"Подготовка к ОГЭ. 9 класс. Сжатое изложение"

Автор: Жупеева Елена Павловна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им. Белинского"
Населённый пункт: Красноярский край,гп Северо-Енисейский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подготовка к ОГЭ. 9 класс. Сжатое изложение"
Дата публикации: 02.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект урока по русскому языку. Учитель русского языка: Жупеева Е.П. МБОУ «СОШ 1 им. Е.С.Белинского». Красноярский край. Северо-Енисейский район. Гп. Северо-Енисейский.
Модуль урока по теме
: «Написание сжатого изложения с использованием аудиозаписи».
Название:
«Написание сжатого изложения».
Учебный предмет
: русский язык. Уровень образования школьников: урок предназначен для учащихся 9 класса, уровень класса – выше среднего.
Форма учебной работы
: классно-урочная.
Оборудование
: мультимедийный проектор, компьютер
Организация работы
: индивидуальная, парная, групповая
Цель урока
: знакомство с новой формой написания сжатого изложения.
Задачи:
1. Рассмотреть способы сжатия текста. 2. Познакомиться с действиями экзаменуемогопри написании изложения. 3. Познакомиться с алгоритмом работы над текстом изложения. Оборудование: раздаточный материал, презентация, аудиозапись .
Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Знакомимся с инструкцией написания сжатого изложения с использованием аудиозаписи. № п/ п Действия экзаменуемых Примерное время 1. Экзаменуемые прослушивают исходный текст, делая записи в черновике. 2,5 – 3 минуты (в соответствии с длительностью аудиозаписи) 2. Экзаменуемые работают с черновиками. 3 – 4 минуты
3. Повторно включается воспроизведение аудиозаписи. Экзаменуемые прослушивают исходный текст, делая записи в черновике. 2,5 – 3 минуты (в соответствии с длительностью аудиозаписи) 4. Экзаменуемые приступают к написанию изложенияпо окончании воспроизведения текста. 3. Учитель: Прежде, чем мы приступим к прослушиванию аудиозаписи, уточню, что в данной работе проверяются ваши умения: (Сл 2). А) Уметь выделять микротемы. Б) Определять в них главное, отсекать второстепенное. Учитель. Мы должны вспомнить,какие способы сокращения текста нам известны ? (Способы сокращения текста.(сл.3). 1. Содержательные: 2. а) Разделение информации на главную и второстепенную; б)свёртывание информации за счёт обобщения. 3. Языковые: а) Замена однородных членов предложения обобщающим словом. Б) Замена фрагмента предложения синонимом. В) Замена предложения или его части указат. местоимением. Г) Замена СПП простым предложением. Д) Исключение повторов. е) Исключение синонимов. ж) Исключение фрагмента предложения. з) Слияние несколько предложений в одно. Учитель: Здесь важно хорошо понять текст, определить: • Проблему, содержащуюся в тексте • Стиль текста • Тип речи • Строение абзацев • Структуру предложений
Учитель: Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной, т.к. важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения. 4. Практическая работа в паре: Содержательные сокращения текстов: а) Разделение информации на главную и второстепенную; б) Свёртывание информации за счёт обобщения. Задания для парной работы. Упражнение №1. №1. Прочитайте предложения и выпишите из них главную информацию А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. №2. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. (Проверяем!) Упражнение №2. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется важной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов. Текст №2 (работа в группах). 1. Группа №1. Текст. 1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.2.Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. 2. ( Правильный вариант. 1 Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения). ( Ответы №1: применил(а) такие приёмы сжатия как: 1.В данном случае используется приём исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приёма слияния 2-ого и 4-ого предложений, упрощение структуры этого предложения). 3. Группа №2. Текст. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.2.Цель всегда конкретна,
измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (Правильный ответ: 1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое). (Ответ №2: применил(а) такие приёмы сжатия как : 1.исключается информация 3-его предложения,2. фрагмент 1-ого предложения, 3.слиты два предложения в одно.) 4. Группа №3. Текст. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.2.Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (Правильный ответ №3.:.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения.) (Ответ. Применил(а) такие приёмы сжатия как: 1.приём исключения информации 3-его предложение, упростила 4-е предложение.) Учитель: Сейчас поработаем над языковыми способами сокращения текста (индивидуальная работа). А) Трансформация словосочетаний. Упражнение 3. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные. Например:1. Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать: проводить исследование - …; совершать превращение - …; проявлять интерес - …; выдвинуть предположения - …; 2. Процесс реакции – реакция; свойство упругости - …; месяц март - … Б) Трансформация предложений. Упражнение 4. Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить - …; для того чтобы соединить - …; для того чтобы распределить - …; для того чтобы рассмотреть - … Задание. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией. Предложение 1.
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). ( Ответ: в любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели.) Предложение 2. Энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Ответ: энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды). Упражнение 5. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. 1.Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз. 2.Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (Ответ: 1. для протекания ядерной реакции, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз. 2. с прекращением действующих сил, сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы). Учитель: теперь на прослушивании записи воспользуемся правилами сжатия текста. Прослушаем отрывок, но прежде сформулируем алгоритм работы с аудированием. Каким алгоритмом работы мы воспользуемся? 1. Внимательно слушай текст. 2. Важно хорошо понять текст, определить: а) проблему, содержащуюся в тексте; б) стиль текста; в) тип речи; г) строение абзацев; д) структуру предложений. 2. Записать ключевые, на ваш взгляд, слова, с\с, предложения. 3. Исключение - подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. 4. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. 5. Исключение повторов. 6. Исключение фрагмента предложения. 7. Исключение одного или нескольких синонимов. Учитель. Приёмы сжатия текста мы повторили. Прослушаем фрагмент записи
5. (Идёт аудиозапись фрагмент). Запись отрывка (19 секунд). 6. Работа с отрывком. 1.О чём данный отрывок? 2. Уже в самом названии определено название.3.Ключевые слова: нравственность, добро и зло, система ценностей. Каким приёмом сжатия ты воспользовался? (Ответы учащихся). 6. Рефлексия. Чем мы занимались на уроке? Что повторили? Что нового узнал? Чему научился?