Чтение стихотворений заканчивается обсуждением: какой увидел поэт сороку? Как А.Пушкин называет сороку? А какое слово в описа- нии птицы одинаково у обоих авторов? Почему сорока названа пест- рой? (Пестроту создает черная и белая окраска оперения птицы). Обобщающий вопрос: "Что значит слово сорока?" - заставляет детей повторить существенные признаки, составляющие лексическое значение данного слова. Ученикам предлагается задание на смекал- ку:"Послушайте стихотворение С.Маршака и ответьте на вопрос: кого называют словом "сорока" в этом стихотворении?" А ежели вы вежливы, Вы, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. В словарную статью (в правой стороне) дети вносят второе значение слова сорока: 2. Сорока - так говорят о болтливом человеке. Заканчивая занятие, учитель предлагает детям посмотреть кни- ги, в которых можно найти рассказы о сороке и узнать много инте- ресного об этой птице. В качестве домашнего задания ученикам (на выбор и по желанию) предлагается: рассказать родителям, что узна- ли о значении слова сорока; составить свой рассказ (или загадку) о сороке; выписать из книг любое предложение, в котором было бы слово "сорока".
Приложение №2
Этимологический словарик Словарные статьи из "этимологического словарика", применение которых способствует усвоению слов с непроверяемыми написаниями. БЕРЕЗА - лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками. Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит "светлый, ясный, белый", от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии-береза. Береза-берза, бер ="светлый, ясный, белый". ВОРОБЕЙ-маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ (дороги) строений. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают,было образовано немало слов-названий птиц. Так, воробей
назван по своему чириканью, от звукоподражательного "вор". Та же основа и в несохранившемся "ворк", на базе которого образовалось ворковать, т.е. "издавать переливчатые звуки". ВОРОН - крупная птица с блестящим черным оперением, гнездящаяся обычно в уединенных местах. ВОРОНА - птица с черно-серым оперением, родственная ворону (у вороны голова, крылья, хвост черные, а все тело серое). Названия птиц родственны слову вороной - "черный". Ворону и ворона назвали так за черное оперение. Ворон, ворона-вороной = "черный". ГОРОД - крупный населенный пункт, место большого поселения людей. В старину, чтобы защитить это место от врагов, захватчиков, люди обносили его высоким забором, частоколом, стеной (деревянной или каменной). Такое огороженное и укрепленное стеной место, кре- пость и стали называть городом. Город - городить ="огороженное, укрепленное место". Основным препятствием для врага, который вздумал бы напасть на городок, был частокол из толстых, мощных бревен. Частокол сто- ял на высоком земляном валу... ДЕРЕВНЯ - небольшое поселение людей. В старину, чтобы осно- вать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней. Деревня-дерево = "место, очищенное от деревьев". Дерево-деру = "то, что дергают из земли, очищая ее". ДОРОГА - узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. Чтобы положить дорогу, нужно расчистить полоску земли от де- ревьев, кустарников, дерна. Видимо, поэтому слово "дорога" обра- зовалось от дорг, дерготь - "продранное в лесу пространство, полос- ка земли, с которой выкорчеван лес". Интересно, что исторически слово "дорога" оказывается родственным словом деревня, дерево. Дорога - дорг, дергать = "продранное в лесу пространство". ЗАВОД - промышленное предприятие, на котором производят ка- кую - либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда или раз- водят животных: лошадей, рыбу. Слово образовалось от слова заводить (разводить, выводить). Исторически в нем выделяется приставка "за-" Завод-заводить = "место, где что-либо заводят, разводят, вы- водят". КАПУСТА - огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е.ша- ром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев. Название капуста получила от латинского слова "капут", кото- рое имело значение "голова", кочан". Капуста - капут = "кочан, головка капусты". КАРАНДАШ - тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят. Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть "кара" означает "черный", а вторая "даш" - "камень". Карандаш-кара, даш - "черный камень". ЛОПАТА – образовано с помощью суффикса – ат – от исчезнувшего лоп (лопасть).
СПАСИБО – представляет собой сращение слов спаси бог.
Приложение № 3
Применение компьютерных игр ИГРА № 1 Для того чтобы дети лучше освоились в работе на компьюте- ре и закрепили свои знания по этой теме,рассмотрим игру «Дильфинёнок Лоло». Учащимся дается задание: «Вы очень любите зверей, рыб и птиц? Тогда у Вас есть шанс сделать это. Вы можете подрессировать дель- финенка Лоло. Как? - спросите Вы. А очень просто. Для этого Вам предстоит разгадать головоломку. Сначала Вы должны разгадать за- гадку. Для этого выберете слово-отгадку. Верно выбрав слово, Вы должны вставить в него пропущенную букву. Если Вы правильно выб- рали букву, то дельфиненок послушается Вас и прыгнет в кольцо. Если же Вы ошиблись, то дельфиненок будет Вас дразнить, прыгая рядом с кольцом. После того, как работа выполнена, на экране появляется словесная оценка работы. Перед началом работы с компьютерной программой в течение 4 минут проводится инструктаж, во время которого дети знакомят- ся с принципами работы на компьютере и общим содержанием своего задания. ИГРА № 2
" Шерлок Холмс".
Детям дается задание: " Вам предстоит разгадать головоломку, которую может решить только Шерлок Холмс. Сначала Вы должны выбрать слово, подходящее по смыслу к предложению. Верно выбрав слово, Вы должны вставить в него пропу- щенную букву По окончании работы на экране появляется словесная оценка: 1ОЦЕНКА 5. 1.Молодец! Ты правильно решил головоломку и вставил буквы в словарные слова. Будешь как великий Шерлок Холмс. 1ОЦЕНКА 4. 2. Хорошо! Вы разгадали головоломку и правильно вставили буквы почти во все слова. Вероятно, Шерлоком Холмсом Вы не буде- те, но на роль доктора Ватсона вполне сгодитесь. 1ОЦЕНКА 3 И НИЖЕ. 3. Слабоватенько! Вы плохо знаете словарные слова и, может быть, не очень хорошо разгадываете головоломки. Будете преследо- вать преступников на мотоцикле, как это делает лейтенант Полищук! Эта работа помогает выявить уровень знаний учащихся, так как выполняют ее они самостоятельно.
Приложение №4
Изучение слов с непроверяемыми написаниями группами Изучение слов с непроверяемыми написаниями блоками ценна тем, что даёт возможность разнообразить работу по развитию речи, одновременно закрепляя правописание слов. 1. карандаш 2. Москва 3. хорошо 4. ягода 5. класс 6. сорока дежурный Родина весело капуста ребята ворона пенал город быстро урожай девочка воробей тетрадь деревня вдруг берёза товарищ петух фамилия скоро народ
7. дежурный 8. машина 9.мороз 10.корова 11 посуда 12.спасибо учитель завод ветер собака молоко здравствуй учительница работа коньки медведь одежда рабочий суббота лисица платок лопата заяц пальто сапоги
Приложение №5
Ассоциативные ряды Ассоциативный образ должен быть связан с изучаемым словом, каким – либо признаком. Ассоциативная связь может быть по: цвету, форме, действию, материалу, количеству, месту расположению, звучанию, вкусу, назначению и т. д. Ассоциативный образ должен иметь в своём написании невызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в изучаемом слове. Например: завод – труба петух - перья капуста – заяц город - дом карандаш – бумага ягода - много собака – хвост посуда - моют тетрадь – клетка берёза - белый медведь – мёд коньки - наточенные лопата – лопасть сапоги- валенки машина – гайка фамилия - мама корова – рог народ - наш мороз – холод товарищ – помощь ребята – дети деревня – речка учитель - предмет
Приложение № 6
Игровой словарик