"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ"

Автор: Скапцова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Красномаяковская СОШ"
Населённый пункт: п. Красный Маяк, Красноярский край, Канский район
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ"
Дата публикации: 05.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ»
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество». Если ранее при подготовке учебных занятий, внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то современный учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В связи с чем, у меня возникла необходимость организации процесса обучения и воспитания на основе ИКТ. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения». Прошла подготовку на курсах, изучила литературу по этой теме и стала использовать ИКТ на своих уроках. Использование ИКТ на уроках помогает обучающимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только обучающимся, но и учителю. Есть и
требования
, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ: - Владеть основами работы на компьютере; - Иметь навыки работы с мультимедийными программами; - Иметь навыки работы с интерактивной доской; - Владеть основами работы сети Интернета. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их. При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области. Использование ИКТ в учебном процессе
позволяет
: - повысить качество усвоения материала; - осуществить дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем готовности к обучению; - активизировать познавательную деятельность обучающихся. Но, чтобы применение информационных технологий на уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса. Использование ИКТ происходит на разных этапах подготовки к учебным занятиям: -
Создание презентаций к урокам
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить
урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие УУД обучающихся. -
Использование электронного приложения к УМК
Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками таких демонстрационных материалов могут служить приложения к учебникам на электронных носителях, «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» и другие, которые я использую на своих уроках. Использование мультимедийных презентаций и видео на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. -
Работа на интерактивной доске.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать обучающихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. У учителя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи ребят. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учениками, особенно, начальных классов. Они считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. -
Работа с ресурсами Интернет.
Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому применение ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения учебного занятия. Я хочу остановиться на одном из них - Русский язык.
Первый этап урока:
актуализация знаний. Создание проблемной ситуации, где обучающиеся сами определяют тему урока. (Ребята работают в группах, выполняя задание для выхода из проблемной ситуации).
Второй этап урока:
организация познавательной деятельности. На данном этапе использовалось мультимедийное учебное пособие, которое заинтересовало обучающихся увлекательными заданиями, развивающего характера.
Третий этап урока:
закрепление и включение в систему знаний, заключалось в виде самостоятельной деятельности и самооценки выполненной работы.
Четвёртый этап урока:
рефлексия учебной деятельности. Соотнесение цели с планируемыми результатами, достижения планируемых результатов, самооценка деятельности на уроке (с помощью смайликов).

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний; - продвигает ребенка в общем развитии; - помогает преодолеть трудности; - позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; - создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе; - вносит радость в жизнь ребенка.
Вывод:
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста), но и повышают мотивацию обучения. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Использование ИКТ во внеурочной деятельности сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Информационные технологии позволяют мне, как классному руководителю, разнообразить формы работы с ребятами, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. 1. Во-первых, в организации воспитательной работы я использую Интернет - ресурсы. Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта, гостевая книга на сайте школы, форумы. 2. Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям на родительских собраниях. 3. Организуя внеклассные мероприятия, классные часы часто готовлю и использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, что позволяют экономить время проведения мероприятия. 4. С помощью программы создания презентаций мы готовим проекты, исследовательские работы, оформляем альбом класса, где помещены фотографии с различных мероприятий, информация о достижениях учащихся, их увлечениях и интересах.
Вывод:
Таким образом, мы видим, что использования средств ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, сделать его более наглядным, мобильным и интересным, а самое главное позволяет привлечь большее количество учеников, их родителей.