"Традиции русской культуры на уроках технологии"

Автор: Матузка Ольга Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ Лицей г. Истры
Населённый пункт: город Истра Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Традиции русской культуры на уроках технологии"
Дата публикации: 06.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

«ТЕХНОЛОГИЯ» НА ПРИМЕРЕ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

Автор: Матузка О.А., учитель технологии МОУ Лицей г. Истры
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы, призванной вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни (урочная и внеурочная деятельность, классные и внеклассные мероприятия). Предмет «Технология» играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Школьный возраст более восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно- нравственного развития, гражданского воспитания. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Принципы духовно-нравственного воспитания, обозначенные в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": воспитание на традициях, принцип сотрудничества, принцип целостности учебно-воспитательного процесса, системно-организованный подход, личностно-ориентированный подход, принцип сохранения исторической памяти в наиболее полной мере находят свое осуществление именно на уроках технологии. Какие бы разделы изучения предмета технологии мы ни рассматривали, кулинарию, рукоделие, швейное дело у девочек, дерево и металлообработку у мальчиков, важнейшим аспектом преподавания этих областей технологии является изучение истоков возникновения или происхождения тех или иных видов ремесел и творчества. Культура русского народа огромна и разнообразна. Она складывалась коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. На современном этапе национального возрождения именно педагогу определена задача по сохранению и передачи подрастающему поколению того, что было достигнуто нашими предками. В своей педагогической деятельности ведущую роль я отвожу проектно- исследовательской деятельности, как одной из форм организации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства. Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому ребенку работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха. 1
В начале изучения нового раздела предмета технологии большинство детей выполняют самостоятельные исследования, связанные с изучаемым материалом, что способствует развитию умений самостоятельно добывать знания, собирать и обрабатывать необходимую информацию, уметь её анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Именно в проектной деятельности по технологии очень часто находят свои воплощения исследовательские работы по изучению тех или иных направлений изучения традиций русской культуры. Приведу примеры творческих исследовательских проектов учащихся, которые были представлены на конкурсах различного уровня и заняли призовые места: - по лоскутной технике, где неотъемлемой частью выполнения исследовательского этапа проекта были проведены исследования исторического происхождения этого вида народного творчества; 2
- по вышивке с исследованием истории этого вида рукоделия на Руси; - по технологии швейных изделий с историей происхождения и развития женской юбки; - по кулинарии с изучением исторического развития уклада жизни и традиций питания древних народов Московии и современного жителя мегаполиса. 3
Цель этих творческих проектов - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие). Один из ярких ученических проектов по культурному наследию русского народа является творческий проект по истории и изготовлению русской народной тряпичной куклы. Традиционная кукла так же относится к одному из видов народного искусства, как и, например, традиционный костюм. Но не из-за рукоделия, а из-за целостного представления наших предков о мироздании, выраженных через куклу. Кукла – знак человека, его игровой образ – символ. Кукла многое может рассказать о народе. О его внешнем виде, о нарядах, характере, и занятиях. В кукле закодированы общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). В сознании наших предков куклы еще обладали различными волшебными свойствами: могли защитить человека от злых сил, принять на себя его болезни и несчастья, утешить в трудную минуту, дать совет, способствовать хорошему урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. Кукол хранили и передавали детям и внукам. Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. После Покрова в русской деревне начинались посиделки, на которых девочки обучались многим женским ремеслам. Это самое благоприятное время знакомства с тряпичной куклой. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в педагогике, в практической работе с детьми. Это 4
великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”. На первый взгляд традиционная русская кукла может показаться нам простоватой, но как мы увидели, куклы очень разнообразны и по своему назначению, и по своей форме, и по декоративному исполнению. При этом традиционные куклы не требуют каких-то сложных приемов или инструментов для изготовления. Достаточно иметь несколько ветхих тряпиц, мотка ниток и желание творить. И вот перед нами появляется новая кукла, которая хоть и похожа на своих «сестриц», но, все же, она уникальна и неповторима. Куклы «Желанницы», изготовленные на уроках технологии. Использованная литература: 1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Издательство: Культура и традиции 2007 г. 2. Цыгвинцева О. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. Издательство: Детство-Пресс.2013г. 3. Шайдурова Н. Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие. Издательство: Детство-Пресс. 2011 г. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование. 5