Планирование курса "Счастье семьи"

Автор: Мальцева Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 29"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование курса "Счастье семьи"
Дата публикации: 31.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «Школа № 29» г.Нижнего Новгорода Преподаватель Мальцева Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
Планирование работы

курса «Счастье семьи»

Пояснительная записка.
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в изменение характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Таким образом, семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению, в семье существовала уникальная система передачи социальной информации, позволяющей ребёнку воспринимать и осваивать её с максимальной заинтересованностью и полнотой, чему способствовала родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им, общий психологический климат семьи. Ситуация настоящего переходного периода требует от семьи пересмотра своей традиционной функциональной стратегии, в том числе и в сфере воспитания. Сегодня, в эпоху перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях. Родители всё чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей. Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, являются высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в семье, вызванная нервно-психическими и физическими перегрузками, отсутствие общих интересов и семейных традиций. Родители не умеют, а порой и не хотят присоединиться к детскому миру, разобраться в вопросах, задаваемых сыновьями и дочерьми, найти на них ответы, а порой и просто выразить тепло, понимание поддержку своим детям. И дети, и родители нуждаются в любви и понимании. И тем, и другим важно чувствовать. Что их ценят, любят, признают. Именно в семье человек обретает уверенность в себе, обеспечивает безопасность при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится принимать и понимать окружающих, ценить и уважать людей.
Это приводит к истощению духовных ресурсов, необходимых для формирования у детей положительной системы нравственных и духовных ценностей, так необходимых растущему человеку. Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, разбирается в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «я», то есть вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка, происходит естественный отбор нравственных ценностей, оказывающих решающее влияние на всё его последующее развитие. Современные учебные программы для начальной школы насыщены учебным материалом, что на воспитание, привитие духовно-нравственных качеств не остаётся времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеурочной деятельности. Так как именно внеурочная деятельность богата самыми разнообразными формами и содержанием. Работа по духовно-нравственному развитию младших школьников будет намного эффективнее, если педагоги и воспитатели помогут своим воспитанникам усвоить знания или закрепить жизненные навыки, определяющие ориентиры современных детей.
Цель:
формирование у детей положительной системы духовно- нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям.
Задачи:
 расширить знания детей о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека;  повысить значимость роли матери и отца в жизни детей;  воспитывать чувства уважения и любви к членам своей семьи, пробуждать интерес к жизни старшего поколения;  сформировать представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.

Планирование работы

курса «Счастье семьи»

по духовно-нравственному воспитанию

Всего: 34 часа (1 час в неделю)

Блок

Цель

Тема

Кол-во

часов

Бабушка и дедушка –

источник мудрости
 Развивать положительное отношение к старшему поколению.
1.

Пожилые

люди.

2.

Чему нас

учат бабушки и

дедушки.

3.

Уважай

старость.

4.

Опора

семьи.

5.

Вечер для

бабушек и

дедушек.

1

1

1

1

1

Роль отца
 Сформировать правильное понимание ведущей роли матери и отца в семье;  повысить значимость роли матери и отца в жизни детей.
1. Портрет отца.

2. Мудрость отца.

3. Роль отца.

4.Любовь отца.

1

1

1

1

Роль матери

1. Мамин портрет.

2.Чудо материнской

любви.

3. День Матери.

4. Сердце матери.

5. Материнские руки.

1

1

1

1

1

Наши родители
 Воспитывать ответную любовь к людям, давшим вам жизнь.
1. Наши родители.

2. Конференция мам

и пап.

1

1

Наши сёстры и

братья
 Воспитывать добрые, тёплые отношения между старшими и младшими детьми, умение получать удовольствие от общения друг с другом.
1. Наши сёстры и

братья.

2. Старшие и

младшие.

3. Братская любовь.

4. Вместе с

братьями и

сёстрами.

5. Праздник

знакомства.

1

1

1

1

1


Счастливая семья
 Сформировать понятие «Счастливая семья»;  выявить уровень представлений о семейном счастье;  подготовить ребёнка к взрослой жизни.
1. На что похожи

наши семьи.

2. Дружная семья.

3. Счастливая семья.

4. Сказки свечей.

5. Дерево семьи.

6. Школа семьи.

7. Моя будущая

семья.

8. Взрослые и дети.

9.Чистота детства.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Хорошее воспитание
 Сформировать знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью.
1. Хорошее

воспитание.

2. Настоящий

воспитатель.

3. Воспитатель

человечности.

4. Воспитание

красотой.

1

1

1

1


Урок. Мамин портрет.
 Беседа. «При солнышке светло, а при матушке – добро». - Что общего между солнечным светом и любовью матери? -Перечислите качества своих мам, от которых вам становится светло и тепло. - Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?  Чтение сказки. «Семь дочерей» В.Сухомлинский.  Вопросы и задания к сказке. - Чем седьмая дочка отличалась от своих сестер? - Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво? - Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы. - Что вы делаете для мамы, когда она устает?  Письменная работа. Составьте портрет своей мамы по вопросам. - На какой цветок похожа ваша мама? - Что она любит делать? - Что ее больше всего радует? - Что ее больше всего расстраивает? - Чему она вас научила, учит или хочет научить? - Что она дарит вам на праздники и дни рождения?  Домашнее задание. Нарисуйте портрет своей мамы и украсьте свой рисунок.