"Проказница зима"

Автор: Кин Кристина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: БДОУ "Детский сад № 330 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: конспект
Тема: "Проказница зима"
Дата публикации: 02.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме

«Зима (обобщение)».

Цель:
формирование лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно – образовательная задача:

1.
закрепление представлений о зиме и ее приметах.
2.
Закреплять умения подбирать однородные слова.
3.
Совершенствование грамматического строя речи.
4.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.
Коррекционно – развивающая задача:
1. Развитие слухового и зрительного внимания. 2. Развитие речевого слуха. 3. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно – воспитательная задача:

1.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
2.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование.
Ход занятия
Оргмомент
Логопед: Тема нашего занятия «Зима. Повторение». Мы с вами поговорим о зиме. Вспомним признаки зимы и зимние игры. Будем отгадывать загадки. Играть в парах. Ребята, Вы любите сказки? Дети: Да Логопед: Тогда мы с вами отправимся в зимнюю сказку, которая называется «Снеговик-почтовик». Снеговик попал в беду и прислал нам письмо. Я его прочитала, но не поняла, что нужно сделать, потому что снеговик не умеет писать предложения. Может вы догадаетесь?

Основная часть
Составьте предложения: Начать, вьюга, сильный. В, попасть, я, сугроб, елка, упасть, и. Шары, рассыпаться, укатится и. Мороз, расстроится, дед. Дети: Началась сильная вьюга. Я попал в сугроб, и елка упала. Шары рассыпались и укатились. Дед Мороз расстроится. Логопед: Ребята, мы поможем снеговику собрать все шары. Дети: да Логопед: Ребята, если мы с вами отправимся в сказку, то шары с елки, тоже сказочные. Просто та они не будут на ней держаться. Для начала нужно выполнить задание, если оно верно, то шарик будет держаться на елке. Но чтобы отправиться в путешествие нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы мы четко проговаривали звуки и слова, тогда нас будут понимать. За каждый правильный ответ, снеговик приготовил кружки. Кто наберёт больше 4 кружков за все задания, тот получит сюрприз от сказочного героя. Артикуляционная гимнастика: Часики Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики – вот так! Вкусное варенье Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать. Качели
На качелях Я качаюсь Вверх – вниз, Вверх – вниз, И все выше поднимаюсь, А потом вниз. Маляр Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. Логопед: Вот и первый шарик с загадкой и вопросами. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила дорожки, Радость детям подарила И на санках прокатила. Дети: зима. Логопед: Как называется первый зимний месяц? Дети: первый месяц зимы декабрь. Логопед: О чем говорит пословица «Декабрь год кончает, а зиму начинает»? Дети: потому что декабрь — это первый месяц зимы. А в декабре заканчивается год. Логопед: Какой месяц в середине зимы? Дети: середина зимы в январе. Логопед: Какой последний месяц зимы? Дети: последний месяц зимы – февраль. Логопед: Молодцы. Задание закончилось. Шарик держится на елке. Это значит, что задание выполнено правильно. Логопед: Следующий шарик с игрой «Какая? Какой?» Зима какая? Дети: зима холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная.
Логопед: снег какой? Дети: снег белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый. Логопед: мороз какой? Дети: мороз сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий. Логопед: Молодцы. Шар держится на елке, значит правильно выполнили задание. Давайте немного отдохнем и отвлечёмся.
Физминутка
Мы зимой в снежки играли, Мы играли, мы играли. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем И на лыжах мы бежим Мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим Мы летим, мы лети. Логопед: пока мы с вами бежали, нашелся третий шар. Игра «Снежный ком». Назовите родственные слова к слову снег. Составь предложения к этим слова. Дети (составляют предложения) Логопед: Выложите схему предложений Дети: (выкладывают схему предложений). Логопед: выполните звуко-буквенный анализ слова. Дети: (выполняют анализ слова с использованием песка). Логопед: Молодцы. Задание выполнили полностью. Шар тоже держится, значит выполнили правильно. Вот четвертый шар. С каким же он заданием? Нужно пересказать рассказ.
Гостья зима.

Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она покрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Вот ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла с непустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, что бы кататься на лыжах, коньках, санках, снегоходах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это зимние забавы. Мы очень любим зиму. Вопросы для пересказа: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было перед зимой? - Чем зима накрыла землю? - Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы Дети: (отвечают на вопросы и пересказывают). Логопед: Молодцы. Выполнили сложное задание. Шарик держится на елке, значит все верно. Вот и последний пятый шарик. Задание: «Закончи предложение». Зимой бывает снегопад, а осенью? Дети: осенью листопад. Логопед: зимой бывает снег, а летом? Дети: летом бывает дождь. Логопед: зимой снег падает, а весной? Дети: весной тает. Логопед: зимой катаются на санках, а летом? Дети: летом на велосипеде. Логопед: зимой лес спит, а весной? Дети: просыпается. Логопед: зимой катаются на коньках, а летом?
Дети: на роликах Логопед: зимой бывает холодно, а летом? Дети: жарко. Логопед: зимой деревья белые, а осенью? Дети: желтые. Логопед: зимой растут сугробы, а летом? Дети: летом цветы. Логопед: зимой лепят снеговика, а летом? Дети: песочные пирожки. Логопед: зимой насекомые прячутся, а весной? Дети: вылезают. Логопед: ну вот. Собрали все новогодние шары на елку. Теперь снеговик сможет доставить елку на праздник детям.
Итог
Логопед: какая тема была на занятии? Дети: тема зима. Логопед: что мы на занятии повторяли? Дети: мы повторяли признаки зимы. Зимние забавы. Логопед: какие задание были? Дети (перечисляют). Логопед: Молодцы. Все хорошо работали на занятии отвечали на вопросы полным ответом. Справились со всеми заданиями. Какое самое легкое было задание? Дети (отвечают). Логопед: какое задание вызывало затруднение? Дети (отвечают). Сегодня хочется отметить детей, кто принимал активное участие в решении заданий. Это те, кто набрал 4 и больше кругов. Для вас снеговик приготовил сюрприз. (раздает).
Слабо работали ребята, кто набрал меньше 4 кружков. Какие у вас были затруднения.