"Формирование семейных ценностей через участие обучающихся в воспитательном событии"

Автор: Деревцова Наталья Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "Темп" г.Амурска Амурского муниципального района
Населённый пункт: г.Амурск Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование семейных ценностей через участие обучающихся в воспитательном событии"
Дата публикации: 10.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование семейных ценностей через участие

обучающихся в воспитательном событии
Деревцова Н. Ф., педагог дополнительного образования МБУ «Темп», г.Амурск Семья всегда имела высокую значимость в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. В сохранении, упрочнении семьи заинтересовано государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к распространению незарегистрированных браков, изменениям у современной молодёжи системы ценностных ориентаций на создание семьи, снижению роли материнства и отцовства. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, способствующих укреплению института семьи в российском обществе. Задача образовательной организации – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы, также через участие в воспитательных событиях. В рамках воспитательного блока деятельности нашего учреждения значительное место занимает воспитательное событие, которое проводится один раз в месяц - это субботнее мероприятие «Нам вместе интересней». В нем участвуют обучающиеся и родители дошкольных групп – студии «Карусель», группы по подготовке к школе, и «Академии творчества». Совместное творчество оказывает положительное влияние на развитие правильных качеств ребёнка и учит его эффективному сотрудничеству. Особенно полезно, когда в творческом процессе принимают участие дети разного возраста и взрослые. Это становится прекрасной платформой для воспитания взаимопомощи, уважения к старшим, ответственности за младших, формирования командного духа. В течение двух лет, один раз в месяц, в субботнее утро мы приглашаем братишек и сестер, мам и пап, бабушек и дедушек - всех, кто свободен из членов семьи. Формирование семейных ценностей, совместное творчество – вот главные цели и этого воспитательного события. Каждый педагог, проводя свои мастерские по изготовлению сувениров, игрушек, оберегов, маленьких подарков тщательно подбирает содержание. Чего уже только не мастерили ребята вместе со своими родными и близкими! Особое настроение царит в мастерских, когда идет настоящее таинство по изготовлению кукол – семейных оберегов. Работа мастерских обязательно начинается с притчи, сказания,
видео, или фоторяда, рассматривания иллюстраций, сразу задаются душевные, трогательные интонации, которые и сопровождают весь процесс совместного творчества. С Татьяной Михайловной Козострига в ее мастерской делали куколку «Благополучницу» - еще ее называют «домовушка», которая оберегает семью, способствует процветанию дома и возрастанию достатка, она присмотрит за детьми, в куколку заворачивают сухую лечебную травку для здоровья, денежку для достатка в доме. Дарить ее принято на зимние праздники. Куклу – оберег «На здоровье» из ниток мастерили с Лидией Николаевной Большаковой. Кукла эта целительная, когда заплетают ей косу, приговаривают: «На здоровье, на здоровье». В добром, радостном расположении духа нужно быть при изготовлении куколки «Желаньице». Родители с детьми делали ее с Татьяной Александровной Репиной, и, нахваливая ее, загадывали самые сокровенные желания. Готовую куколку хранят в укромном месте и при загадывании следующего желания нужно подарить ей подарочек, похвалить ее и полюбоваться в зеркальце. И тогда любое ваше желание непременно сбудется! Подкова, украшенная зернами, бобами, колосьями - символ счастья и материального благополучия в доме, автор мастер – класса Виктория Валерьевна Скрипник. Итог этого воспитательного события – радость творчества и пусть короткое, но такое нужное совместное позитивное общение. Еще одно заметное образовательно - воспитательное событие в рамках данной проблемы проводится в центре творчества «Темп» для старшеклассников и молодежи нашего города - учебно-игровые сборы «Школа будущих родителей». Целью работы является формирование семейных ценностей и ответственного родительства. Хочется особо выделить один момент игровых сборов, который особенно ярко демонстрирует, как мы работаем над поставленными целями и задачами. Игра «Младенец». В один из дней в самом начале работы старшеклассники и молодежь собирается в актовом зале и ведущий, соблюдая интригу и сюрпризный момент, говорит о хрупкости детства, его беззащитности. Украшенная корзинка, прикрытая пеленкой, изображает «Роддом». Все желающие берут себе сырое яйцо из роддома, с этого момента яйцо считается «младенцем», каждому младенцу нужно дать имя, нарисовать лицо, создать элементы одежды, многие ребята делают своему ребеночку люлечку, колыбельку. В процессе игры нужно обращаться с яйцом как с грудным ребенком, повсюду носить его с собой, постоянно помнить и заботиться, нельзя оставлять его без присмотра. Его нужно беречь, ведь он очень хрупкий! Далее «Школа будущих родителей» идет своим чередом, работают мастерские, тренинги, ток-шоу, и часто бывают такие моменты, когда «родители» увлекаются и
забывают про «ребеночка», и тогда может случиться «трагедия». И чтобы этого не произошло «молодым родителям» нужно каждую минутку помнить, что рядом их «дитя». По окончанию игры, после рефлексии, «ребеночка» старшеклассники «отдают в детский сад» под опытный и надежный патронаж педагогов. Эта игра, безусловно, очень ярко показывает молодым, что такое дети и как важно быть ответственным родителем! Таким образом, играя, мы знакомим участников «Школы будущих родителей» с семейными ценностями. И в конце «будущие родители» посвящают своим детям стихи: «Антошка – сыночек любимый, родной. Лелеем, любим, бережем. Самый важный в жизни! Родители» Работа по формированию семейных ценностей у обучающихся очень сложная, разноплановая, не всегда благодарная, но очень интересная и важная деятельность. Планируя работу на следующий учебный год, мы продолжим эту работу и в наших планах - реализация социально-значимого проекта «Дерево держится корнями, а человек семьей». Недаром в названия наших будущих воспитательных событий мы взяли народные пословицы и поговорки, глубокий смысл которых кроется в каждом выражении, помогает прочувствовать тему семейных ценностей. Так через народную мудрость родились и задумки: «Вся семья вместе, и душа на месте», «При солнышке тепло, при матери светло», «Сестра с сестрою, как река с водою», «В родной семье и каша гуще» - это всё названия наших мероприятий, которые пройдут в центре в новом учебном году. И мы уже сейчас приглашаем к нам тех, кому интересна эта проблема, у кого есть потребность позитивного общения, совместного творчества.