"Профориентационная работа в коррекционной школе как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни"

Автор: Лоторева Елена Викторовна
Должность: учитель профессионально-трудового обучения
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Данкова"
Населённый пункт: Липецкая область, город Данков
Наименование материала: статья
Тема: "Профориентационная работа в коррекционной школе как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни"
Дата публикации: 07.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Профориентационная работа

в коррекционной школе

как средство подготовки

воспитанников к самостоятельной

жизни.
В настоящее время актуальность проблемы трудовой адаптации воспитанников коррекционной школы стоит на первом месте. Из опыта работы известно, что большинство поступивших в ПУ выпускников коррекционной школы не могут овладеть предлагаемым там курсом. Особенную трудность для них представляют теоретические дисциплины. Вывод сделать несложно: к обучению в ПУ детей необходимо готовить уже в коррекционной школе. Максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний и является целью моей работы при подготовке обучающихся к трудовой деятельности. Обучение в коррекционной школе должно быть первым, а послешкольное – вторым этапом трудовой подготовки детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. На первом этапе работы с ними, продумывая на каждом этапе элементы ее организации и содержание обучения, я как раз и стремлюсь заложить у своих воспитанников основу профессиональных возможностей, что и должно в дальнейшем определить направление их трудового пути. Наши воспитанники нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, работа учителя трудового обучения, нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Немаловажную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют проводимые мною практические уроки по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся коррекционных школ. На своих уроках я уделяю особое внимание зрительно-двигательной координации и мелкой моторике рук, поскольку, переходя к профессиональному обучению, учащиеся должны иметь навыки трудовой деятельности. Чтобы проверить, в какой степени ученицы овладели тем или иным умением, я провожу контрольное исследование умений и навыков работы с ножницами, тканью, нитью. Это позволяет планировать дальнейшую
коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей школьников. Успешность профессиональной деятельности определяется и степенью мотивированности, эмоциональными реакциями, возможностью волевого контроля, личностными проявлениями и рядом других факторов. К сожалению, наши воспитанники часто хотят делать то, что заведомо не смогут в силу их умственного развития и состояния здоровья. Технология изучения трудовых возможностей обучающихся, которую я использую перед началом профессионального обучения, позволяет мне своевременно выявить, во-первых, общие качества личности (черты характера, интересы, особенности поведения, состояние двигательных качеств) и, во-вторых, уровень развития способностей к учебно-трудовой деятельности. Это помогает мне в дальнейшем индивидуализировать процесс обучения, усилить коррекционную работу, тем самым повышая уровень не только обученности, но и общего развития школьников. На этапе реабилитации важно создать условия для полноценного трудового обучения. Такие условия способствуют воспитанию у обучающихся добросовестного отношения к труду, обретению ими общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков, развитию творческих способностей, формированию осознанного отношения к трудовой деятельности. На своих уроках я уделяю большое внимание осознанному выбору профессии. Этому помогает непосредственное привлечение детей к производительному труду, организованному на уроках практического повторения, когда девочки выполняют заказы школы по изготовлению необходимых изделий. Организация производительного труда, доступного школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция учащихся средствами швейного дела, обучение непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей. В процессе обучения швейному делу, воспитанницы выполняют привычные действия, в результате чего формируется трудовой стереотип, что в будущем облегчит процесс их адаптации к трудовой деятельности. Эффективная профессиональная трудовая деятельность является ядром социально-нормативного поведения и решает такие задачи, как, например: - формирование интеллектуальных умений в труде; - становление личности ученика в процессе трудового обучения по выбранному профилю; - обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту. Программа трудового обучения обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет профессиональную направленность и предоставляет учителю огромные возможности для воспитания у воспитанников готовности к труду. Приобретение технико-технологических знаний, умений и навыков по изучаемой профессии позволяет детям после школы включиться в
производительный труд, так как своеобразие задач и контингента учащихся наших школ обуславливает специфику осуществления профессиональной работы путем выбора наиболее эффективных форм и методов ее проведения. В процессе трудового обучения я стараюсь логически увязать сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Проводя профессиональную беседу, связываю ее с изучаемым материалом. Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с детьми. Так, в 8 классе у детей происходит автоматизация действий при работе на универсальной производственной машине; в 9 классе я обучаю школьников работать в условиях промышленного производства (шить легкую женскую и детскую одежду) и отрабатываю с ними скоростные приемы изготовления швейных изделий на производственных и специализированных швейных машинах. Заказы школы ученицы выполняют в условиях пооперационного разделения труда, приобщаясь тем самым к реальной жизни. Заметную роль в области профориентации играют экскурсии. Вместе с воспитанницами посещаем швейные предприятия, где они знакомятся с организацией труда на производстве, выполняют пробные работы на спецмашинах, наблюдают за работой швеи, закройщика и других специалистов. В швейном ателье ученицы познакомились с процессом индивидуального пошива одежды, в швейной мастерской - наблюдали за видами и способами ремонта одежды. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Традиционные формы обучения я дополняю проведением нестандартных уроков. Такие уроки провожу в период введения в тему или ее обобщения. В процессе проведения таких занятий я решаю проблему дифференцированного подхода, расширяю рамки учебной программы, т.е. работая в зоне ближайшего развития, использую реальную возможность улучшить самооценку ребенка, повысить его авторитет. Работа в школе VIII вида убедила меня в том, что реализация общеобразовательной, коррекционной, воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаваемыми предметами. Интегрирование математических знаний и знаний, полученных на уроках трудового обучения, позволяет обучающимся видеть и понимать их взаимосвязь, положительно влияет на познавательную активность и интересы учащихся, способствует активизации мыслительной деятельности, побуждает к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Такие уроки носят практическую и профориентационную направленность. Их цель – обучение учащихся коррекционных школ умениям самостоятельно использовать знания разных дисциплин на практике.
Итоги выпускных экзаменов подтверждают эффективность использования мною традиционных и нестандартных форм обучения. Результаты двух последних выпусков таковы: в 2014/2015 учебном году 90% выпускниц получили оценку «5», остальные - «4»; в 2015/2016 году на «отлично» сдали теоретическую и практическую части экзамена все обучающиеся. Традиционным стало в нашей школе проведение предметных недель. Это одна из форм внеклассной деятельности. В ходе таких мероприятий я стараюсь расширять жизненный опыт воспитанников, как бы моделируя реальную действительность, активно приобщаю их к профессионально- трудовой деятельности, стремясь расширить круг их культурных потребностей. Приобщение к профессии – дело трудное и кропотливое. И это не мероприятие и даже не система мероприятий, а годы и годы ежедневной работы. Учитель не имеет здесь права на ошибки – ошибки, которые всегда и неизменно отражаются на судьбах его учеников и воспитанников. Конечно, не все мои воспитанницы выберут профессию швеи. Но мои усилия не напрасны: от моей работы зависит, что станет результатом трудового обучения в стенах школы – стойкий интерес к предмету трудовой деятельности (а затем и к профессии) или пассивное и даже негативное отношение к ней. Между тем, именно на своих уроках я учу детей выдерживать нагрузки, неотделимые от любого трудового процесса, учу школьников доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека и все им созданное. А эти качества нужны любому из нас. Конечным итогом моей работы являются не только красивые и достаточно сложные швейные изделия наших воспитанниц, но и (что намного важней и ценнее) успешное обучение их в учреждениях начального профессионального образования, где они осваивают специальности «Портной» и «Швея», и выходят в самостоятельную жизнь, имея и специальность, и место работы по специальности.