урок - зачётв 10 классе по теме "Углеводороды"

Автор: Елизарова Екатерина Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г Искитим Новосибирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: урок - зачётв 10 классе по теме "Углеводороды"
Дата публикации: 04.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ – средняя общеобразовательная школа №2

Г. Искитима Новосибирской области

Урок – зачёт по теме

«Углеводороды»

Методическая разработка урока

учителя высшей квалификационной

категории

Елизаровой Екатерины

Ивановны.


Урок-зачёт по теме «Углеводороды».

Введение.
Обучение химии в школах города проводится по авторской программе О.С. Габриеляна. Тема «Углеводороды» в курсе химии 10 класса, на мой взгляд, является основополагающей. В ходе её изучения формируются основные понятия, отрабатываются основные знания, умения и навыки, на которых базируется последующее изучение курса органической химии. Поэтому считаю необходимым более детальную проработку и проверку основных знаний и умении и навыков, полученных в данной теме. Ведь от уровня их усвоения зависит успешность изучения не только сложного раздела химии, но и общей биологии в средней школе. В структуре курса химии на эту тему отведено большее количество часов, эта первая тема по характеристике основных классов органических соединений в программе любого автора, она изучается в I полугодии 10 класса. В 10 классе формируется новый коллектив, в котором ребятам предстоит снова занять достойное место, завоевать уважение одноклассников. Поэтому, выбранная групповая форма организации учебной деятельности на уроке, даёт возможность развить у учащихся чувство взаимовыручки и взаимоподдержки. Даёт возможность побыть в ситуации успеха и возможность продемонстрировать свои способности в новом классе каждому ученику, т.к. в ходе подготовки к уроку он выполняет часть работы, которую он знает и умеет делать.

Дифференцированные задания, творческие задания – неотъемлемая часть данных уроков, т.к. в небольших школах в одном классе учатся ребята с разным уровнем подготовленности, с разными интересами: «технари и гуманитарии» и каждый из них сможет достойно отработать на уроке. При изучении темы и при подготовке к уроку используются: 1. «1С: Репетитор» - весь школьный курс для абитуриентов, старшеклассников и учителей. 2. Уроки химии Кирилла и Мефодия (уроки и видеодемонстрации лабораторных опытов). 3. Сайт о химии ХuMuK
Информационная карта урока.

Виды работы учащихся:
1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Проведение экспериментального опыта. 4. Наблюдение проблемного эксперимента. 5. Взаимопроверка знаний.

Этапы урока.

Цели и задачи урока – зачёта.

Урок №1.

1. Организационный момент.

2. Индивидуальный контроль знаний.
2.1. Идентификация веществ – выполнение индивидуальных дифференцированных тестов. 2.2. Строение углеводородов – выполнение теста по 4 вариантам. 2.3. Химические свойства и получение углеводородов – работа по индивидуальным дифференцированным карточкам – заданиям. 2.4. Решение задач на объёмные отношения газов, нахождения объёма воздуха по массе вступившего в реакцию вещества, на массовую и объёмную доли практического выхода по сравнению с теоретически возможным - работа по индивидуальным дифференцированным карточкам – заданиям. 2.5. Основные химические понятия. 2.6. Решение задач на выведение формул органических веществ.
Урок№2.

1. Организационный момент.

2. Контроль знаний и умений при роботе в группах.
2.1. Разминка – работа по основным понятиям темы. 2.2. «Ты – мне, я – тебе»- работа по вопросам суждения, подготовленным учащимися. 2.3. Строение, номенклатура и свойства углеводородов – работа по таблице «Углеводороды». 2.4. Работа по вопросам учителя. ( Решение учебной проблемы, поставленной экспериментом или видеофрагментом). Решение экспериментальной задачи. 2.5. Защита творческих заданий.
3. Выводы по уроку, подведение итогов.


Подробное описание хода урока:

Цель:
Систематизировать и осуществить проверку знаний и умений по теме «Углеводороды» в ходе индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся.
Образовательные задачи:
1. Расширение и углубление химических и политехнических знаний по теме. 2. Формирование экспериментальных навыков и умений решать расчётные задачи. 3. Развитие познавательной активности, творческих индивидуальных способностей и дарований школьников.
Воспитательные задачи:
1. Формирование у учащихся интереса к химии. 2. Развитие у учащихся инициативы, самостоятельности, взаимопомощи. 3. Воспитание уважения к труду, умения трудиться целенаправленно, рационально использовать рабочее время.
Основные принципы организации учебной деятельности на уроке:
1. Тесная связь вопросов зачёта с содержанием учебного материала темы. 2. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, уровню их подготовленности (образованности, воспитанности и развития). 3. Добровольность выбора формы творческого задания. 4. Сочетание разных форм и видов работы, включение элементов занимательности. 5. Соблюдение принципа научности и доступности.
Подготовка к уроку.
1. Примерно за 2,3 недели до окончания темы ребятам сообщается о проведении урока в данной форме. Объясняются правила. Обговаривается оценка знаний по результатам урока. 2. Класс делится на группы по интересам. В группах выбирают координатора. 3. По жеребьёвке учащиеся определяют, какой гомологический ряд углеводородов их группа будет представлять на зачёте. Группам предлагается подготовить вопросы по строению, свойствам веществ, их получению. Область применения данных веществ - творческое задание. Это может быть и конкретное вещество из данного гомологического ряда или все вещества данного ряда. Например, предельные углеводороды или метан. Диеновые углеводороды или каучук. Творческое задание в любой форме – презентация, выступление, рассказ- сочинение, стихотворное изложение материала.
(Всегда

должна быть возможность выбора! В этом и состоит дух творчества).
4. На стенд контроля вывешивается перечень химических понятий, которые подлежат проверке.
5. Зачёт проводят на двух уроках - на первом индивидуальная работа, на втором работа в группах. Можно пригласить помощников, учеников 11 или 8 класса, для помощи учителю в организационных вопросах.
1 урок.

Индивидуальная работа учащихся.

Девиз урока: «Один в поле тоже воин!»

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Задание №1. Работа по дифференцированным тестам
(тесты напечатаны на бумаге разного цвета). Ребята сами выбирают тест по своим способностям.
Памятка: тестов
каждого цвета должно быть больше, чем вы предполагаете. Особенно тех, что на «4». Ребята не хотят получать «3», но и на пятёрку выбирать тесты редко рискуют. Кроме того, делаю в каждом варианте на «4 и 3» усложнённый вариант, например, Тест Б * , выполнив его, учащиеся получат оценку на балл выше. Тест А на «5» - 8 веществ. Тест Б на «4» - 6 веществ. Тест С на «3» - 4 вещества. Например:
Тест А. «Не всё так просто, как вам кажется!»

Идентифицируйте вещества.
(5 минут). № Формулы веществ. Предель- ные у/в Этиленовы е у/в Ацетилен о- вые у/в Арома- тические 1. С 8 Н 16 с б ы т 2. С 8 Н 18 у р о к 3. СН 3 - СН 2 - СН 2 - С≡ СН с о т ы 4. СН 3 - СН= С (СН 3 )- СН 3 н а с т 5. С 6 Н 5 – СН 3 а н о д 6. СН 3 - СН (С 3 Н 7 )- СН 3 и р а н 7. СН 2 - СН (С 2 Н 5 )- СН 2 - СН 2 - СН 3 е с л и 8. С 2 Н 4 а н и с Ответ_______________________ Составьте молекулярную и структурную формулу вещества, название которого вы определили. Другие варианты теста в приложении.
3. Задание №2. Тест «Характеристика углеводорода». (5 минут)

Вопросы теста выводятся на экран. Ребятам перед уроком выдаются конверты с названиями веществ (метан, этилен, ацетилен, бензол) и с таблицами- шаблонами для ответов.
Подсказка:
для быстроты проверки их можно напечатать на листах разного цвета. Если отсутствует возможность вывести вопросы теста на экран, можно их распечатать на листах того же цвета, что и шаблон. Разложить в конвертах на столы перед уроком. Например :
Метан.

Поставь

крестик

в нужной ячейке:
№ А Б В Г 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ф.И.________________________________
Тест «Характеристика углеводорода.

«Проверь себя, характеризуя меня».
1. Общая формула: А) С n H 2n+2 , Б) С n H 2n-2, В) С n H 2n , Г) С n H 2n-6 . 2. Тип гибридизации: А) SP 2 , Б) SP, В) SP 3 , Г) SP 4 . 3. Валентный угол: А) 120 0 , Б)109 0 28′, В)134 0 , Г)180 0 . 4. Длина связи - С - С -: А) 0,120нМ, Б) 0,134нМ, В) 0,146нМ, Г) 0,154нМ. 5. Форма молекулы: А) плоскостная, Б) линейная, В) пирамидальная, Г) тетраэдрическая. 6. Виды связей: А) 4δ- связи, Б) 2δ и 2π- связи, В) 3δ и 1π- связь, Г) 3δ и единая π- электронная связь. 7. Изомерия: А) оптическая, Б) углеродного скелета, В) положения кратных связей, Г) цис -, транс- изомерия. 8. Наиболее характерные типы реакций:
А) реакции присоединения, Б) реакции замещения, В) реакции присоединения и в более жёстких условиях замещения, Г) реакции присоединения и замещения. 9. Механизм протекания реакций: А) ионный, Б) свободно - радикальный, В) оба ответа верны. 10. Изомерия разных гомологических рядов (классов) у веществ данного гомологического ряда: А) отсутствует, Б) изомеры алкадиены, В) циклоалканы, Г) арены.
4. Задание №3. Работа по дифференцированным карточкам «Река

превращений и вычислительных умений».
(Методика использования карточек та же, что и в задании №1. Примеры заданий приведены в приложении).
«Лучше плыть по реке превращений, чем тонуть в собственной лени».
Задание№1. Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. На оценку: «3» - Даны формулы веществ. Необходимо написать уравнения и назвать вещества. «4»- Даны формулы веществ. Необходимо написать уравнения, назвать вещества, указать тип реакции. «5»- Даны названия веществ. Необходимо написать уравнения, указать тип реакции и условия их протекания. Задание№2.
«Не думай, не гадай! Задачу по алгоритму решай»! (Задачи с

производственным содержанием).
«3» - Задача на объёмные отношения газов. «4» - Задача с использованием массы и объёма. «5» - задача на объёмную долю практического выхода по сравнению с теоретически возможным.
5. Задание №4. Проверка знаний химических понятий тем
ы.
«Содержание понятий раскрывай – свою память проверяй!»
Одновременно с выполнением задания №4 учащиеся сдают зачёт по химическим понятиям темы. Понятия записаны на карточках. Ребята по четыре человека выходят к доске. (Начать рекомендую с 1 ряда, чтобы меньше мешать работе класса). По очереди берут карточки и раскрывают содержание понятий. Одно понятие – балл к оценке. Всегда включаю карточки- бонусы: - улыбнитесь, вам 1 балл к оценке, - вы можете раскрыть содержание любого понятия, - можете раскрыть содержание ещё одного понятия, если вам не хватает баллов до оценки.
6. Задание №5. Проверка умений решать задачи на выведение формул

органических веществ. «Бенефис задачи».
(Дополнительное задание для
тех, кто в химии преуспел и для кого предложенные задания не придел – задания для сильных учащихся).
«Легко, «театрально» задачи решай – залог успеха в химии получай!»
На экране задачи разного уровня сложности, расположены в порядке усложнения: 1. Ароматический углеводород нафталин содержит 93,75% углерода и 6,25% водорода. Выведите формулу нафталина, если плотность пара вещества по водороду равна 64. 2. Установите молекулярную формулу предельного углеводорода, если его плотность равна 1,97г/л, а массовая доля углерода составляет 0,82. 3. При сжигании алкина было получено 44,8л углекислого газа и 22,4л паров воды. Выведите формулу углеводорода, если его относительная плотность по кислороду равна 0,875. 4. При сжигании 4,3 углеводорода образовалось 13,2г углекислого газа. Плотность пара углеводорода по водороду равна 43. Выведите формулу вещества.
Итог урока: средний балл всех работ – оценка за урок. Но, если вы две «2»

получили, то о спокойствии забыли! Придётся вам, опять хотя бы одну

работу пересдать!

Урок №2.

Работа в группах.

Девиз урока: «Ум хорошо, а несколько, во много раз лучше»!
На столах карточки активности, в которых координаторы групп отмечают ответы ребят своей группы, конверты с заданиями. У ребят всё необходимое для работы (вопросы, наглядные пособия, диски). Оборудование для опытов.
Ход урока.

1.

Вводное слово учителя, постановка цели
.
2.

Задание №1. Разминка. Работа с понятиями.

«Повторение – мать учения».
К доске от каждой группы выходит по одному человеку. Они по очереди берут карточки, на которых написано понятие и указан номер. Учащиеся называют только номер, раскрывают содержание понятия, не называя его. Ученики, сидящие на местах в листе с химическими понятиями указывают данный номер напротив соответствующего понятия. Понятия у всех разные. У учителя список понятий с номерами. Если ученик не знает понятия, то его группа не получает «-1 балл» и все группы в итоге так же не получат этот балл, или ответят неверно. Пример: Задание в конверте для группы №1.
«Повторение – мать учения».

Распознай понятие и отметь его номер в нужной ячейке: Органическая химия Реакция хлорирования Гибридизация Радикал Реакция гидрирования π- связь Углеводороды Алкины Изомеры Крекинг
3.

Задание №2. Работа по вопросам, составленным группами.

«Ты мне – я тебе».
Учащиеся одной группы задают каждой группе по очереди вопросы по характеристике своего гомологического ряда
.
Если нет ответа, то группа сама отвечает на заданный вопрос. Но, если ответ неверный или неточный, то и за заданный вопрос отметка в лист активности не ставится. Условие: каждый ученик группы должен задать вопрос и определить верность его ответа. Составлено должно быть не менее 10 вопросов – суждений. Вопросы могут быть заданы не все. Учитель или помощники «следят за временем».
4.

Задание №3. Работа по таблице Углеводороды. « Правильно работу

распредели и с заданием легко справишься ты»,
у учащихся на столах лежат конверты, в которых напечатаны вопросы к таблице. По указанной таблице учащиеся работали при изучении темы, поэтому должны легко ориентироваться в ней. Число вопросов, на которые нужно ответить зависит от уровня подготовки класса. Но в среднем, из расчёта, по 2 вопроса на ученика. Пример:
Задание №3.

« Правильно среди группы работу распредели и с заданием быстро

справишься ты».
Используя таблицу «Углеводороды», ответь на поставленные вопросы: 1.Предельные углеводороды. 2.Алканы, не имеющие изомеров. 3. Вещества гексен - 1 и гексен -2 друг другу… 4. Общая формула алкинов. 5. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле бензола. 6. Тол получают в результате реакции с… 7. Реакция гидрирования – взаимодействие бензола с … 8. Продукты реакции горения. 9. Валентный угол в молекуле ацетилена. 10. Связь между атомами углерода в веществе 2-Б.
Учащиеся работали с данной таблицей на уроках, поэтому легко ориентируются в ней.
Таблица «Углеводороды».
(Таблицу можно видоизменять, добавлять колонки или убирать). 1 2 3 4 5 6 7 8 А СН 4 С 2 Н 2 С 7 Н 16 С 7 Н 8 С 9 Н 18 SP 2 0.12 нМ замеще- ния А Б С 2 Н 4 С 2 Н 6 С 7 Н 14 С 8 Н 10 С 6 Н 10 SP 0,134нМ присое- динения Б В С 3 Н 4 С 3 Н 6 С 3 Н 8 С 7 Н 12 С 6 Н 12 SP 3 0,146нМ крекинг В Г С 4 Н 4 С 4 Н 6 С 4 Н 8 С Н 3. С 6 Н 14 180 0 0,154нМ полиме- ризации Г Д С 6 Н 6 С 5 Н 10 С 3 Н 8 С 5 Н 12 С 5 Н 8 120 0 R + изомерии- зации Д Е С n Н 2n+2 С n Н 2n-4 C n H 2n C n H 2n-6 C n H 2n - 2 109 0 2 8 ′ R 0 окисления Е Ж __ ≡ = δ 6π = = π горение Ж З одна две три более трех изомеры
.

.
→ гомоло- ги HNO 3 З И Н 2
-
Н 2 Наl 2 О 2 Н 2 О СО 2 KMnO 4 HHal И 1 2 3 4 5 6 7 8
5. Задание №4. Ответы на вопросы учителя
(этот этап урока может быть исключен, если будет недостаточно времени).
« Вы этого вопроса уже не

ждали, а мы его раз и задали»!
Чтобы охватить весь материал темы на уроке, учитель накануне проверяет все вопросы групп. Составляет вопросы по тем разделам, что не охвачены вопросами, которые составили ребятами. На вопросы ребята отвечают письменно. Другие варианты, в зависимости от уровня подготовленности и интереса класса: 1. Вопросы на логическое мышление, на которые ребята ответят письменно или устно (в формате брей – ринга). Например, чем можно объяснить возникновение на нашей планете ароматических углеводородов? 2. Проводится опыт, например, получение этилена. Задание: По данному опыту составьте вопросы – суждения. 3. Эксперимент: Определите, в какой пробирке находится непредельный углеводород. 4. Показать видеофрагмент и по нему задать вопросы. Или попросить ребят описать суть явления: «Какова роль данного эксперимента при изучении химии?»
Выбор заданий определяет уровень подготовки класса, интересы класса, объём творческого задания, подготовленный группами.
6. Задание №5. Защита творческих заданий. «Нас всех удивляй! Знания и

творчество проявляй!

Кроме этого, друзья, оценить друг друга настала пора!»
Группы по очереди защищают своё творческое задание (некоторые варианты приведены в печатном и электронном варианте). В оценке этого задания участвуют и группы. По окончанию работы подводится общее число баллов. Группа, набравшая наибольшее количество баллов получает поощрение. Конечно, все члены группы должны принимать участие в работе группы. Иначе вместо бонусов группа может получить штраф и лишиться призового места. Поэтому координатор должен следить в ходе работы за тем, чтобы ребята всей группы приняли посильное участие в её работе, отмечать работу каждого участника в листе активности (дан в приложении). Группа, получившая наибольшее количество баллов получает поощрение. Вы можете всей группе повысить оценки или выдать «сертификат», за который ребята могут выкупить у вас нежелательную оценку или повысить балл. Всё в ваших руках.
Примеры выступлений учащихся по творческим заданиям –химия в

стихах:



Из жизни каучука.
В стране Бразилия, на острове красивом Растёт дерево одно, под название гевея оно. Сок даёт оно природный, Жидкий он и не съедобный. Пить его нельзя друзья, Он для дела предназначен- Это точно знаю я. Для того чтобы потом, Стать известным КАУЧУКОМ! В нём хранится много свойств: И устойчив он, практичный! И диэлектрик он отличный!
Ценный он – износу нет! Он в воде нерастворим, Но вот в бензине и бензоле Набухает он помногу, Растворяясь понемногу! Форму он меняет быстро – Эластичность велика! А в жару он приставучий, Очень мягкий и липучий! Как настанут холода- Вдруг твердеет он тогда. В общем, разный он бывает! Но одно не изменяет- Из молекул состоит В них двойная связь стоит! Одному же не сидится- Хочется ему присоединиться. Слабых он не обижает, А к себе их приближает. В дружбе с серой водится, Стать резиной хочется!
(По этой теме подготовлена ребятами и презентация в электронном

варианте).



Тема «Бензол»

Стихотворение о бензоле.
Друзья, хочу сегодня рассказать вам о бензоле. С 6 Н 6 – вот формула его проста – Запомнить должен ты её в два счёта, И впредь не путать никогда! Что нам пропан, что нам бутан – у нас бензола 200 грамм! Что из него бы нам создать? Надо подумать, порешать! Может быть пластмассы или краски, или лекарства заказать? Ах, нет, если создавать - так уж тротил наколдовать и что-нибудь взорвать! А впрочем, взрывом заниматься - с жизнью можно вмиг расстаться! Лучше полезным применением заняться: гербициды и пестициды создавать! Однако помнить вы должны, что пестициды, гербициды В сельском хозяйстве ох, как важны, Но опасны для здоровья и окружающей среды! Так что химию учите и производные бензола правильно примените!

Схема – конспект «Применение бензола».

1.Как растворитель.

2. Для получения лекарственных веществ, красителей и

взрывчатых веществ.

3. В химической промышленности.

Толуол – гомолог бензола.

Бесцветная жидкость со своеобразным запахом. Токсичен

Используется для получения:

- взрывчатых веществ;

- красителей.

Применяется как растворитель.

Тема «Полимеры»
Полиэтилен, наш бессмертный герой, Мы все восхищаемся тобой! Ты можешь быть ярким, а можешь – простым! Ты можешь быть чёрным или прозрачным, как дым! Ты носишь продукты и вещи в себе. Ты сохраняешь фрукты и овощи в тепле. Твои друзья полимеры, хоть и хвалятся собой без меры: Что их область обширна, твою превзошла! Но им не хватает любви потребителя и тепла! Мы знаем тебя с детских лет, А это счастливый билет. Поэтому оду тебе сочинить мы хотим, Чтоб слава твоя не растворилась, как дым!
P.S. Если вы ограничены во времени, то можете провести один из двух

уроков. Или используйте отдельные элементы уроков при изучении

темы.

Мы рады, что вы были заочно с нами! Спасибо, что уделили нам

внимание!

СН

3


Приложение:
Один из предложенных вариантов задания №1.
Задание №1.

Тест Б. «Не всё так просто, как вам кажется!»

Идентифицируйте вещества.
(5 минут). № Формулы веществ. Предель- ные у/в Этилено- вые у/в Ацетиле- новые у/в Арома- Тические у/в 1. СН 4 г е р б 2. С 4 Н 8 л е т о 3. СН 3 – СН = СН – СН 3 с к о л 4. СН 3 - С≡ С-С (СН 3 ) 2 - СН 3 н а с т 5. С 6 Н 6 а н н а 6. СН 3 - СН (С 3 Н 7 )- СН 3 н о т а Ответ_______________________ Составьте молекулярную и структурную формулу вещества, название которого вы определили.
Тест С. «Не всё так просто, как вам кажется!»

Идентифицируйте вещества.
(5 минут). № Формулы веществ. Предель- ные у/в Этиленовые у/в Ацетиле- новые у/в Арома- тические 1. С 6 Н 6 и я ю э 2. С 2 Н 2 о р т у 3. СН 3 - СН 2 - СН 2 - СН 3 э н т о 4. СН 3 - СН= СН - СН 3 н и а а Ответ_______________________ Составьте молекулярную и структурную формулу вещества, название которого вы определили. (
Тест А
дан в описании урока).

Задание №3. Работа по дифференцированным карточкам

«Река превращений и вычислительных умений».
Один из предложенных для выполнения вариантов задания №3.
Задание на оценку «3».
№1.
«Лучше плыть по реке превращений, чем тонуть в собственной

лени».
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: СН 4 → С 2 Н 2 →С 6 Н 6 →С 6 Н 5 NO 2 . Укажите тип реакции. Назовите полученные вещества. №2.
«Не думай, не гадай! Задачу по алгоритму решай»!
Найдите объём кислорода, который необходимо израсходовать на сжигание 1м 3 сжатого под давлением ацетилена при газосварке.
Задание на оценку «4».
№1.
«Лучше плыть по реке превращений, чем тонуть в собственной

лени».
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: С 2 Н 6 → С 2 Н 5 Cl →С 4 Н 10 →С 4 Н 8 . Укажите тип реакций и условия их протекания. Назовите полученные вещества. №2.
«Не думай, не гадай! Задачу по алгоритму решай»!
Найдите объём воздуха, который необходимо израсходовать на сжигание 10 пропана, который содержится в болоне массой 10кг.
Задание на оценку «5».
№1.
«Лучше плыть по реке превращений, чем тонуть в собственной

лени».
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: хлорметан →этан → этилен →полиэтилен Укажите тип реакций и условия их протекания. №2.
«Не думай, не гадай! Задачу по алгоритму решай»!
При сжигании 44,8м 3 метана выброс углекислого газа в атмосферу составил 90% от теоретически возможного выхода. Найдите объём выброса углекислого газа.