Автор: Полищук Ирина Анатольевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУСШ №2 п.Хвойная
Населённый пункт: п.Хвойная, Новгородская область
Наименование материала: статья о фольклоре
Тема: "Влияние русского фольклора на воспитание детей"
Всякая душа празднику рада.
Как сказал А.Н.Толстой «..нет такого народа, кто не искал бы в своей жизни
утверждения национальной гордости.»
Действительно это так, но в последнее время много исторических русских
корней уходит в небытиё, теряется духовная составляющая народа. Слава
богу, что мы снова имеем возможность, открыто чтить и объединять
праздники как церковные, так и светские. На Руси есть много традиций и
исконно глубинных материалов о создании современного мира. Есть немало
того, что корнями своими уходит к древним истокам славян-
солнцепоклонников. Все это вначале увлекло меня, и я решила изучить
разные стороны одного мира, познакомить с этим материалом родителей и
детей. Эта работа заинтересовала всех нас. Родители, дети, дедушки и
бабушки включились в эту работу и стали помогать организовывать и
наполнять окружающую среду для детей. Они приносили различные вещи,
которые имели маломальскую историческую ценность. В результате этой
работы в классе появился «музейный сад» и стал накапливаться
методический материал. Экспонаты сада служили практическим материалом.
Сидя на завалинке, дети учились прясть на прялке, пили чай из самовара,
изучали историю появления утюга и народных музыкальных инструментов и
т.д. в этот момент нередко к ним подключался фольклорный детский
коллектив «Свояне» под руководством Н.Бобровой.
В результате кропотливой совместной работы родилась программа
факультативного курса «Народоведение». Он по- своему назначению и
содержанию объемный, материал по фольклору, этнографии, археологии
необходим для изучения глубокой проблемы народной традиционной
культуры. При всей глубине и многообразии народного творчества,
начинающим его освоение детям он дает точку опоры для проведения
текущих занятий, подготовку праздников, которые украсят жизнь класса,
дома, что и подтверждает востребованность факультатива среди детей и их
родителей.
Дети вместе с семьями два раза выезжали в город Великий Новгород на
фольклорные праздники в Витославицы.
Множество посетителей занятий курса наблюдали рассказы, наглядный показ
иллюстраций, альбомов, фотографий, материалов из газет, собранных самими
же детьми и их родителями, а нередко становились участниками занятий.
Результатом работы можно считать то, что несколько ребят связали свою
трудовую деятельность с русским народным творчеством. Апробированный
материал курса в системном изучении помогает выработать у детей трудовые
навыки, развивать внимание, ритм, навык коммуникативного общения,
проявить индивидуальные особенности ребенка. В большинстве семей
семейные праздники стали проходить в соответствии с традициями народной
обрядности. Работа с таким материалом –это всегда праздник. А как сказал
В.Даль: « всякая душа празднику рада». Возможности учебного материала,
его правильное, постоянное, углубленное, грамотное изучение, сбор
традиций родного края, душевное сохранение и передача их через
воспитание детей, несет решение многих серьезных социальных проблем
района. Поэтому я решила и дальше продолжить работу по данной тематике,
но углубить её и внедрить в изучение всех основных предметов в начальной
школе.