"Поиск: решение проектных задач"

Автор: Гусева Руфина Хасановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Мыскаменская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Мыс Каменный, Ямальский р-н, ЯНАО
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Поиск: решение проектных задач"
Дата публикации: 01.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рабочая программа внеурочной деятельности

«Поиск: решение проектных задач»

Направление: общеинтеллектуальное

для обучающихся 6 класса
(срок реализации 1 год) Автор-составитель: Гусева Р.Х. учитель английского языка Мыс Каменный, 2014

Структура программы
1.Пояснительная записка 2.Учебно-тематическое планирование 3.Содержание тем 4.Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения программы 5.Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 6.Список литературы 7.Приложение

1.

Пояснительная записка
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят над предметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания. В связи с предъявляемыми требованиями возникла н
еобходимость
в создании программы кружка внеурочной деятельности
«Поиск: решение проектных задач»
, которая поможет учащимся формировать и закреплять УУД в иной (внеклассной) ситуации.
Актуальность
данной рабочей программы обусловлена её методологической значимостью: овладение методами и способами решения творческих, проектных задач приведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. Сформировавшиеся навыки организации творческой, проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и иных учебных заведениях. В связи с этим кружок
востребован
учащимися 6 классов, так как умение учиться в любой ситуации выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Рабочая программа внеурочной деятельности «Поиск: решение проектных задач»
составлена на основе
«Программы развития познавательных способностей учащихся». (Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 47 с. – Работаем по новым стандартам). При разработке программы
были учтены

требования
к результатам основного общего содержания, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения) и
рекомендации
к созданию программ внеурочной деятельности: «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)»; Данная программа представляет собой вариант программы внеурочной деятельности школьников и
предназначена для реализации
в отдельно взятом 6 классе и
направлена
на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в
форме предметно-ориентированного тренинга
, что является
отличительной особенностью
программы.

Цель
программы «Поиск: решение проектных задач» - сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками процесса внеурочной деятельности, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Основными
задачами
программы являются:  развитие у обучающихся психических познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения) на основе развивающего предметно ориентированного тренинга;  формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;  формирование собственного стиля мышления;  формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;  освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач; Программа
состоит
из двух блоков и
рассчитана
на 35 часов. Она предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (1 час в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия «интенсивами» (во время одно – двух четвертей, в каникулярное время). Программа имеет
практическую

направленность
, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности. В результате деятельности учащиеся должны:
знать:
 правила конструирования определений, формулирования выводов;  правила классификации и сравнения;  методы решения творческих и проектных задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы,  способы чтения, структурирования, обработки и представления информации;  правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;  способы планирования и проведения наблюдений и исследований;  правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
 анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;  слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником);  представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;  проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;  владеть речью, составлять план работы, составлять конспекты, тезисы, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
 работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
2. Учебно-тематическое планирование
№ п/п Тема Виды заданий Кол- во часов 1 Диагностическое тестирование 1
Блок 1

Методы и способы решения проектных задач
2 Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий Задания на сравнение пары понятий и их общих признаков, расположение поня- тий в логической последовательности 1 3 Сравнение понятий Задания на определение сходства и различия понятий. 1 4 Выделение существенных признаков Игры, загадки на определение существенных признаков предметов. 1 5 Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предло- жений Работа с грамматическими устойчивыми сочетаниями. Работа с пословицами и поговорками. 1 6 Смысловые словосочетания Задания на метод рассыпанного предложения. 1 7 Синонимы, антонимы Задания на противопоставления: антонимы – синонимы. 1 8 Творчество. Методы решения творческих задач Задания на разрешение проблем методом мозгового штурма. 1 9 Метод контрольных вопросов Игры: «Да – нет», «Твори! Выдумывай! Пробуй!». 1 10 Оценка явлений, событий с разных точек зрения Задания на выражение мысли. Ребусы. 1 11 Воображение Развивающие игры на развитие воображения. 1 12 Компьютерный практикум Задания на конструирование. 1 13 Конструирование на плоскости Задание на использование метода Танграмм. 1 14 Конструирование в пространстве Задания на конструирование в пространстве. 1 15 Постановка и разрешение проблем Задания на постановку и определение метода решения проектных и творческих заданий. 1 16 Разрешение проблемных ситуаций Задания на построение сообщений по алгоритму. 1 17 Метод разрешения противоречий Задания на решение проблемных ситуаций методом разрешения противоречий. 1
Блок 2

Решение проектных задач
18-33 Проектные задачи Выполнение заданий метапредметного характера. 17 34 Итоговое тестирование 1 35. Творческий отчёт 1
3.

Содержание тем


Блок 1

Методы и способы решения проектных задач
2.
Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры. 3.
Сравнение понятий.
Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры. 4.
Выделение существенных признаков.
Существенные и несущественные признаки Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры. 5.
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложения.
Дополнение текста Практические задания, развивающие игры. 6.
Смысловые словосочетания.
Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры. 7.
Синонимы, антонимы.
Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры. 8.
Творчество
.
Методы решения творческих задач.
Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры. 9.
Метод контрольных вопросов.
Практические задания, развивающие игры. 10.
Оценка явлений, событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры. 11.
Воображение
. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры. 12.
Компьютерный практикум.
Создание компьютерного рисунка. 13.
Конструирование на плоскости
. Танграмм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры. 14.
Конструирование в пространстве.
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры. 15.
Постановка и разрешение проблем
. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры. 16.
Решение проблемных ситуаций.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры. 17.
Метод разрешения противоречий.
Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий и сущность метода. Практические задания, развивающие игры.
Блок 2

Решение проектных задач
18.
Чувашская сказка «Мост Азамата».
Как дополнительная информация в условиях задачи представлены сведения о мостах, их конструкциях и типах. Учащимся следует понять виды финансирования строительства. Важно, чтобы дети уяснили для себя, что мосты строятся не только через водные преграды, и что необ ходимо в данном случае ещё и строительство эстакады через железнодорожные пути. Это желательно изложить в заключении. Задача не имеет однозначного решения — здесь дан большой простор для фантазирова ния детей. Важно, чтобы учащиеся в своей группе пришли к согласию, где на схеме следует «строить» мосты, какой материал использовать для строительства, чтобы уложиться в общую сумму финансирования (смету). Главное для школьников — научиться обоснованно излагать принятые решения. Детям, возможно, потребуется помощь учителя в подготовке небольшого заключения для районной администрации о необходимости строительства
мостов в данной местности. 19.
Английская сказка «Ночная погоня».
В основе задачи — работа со схемой местности, где произошли опи санные в сказке события. Схема разделена на квадраты (в этом её осо бенность), что позволяет детям более точно указать в своём заключении по расследованию место события или объект. Задания построены так, что учащимся нужно будет для сбора доказательств работать с таблицами, которые могут иметь ранее неизвестные сведения, например, лунный календарь или продолжительность светового дня. Задания потребуют от детей извлечь дополнительную информацию из справочников или Интернета. Готовым «продуктом» задачи является заключение рассле дования, в котором, полагаясь на доказательства, учащиеся должны подтвердить встречу женщины с нечистой силой — чёртом, представить его нарисованный портрет и рассказать о волшебстве прекрасной леди. 20.
Арабская сказка «Нищий и счастье».
Дети сами определяют последовательность выполнения зада ний, но рациональнее начинать с выполнения расчётов по таблице соотношений стоимости при натуральном обмене товаров, хотя это и не просто для детского понимания. В этом случае, выполнив расчёты, дети смогут определить, сколько драгоценных металлов и камней следует заказать у Счастья — хранителя сокровищ, чтобы не перегружать лиш ним весом мешок нищего. Учителю следует объяснить учащимся, что в древневосточном мире в качестве денежного эквивалента применялся натуральный обмен, который значил для многих больше, чем деньги и драгоценности. Выполнение других заданий потребует от школьников получения информации о металлах и минералах, мерах их измерения: карат, грамм, килограмм, тонна, литр. 21.
Аварская сказка «Волк и дятел».
Выполнение заданий направлено на поиски дополнительной инфор мации в словарях, энциклопедиях, Интернете о толковании слов, обо значающих устаревшие названия ремёсел. В первом задании учащиеся ищут в толковом словаре значение слов чеканщик (человек, который на металлических изделиях выбивает узо ры) и чабан (пастух, пасущий овец). При определении значения слова «чеканщик» детям следует выяснить значение двух слов: «чеканить» и «чеканщик». Из этих двух значений им нужно будет скомпилировать значение слова «чеканщик» и нарисовать рисунок или создать коллаж. 22.
Английская сказка «Дочка пекаря».
При чтении инструкции «Как истопить русскую печь» внимание де тей следует сосредоточить на схеме печи, чтобы им было легче понять особенности приготовления русских блюд. Следующий этап — вни мательное изучение таблицы. Она состоит из двух частей. При выборе детьми топлива для печи учителю лучше послушать их мнение и при необходимости включиться в разговор, чтобы учащиеся не остановились на выборе мазута, ветоши, картона, опилок, соломы, потому что эти виды топлива включены в таблицу в качестве избыточной информации. Дети должны понять, что температура в печи зависит от количества топлива, продолжительности его горения. Температуру в русской печи доводят до максимума и до выгребания углей занимаются приготовлением блюд «до хлеба» — это блины, пироги, кулебяки. Вместе с хлебом можно поста вить в печь и горшки с томящимися блюдами: каши, супы, мясо, а после выпечки хлеба можно заняться сушкой грибов, ягод, сухарей. Только при такой последовательности можно успеть приготовить все блюда к приезду феи. Проектный продукт: создание меню. 23.
Чувашская сказка «Рубашка из домотканого полотна
Для выполнения задания № 1 учащимся следует обратиться к справочной литературе (Интернету). Распределить растения на две части детям не составит труда, но нужно быть
внимательным: из жгута и канатника не изготавливают волокна для получения ткани, а шерсть животных включена в перечень как избыточная информация. К избыточной информации отнесены и названия животных (корова, лошадь, во зебра, слон, жираф, медведь, осёл) в задании № 2, шерсть этих животных не используется человеком для изготовления пряжи. По заданию № 3 этапы современного производства льняных тканей располагают следующим образом: выращивание сырья — получение льняной соломы - вымочка льняной соломы — первичная обработка — прядильное производство — отделочное производство. Выполнение макета полотняного переплетения даётся для проверки способности детей понимать и использовать инструкцию при изготовлении поделки. 24.
Белорусская сказка «Потерянное слово».
Для подготовки сообщения, почему слова в языке устаревают и поче му в нём появляются новые слова («продукт» задачи), учащимся необ ходимо будет перевести на современный русский язык древнерусские слова, написать письмо, используя слова из словарного запаса бабушки, когда она ещё была школьницей, а также определить понятие, общее для всех значений слова «форум». 25.
Арабская сказка «Сказка об умном враче».
Каждый из участников группы составляет для себя меню (завтрак, обед, ужин) и потом просчитывает калорийность выбранных блюд. Учи телю следует, при необходимости, помочь детям составить меню так, что бы в нём присутствовало верное соотношение белков, жиров и углеводов. Учащиеся самостоятельно делают расчёты получения килокалорий при употреблении пищи и их затрат при ежедневной физической нагрузке. Важно, чтобы дети самостоятельно пришли к выводу о необходимости ве дения здорового образа жизни. 26.
Грузинская сказка «Солнце и дождь».
При выполнении заданий № 1 и № 2учащиеся вынуждены будут обра щаться к третьему заданию, потому что в нём имеются данные, необхо димые для решения первых двух. В сравнительной таблице дети должны отразить, как изменится доход крестьянина и гончара, если уменьшить или вовсе отменить существующие налоги. 27.
Испанская сказка «Четыре элемента».
Верный ответ при выполнении задания № 1 изложен в инструкции № 3, а совет студента является верным в задании № 2. Изучив карту местности, дети выбирают самое безопасное место для палатки: подаль ше от одиноких и высоких деревьев и речной воды, в небольшой лощине (балке). 28.
Китайская сказка «В поисках удовольствия».
Задача носит социальный характер и имеет воспитательную направ ленность. При выполнении заданий дети вникают с участием учителя в социальные проблемы и попытаются определиться для себя в выборе удовольствий, осознанно полагаясь на возможности семьи. Сложности могут возникнуть при написании письма на адрес директора школы. Учитель при необходимости может помочь учащимся в оформлении де - ловой бумаги. 29.
Английскаясказка «Бабушкин

дедушка».
Учащиеся должны проявить умения анализировать и корректировать текст, писать рассказ на заданную тему, составлять план к тексту, работать над его структурой. 30.
Абхазская сказка «Дна брата»
Дети, согласовав своё мнение, определяют на плане участка расположения экспонатов этнографического музея. 31.
Еврейская сказка «О царском советнике Менаше»


Для расстановки столов в помещении дается несколько вариантов, которые дети смогут
выбрать самостоятельно. Произведя несложные расчёты, учащиеся подберут к выбранным стадам необходимые скатерти. Для правильной сервировки места дня приглашённого детям, если они этого не помнят, следует обратиться к справочной литературе или в интернет. 32.
Японская сказка «Ивовый росток».
Определяя количество интервалов между семенами в ряду (задание № 2), число рядов на участке для 2000 семян (96 или 43), учащиеся смо гут доказать, что на выделенном участке они не посеют все полученные семена и плоды деревьев. При решении задания № 4 важно не ошибиться в подсчётах: взошло 80% сеянцев. Последовательность решения та же, что и в задании № 2. Разместить школку на выделенном участке нельзя, необходим участок размером 1141 м 2 . Выполняя задание № 3, учащиеся могут построить столбчатую диаграмму. 33.
Китайская сказка «Когда земля становится золотом»
Перед выполнением заданий учащимся желательно оказать помощь в выборе сельскохозяйственных культур с учётом конкретного региона и дать определение понятию «рискованное земледелие». Продуктом является оформление финансового плана. 34.Итоговое тестирование. 35.Творческий отчёт: выступления учащихся, оформление выставки.
Структура занятий
Занятия включают следующие этапы: мотивацию, целеполагание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценку, оценку эксперта (диагностику), коррекцию. Методическими особенностями проведения занятий являются следующие: 1.Методы и приёмы организации деятельности учащих ся на занятиях в большей степени ориентированы на усиление са мостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познава тельной активности. 2.Занятия построены таким образом, что один вид дея тельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. 3.С каждым занятием задания усложняются: увеличива ется объём материала, наращивается темп выполнения заданий. 4.Система представленных на занятиях задач и упражне ний построена таким образом, что позволяет обеспечить наличие личностных и метапредметных результатов: Личностные результаты - o осознание возможностей самореализации через занятия внеурочной деятельностью; o стремление к саморазвитию; o формирование и развитие общеучебных умений и навыков; o развитие воли, целеустремленности, креативности, инициативности, эмпатии, трудолюбия, дисциплинированности. Метапредметные результаты - o развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; o развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; o развитие учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации; o осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Планируемые результаты

Первый уровень результатов
– приобретение школьником социальных знаний о правилах конструктивной работы в группах; об основах разработки проектных и творческих задач; об организации коллективной творческой деятельности; о логике и правилах проведения мини-исследования; о методах и приёмах работы с проектными задачами.
Второй уровень результатов
– развитие ценностных отношений к получению непрерывных знаний; собственному развитию и внутреннему миру; к продуктивной деятельности с окружающими и партнёрами.
Третий уровень результатов


получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах. Данная программа предусматривает достижение учащимися третьего уровня результатов.
Система оценки планируемых результатов
Формы и методы работы на занятиях носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, по этому особенно важно научить учащихся осуществлять само анализ при выполнении заданий диагностических тренингов, интеллектуальной разминки, других заданий; постоянно про водить самоконтроль, сверяя свой вариант ответа с ответами других учеников; осуществлять самооценку успешности осво ения различных умений и видов деятельности, осмысливать полученные знания, собственные приращения в освоенных умениях, новообразования в мышлении: не знал - узнал, не умел - научился, не понимал – понял. Р езультативностью будут получаемые продукты деятельности - результат работы одного человека; в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт, например: выставка работ учащихся, коллективный просмотр презентаций и видеороликов, выставка работ, творческий отчёт.
4. Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов

освоения программы
На протяжении всего периода занятий внеурочной деятельности будет проводиться наблюдение за динамикой развития умений и действий учащихся. В процессе освоения содержания программы её
результативность предполагается проверять
с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования (Тесты интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауера, ГИТ, ШТУР; Н.Г. Анетько «Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся»; О.В. Воробьёв «Мои вершины»). Результаты будут фиксироваться в таблице:


п/

п

Критерии

Показатели

Инструментарий

(диагностические

средства)

Срок

проведения
1. Личностные 2. Метапредметные
5.

Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного

процесса

Методическое описание

Учебно – методические

компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное

обеспечение
1).Учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися: Криволапова
Н.А. «Внеурочная деятельность. Развитие познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – 2- е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 22 с. – (Работаем по новым стандартам)». 2).Учебно-методическое пособие «Решаем проектные задачи: исследование, творчество, сотрудничество». Учебно- методическое пособие / В.Н. Суслов. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 128 с. Допущено к использованию в образовательном процессе. 3).Интернет-ресурсы
Алгоритмы

деятельности
Выполнение должностных обязанностей учителя при проведении занятий. Алгоритм подготовки презентаций. Тематика направлений выставки работ. Подготовка творческого отчёта.
Контрольно-

измерительные

материалы
Тесты интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауера, ГИТ, ШТУР; Н.Г. Анетько «Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся»; О.В. Воробьёв «Мои вершины»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Условия проведения
(место проведения, аудиторный фонд)
Средства технического оснащения
Кабинет на 18 посадочных мест Библиотека Актовый зал Компьютерный кабинет (выход в Интернет) Компьютер, ноутбуки, колонки, экран, проектор, тематические презентации
6.

Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). 2.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. Акад. Образования; под ред. В.В. Козлова, М.В. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения). 3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). 4.Криволапова Н.А. «Программы развития познавательных способностей учащихся». (Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 47 с. – Работаем по новым стандартам). 5.Баранова Ю.Ю. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.]. – Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам).
6. Учебно-методическое пособие «Решаем проектные задачи: исследование, творчество, сотрудничество». Учебно-методическое пособие / В.Н. Суслов. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 128 с. Допущено к использованию в образовательном процессе.
7.

Приложение

Рекомендации для организации внеурочной деятельности:
1.
Разминка
(3—5 мин). Основной задачей данного эта па является создание у ребят
определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточ но лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитан ные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ре бёнка к активной познавательной деятельности. Интеллектуальная разминка — это система заданий (10— 15), которая направлена на проверку уровня усвоения опре делённых мыслительных приёмов и быстроты реакции ребёнка. Она всегда проводится в начале занятия. При работе над формулированием определений и выделением существенных признаков учащимся можно предложить, например, такие задания для разминки: - Что можно видеть с закрытыми глазами? - Кто говорит на всех языках? - Маленький друг Карлсона. - Съедобный герой русской сказки. - Что у зайца позади, а у цапли спереди? - Буква в русском алфавите, третья с конца. - Чем заканчиваются день и ночь?
2.Диагностический тренинг -
это система упражнений или упражнение, которые позволяют провести диагностику уров ня освоения определённых мыслительных приёмов с самопро веркой результатов. Диагностический тренинг может быть совме щён с тренингом психических познавательных процессов: памяти слуховой, зрительной, внимания, восприятия, воображения. В начале занятия учащимся предлага ется в течение 5 секунд прочитать и запомнить 11 по нятий. Например: термометр, мензурка, масса, объём, линейка, литр, килограмм, температура, градус Цельсия, длина, весы. Для разгрузки учащихся, снятия напряжения необходимо чередовать познавательную деятельность с упражнениями для отдыха. Упражнения для снятия глазного напряжения (2 мин). Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улуч шению кровообращения и расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости. Упражнение 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4—5 раз подряд с интервалом 15 с. 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Упражнение 3. Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо. Упражнение 4. Закрыть глаза. Массировать веки круговы ми движениями пальца 4—5 раз. Упражнение 5. Закрыть глаза. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1—2 с снять пальцы с века. Повторить 3—4 раза. Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с от крытыми, но и с закрытыми глазами.
3.Логико-поисковые задания
(25 мин) составляют ос новной комплекс упражнений, направленных на формирова ние приёмов мыслительной деятельности. На этом этапе предлагаются задания из разных областей наук. Такое чередование способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные спо собы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении заданий такого вида ученик, который не совсем успешен в усвоении учебного материала на уроках, может по чувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, так как решение логических и проектно-поисковых задач опирается на активность и сообразительность ребёнка.
4.Весёлая переменка
(3 мин). Это может быть динами ческая пауза, минутка юмора, минутка для размышления. Динамическая пауза представляет собой физкультминутку в составе занятия и
развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно. Минутка юмора, где сообщается об интересных ситуаци ях в жизни учёных, знаменитых людей, способствует снятию нервного напряжения. Минутка для размышления включает интересную и по лезную информацию «Это интересно знать», «Это полезно знать».
5.Решение проектных (творческих нестандартных) задач
(5 - 7 мин). Нужно воспитывать в детях любовь к кра соте логических рассуждений. Задачи должны различаться не только по содержанию, но и по сложности. На занятии обязательно проводится коллектив ное обсуждение решения задачи. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повы шение самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также некоторое снижение самооценки (по отношению к её завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами толь ко за счёт прилежания и старательности.
6.Мозговая гимнастика
(2 мин). Выполнение упражне ний для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятий. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психиче ских процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость вни мания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, улучшаются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость. Предлагаем несколько упражнений мозговой гимнастики. «Качания головой» (упражнение стимулирует мысли тельные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уро ните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напря жение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 с. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует струк туры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчи вость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмёрки по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, восприятие и речь): наденьте шапку, т. е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки, повторите упражнение три раза.
7.Информационный блок
включает в себя информа цию, позволяющую ученику изучить новый материал или алгоритм работы.
8.Рефлексия.
Рефлексивная деятельность — очень важ ный компонент любого занятия, она позволяет ребёнку ос мыслить свои возможности, выявить причину затруднений, осуществить самооценку и взаимооценку, проявить себя в не обычной ситуации, закрепить новоизменения в мышлении, в видах деятельности, освоенных учеником. Осуществить рефлексию можно различными приёмами. Например: - работа с эпиграфом и выяснение заключённого в нём смысла; - размышление на тему (на какие мысли вас наводит занимательный факт из жизни Т. Эдисона?); - риторический вопрос (так что же больше всего ценил в своих учениках Э. Резерфорд?); - незаконченное предложение (Для меня сегодня было интересным...; Больше всего меня удивило...).