"РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Автор: Демьянова Ольга Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия Марьина Роща им. В.Ф. Орлова (СП 1572)
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Дата публикации: 03.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ГИМНАЗИЯ МАРЬИНА РОЩА ИМЕНИ В.Ф. ОРЛОВА»
улица Октябрьская, д.81, Москва, 127521 E-mail: 237@edu.mos телефон: (495) 689-11-24, факс (495) 689-11-06 ОГРН 1157746654141, ИНН 9715206976 КПП 771501001
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ

В РАЗВИТИИ

ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
учитель начальной школы СП 1572 Демьянова Ольга Григорьевна телефон +79855544093 г. Москва 2016 учебный год
Согласно ФГОС, задача учителя начальной школы не только сформировать основу знаний учащихся, но и научить их самостоятельно мыслить и творчески работать, производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержения). По мнению психологов, логическое мышление не является природным даром, которым может обладать ученик или не обладать. При правильной организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления младших школьников, можно достичь позитивных результатов независимо от исходного уровня развития ребёнка. Возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно- действенного мышления ребёнка к образному, а потом и к логическому даёт математика. В настоящее время математика, как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса. Одной из основных целей изучения математики в начальной школе является формирование и развитие абстрактного мышления младшего школьника. Именно в процессе изучения математики может быть сформировано логическое, алгоритмическое мышление и другие его качества - гибкость, конструктивность, критичность и т.д. Сформированное умение ребенка правильно рассуждать, дает возможность обучения доказательству. Человек с хорошо развитым логическим мышлением умеет мыслить, не допуская ошибок в суждениях. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности. Развитие мышления детей в начальной школе берёт начало от способности анализировать определенный предмет и явление, к способности анализировать связи между этими предметами и понятиями. Опыт показывает, что детям младшего школьного возраста доступно выделение
главных признаков, их распознавание в новых предметах и фактах, оперирование сводом понятий, переходам к выводам, поиск и установление связей, группировка предметов по определенным признакам. (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, К.И. Некрасова и др.) За время обучения в начальной школе можно выделить несколько этапов развития логического мышления, на которые должен обратить внимание педагог для правильного развития всех мыслительных операций младших школьников: - первый этап - знакомство с признаками понятий; - второй этап - формирование элементов абстрактного мышления; - третий этап – формирование умения сравнивать, с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений; Эти этапы реализуются в 1-2 классах начальной школы. - Четвёртый этап - формирование способности вычленять широкие и узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. - Пятый этап – формирование умения анализировать, устанавливать связи между предметами и явлениями (часть и целое, противоположность, следствие и причина и др.). К окончанию начальной школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез. Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта именно в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей психического развития младших школьников, а также понимание конечных целей обучения. Главная работа для развития логического мышления должна вестись с текстовой задачей, так как в ней заложены основные возможности для развития мышления детей. Кроме того следует применять математические игры, это игры, в которых смоделированы математические закономерности,
построения и отношения. Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения, интеллектуальные задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.) Таким образом, наиболее благоприятным периодом для развития логического мышления является возраст до 12-14 лет, поэтому целесообразно начать развитие логического мышления с первого класса. Развитие познавательных процессов младшего школьника будет проходить более продуктивно под целенаправленным воздействием педагога. Инструментами такого воздействия являются интеллектуальные игры, упражнения, задачи применяемые на уроках математики.