"Роль музыки в формировании творческого потенциала личности ребенка"

Автор: Евдокимова Ирина Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль музыки в формировании творческого потенциала личности ребенка"
Дата публикации: 07.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОСНЕЖКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК МБДОУ «БЕЛОСНЕЖКА» 629810 Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск ул. Изыскателей, 36в тел .(3496) 39-13-76, 39-13-47 e-mail: mdou_belosnezhka@mail. ru, ИНН/КПП 8905024884/890501001
«РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».
Музыкальный руководитель: Евдокимова Ирина Юрьевна
Ныне в обществе все чаще и чаще говорят о том, что доброта, сопереживание и сочувствие уходят в прошлое. Маленький ребенок оказывается не защищенным от агрессивного влияния и общества, и телевидения, и кино, и интернета… Это не отменяет задачу вырастить человека – это осложняет ее. Мы полагаем, что нужно постараться «очеловечить» мир, окружающий ребенка, научить его чувствовать состояние близкого человека, сочувствовать ему, радоваться вместе с ним. И начинать формировать такие нравственно ценные качества необходимо «с малых ногтей», то есть с детства. Известно, что уже трехлетний ребенок уже ориентирован на восприятие особенностей человеческих взаимоотношений, а дети младшего дошкольного возраста способны проявлять сопереживание, сочувствие, заботу. При целенаправленном влиянии на него, выражение нравственно-ценностных отношений становится стабильнее и активнее. Как же нужно работать с детьми младшего возраста, чтобы помочь им принять мир добра и красоты, мир, построенный на любви, дружбе, взаимопонимании? Дети младшего дошкольного возраста способны не только воспринимать состояние другого человека, но и проявлять заботу, уважение, сочувствие друг к другу, к близким, к взрослым; при этом способы выражения этих чувств обычно отличаются от привычных, принятых в обществе. Так, например, малыш, утешая маму, может танцевать перед ней или приносить игрушки, сладости. Дети двух-трех лет не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально – психических состояний человека. Маленьким детям можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно только включить или сыграть минорную музыку, ребенок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, страстей, раскрепощает их, помогает найти способы взаимодействия друг с другом. Воспитывать нравственную личность через музыкальное искусство нужно целенаправленно. Не стоит ждать, что ребенок послушает музыку и станет лучше: пойдет, как оказывать поддержку сверстнику, найдет, что сказать, когда близкому человеку плохо. Одним из механизмов освоения нравственных отношений детьми младшего возраста является подражание. Наблюдая за тем, как вы действуете в определенных ситуациях, дети самостоятельно начнут выказывать знаки внимания и заботы. Так, Полина боялась принимать участие в общей музыкально-игровой деятельности. Как только я заходила в группу и открывала крышку фортепиано, не сыграв еще на нем ни одного звука, девочка поднимала крик, и убегала в туалет, не поддаваясь уговорам взрослых. В беседе с мамой выяснилось, что дома она активна, весела, с удовольствием слушает музыку, самостоятельно играет на синтезаторе. Но стоит появиться в доме другим- взрослым или детям, взгляд ее становится робким, действия - скованными, она замолкает, начинает прятаться и не проявляет никакого желания взаимодействовать с другими людьми. И вот, прошло какое – то время, что мне дало возможность расположить к себе девочку, я обратила внимание, что Кристина стала более спокойной и уже не бежала без оглядки в туалет, а только сидела в стороне в напряжении, не шевелясь, и наблюдала за всем происходящим. Зайдя в очередной раз в группу, я начала непосредственно-образовательную деятельность с того, что обратила внимание прежде всего на Полину, ласково посмотрела, погладила по головке, взяла на руки, спела ей шуточную попевку. Наблюдая за всем происходящим, все присутствующие дети тоже окружили Полину и стали повторять мои действия по отношению к девочке. И что же произошло, Полина, забыв о своих страхах, увлеклась происходящим.
Что из этого следует, важно не просто переключить внимание, а дать ребенку почувствовать, что это делается для него, ради него. Дети, наблюдая за мной, при встречах уже сами «протягивали руку помощи» Полине: улыбались ей, гладили по руке, пели для нее. Уже в таком возрасте они старались поддержать девочку, потому что хотели играть вместе. Уже на следующих НОД девочка не нуждалась в специальной поддержке со стороны взрослых: она знала, что «ничего страшного не произойдет», ей стало интересно вместе с другими детьми участвовать в музыкальных играх. Так что же произошло? Дети, подражая поведению взрослого, помогли девочке наладить отношения со сверстниками и взрослыми. Музыка, помогла раскрепоститься и найти способ взаимодействия. Хочется сказать несколько слов о классической музыке. Согласно исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы нашего организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Ритмический рисунок классических произведений оказывает положительное влияние на работу сердечно – сосудистой системы, а значит, и на весь организм в целом. Пассивное слушание классической музыки не дает возможности говорить о прямом воздействии музыки на нравственное развитие личности. Так как же музыкой можно воздействовать на душу ребенка? Музыку нужно слушать активно. Музыкальное произведение лучше воспринимается, если его обыграть. И здесь, как правило, возникают такие проблемные ситуации, которые позволят детям обогатить свой опыт нравственно – ценностных отношений с другими людьми. Игровая деятельность «вмещает» важные элементы взаимодействия между людьми, а музыка выполняет функцию структурирования игры, задает ее внешнюю и внутреннюю форму, ритм, динамику, пульс и эмоциональную энергию. Прежде, чем слушать музыку, необходимо создать у детей определенный игровой настрой, который поможет им воспринять музыку. Музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик, поэтому наша задача состоит в том, чтобы музыка «жила» для ребенка, а не ребенок для музыки. В процессе музыкально – игровой деятельности необходимо использовать специально организованные и естественным образом возникшие нравственные ситуации, разрешение которых требует непосредственного участия самих детей. И никого не должно пугать, что приходится тратить время на «выяснение отношений», ведь основная цель – помочь маленькому ребенку разобраться в том «что такое хорошо и что такое плохо», и побудить его совершать добрые поступки. У детей младшего возраста хорошо развито конкретно – образное мышление, и для усвоения материала им необходимо его увидеть, пощупать. Например, слушая песенку про зайчика, дети с удовольствие ее будут и слушать, а затем и петь после того, как покормят игрушечного зайчика настоящей морковкой. Главное, чтобы у детей не пропадало ощущение, что слушать музыку интересно, занятно и любопытно. Воспитательное воздействие тогда будет более результативным. Воспитание – это забота о личности растущего маленького человека. Воспитывать – значит вырабатывать у детей определенные ценностные отношения, воспитание – это «притяжение» ребенка к истине, доброй воле, красоте духа. Педагоги, занимающиеся воспитанием и развитием детей младшего возраста, призваны обогащать и углублять потребности детей жить среди людей.