"Что должен знать второклассник из программы 1 класса (литературное чтение)"

Автор: Максимова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №235 им. Д.Д.Шостаковича
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Справочный материал по итогам 1 класса (литературное чтение)
Тема: "Что должен знать второклассник из программы 1 класса (литературное чтение)"
Дата публикации: 03.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Что должен знать второклассник из программы 1 класса.

(Литературное чтение).

1) Что такое сюжет?

Сюжет
– это события произведения и отношения между героями.
Что такое докучная сказка?
Сюжет докучной сказки движется по кругу, от него может закружиться голова, как на карусели, рассказывать докучные сказки можно бесконечно. Например, «Сказка про белого бычка»
Что такое цепочная сказка?

Цепочная сказка
— это сказка, в которой диалоги или действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета до тех пор, пока цепочка не оборвется. Эффект этих сказок часто основан на повторах и характерной рифме. Например, «Репка» «Теремок», «Петушок подавился».
Что такое считалки?

Считалки
— небольшие стишки, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. — ("Ну-ка, Мишенька, води»).
Что такое загадка ?

Загадка
представляет собой краткое образное определение предмета или явления, в иносказательной, затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Загадки - это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Что такое заклички?

Заклички
— отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы
почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.
Что такое скороговорки?

Скороговорка
— фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку грека — цап! От топота копыт пыль по полю летит.
Что такое рифма?

Рифма
- созвучие в окончании двух или нескольких слов. В стихах всегда есть рифма.
Что такое дразнилка?

Детские дразнилки
— это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировались дразнилки. Сейчас дразнилка может не
только связываться с именем, но и высмеивать какие-либо отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость. Впрочем, сохранились и беспричинные дразнилки.
Что такое шутка, шуточная история или шутка- прибаутка или

настоящая небылица?

Шутка
— это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка.(сказка).
Шуточные истории или шутки- прибаутки.
по своему строению представляют собой короткие рассказы или сказки в стихотворной форме с ярким динамичным сюжетом предназначены исключительно для развлечения , поэтому в народе их нередко называли «забавушки». Героями данных литературных произведений часто являются известные фольклорные персонажи, а в центре подобного рассказа находится одно важное событие, которое позволяет удерживать внимание и интерес маленького слушателя. Петя-Петя-Петушок, Петя - красный гребешок, По дорожке он пошел И копеечку нашел, Купил себе сапожки, А курочке - сережки!
Что такое небылица?

Небылицы
— это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле. Благодаря им развивается чувство юмора, логика, фантазия, мышление. Р
усские народные небылицы — в

стишках
, это что-то типа потешек для детей. Дети их очень любят и слушают с удовольствием. Этот жанр основали скоморохи, сказители, удачливые на смешные песни и слова, игравшие по деревням и городам на гудках и свиристелях
Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из под собаки Лают ворота. Крыши испугались, Сели на ворон, Лошадь погоняет Мужика кнутом.
Что такое потешки ?

Потешки
— короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты потешек: "Ладушки" (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных словах ручки разводят и кладут на голову: "Полетели, на головку сели!"); "Сорока" (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой)
Что такое звучащие стихи?
Это такие стихи, в которых присутствует звукоподражание, т.е. приблизительное воспроизведение природного звучания напоминающими его звуками речи (например, «ку-ку» –подражание кукушке, «ква-ква» – лягушке), а также слово, возникающее путем такого подражания (например, квакать,
квакушка, кукушка.

2) Как приучить ребенка к чтению. (Памятка для родителей).
1. Читайте вслух с ребенком не менее 20-35 минут в день. 2. Хвалите ребенка за чтение. 3. До или во время чтения выясните значения трудных или незнакомых слов. 4. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал. 5. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии. 6. Какие слова или выражения запомнились ему? 7. Чему учит эта книга?
8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку или выучить его наизусть. 9. У вашего ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть своя библиотека. Вспомните любимые книги своего детства и поместите их в библиотечку сына или дочери. 10. Окажите уважение старым книгам – отремонтируйте их вместе с ребенком. Одновременно можно рассказать, за что вы любите эти книги. Этим вы можете разжечь аппетит к их чтению. 11. Участвуйте в формировании круга чтения вашего ребенка. Поведайте ему с восхищением о любимых книгах своего детства, подвигая сына или дочь к мысли, что его ждет величайшее из наслаждений – прочитать ту или эту книгу.
3) Памятка для детей.
1. Читай вслух правильно, обращая внимание на каждый слог и каждое слово. 2. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй со знаками препинания, делай паузы. 3. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй. 4. Выбирай разные жанры для чтения – сказки, рассказы, стихотворения, басни. 5. Веди читательский дневник – он поможет тебе проанализировать прочитанное.
4) Литературный дневник:
Со второго класса дети будут заполнять литературный дневник. Первой записью в дневнике вашего ребёнка может стать анализ книги, которую ваш ребёнок прочитал за лето.

Паспорт прочитанной книги
: А)
Паспорт прочитанной книги

Литературные

День

родители

рождения
Что Может ли Подарок для понравилось главный литературно Автор Переводчик Страна Дата в книге? герой книги го друга автора публикации (отрывок, быть твоим книги книги эпизод) другом и почему?
Б) Характеристика литературного героя (не только главного героя, но и того, кто очень понравился): -Имя -Создатель -Внешний вид (особые приметы) -Личные качества
Список использованной литературы:
1. Литературное чтение: 1 кл. : Учеб. / Н.А Чуракова- М. : Академкнига / Учебник, 2015г.- 72 с., 8 с. репрод.: цв. ил. 2. Литературное чтение: 1 кл. : тетрадь для самостоятельной работы / О.В. Малаховская; под ред. Н.А Чураковой- М. : Академкнига / Учебник, 2015г.- 48 с. : ил.