"Использование педагогических технологий на уроках истории и обществознания"

Автор: Дёмина Татьяна Степановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6" г. Усинска
Населённый пункт: г. Усинск, Республика Коми
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Использование педагогических технологий на уроках истории и обществознания"
Дата публикации: 01.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1.
Тема: Использование педагогических технологий

на уроках истории и обществознания.
1.Модульная технология 2. Технология интенсификации обучения на основе скрытых и знаковых модулей учебного материала (В.Ф. Шатылов) 3. Групповая технология 4. Игровая технология В настоящее время идет становление новой системы образования в России. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность выбирать конструировать педагогический процесс по новой модели. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных технологиях. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению нового процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М. Монахов) Педагогическая технология имеет структуру: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения:
Цели обучения
- общие и конструктивные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть – технологический процесс: - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности; - методы и формы работы учителя и школьников; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса.
Модульная технология.
Является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только тем работы, но и содержание учебного материала. Наиболее эффективна в 5-7 классах. В старших классах она становится недопустимой. Тему можно использовать, как учебную единицу, а не содержание параграфов. Знания, умения, навыки. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков по теме. Развитие способностей в следующих учебных темах. Цикличность учебной деятельности. Модуль позволяет обучать плавно. Вариативность уровня сложности учебного материала и путей движения от одного учебного элемента к другому делают универсальным для программированного, проблемного, развивающего и разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения и методики полного усвоения. Три этапа: 1 – школьная лекция. Подготовка учащегося к обучению нового материала, для чего повторяется учебный материал из предыдущих и смешанных курсов. Содержание учебного материала предлагается в виде логических учебных элементов. Каждый учебный элемент представляет собой понятие, правило, закон и т.д. 70% усвоения понятийного аппарата на уровне учебных элементов является разрешением для перехода от формирования знаний к их применению, то есть первого этапа ко второму этапу – формированию умений и навыков. 2 – отводится полностью для самостоятельной учебной деятельности. 3- итоговый тематический контроль. (освобождены могут быть учащиеся от итогового контроля, которые справились отлично на двух этапах). Виды уроков: уроки изучения нового, комбинированные уроки; уроки применения знаний; формирование практических умений; уроки повторения; уроки контроля. Например: история древнего мира: Тема: Первобытное общество. Уроки 3-8.
Модуль.

Урок изучения нового материала.
3 урок Лекция. (опорный конспект) 4-5 урок Жизнь первобытных людей

Групповая работа
1 гр. – Первобытные люди 2 гр. – Орудия труда. 3 гр. – Занятия. 4 гр. – Коллективы первобытных людей. Сообщения + запоминание обобщающей таблицы. Итоги урока (индивидуальное за сообщения + оценка группе). 6 урок. Первобытное общество.
Урок применения знаний.
Карточки для индивидуальной работы. 7 урок. Возникновение искусства и религиозных верований. Комбинированный урок. (Работа в парах - повторение, изучение нового материала, закрепление). 8 урок – повторительно – обобщающий (игровая технология). Итоговый контроль – 10минут.
Тестирование.
Разработаны, применяются и требуют доработки следующие модули. 5класс – Древний Египет. Древнейшая Греция. Древнейший Рим. Могущество Римской империи. 6класс – Московское государство в 15 в. Россия на рубеже 16-17вв. 7 класс - Россия в 17веке. Россия на рубеже 17-18вв. Россия в эпоху Екатерины 2. Культура России и быт во 2 половине 18века.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного

материала.

Принципы:
- многократное повторение; обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, применение опор. - личностно – ориентированный подход; - гуманизм (все дети талантливы); - ученые без принуждения; - бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха; - соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания
- материал вводится крупными дозами; - поблочная компоновка материала в виде опорных схем – конспектов. - опорный конспект представляет собой наглядную схему ,в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.). Средства выражения: рисунки, схемы, графики, чертежи, цвет, форма, буквы, цифры, шрифты, слова, условные знаки, размер. Требования к оформлению: лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, не похожесть, доступность---произведения, многообразие формы, поблочная компоновка, эмоциональность. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Особенности методики: Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО); повторное объяснение по плакату – опорному 1. конспекту; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей:
Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект, прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи. Материалы учебника с помощью конспекта, запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом. 2. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта. 3. Устное проговаривание опорного конспекта – происходит во время различных видов опроса. 4. Второе повторение - обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, взаимоопрос и взаимопомощь, игровые элементы. Контроль оценка. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, посильность требований, открытые перспективы для исправления. Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, самооценка. Каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую.
Эффект восприятия.
Результаты: - каждый приобщается к ежедневному трудолюбию, воспитывает волю; - познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях; - формируется ответственность, честность, товарищество. Данную технологию использую на уроках – опорные конспекты. Работа с конспектами ведет к систематизации знаний, к эффектной передачи информации. Опорный конспект является наглядной конструкцией, которая содержит сигналы, помогающие быстро извлечь информацию из памяти. ОК может достичь двух важнейших целей: обеспечить усвоение минимума информации и создать условия для самостоятельного осмысления исторического процесса. Разработаны ОК 5 класс – Первобытный мир. Древний Египет. Древнейшая Греция. 6класс – Западная и Центральная Европа в 5-11 вв. Франция в 12 – 15вв. Англия в 12-15вв. Русь при первых князьях. 7класс – Эпоха дворцовых переворотов. В основном приходится ОК наносить на доску делая краткий обзор. А потом развернутый рассказ с ОК. Из –за отсутствия больших листов бумаги. Думаю, что со временем будет наносится на бумагу и для детей маленькие ОК, которые не нужно переносить в тетрадь. Продолжить работу по ОК и сильным учащимся . овладеть методикой составления ОК.
Групповые технологии.
По Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. К групповым способам обучения можно отнести: - классно – урочную организацию; - формы дифференциации учебного процесса; - лекционно – семинарскую систему; - дидактические игры; - бригадно – лабораторный метод. И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно – познавательной деятельности: 1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели. 2. Работа в парах 3. Групповая работа (на принципах дифференциации). 4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели). 5. Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников. Групповая технология требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особеннос-тей учащихся, открывает большие возможности для кооперированная, для возникновения коллективной деятельности.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 1. Подготовка к выполнению группового задания а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); б) инструктаж о последовательной работы ; в) раздача дидактического материала по группам 2. Групповая работа г) знакомство с материалом, планирование работы в группе; д) распределение заданий внутри группы; е) индивидуальное выполнение задания; ж) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); з) подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть к) сообщение о ее результатах работы в группах; л) анализ познавательной задачи, рефлексия; м) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация учителя на группу. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах , отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ – практикумов; при отработке навыков разговорной речи; при изучении текстов, исторических документов и т.п.
Разновидности групповых технологий.

Групповой опрос
Проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорции 1:8:2. Опрос ведется во всех группах одновременно. Групповой опрос позволяет выявить знания всех без исключения, а также способствует воспитанию взаимной требовательности и ответственности за свою учебу. Общественный смотр знаний. Главное место занимает в организации этого занятия правильно проведенный подготовительный период. Класс разбивается по 4-6 человек во главе с консультантом. Учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. Учитель в период подготовки работает с консультантами управляя через них деятельностью групп. Жюри, учащиеся по группам со своим консультантом. Часть учащихся выполняют работу у доски, часть – сидя за отдельными партами, часть отвечают с места. Если ответы недостаточны полны, то можно уточнять и дополнять . жюри учитывает, но так же может задавать вопросы отвечающим. На общественном смотре знаний может быть предусмотрена и фронтальная работа (текст, перфокарты, простые задания, которые не требуют много времени). Результаты – индивидуальные оценки, оценка работы группы. Учебная встреча. Проводится при повторении изученного материала . может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Это текущий контроль, где используются групповые эффекты. Диспут. Основан на столкновении разных мнений. Цель диспута – научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать истинность той или Ионой позиции. Правила ведения дискуссии. Нетрадиционные уроки. В которых имеет место разделение класса на какие – либо группы. Групповые технологии применяются с 5 по 11 классы. Изучается общее развитие и индивидуальные способности учащихся. Группы формируются с учетом их подготовленности и межличностных отклонений. В каждой группе выбирается лидер. Раздаются группам карточки, задания, если это семинар в старших классах, то заранее вопросы + необходимая литература.
Затем группы подбирают материал и готовят сообщение. Сочетание индивидуальной и игровой форм деятельности. Большая часть урока отводится на самостоятельную работу. Затем учащиеся рассказывают о результатах своей работы. Итоги – оценка группе и учащимся.
Игровые технологии.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) или его части (введения , объяснения, закрепления ,упражнения, контроля); - как технологии внеклассной работы Игры следует разделить по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые , социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: А) обучающие, тренировочные , контролирующие, развивающие; Б) познавательные, продуктивные, творческие; Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные , психотехнические. Различны игры по характеру игровой методики. Важнейшее из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры – драматизации. Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте: Деловые игры. Используются для решения комплексных усвоения нового, закрепления материала, развития творческих особенностей, формирования общеучебный умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: Имитационные игры Имитируют деятельность какого – либо события, лица, организации и т.д. Сценарий, кроме сюжета события, содержит списание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операционные игры. Помогают вырабатывать выполнение конкретных специфических операций, например методики написания сочинения, решения задач и т.д. Моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях , имитирующих реальные. Исполнение ролей. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Разрабатывается модуль – пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с « обязательными содержанием».
Деловой театр.
Разыгрывается какая – либо ситуация, поведение человека. Основная задача – научить ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, устанавливать контакты, влиять на интересы других людей и т.д. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Психодрама и социодрама. Они близки к «исполнению ролей» и «деловому театру», но уже социально – психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умений войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры:

Этап подготовки. Разработка игры: - разработка сценария; - план деловой игры; - общее описание игры; - содержание инструктажа; - подготовка материального обеспечения
Ввод в игру:
- постановка проблемы, целей; - условия, инструктаж; - регламент ,правила; - распределение ролей; - формирование групп; - консультации
Этап проведения. Групповая работа над заданием.
- работа с источниками; - тренинг; - мозговой штурм.
Межгрупповая дискуссия.
- выступления групп; - защита результатов; - правила дискуссии; - работа экспертов
Этап анализа и обобщения.
- вывод из игры; - анализ, рефлексия; - оценка и самооценка работы; - выводы и обобщения; - рекомендации. Благодаря применению игровой технологии удается привлечь внимание большинства учащихся к наиболее сложным вопросам курсов истории. По ходу урока учащиеся моделируют реальные и предполагаемые события , что способствует развитию интереса к исторической науке, дает эффект погружения в атмосферу изучаемой эпохи. Опыт показывает, что значительную часть игр по истории целесообразно проводить в форме ролевых игр. Особенности курсов истории таковы, что приходится запоминать много терминов, хронологического материала, множество фактов, событий, явлений и т.п. Из опыта требования к организации игр в процессе обучения: - игра должна быть увлекательной и интересной, соответствовать данному возрасту; - игра должна основываться на свободном творчестве; - игра должна вызывать только положительные эмоции; - игра – элемент соревнования между командами или отдельными учащимися. Уроки можно разделить на следующие категории:
Вводный урок
(урок фантазирования; урок – своя точка зрения).
Контрольный урок (
урок – соревнование, урок открытых мыслей
).

Урок – закрепления (
урок – турнир, урок – конференция, урок – эврика, урок с применением ТСО
).

Урок практической работы (
урок – творчества, урок – спектакль
)

Урок – комбинированный (
урок – диспут , интегрированный урок
).

Урок – повторения (
урок – игра, урок – сказка, урок – взаимовыручки, урок - конкурс
).

Урок обобщения (
урок – КВН, урок – путешествие, аукцион знаний
).

Игровые ситуации могут возникать в результате использования различных приемов:
1. Напиши сочинение на заданную тему (найди ошибку). 2. Вообразимое путешествие, путешествие по карте. 3. Оживление картины.
4. Конкурс экскурсоводов. 5. Инсценирование или театрализованное представление 6. Аналогия телеигры 7. Фронтальный опрос в форме игры «Незнайкины вопросы» 8. Конкурс «Представление страны», конкурс «Мюнхаузенов» 9. Кроссворды, викторина , лото 10. Турнир ораторов. 11. «Откуда это?» «Узнай событие», «Узнай дату», «Не отосланная депеша», «Найди ошибки».
Вывод: Применение новых технологий позволяет заменять устаревшие и не эффективные

средства более эффективными.