"Сообщества живых организмов"

Автор: Степанова Вера Евгеньевна
Должность: учитель экологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Садовка
Населённый пункт: с. Садовка Саратовская область
Наименование материала: конспект урока 6 класс
Тема: "Сообщества живых организмов"
Дата публикации: 05.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок по экологии растений с использованием ИКТ и проектной деятельности на тему: 6 класс (ФГОС) Учитель экологии Степанова Вера Евгеньевна МБОУ СОШ с.Садовка Балтайский район Саратовская область 2016 год
Тема: «Сообщества живых организмов. Взаимоотношения организмов в биоценозе»
Цель урока:
продолжить знакомство учащихся с различными видами взаимоотношений живых организмов в сообществе.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями. 2. Сформировать знания о функциональном делении организмов на группы; показать роль данных групп в сообществе. 3. Активизировать познавательный интерес учащихся. С этой целью использовать ИКТ и проектную деятельность. 4. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции в отношении охраны биоценозов родного края.
Оборудование:
выставка рисунков учащихся, таблички с терминами, компьютер, кружки зелёного и красного цвета.
Основные термины и понятия:
биоценоз, продуценты, консументы, опад, ветошь, подстилка.
План урока:
1. Актуализация опорных знаний. 2. Изучение нового материала с использованием ИКТ и проектной деятельности учащихся. 3. Закрепление. Викторина. 4. Задание на дом: п. 10,11
1.

Актуализация опорных знаний.
Урок целесообразно начать с повторения изученных терминов и понятий. С этой целью проводится игра на знание и грамотное написание терминов и понятий. - эк . л . гические группы; - ф . т . ц . но .; - а . т . трофы; - г . т . ротрофы; - п . р . зиты; - с . пр . трофы; - эп . фиты; - агр . ц . но . . Далее необходимо организовать «мозговой штурм», направленный на повторение материала о взаимоотношениях между растениями.
Вопросы. 1. Назовите основные формы взаимоотношений растений в сообществе. (Конкуренция, паразитизм, комменсализм). 2. Дайте определение понятию конкуренция. Как вы думаете, за что способны конкурировать растения в сообществе? Каково значение конкуренции? ( Конкуренция - форма взаимоотношений, при которой у организмов наблюдается сходные потребности. Растения способны конкурировать за свет, воду и минеральные вещества. Конкуренция приводит к гибели многих особей (естественное прореживание), а также формирует особый облик растений ). 3. Чем отличается дерево, выросшее в лесу от дерева, выросшего на открытом пространстве? (Деревья отличаются высотой, диаметром ствола, формой кроны). 4. Среди растений – паразитов выделяют настоящих паразитов и полупаразитов. В чём отличие между ними? (Растения-паразиты получают от хозяина и энергию и вещества (органические и неорганические ). Полупаразиты способны к фотосинтезу, а от хозяина получают только воду с минеральными веществами ). 5. Приведите примеры растений-паразитов, произрастающих в нашей области. (Заразиха белая, петров крест чешуйчатый, повилика европейская). 6. Назовите растения, относящиеся к полупаразитам. (Погремок, марьянник, мытники). 7. Почему в народе погремки называют «молочными ворами»? (Погремки, а также мытники, растущие на лугах, с помощью присосок получают от растений-хозяев воду и минеральные соли, тем самым угнетают кормовые травы. Поэтому у коров, пасущихся на лугах, засорённых погремками и другими полупаразитами, падают удои молока). 8. Дайте определение понятию комменсализм. (Это форма взаимоотношений, при котором один из партнёров получает выгоду, а другой не получает ни вреда, ни выгоды). 9. Кто такие растения - эпифиты? (Это растения, которые способны к фотосинтезу и используют другие растения только как место для проживания). 10. Назовите растения - эпифиты нашей местности. (Мхи, водоросли). 11. Как вы думаете, с какой стороны, с северной или южной, на дереве растут водоросли и мхи? Каким образом это можно использовать для ориентировки в лесу? (Водоросли и мхи, произрастают с северной, более влажной стороны ствола). 12. О чём говорит массовое появление эпифитных лишайников на стволах деревьев? ( Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Их массовое появление свидетельствует о том, что воздух в данной местности чистый ).
2. Изучение вопроса о взаимоотношениях организмов в сообществе сопровождается демонстрацией слайдов, иллюстрирующих разнообразие сообществ. Запишите тему урока: «Сообщества живых организмов. Взаимоотношения организмов в биоценозе». Учитель. Красива природа Саратовского края. Притягивают взор его лесные просторы, луга, богатые разнотравьем луговые степи, таящие тишину реки, болота. Но так ли всё тихо в природе? Может быть, мы просто недостаточно знаем всех её тайн? Изучение вопроса о взаимоотношениях растений, животных, грибов и бактерий в сообществе следует начать с определения понятия
биоценоз.
Биоценоз (от греч. «биос» – жизнь, «койнос» - сообщество) - это сообщество всех живых организмов, населяющих определённый участок суши или водоёма. Биоценозы существуют благодаря взаимодействию с неживой природой. - Приведите примеры биоценозов. Для каждого биоценоза характерны не только свои растения, но и свои животные. Например, только в степи произрастают шалфей степной, лук круглый, полынь равнинная и другие; обитают серая куропатка, грызуны – суслик крапчатый, мышь полевая, обыкновенный хомяк, сурок обыкновенный, гадюка степная, богомол обыкновенный и другие. (Показ слайда степи, степных растений и животных). Далее следует раскрыть роль автотрофных и гетеротрофных организмов в сообществе, показать функциональное деление организмов на группы. Все живые организмы биоценоза делят на автотрофов и гетеротрофов. Они не могут существовать друг без друга и выполняют разные функции в сообществе.
Продуценты –
организмы, создающие органические вещества. - Какие организмы создают органические вещества?
Консументы –
организмы, потребляющие органические вещества. - Какие организмы относятся к консументам? Учащиеся записывают определения в тетрадь. Между организмами, составляющими биоценоз, существует множество разнообразных взаимоотношений, одни из них – пищевые.
Взаимоотношения между организмами.
(Учащиеся записывают в тетради) 1. Пищевые.
Пищевая цепь
– это цепь организмов, где одни служат пищей другим.
На примере пищевых взаимоотношений между организмами степи необходимо показать место продуцентов, консументов в цепи, а также деление консументов на порядки. I порядка II порядка III порядка шалфей богомол жаворонок степная гадюка (продуцент) (консументы) Учащиеся самостоятельно составляют пищевую цепь организмов соснового бора, используя слайды (сосновый слоник, ястреб, сосна, синица). Затем проверяется правильность составления пищевой цепи. Далее рассматриваются другие взаимоотношения в биоценозе. Презентация проектов учащихся «Дружная семейка», «Незаменимые помощники». Остальные учащиеся по ходу проекта продолжают заполнение в тетради «Взаимоотношения между организмами». Изучая биоценоз, следует остановиться на группе насекомоядных растений. Учитель обращает внимание на выставку рисунков учащихся и уделяет внимание рисункам с изображением растений, которые «ловят» и «поедают» животных. Рассказ ученицы о росянке круглолистной, пузырчатке. - Какой способ питания характерен для росянки и пузырчатки? 3. Для эффективного завершения изучения нового материала рекомендуется закрепить новые понятия, рассмотренный материал. Викторина Верны ли утверждения? Ответ обоснуйте. Используйте для ответа кружки зелёного и красного цвета. Зелёный цвет означает верный ответ, красный – неверный. 1) Биоценоз – это сообщество животных. 2) К продуцентам относятся: одуванчик, берёза, гусеница. 3) Автотрофы являются продуцентами, гетеротрофы – консументами. 4) Паук – это консумент I порядка. 5) кузнечик одуванчик змея лягушка ястреб 6) Росянка питается насекомыми. 7) Сойки встречаются там, где растут дубы. 8) Мёртвые растительные остатки минерализуют грибы и бактерии, а также дождевые черви и другие животные. 9) Организмы – паразиты представляют опасность для биоценоза. 10)Микориза – симбиотическая связь между растением и грибом.
- Каким образом вы могли бы использовать знания, полученные на уроке? Подведение итогов урока. Задание на дом: п. 10, 11