"Урок развития речи в 7 классе"

Автор: Романенко Наталья Эрвиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Новобирюсинская СОШ
Населённый пункт: Посёлок Новобирюсинский, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Урок развития речи в 7 классе"
Дата публикации: 04.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ФИО автора: Романенко Наталья Эрвиновна Место работы: МКОУ Новобирюсинская СОШ Должность: учитель Предмет: русский язык Класс: 7 «а» Тема урока: Развитие речи. Описание общего вида местности. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Развитие речи. Описание общего вида местности. (Тема урока) 1. Тема и номер урока в теме: «Причастие», № 12. 2. Базовый учебник: УМК под руководством В.В.Бабайцевой, учебник «Русский язык. Русская речь. 7 класс» Е.И.Никитина. М.Дрофа.2015г. 3. Цель урока: создание творческого коллективного проекта через развитие исследовательских умений, индивидуальных творческих способностей учащихся. 4. Задачи: - обучающие: обучение новым способам деятельности; изучение дополнительных признаков типов речи (описание); -развивающие: развивать ассоциативное мышление, воображение, умение обобщать и синтезировать знания, переносить знания в новые ситуации. -воспитательные : воспитание чувства любви к родине, обогащение эмоциональной сферы школьников; воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности, дисциплинированности, внимательности, активности, наблюдательности, самостоятельности, тактичности, дружелюбия, солидарности, 5. Тип урока: развитие речи – формирование новых умений. 6. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая. 7. Образовательная технология: проектные методы обучения. 8. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплект, ноутбук с выходом в интернет, презентация. 9. ЭОР: 1. irkipediacontent/ 2. bankgorodovregion/settlement…
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № п/п Этап урока Приёмы и методы работы Деятельность учителя Деятельность ученика, формы работы Время (в мин.) 1 Организация начала урока (психологический настрой учащихся) Словесный Приветствие Объяснение цели и задач урока, психологический настрой учащихся на качественное выполнение работы Фронтальная работа. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. 1 мин. 2 Сообщение темы урока и его задач Словесный 1.Объяснение цели и задач урока. 2. Ознакомление с планом работы на уроке (план записан на доске). Уточняется, что после выполнения каждого пункта плана работы, учитель отмечает это знаком + Фронтальная работа. Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем 1 мин. 3 Повторение знаний о типах речи Словесный, репродуктивный Беседа по вопросам для повторения: 1.Какие типы речи используются для создания текста? 2.Дайте характеристику каждому типу речи. (после ответов учащихся таблички с понятиями типов речи закрепляются на доске) Индивидуальная работа. Формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку зрения 2 мин. 4 Изучение новых знаний, Репродуктивный Сегодня на уроке перед нами серьёзная, но очень интересная задача – создание Самостоятельная работа с учебным 3 мин.
необходимых для формирования умений Эвристическая беседа коллективного проекта. Чтобы его выполнить хорошо, нам нужны новые знания, дополняющие наше представление об описании как типе речи. Вы самостоятельно можете справиться с изучением нового материала. Вопросы для проверки усвоения материала учебника: 1.что такое композиция сочинения? 2.из чего состоит композиция описания? 3. чем основа описания места отличается от других видов описания? 4. что обычно выделяют в описании места? 5. каковы требования к употреблению в описании места временной формы глагола? 6. от какого лица следует вести повествование в описании места? (после ответов учащихся закрепляю опорные таблицы на доске). материалом – учебник стр.20, 21. Анализ прочитанного текста, формулирование ответов на поставленные вопросы. Дополнение ответов других ребят. 2 мин. 5 Упражнение по отработке навыков Репродуктивный Для того, чтобы приступить к описанию общего вида местности, проведём лексическую разминку: 1.подберите существительные для описания местности (дом, дорога, улица, перекрёсток, лес, река, цветы) Фронтальная работа. формулирование ответов на поставленные вопросы, 2 мин.
2. а теперь к каждому существительному подберём прилагательные – яркие, образные. составляют словосочетания 6 Творческое применение знаний и умений Проблемное изложение изучаемого материала. Наглядно- иллюстративный 1. Аннотация проекта: если вы хотите подняться на ступеньку выше в развитии своей устной и письменной речи, то смело беритесь за выполнение своей части проекта по описанию общего вида местности. Мы с вами будем описывать не просто какую-либо местность, мы создадим полную картину нашего родного посёлка. 2. Определение направлений на реализацию проекта:  Каждая группа работает над своей, отдельно поставленной задачей – частью проекта.  Защита проекта  Коллективное обсуждение, оценка работы в группах. 3. Рекомендации учителя перед началом работы (психологический настрой). Для многих из вас наш посёлок является родиной в том смысле, что вы родились именно здесь, большинство ваших родителей – коренные жители посёлка. Я тоже живу здесь давно – уже пятьдесят Фронтальная работа. Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем Просматривают презентацию о родном посёлке, настраиваются на творческую 2 мин.
Исследовательский лет, с удовольствием снимаю самые интересные места, природу, реку в разные времена года. Я сейчас продемонстрирую вам свой мини-проект к теме сегодняшнего урока, но я его создала, используя фотографии и музыку, а вы подготовите описание, используя весь свой словарный запас, особенно обращая внимание на прилагательные. Почему? – потому что описание отвечает на вопрос – какой? (просмотр презентации о посёлке, музыкальное сопровождение – песня «Там, где речка, речка Бирюса…») 4. Направления работы в группах: 1 группа: Поисково-исследовательская. Задание: найти в Интернете сведения о нашем посёлке. Задание: Подготовить вступление: понятие «Моя большая Родина», «Моя малая родина – мой родной посёлок Новобирюсинский». Учебник стр.19 задание 15. Обрамление описания – письмо к другу 2 группа: Творческая. Задание: общий вид посёлка, улицы, достопримечательности. 3 группа: Творческая. Задание: природа, окружающая работу. Групповая работа по созданию своей части общего проекта описания общего вида местности 3 мин. 9 мин.
посёлок. 4 группа: Творческая. Задание: река, на берегу которой раскинулся посёлок. 5 группа: Экологическая. Задание: экологическая обстановка в посёлке и его окрестностях. Заключение - наше отношение к родному посёлку, стоит ли приезжать сюда, гордимся мы своим посёлком или нет – почему?. 7 Защита проекта Эвристический. 1.Прослушивание творческих работ групп; 2.Коррекция: после прослушивания текстов описания местности, обращаем внимание на допущенные ошибки, а именно – неоправданный повтор слов и словосочетаний. Избежать повтора можно подбором синонимов. А в общем целом работа получилась хорошая. 3.Коллективное обсуждение (учитель просматривает рабочие листы групп, корректирует оценки за работу) Групповая работа. Представитель от каждой группы читает созданный текст, в результате получается конечный продукт – полное описание общего вида местности – посёлка Новобирюсинский . Оценка работы в группах. 5 мин. 2 мин. 2 мин.
8 Рефлексия Проверка знаний, настроения учащихся Беседа по вопросам: 1. Что нового узнали сегодня на уроке? 2. Что особенно запомнилось, понравилось? 3. Чему научился? 4. Чему удивился? 5. Что, из того, что узнал или сделал сегодня на уроке, тебе пригодится в жизни? Индивидуальная, групповая работа. Формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку зрения 2 мин. 9 Домашнее задание Объяснительно- иллюстративный Комментирование домашнего задания: написать мини сочинение о своей улице, применяя знания, полученные на уроке. Индивидуальная работа. Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем 2 мин. 10 Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы Объяснительно- иллюстративный Комментирует оценки, поставленные не только за работу в группе, но и за работу в течение всего урока. Отмечает ребят, наиболее успешно потрудившихся над выполнением проекта. Благодарит учеников за сотрудничество, так как работа над проектом получилась творческая, коллективная, продуктивная. Индивидуальная работа. Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем 2 мин.