Созвучные "хвосты" слов

Автор: Максимова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №235 им. Д.Д.Шостаковича
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Тема: Созвучные "хвосты" слов
Дата публикации: 04.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока литературного чтения

в 1 классе по теме:
« Созвучные « хвосты » слов . Д . Хармс , Н . Гернет « Очень - очень вкусный пирог ».
УМК:
«Перспективная начальная школа».
Урок разработан и проведён:
Максимовой Анной Владимировной,
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ №235 им. Д.Д. Шостаковича, с углублѐнным изучением предметов художественно-эстетического цикла им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург 2016г.

Цель
: -сформировать в понятной для детей форме значение созвучных хвостов в стихотворениях, скороговорках, загадках, считалках, закличках, там где есть стихотворный текст.
Тип урока:
освоение новых знаний.
Планируемые результаты
:
-предметные УУД
:учатся находить созвучные хвосты в стихах.
-метапредметные УУД
: регулятивные– понять и сформулировать цель урока познавательные–после чтенияправильно пересказать содержание текста; коммуникативные–по максимуму использовать свой речевой запас при выражении своих мыслей.
-личностные УУД
: развитие творческого воображения детей;
Оборудование
: иллюстрации;ребусы, карточки, презентация, учебник, тетрадь (страницы (учебник) 26–27; (тетрадь) 18–19, № 1– 4).

Ход урока:

I.

Организация начала урока. Проверка готовности.
Долгожданный дан звонок Начинается урок!
II.

Актуализация опорных знаний.
– Сегодня наш урок мы начнем с повторения. На прошлых уроках мы с вами читали, разбирали считалки, загадки, заклички,скороговорки. Находили созвучные концы слов. Откройте учебник на странице 24 и по хвостам слов,которые выглядывают из ПещерыЭхо, вспомним их. Итак, чему принадлежат первые хвосты? (Первые двойные хвосты относятся к считалке:«Аз, бас, трибабас и выходит кислый квас») –Вторые двойные хвосты? (Вторые хвосты имеет считалка: «Аты-баты – шли солдаты, Аты-баты – на базар. Аты-баты – что купили, Аты- баты – самовар»)
–Третьи двойные хвосты? (Третьи хвосты принадлежат считалке: « Ста-кан, ли-МОН, вый-ди ВОН»)
III. Отработка навыка чтения.
Чтение строчек по тетради для самостоятельной работы на 18 стр.
IV. Объявление темы урока.Постановка цели и задач.
–Молодцы. –Откройте учебник на странице 27. Рассмотрим картинку и попробуем вспомнить, каким выражениям принадлежат окончания слов. 1. Какое выражение заканчивается словами «трава – дрова»? (На дворе
трава
на траве
дрова
- скороговорка) 2.Какое выражение заканчивается так: «трички-снички» ? (Стоят в поле сес
трички
Желтый глазок Белые ре
снички
– загадка)
3.Какое выражение заканчивается так: «бѐнок-лѐнок» ? (Завѐрнут ре
бёнок
В сорок пе
лёнок-
загадка
)
– Ребята, что мы на предыдущем уроке с вами узнали о двойных хвостах? (Двойные хвосты звучат одинаково и встречаются в скороговорках, считалках, загадках) –Теперь обратим внимание на страницу 26. Кот из котомки достал книгу,
отыскал стихотворение и

предложил нам дополнить его нужными словами.

V. Работа по теме урока.

-
ЧТО вы знаете обавторе? (Даниил Хармс писал детские стихи в журналах Чиж и Еж. На литературной гостиной мы читали его стихи- страшилки.)
–Какие вы знаете стихотворения Д. Хармса? («Удивительная кошка», «Из дома вышел человек», «Очень страшная история») –Кто-нибудь может прочитать наизусть отрывок стихотворения, или маленькое стихотворение,которое прозвучало у нас на литературной гостиной? Несчастная кошка порезала лапу - Сидит, и ни шагу не может ступить. Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу Воздушные шарики надо купить! И сразу столпился народ на дороге - Шумит, и кричит, и на кошку глядит. А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит!) –А давайте попробуем найти в этом стихотворении одинаково звучащие хвосты. (Находят одинаковые слова, которыми заканчиваются первые и третьи строки ( лапу-лапу, дороге – дороге) и
созвучные окончания вторых и четвертых строк (ить-ить, дит – тит) ). –Молодцы. Я рада,что вы не совсем забыли нашу первую литературную гостиную. Также вы правильно определили звучащие концы слов в строчках стихотворения. Но вернемся к стихотворению, которое дал нам Кот. Что такое особенное мы видим в этом стихотворении? (Неоконченные строчки). – Совершенно верно. А как вы думаете, ребята, зачем поэт оставил нам недописанные строки? ( Мы сами должны угадать слово с созвучными хвостами, которое хотел написать поэт, и вставить это слово в стихотворение). – Ну, давайте, попробуем и посмотрим, что у нас получится. (Начинает читать первый ученик и правильно произносит слово позвал). –Учитель. Молодец. Но ответь мне, пожалуйста, на вопрос: для слова бал созвучными хвостами могут быть, например, брал, врал, драл, крал, а ты в строку стихотворения вставляешь слово: «позвал». Почему? (Потому что в гости можно только или пригласить или позвать). –Значит, просто созвучный хвост для стихотворения не годится. Почему? (Будет непонятно, о чѐм написано стихотворение).
– Значит в словах, которые мы сейчас будем вставлять в стихотворение, должны быть не только созвучные хвосты, но и смысл. Сейчас поработайте в парах. Прочитайте друг другу, проверьте себя.Все получилось. Молодцы. – Почему легко читать стихи? (У них есть созвучные слова). –Кроме стихов, в каких еще текстах вам встречались созвучные концы? (В скороговорках, загадках, считалках, закличках, там где есть стихотворный текст.)
VI. Физкультминутка.
На физминутку встали, Руки ввверхподняли, Повернулись вправо, влево, Наклонились и присели Встали, на месте дружно побежали Остановились еле-еле И за парту сели.

V. Закрепление знаний.
–Теперь открываем тетрадь для самостоятельных работ на стр.19, выполняем задания № 2,3,4. Читаем. Какое четверостишие является загадкой, какое скороговоркой, а какое закличкой? Созвучные концы слов соединяем друг с другом. – Эти задания нам ещѐ раз показывают то, что созвучные концы бывают не только в стишках и они делают текст складным.
VI. Рефлексия.
–Ответьте, самостоятельно на последние вопросы учебника: «Если в строчках есть созвучные хвосты, это стихи или нет? Это стихи. Созвучные концы слов делают текст : длинным, коротким, складным?» (Созвучные хвосты делают текст складным. Строчки могут быть длинными, могут быть короткими, но концы строчек обязательно должны быть созвучными. – Что вам особенно понравилось на уроке?

Список использованной литературы:
1. Литературное чтение: 1 кл. : Учеб. / Н.А Чуракова-М. : Академкнига / Учебник, 2015г.- 72 с., 8 с. репрод.: цв. ил. 2. Литературное чтение: 1 кл. :тетрадь для самостоятельной работы /О.В. Малаховская; под ред. Н.А Чураковой-М. : Академкнига / Учебник, 2015г.- 48 с. : ил.